Методы и приемы педагогической
работы
по формированию
духовно-нравственных качеств
личности школьника
на уроках православной культуры
Е. М. Токарева
Изменения в социальной жизни нашей страны,
перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности,
этики. Современная стратегия развития российской школы: в центре ее –
формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой
личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно - образовательная
и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации
на познание, воспитание и развитие, происходит изменение системы преподавания
на «культуросообразную», призванную обеспечить формирование особого
мировоззрения человека, а также приобщение его к ценностям культуры.
Все выше
сказанное отражается в федеральных государственных образовательных стандартах
общего образования II поколения. «Важнейшей целью современного отечественного
образования и одной из приоритетных задач общества и государства является
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина России».
Духовно
- нравственное воспитание предполагает становление отношений обучающегося к
Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому
себе.
Задача
духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые
требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого обучающегося,
такие как долг, честь, совесть и т.д.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной
восприимчивостью внешних влияний. Именно в этом возрасте возникают большие
возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного
воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание происходит в процессе
обучения с младшего школьного возраста. На уроках дети приучаются к
самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо
соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих
товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение,
помогать и принимать помощь.
В
жизни существует противоречие между знаниями и их использованием. Почему же знающий
не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что
знания остались «мертвыми».
Перед нами стоит проблема обогащения нравственного
опыта учащихся путем внедрения продуктивных педагогических технологий
(системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих
актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих,
этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Ребёнок
включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда
у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация
– это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные
способы развития мотивации: организация образовательного процесса, использование
нетрадиционных форм обучения, использование разных средств искусства, проблемные
ситуации, культура общения, чувство юмора, ситуация успеха.
Мотивация
создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях
современного образования.
Принципиально
значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством
художественных произведений.
Один
из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального
внимания учителя и специальной организации (использование
литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда –
репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной
эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства,
«погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.
Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих
детей.
Выразительное
чтение взрослого. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера,
который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает
маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное
чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании
текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Художественная
литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально - эмоционального
опыта внутреннего поведения способствует созданию и обогащению картины мира
читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о
принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения
нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему,
способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию,
описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем
произведения.
Акцентное
вычитывание – своего рода самостоятельное «вычерпывание» из текста определенных
моментов для решения тех или иных читательских задач, например, вычитывание
развития образа-переживания лирического героя, отношения автора к
происходящему, изменения в поведении героя.
Системно
- деятельный подход предполагает использование на уроках приема «шести ролей:
«автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк».
Таким образом, главная задача работы с литературным
произведением – поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная
читательская деятельность. Здесь нельзя обойтись без опоры на интеллектуальную
сферу учащихся.
Обязательным
элементом на уроке является обращение к личному опыту детей. В связи с этим
представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс
обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей
(личностно-развивающей) ситуации.
В
педагогической практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
проблемная (идет поиск новых знаний для решения проблемы), прогностическая (направлена
на развитие умений предвидения последствий поступка), конструктивная (предполагает
проектирование поведения в заданных условиях), оценочная (направлена на
формирование и развитие навыков оценки), аналитическая (используется для
анализа верных и ошибочных действий участников), репродуктивная (предполагает
возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения).
Благодаря
созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность,
которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед
ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
Подходим
к концу урока. Итог предполагается подвести самим учащимся, отвечая на вопрос
учителя. Это позволяет педагогу избежать лишней назидательности, а учащемуся –
проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу.
Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует
использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно и вытекает
из хода урока, следует предложить детям организовать практические дела, помочь
их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у
детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести интересную проектную
(исследовательскую) деятельность или полезную общественную работу (в виде
акций, проектов).
Одним
из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное
развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.
Ну и
конечно, важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого
учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая
любовь, педагогический оптимизм.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.