САМОАНАЛИЗ УРОКА
1. Характеристика
класса.
А) Здесь
рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры;
наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных
взаимоотношений и организационной структуры класса.
Б) Затем необходимо
охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения,
слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности
(чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
В) После этого
следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие
интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое
развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы
личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие
познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение;
недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
Г) После этого можно
перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в
фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в
привычках и культуре поведения.
Д) Затем
рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы,
после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
(Конечно, совершенно
необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную
характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока
учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не
только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)
2. Затем
анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока
в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Характеристика
триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в
знаниях иумениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое
воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать,
продолжать, закончить развивать.
4. Характеристика
замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала;
как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы
организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут
усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто
усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для
иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться
при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и
легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие
и развивающие задачи.
5. Как был построен
урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно-
воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно
повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
6. Структурный аспект
самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали
наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование
конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач,
содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
7. Функциональный
аспект анализа; определяется, насколько структура урока соответствовала
поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива.
Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и
учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся
успешному формированию конечного результата урока.
8. Оценка конечного
результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных
учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и
реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения
воспитательных и развивающих задач урока; выводы н самооценка урока.
(Конаржевский Ю.А.
Анализ урока.—М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”. 1999 г.)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.