Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодика проведения учебной природоведческой тропы для младших школьников

Методика проведения учебной природоведческой тропы для младших школьников

Скачать материал

Методика проведения учебной природоведческой тропы
для младших школьников
 


Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях.

В этом возрасте ученики постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, то есть осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера. Ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, я считаю, что для успешного изучения курсов «Мир вокруг нас» и «Природоведение» очень важны экскурсии, учебные прогулки, а так же уроки в природном окружении. Количество экскурсий, предусмотренных программой, минимально, однако учитель должен увеличить их число с учетом местных условий и возможностей. Они могут проводиться на территории школы, в парке, сквере, оранжерее и т.д. 

Предлагаю учебную природоведческую тропу для младших школьников. Местом для проведения учебной тропы я избрала лес, расположенный около школы. При выборе места я исходила из следующих соображений:

·           лес удобен для  посещения младшими школьниками

·           он содержит достаточное количество природных объектов

·           имеется естественный водоем

·           для остановок и отдыха имеются полянки и скамейки

 

Тропа имеет кольцевой маршрут протяженностью 800 метров,

5 остановок и 20 объектов для наблюдений.

Каждая остановка имеет свое название. На ней расположен информационный щит с текстом и несколько объектов для ознакомления. Каждый объект, расположенный на тропе, обозначен порядковым номером. Учитель при необходимости может включить в обзор дополнительные объекты, сократить их число или некоторые заменить другими по своему усмотрению.

Остановка 1. «Руку дружбы – природе»

Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1.На первой остановке учитель проводит вводную беседу, где коротко рассказывает, что такое природоведческая тропа, о чем дети узнают, пройдя по ней. Затем предлагается прочитать текст на щите, а в последующей беседе выяснить, насколько он им понятен.

 

 

На этой же остановке учитель знакомит детей с планом тропы. После короткой вводной беседы учитель рассказывает учащимся об объектах, расположенных на первой остановке. Здесь рассматриваются четыре природных объекта – клен остролистый, дуб черешчатый, орешник, волчье лыко.

Из материала, содержащего эколого-биологическую характеристику каждого объекта, учитель отбирает для рассказа и беседы то, что считает целесообразным использовать в каждом конкретном случае. Отбор материала зависит от времени года, в которое проводится экскурсия, от возрастного состава учащихся. Зная состав своих учащихся, каждый учитель сам решает, что отобрать из предложенного материала, на что сделать акценты, какие интересные сведения использовать в беседе.

Учитель должен помнить об основном значении природоведческой тропы – ее экологической направленности. Поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища; с насекомыми, служащими им кормом, и т.д. Человек использует растения для своей жизни – они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки. Так постепенно учащиеся подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью.

Учитель обращает внимание школьников на то, что растения и в парке и в лесу, располагаются ярусами: первый ярус – травы, второй – кустарники, третий ярус составляют деревья. Затем идет рассказ о конкретных растительных объектах.

 

 

Остановка 2. «Мы - дозорные природы»

Здесь расположен щит №2, с которым учитель знакомит учащихся. Он содержит правила поведения в природе. На данной остановке рассматриваются пять природных объектов – ольха серая, группа старых деревьев с дуплами, вяз гладкий, черника, группа мхов.

Информационный щит №2,-Нельзя ломать деревья,
 кустарники, вытаптывать траву.
-Не срывай цветов,растущих
 в лесу, в поле, на лугу;
пусть ими полюбуются другие люди.
-Не убивай змей, лягушек, жаб -
они приносят пользу,Природа дает человеку все
необходимое для его жизни:
пищу, жилище, одежду. За эти
бесценные дары мы отдаем природе
свою любовь и защиту.
Каждый из вас должен уметь вести
себя в природе и помнить 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                            

-Береги муравейники: муравьи - 
защитники наших лесов и парков.
 

 

 

 

 


На этой остановке учитель проводит беседу о самых распространенных птицах данной местности. Мы рассмотрим воробьев. Для этого на второй остановке есть наиболее подходящие условия – группа старых деревьев с дуплами, где постоянно селятся воробьи. На это и обращает внимание учитель. В беседе он выстраивает примерно такую цепочку: деревья, растущие в почве и получающие из окружающей среды все необходимое для своей жизни; насекомые, живущие на деревьях и за их счет; дятлы, питающиеся этими насекомыми и тем самым спасающие деревья от гибели; воробьи, использующие выдолбленные дятлами дупла для своих жилищ и, в свою очередь, приносящие деревьям пользу тем, что питаются насекомыми, обитающими на деревьях.

Особый акцент на этой остановке учитель делает на ознакомлении учащихся с правилами поведения в природе. Можно предложить учащимся по очереди прочитать каждое правило, написанное на информационном щите, а затем выяснить, как они понимают его содержание, побеседовать о том, как каждый из них соблюдает правила поведения в природе на практике, в своей повседневной жизни.

Остановка 3. «Защитим пернатое племя»

Здесь учитель продолжает знакомство младших школьников с птицами. Идет беседа о скворцах, тоже достаточно известной птице, но уже перелетной. Учитель обращает внимание школьников на скворечник, прикрепленный к стволу дерева, и задает им вопросы:

-Как вы думаете, чье это жилище?

-Кто приготовил это искусственное гнездо для птиц?

-Какие еще птицы могут селиться в таких домиках, кроме скворцов?

-Что вы знаете о жизни скворцов?

-Почему человек так о них заботится?

-Какую пользу приносят скворцы?

-Кто из вас участвовал в изготовлении скворечников?

 

Затем учитель дополняет беседу рассказом о биологии и экологии скворцов, приводит интересные данные об их музыкальных способностях, умении подражать различным звукам. Основной акцент в содержании беседы делается на выяснение пользы, которую приносят скворцы природе и в этой связи человеку, в чем проявляется забота человека об этой птице.

Затем снова учитель проводит мысль о взаимосвязях в природе. Цепочка связи будет такой: питательные вещества почвы (неживая природа), насекомые, поедающие растения, скворцы, питающиеся насекомыми и очищающие парки, и сады, человек, заботящийся о привлечении этих птиц и помогающий тем самым сохранению природы (скворечник-объект, сделанный руками человека). Основные виды связей – пищевые.

Затем учитель предлагает учащимся ознакомиться с содержанием текста на информационном щите №3.

Информационный щит №3
Ребята! 
Осенью собирайте плоды и семена
деревьев, кустарников, трав;
сохраняйте их до зимы.
Зимой подкариливайте птиц
на кормушках в эти холодные месяцы;
готовьте скворечники и другие
искусственные гнездовья.
Весной в парках, скверах, садах, лесах
развешивайте для перелетных птиц домики;
встречайте пернатых друзей.
Летом оберегайте птиц,сидящих на гнездах,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                              

не шумите вблизи их гнезд,
не разоряйте птичьих гнезд.
 

 

 

 


В зависимости от того, в какое время года проводится экскурсия по тропе, учитель может сосредоточить внимание учащихся на тех полезных делах по охране птиц, которые характерны для данного сезона. Возможно, сделать какую-то часть рекомендуемых работ или понаблюдать за гнездящимися скворцами.

На этой же остановке учитель обращает внимание на такие объекты: осина, подорожник. 

 

 

Остановка 4. «В лесу родилась елочка»

На этой остановке сосредоточены несколько видов хвойных деревьев: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный.

В содержание беседы включаются сведения о хвойных деревьях вообще, об их отличии от лиственных деревьев и кустарников; об их значении для природы и хозяйственной деятельности человека.

На последний вопрос учитель обращает особое внимание и связывает это с призывом высаживать хвойные породы деревьев. В доступной для младших школьников форме учитель рассказывает о том, что воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются фитонциды – особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и вредные грибы. Особенно целебна в этом отношении сосна. Недаром многие дома отдыха, санатории, детские лагеря размещены именно в сосновых лесах.

На этой же остановке уместен рассказ учителя об охране ели и пихты от массовой порубки накануне новогодних праздников. Во многих странах мира, в том числе и у нас, люди приобретают синтетические елки, которые выглядят не хуже настоящих.

В заключение беседы учитель предлагает детям прочитать написанное на информационном щите, по ходу комментируя его содержание.

 

                                                                                                                                                                               

Информационный щит №4

 


Дорогие ребята! Знаете ли вы, что...
...в наших лесах растет много хвойных пород деревьев;
...чаще других встречаются сосна обыкновенная, ель
...все они очень полезны для здоровья человека:

   

 

 

 

 

очищают воздух от пыли и болезнетворных микробов;
...широко используются в хозяйственой деятельности человека;
 


 

 

 

 

 

Остановка 5. «Все на свете друг другу нужны»

Эта остановка на тропе – заключительная. Здесь проводится обобщающая беседа по всей экскурсии и завершается ознакомлением с последними объектами. Для рассказа о растениях и животных края на этой остановке отобраны пять объектов: гнездо сороки, береза пушистая, береза повислая, брусника, рыжий лесной муравей (на основе наблюдений у муравейника).

Здесь так же имеется возможность показать некоторые связи, существующие в окружающей природной среде (растения – насекомые-вредители – муравьи – необходимость охраны).

В заключение беседы учитель обращает внимание учащихся на информационный щит, где помещено стихотворение Б. Заходера, адресованное детям. Через его содержание учитель завершает разговор о том, что в природе все связано между собой.

 

 

Информационный щит №5
Все-все -
Все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Все-все -
Все на свете,
На свете нужны.
И это все дети запомнить должны.
                               Б. Заходер
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Примерное планирование природоведческой тропы 
в системе учебных курсов "Окружающий мир"
 

 


1 класс

Природов-ой

тропы

урока по

программе

Тема урока

Задачи урока

1.

3.

«Что растет на клумбе?»

-Познакомить детей с декоративными    растениями клумб и цветника;

-Показать их красоту;

-Продолжать обучение распознаванию растений.

 

2.

4.

«Что это за листья? Что такое хвоинки?»

-Продолжить обучение распознаванию природных объектов;

-Учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев;

-Познакомить с хвойными деревьями, показать их красоту;

-Учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам.

 

3.

5.

«Что общего у разных растений?»

-Познакомить детей с частями растений;

-Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов;

-Формировать умение работать в группе.

 

4.

14.

«Как живут растения и животные?»

-Формировать представления о растениях как живых существах, об их жизненном цикле, об условиях, необходимых для жизни растений;

-Учить детей ухаживать за растениями;

-Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных;

-Учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни.

 

5.

25.

«Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

-Учить детей слушать звуки природы;

-Учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки»;

-Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту;

-Обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий.

 

6.

29.

«Почему мы часто слышим слово экология?»

-Сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей;

-Повторить и обобщить экологический материал курса;

-Продолжить обучение работе в группах.  

 

 

 

 

 

2 класс

Природов-ой

тропы

урока по

программе

Тема урока

Задачи урока

1.

4.

«Какие бывают растения»

 

-Познакомить детей с названиями групп растений;

-Познакомить с растениями, относящимися к той или иной группе растений;

-Дать представление о невидимых нитях в природе;

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

2.

6.

«В гости к осени»

 

-Формирование у детей конкретных представлений об изменениях в жизни растений и животных в осенний период;

-Установление причин этих изменений;

-Наблюдение за жизнью и повадками животных;

-Соблюдение правил поведения в природе.

 

3.

10.

«Будь природе другом»

 

-Познакомить детей с Красной книгой;

-Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности и занесенных в Красную книгу;

-Продолжать обучение распознаванию растений.

 

4.

14.

«В гости к зиме»

 

-Формирование у детей конкретных представлений об изменениях в жизни животных и растений зимой;

-Воспитание заботливого отношения к зимующим птицам;

-Учить видеть вокруг себя прекрасное.

5.

21.

«Лесные опасности»

-Выяснить, какие опасности могут нас подстерегать в лесу;

-Закрепить понятия съедобное и несъедобное (грибы, ягоды);

-Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

6.

28.

«В гости к весне»

 

-Формирование у детей конкретных представлений об изменениях, происшедших весной в неживой природе и живой;

-Наблюдение за появлением раннецветущих растений, выяснение их значения;

-Обратить внимание на появление насекомых и птиц.

 

3 класс

Природов-ой

тропы

урока по

программе

Тема урока

Задачи урока

1.

5.

«Природа в опасности»

 

-Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;

-Выяснить, с какой целью создана Красная книга;

-Учить правильному поведению в природе;

-Воспитывать любовь к природе.

2.

12.

«Разнообразие растений»

-Познакомить учащихся с основной классификацией растений;

-Рассмотреть особенности каждой группы растений;

-Продолжать обучение распознаванию растений.

3.

14.

«Охрана растений»

-Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;

-Учить бережно относиться к растениям;

-Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

4.

25.

«Раннецветущие растения»

-Закрепить имеющиеся представления об изменениях в неживой природе;

-Познакомить с раннецветущими растениями;

-Наблюдать за весенними изменениями в жизни растений (деревья-кустарники-травы)

-Продолжать обучение распознаванию растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

Природов-ой

тропы

урока по

программе

Тема урока

Задачи урока

1.

10.

«Лес и человек»

 

-Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

-Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

-Познакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

-Развивать культуру поведения в природе.

2.

19.

«Поверхность нашего края и ее охрана»

-Сформировать у учащихся представление о поверхности и водоемах нашего края;

-Учить работать с компасом, определять стороны горизонта на местности;

-Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

3.

25.

«Лес - природное сообщество»

- Сформировать у учащихся представление о лесе, как природном сообществе;

-Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса;

-Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания;

-Рассмотреть основные экологические правила  поведения в природе.

4.

27.

«Луг – природное сообщество»

- Сформировать у учащихся представление о луге, как природном сообществе;

- Познакомить с разнообразием живых организмов луга;

-Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

-Продолжать обучение распознаванию растений.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методика проведения учебной природоведческой тропы для младших школьников"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей младшего школьного возраста, я считаю, что для успешного изучения курсов «Окружающий мир» и «Природоведение» очень важны экскурсии, учебные прогулки, а так же уроки в природном окружении. Количество экскурсий, предусмотренных программой, минимально, однако учитель должен увеличить их число с учетом местных условий и возможностей. Они могут проводиться на территории школы, в парке, сквере, оранжерее и т.д. 

 

Предлагаю учебную природоведческую тропу для младших школьников. Местом для проведения учебной тропы я избрала лес, расположенный около школы.

 

   

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 349 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 343
    • DOCX 5.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ивко Галина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ивко Галина Юрьевна
    Ивко Галина Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3521
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1151 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 32 регионов

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе