Наглядно-образное
мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет
сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах,
явлениях, образах и простых понятиях.
В
этом возрасте ученики постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим
мышлением, то есть осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно
плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от
самого человека.
Именно
в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций),
необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При
этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко
алгоритмического характера. Ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным,
творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний.
Учитывая
наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, я считаю, что для
успешного изучения курсов «Мир вокруг нас» и «Природоведение» очень важны
экскурсии, учебные прогулки, а так же уроки в природном окружении. Количество
экскурсий, предусмотренных программой, минимально, однако учитель должен
увеличить их число с учетом местных условий и возможностей. Они могут
проводиться на территории школы, в парке, сквере, оранжерее и т.д.
Предлагаю учебную
природоведческую тропу для младших школьников. Местом для проведения учебной
тропы я избрала лес, расположенный около школы. При выборе места я исходила из
следующих соображений:
·
лес
удобен для посещения младшими школьниками
·
он содержит достаточное количество
природных объектов
·
имеется естественный водоем
·
для остановок и отдыха имеются полянки и
скамейки
Тропа имеет
кольцевой маршрут протяженностью 800
метров,
5 остановок и 20 объектов для наблюдений.
Каждая остановка имеет свое название.
На ней расположен информационный
щит с текстом и несколько объектов для ознакомления. Каждый объект, расположенный на
тропе, обозначен порядковым номером. Учитель при необходимости может
включить в обзор дополнительные объекты, сократить их число или некоторые
заменить другими по своему усмотрению.
Остановка 1. «Руку дружбы – природе»
Это
начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1.На первой остановке учитель
проводит вводную беседу, где коротко рассказывает, что такое природоведческая
тропа, о чем дети узнают, пройдя по ней. Затем предлагается прочитать текст на
щите, а в последующей беседе выяснить, насколько он им понятен.
На этой же остановке учитель знакомит детей с планом тропы. После
короткой вводной беседы учитель рассказывает учащимся об объектах,
расположенных на первой остановке. Здесь рассматриваются четыре природных
объекта – клен остролистый, дуб черешчатый, орешник, волчье лыко.
Из материала, содержащего эколого-биологическую характеристику
каждого объекта, учитель отбирает для рассказа и беседы то, что считает
целесообразным использовать в каждом конкретном случае. Отбор материала зависит
от времени года, в которое проводится экскурсия, от возрастного состава
учащихся. Зная состав своих учащихся, каждый учитель сам решает, что отобрать
из предложенного материала, на что сделать акценты, какие интересные сведения
использовать в беседе.
Учитель должен помнить об основном значении природоведческой тропы
– ее экологической направленности. Поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках
особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям
нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это
почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с
растениями, на которых строят свои жилища; с насекомыми, служащими им кормом, и
т.д. Человек использует растения для своей жизни – они дают ему пищу, кров,
обогащают воздух кислородом, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода.
В свою очередь человек старается рационально использовать дары природы,
тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки. Так
постепенно учащиеся подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях,
существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой
и человеком, его трудовой деятельностью.
Учитель обращает внимание школьников на то, что растения и в парке
и в лесу, располагаются ярусами: первый ярус – травы, второй – кустарники,
третий ярус составляют деревья. Затем идет рассказ о конкретных растительных
объектах.
Остановка 2. «Мы -
дозорные природы»
Здесь расположен щит №2,
с которым учитель знакомит учащихся. Он содержит правила поведения в природе.
На данной остановке рассматриваются пять природных объектов – ольха серая,
группа старых деревьев с дуплами, вяз гладкий, черника, группа мхов.
На этой остановке учитель проводит беседу о самых распространенных
птицах данной местности. Мы рассмотрим воробьев. Для этого на второй остановке
есть наиболее подходящие условия – группа старых деревьев с дуплами, где
постоянно селятся воробьи. На это и обращает внимание учитель. В беседе он
выстраивает примерно такую цепочку: деревья, растущие в почве и получающие из
окружающей среды все необходимое для своей жизни; насекомые, живущие на
деревьях и за их счет; дятлы, питающиеся этими насекомыми и тем самым спасающие
деревья от гибели; воробьи, использующие выдолбленные дятлами дупла для своих
жилищ и, в свою очередь, приносящие деревьям пользу тем, что питаются
насекомыми, обитающими на деревьях.
Особый акцент на этой остановке учитель делает на ознакомлении
учащихся с правилами поведения в природе. Можно предложить учащимся по очереди
прочитать каждое правило, написанное на информационном щите, а затем выяснить,
как они понимают его содержание, побеседовать о том, как каждый из них
соблюдает правила поведения в природе на практике, в своей повседневной жизни.
Остановка 3. «Защитим
пернатое племя»
Здесь учитель продолжает знакомство младших школьников с птицами.
Идет беседа о скворцах, тоже достаточно известной птице, но уже перелетной.
Учитель обращает внимание школьников на скворечник, прикрепленный к стволу
дерева, и задает им вопросы:
-Как вы думаете, чье это
жилище?
-Кто приготовил это
искусственное гнездо для птиц?
-Какие еще птицы могут
селиться в таких домиках, кроме скворцов?
-Что вы знаете о жизни
скворцов?
-Почему человек так о них
заботится?
-Какую пользу приносят скворцы?
-Кто из вас участвовал в
изготовлении скворечников?
Затем учитель дополняет беседу рассказом о биологии и экологии
скворцов, приводит интересные данные об их музыкальных способностях, умении
подражать различным звукам. Основной акцент в содержании беседы делается на
выяснение пользы, которую приносят скворцы природе и в этой связи человеку, в
чем проявляется забота человека об этой птице.
Затем снова учитель проводит мысль о взаимосвязях в природе.
Цепочка связи будет такой: питательные вещества почвы (неживая природа),
насекомые, поедающие растения, скворцы, питающиеся насекомыми и очищающие
парки, и сады, человек, заботящийся о привлечении этих птиц и помогающий тем
самым сохранению природы (скворечник-объект, сделанный руками человека).
Основные виды связей – пищевые.
Затем учитель предлагает учащимся ознакомиться с содержанием
текста на информационном щите №3.
В
зависимости от того, в какое время года проводится экскурсия по тропе, учитель
может сосредоточить внимание учащихся на тех полезных делах по охране птиц,
которые характерны для данного сезона. Возможно, сделать какую-то часть
рекомендуемых работ или понаблюдать за гнездящимися скворцами.
На
этой же остановке учитель обращает внимание на такие объекты: осина,
подорожник.
Остановка 4. «В лесу
родилась елочка»
На этой остановке сосредоточены несколько видов хвойных деревьев:
сосна обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный.
В содержание беседы включаются сведения о хвойных деревьях вообще,
об их отличии от лиственных деревьев и кустарников; об их значении для природы
и хозяйственной деятельности человека.
На последний вопрос учитель обращает особое внимание и связывает
это с призывом высаживать хвойные породы деревьев. В доступной для младших
школьников форме учитель рассказывает о том, что воздух вблизи хвойных лесов
особенно чист, так как хвоей выделяются фитонциды – особые летучие вещества,
которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и вредные
грибы. Особенно целебна в этом отношении сосна. Недаром многие дома отдыха,
санатории, детские лагеря размещены именно в сосновых лесах.
На этой же остановке уместен рассказ учителя об охране ели и пихты
от массовой порубки накануне новогодних праздников. Во многих странах мира, в
том числе и у нас, люди приобретают синтетические елки, которые выглядят не
хуже настоящих.
В заключение беседы учитель предлагает детям прочитать написанное
на информационном щите, по ходу комментируя его содержание.
Остановка 5. «Все на
свете друг другу нужны»
Эта остановка на тропе – заключительная. Здесь проводится
обобщающая беседа по всей экскурсии и завершается ознакомлением с последними
объектами. Для рассказа о растениях и животных края на этой остановке отобраны
пять объектов: гнездо сороки, береза пушистая, береза повислая, брусника, рыжий
лесной муравей (на основе наблюдений у муравейника).
Здесь так же имеется возможность показать некоторые связи,
существующие в окружающей природной среде (растения – насекомые-вредители –
муравьи – необходимость охраны).
В заключение беседы учитель обращает внимание учащихся на
информационный щит, где помещено стихотворение Б. Заходера, адресованное детям.
Через его содержание учитель завершает разговор о том, что в природе все
связано между собой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.