МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
При подготовке занятия в творческом
объединении педагогу необходимо:
1.Предварительно пересмотреть учебную
программу кружка, изучить учебно-тематический план, журнал кружковой работы,
конспекты предыдущих занятий, согласовать определенный раздел и тему раздела с
содержанием программы, определить взаимосвязь содержания предстоящего занятия с
предыдущими и последующими занятиями. Просмотреть записи с совещаний отдела,
материалы педучеб, заседаний методобъединения, методическую и другую литературу
по теме занятия.
2.Определить направление деятельности
на занятии, то есть поставить цель.
Целевые установки занятия должны быть направлены на
определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и
обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Цель должна быть
конкретна и достижима за одно занятие
3.Определить задачи проведения
занятия. Задач должно быть не больше 3-х и они должны раскрывать цель,
конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. На первый
план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и
задачи нравственного, эмоционального воздействия.
4.Определить и выбрать тип и структуру
занятия с учетом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников,
учащихся, слушателей.
5.Составить план проведения занятия. Определить
основные этапы занятия, их последовательность. Время, выделяемое на
каждый из этапов, содержание каждого этапа; формы, организующие
работу педагога и детей, продумать методы обучения и воспитания.
6.Продумать специфику занятия, логику построения
(взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой
части по практическому и теоретическому материалу), определить объем образовательного
компонента учебного материала.
7.Необходимо продумать дидактические средства
и приёмы, техническое оснащение кружка, которые будут использованы
на занятии.
До начала
занятия:
- Придите за
10-15 минут до начала занятия.
- Проветрите
помещение, проверьте наличие пособий, инструментов и материалов, лично
убедитесь в исправности электрооборудования.
- Проверьте
подготовленность рабочих мест для учащихся.
- Еще раз
продумайте ход занятия
На первоначальном этапе занятия педагог
создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на
сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем
этапе - анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые
небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является
разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с
выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной
и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический
комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Необходимо
продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного
материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с
опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с
детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.
Педагог обязан выполнять все государственные
санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных
категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствовать в своей
педагогической деятельности
методики здоровье сберегающих систем.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе
дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе
которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Подготовка занятия в учебном
кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию
включает:
1) определение темы занятия;
2) продумывание общего хода занятия;
3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5) подбор методических материалов по теме занятия;
6) выполнение практической работы;
7) составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его
началом включает:
• приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
• проветривание учебного кабинета;
• подготовка методических и дидактических материалов к занятию;
• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для
проведения занятия.
Подготовка и проведение выездного занятия
Предварительная подготовка занятия включает:
1) определение темы и содержания занятия;
2) определение места проведения занятия;
3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки
конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути
проезда до места занятия;
4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на
проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка детей к выездному занятию:
• рассказ о месте проведения занятия;
• изложение содержания учебных заданий;
• обсуждение формы выполнения заданий;
• обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с
педагогом и окончания занятия;
• инструктаж по технике безопасности.
Проведение и подведение итогов выездного
занятия:
• в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям
«творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и
умения в освоении мира;
• на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме
проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки,
обговорить тему и место следующего выездного занятия;
• обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде
стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.
Подготовка и проведение итогового занятия
Итоговые занятия могут проводиться:
• по окончании учебного года;
• по окончании полугодия или семестра;
·
после изучения большой
учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно
включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном
процессе;
б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового
занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к
итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои
работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и
отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную
рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных
заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить
результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и
критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать
самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный
контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов
выполнения контрольных заданий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.