Парную работу можно использовать в трёх
видах:
1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик», так могут
заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии
взаимного расположения;
2.
динамическая
пара: выбирают четверо учащихся, и готовится одно задание, но имеющее четыре части; после
подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером,
причем, каждый раз ему необходимо
менять логику изложения, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Работа в динамических парах:
3.
вариационная пара, в которой
каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с
учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в
результате каждый усваивает четыре порции
учебного содержания.
4.
5. Экран учета ведется для формирования
различных видов контроля: самоконтроль,
взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
6.
|
Задание
Ученик
|
У1
|
У2
|
УЗ
|
У4
|
Алина
|
|
|
|
|
Игорь Г.
|
|
|
|
|
Игорь М.
|
|
|
|
|
Вера
|
|
|
|
|
Саша
|
|
|
|
|
Маша
|
|
|
|
|
Лера
|
|
|
|
|
|
Одним из преимуществ КСО является
освобождение учителя от значительной доли фронтальной
работы с классом и соответственно увеличению времени для индивидуальной помощи
учащимся.
Структура карточек
Карточка состоит из двух частей: первая – для
ввода, она же для взаимообмена. Задание для ввода носит репродуктивный
характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять
товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над текстом
параграфа, часто с использованием дополнительной литературы, справочников.
Во второй части (задание второго уровня) – задания
на закрепление и отработку полученных знаний. Эти задания предусматривают
элементы творческого характера, выполнение заданий олимпиад.
Приведу пример двух карточек по теме: «Экология как
наука. Жизнь среда обитания» (11 класс).
Метод КСО дает положительные результаты сразу.
Ученик выступает при КСО в роли учителя. Благодаря положению, что каждый
обучает каждого, возможно достижение таких показателей познания мира, как
осознанность и понимание учебного материала, учебные же действия приобретают
необходимые показатели легкости, быстроты, автоматизма. В этой связи
вскрываются такие резервы, которые в традиционной науке и практике никак не
проявляются. Например, задача объяснить материал, убедить товарища, приводит у
ученика в действие такие механизмы, которые часто остаются не использованными.
Ученик для объяснения товарищу (в отличие от собственного усвоения, когда он
довольствуется малым) ищет в материале дополнительные связи, свойства и
отношения, приводит основания, убедительные для самого непонятливого товарища.
Уровень достижений.
|
Дескриптор
|
0
|
Студент не достиг стандарта любым ниже
перечисленным дескриптором.
|
1 - 2
|
Студент систематизирует и
представляет данные, используя простые цифровые или диаграммные
формы, и делает очевидные выводы.
|
3 - 4
|
Студент систематизирует и переводит данные
в цифровые и диаграммные формы и представляет их в соответствующей
форме передачи информации. Студент делает выводы, согласующиеся с
данными.
|
5 - 6
|
Студент систематизирует и переводит
данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их логически и
чётко, используя соответствующие формы передачи информации. Студент объясняет
тенденции, структуру или взаимодействие данных, комментирует надёжность
данных, делает чёткие выводы, основанные на правильной интерпретации
данных, и объясняет их, используя научный подход.
|
Критериальное оценивание вводится постепенно, начиная с первого уровня ( 6
класс ). Учащиеся знакомятся с дескрипторами (описанием). Например, в шестом
классе учащиеся знакомятся с критериями С, E,F. В
седьмом и восьмом классах ( 2 уровень) дополнительно вводится критерий В. А в
девятых и десятых классах критерии А, D. Следовательно, к 10 классу (5 уровень)
работы студентов оцениваются с использованием всех видов критериев.
v
Вербальное оценивание. Мы – взрослые люди – любим, когда коллеги и
руководители замечают наши успехи и начинания и по заслугам оценивают наш
позитивный вклад в общее дело. Результат многочисленных научных исследований
указывает на то, что для студентов различных классов ещё более, чем для
взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда
простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели,
отмечайте добрым словом его личные достижения при изучении науки биологии,
формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Постарайтесь
сделать так, чтобы это всё стало стилем вашего существования в стенах школы. И
тогда большинство ребят ответят вам уважением, любовью и желанием работать на
уроке. Так, например, при подведении итогов или результатов проведённой
какой-либо оценочной работы сначала отметьте имена студентов, чьи работы были
выполнены на высоком и хорошем уровне. Имена студентов, чьи работы имеют
средний и низкий уровень не рекомендуется называть, а лишь можно сказать о том,
что данные работы требуют работы над ошибками или коррекции.
v
Взаимооценивание используется при презентации творческих работ,
например постеров, плакатов или коллажей. Студенты совместно с учителем
определяют рубрики, по которым будет проводиться оценивание. Например, тема:
«СПИД – чума 21 века» или «Туберкулёз – социальная проблема» Студенты готовят
коллажи и презентуют их. Классом определены рубрики: научность,
достоверность, оригинальность, содержание и т.д. Количество рубрик и их
содержание может быть определено в соответствии с изучаемой темой. Рубрики
записываются на доске. После завершения презентаций студенты оценивают друг
друга. Это может быть представлено в письменной форме или устной. Данная форма
оценивания позволяет сформировать умение у школьников объективно оценить
и прокомментировать деятельность других, отметить при этом положительные и
отрицательные стороны работы.
v Самооценивание не только позволяет студенту проводить
самоконтроль, по возможности оценивать свои знания, учебные навыки, но и
превращают его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии,
совершенстве. Самооценка учебной деятельности позволяет студенту чувствовать
себя не только исполнителем каких – либо работ в его учебной деятельности, но и
способствует формированию ответственности за полученный результат.
Самооценивание на уроках биологии проводится в двух формах: критериальное,
рефлексивное.
Критериальное самооценивание проводится студентами в целях оценивания своих
достижений в соответствии с дескрипторами критериального оценивания
международной программы IB в группе предметов Science
(науки). Критериальное самооценивание может быть использовано при проведении
различных видов письменных работ со студентами по предмету. Критериальное
самооценивание оформляется в работе студента, где должен быть представлен
комментарий учителя. Форма и оформление критериальной самооценки в работе
студента может быть различной. Привожу пример оформления критериальной
самооценки в тексте письменной работы студента.
Критерий
С: научные знания и концепции.
Аспекты вашей работы
|
Комментарии учителя
|
Критерии
|
Максимальное
количество баллов - 6
|
C
|
|
|
Для того, чтобы студенты
могли ознакомиться с дескрипторами критериев и использовать их для
самооценивания, командой учителей группы предметов Science
разработано критериальное самооценивание учащихся, где в доступной форме
представлена информация дескрипторов всех критериев. Представляю пример
критериального самооценивания по критерию Е.
Критериальное самооценивание.
Критерий Е: обработка данных.
Уровень достижения
|
Дескриптор (описание)
|
0
|
Я не смог
справиться с заданием.
|
1 - 2
|
Ø Я
могу систематизировать данные, используя при этом простые цифровые
и диаграммные формы.
Ø Могу
делать очевидные выводы.
|
3 - 4
|
Ø Я
могу систематизировать и переводить данные в цифровые и диаграммные
формы.
Ø Я
могу представлять их в соответствующей форме передачи информации.
Ø Я
могу делать выводы, согласующиеся с данными исследования.
|
5
- 6
|
Ø Я
могу систематизировать и переводить данные в цифровые и диаграммные
формы и представлять их логически чётко.
Ø Я
могу использовать соответствующие формы передачи информации.
Ø Я
могу объяснять тенденции, структуру или взаимодействие данных.
Ø Я
могу комментировать надёжность данных
Ø Я
могу делать чёткие выводы, основанные на правильной интерпретации
данных и объяснять их, используя научный подход.
|
Рефлексивное самооценивание студентами
используется :
v при
выполнении работы по алгоритму;
v после
завершения изучения темы (главы, раздела). Рекомендуется проводить перед
проведением итоговой контрольной работы или тестировании.
v при
работе в группе.
v
1. Работать в паре, т.е.
научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться
с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь
доброжелательно высказывать свое мнение и выслушать мнение товарища;
v
2. Работать с карточкой: читать
и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главную мысль,
объяснять значение слов, озаглавливать текст, четко формулировать свое
понимание, свою мысль.
v
Эти умения вырабатывались не
сразу. На первых порах было шумно, у ребят не было навыков совместной работы.
v
Вначале занятий учащиеся
старались пересказывать «книжным языком». Затем, имея возможность вдуматься в
смысл слов, обсудить, осмыслить прочитанное, они стали формулировать свои
мысли, свое понимание. Со временем их речь стала меняться, фразы приобрели
логическую последовательность и завершенность. Учащимся стало легче отвечать на
вопросы «зачем» и «почему».
Контроль
качества знаний по результатам самооценивания и оценивание уровня знаний
учителем можно представить в следующей последовательности действий.
Ø
Индивидуальная работа обучающихся
с карточкой по самооцениванию. Карточка предлагается каждому обучающемуся, где он в течение 2 –3 минут
ставит «галочки» или «+» в соответствующих графах: отлично, хорошо, среднее,
требует улучшения.
Ø
Оформление сводной
таблицы. Затем учитель
заносит данные самооценки в сводную таблицу и анализирует её. Цветная таблица
позволяет наглядно оценить уровень достижений учащихся при изучении темы.
Также в таблицу вносятся результаты итогового теста. При выполнении теста
провели самооценку, оформленную в работе. При проверке итогового контрольного
теста учитель также критериально оценивает работу и вносит данные в таблицу.
Ø
Анализ результатов
сводной таблицы, обобщение, выводы.
Сводная таблица самооценки студентов в завершении изучении темы.
Предмет :Биология
Класс 9M
Учитель Михайлова М.В.
Тема: Nerve
System Дата
: 21.10.04
Фамилии
студентов
|
Способность найти
информацию в учебнике
|
Использование
дополнительной лит-ры.
|
Сосредоточенность и
прилежание
|
Умение работать
самостоятельно
|
Умение оформить опорный
конспект вттттттттттетртетради
|
Умение делать выводы и
обобщения
|
Применение логического
мышления
|
Умение работать со
схемами и диаграммами
|
Уровень усвоения темы
|
Итог
|
Test
Crittrion
C
|
Student
|
Teacher
|
1. Алимбаев
Айтей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
5
|
2. Арымбаев
Эльдар
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
2
|
3. Бижанов
Нуржан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
4
|
4. Газиева
Джемма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
2
|
5. Нурманбетова
Мадина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
4
|
6. Сагиева
Азия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
4
|
7. Савпиньски
Арман
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
5
|
8. Туктарова
Лена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии:
______________________________________________________________________
______
отлично __________________________________________________________________
______
хорошо __________________________________________________________________
______
среднее __________________________________________________________________
______
требует улучшения _________________________________________________________
Сводная таблица позволяет сделать глубокий анализ,
где учитель имеет возможность выявить умение студентов объективно оценить свои
учебные навыки, а также уровень знаний по предмету при изучении определённой
темы. Согласно представленной модели оценочной деятельности учитель имеет
возможность спланировать коррекционные занятия со студентами.
Систематическое
проведение данной формы самооценивания и её анализ позволит проследить динамику
уровня знаний студентов при изучении предмета биологии за текущий учебный год,
сделать соответствующие выводы. Информация может быть представлена родителям
для ознакомления при индивидуальных встречах с учителем.
Далее
представлен образец самооценивания работы студентов в группе, который позволяет
оценить как работу группы в целом, так и участие каждого студента в ней.
Учитель имеет возможность проанализировать и сделать соответствующие выводы и
обобщение.
Лист самооценки работы в группе.
Тема:______________________________
Предмет:__________________________
Фамилия
___________________________ Класс: _______________ Дата: ______
1.
Оцени, как твоя
группа справилась с работой, и поставь галочку в соответствующей колонке.
Отлично
|
Хорошо
|
Среднее
|
Требует улучшения
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
1.Распределение
обязанностей среди членов группы.
2.Сотрудничество внутри группы.
3.Устная
презентация.
4.Представление
научного материала.
5.Представление
комплекта пособий.
2.
Оцени своё участи в
работе группы и объективно ответь на следующие вопросы.
Отлично
|
Хорошо
|
Среднее
|
Требует улучшение
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
Понимание заданий и инструкций.
2.Моя активность в групповой работе.
3. Моё прилежание.
4.
Моя
сосредоточенность на групповой работе.
5.
Моё участие в
презентации.
6.
Я был полезен в
команде.
7.
Я был (в какой
роли):
Подведи итоги своей работы сегодня.
Над чем следует поработать?
Внедрение технологии КСО предполагает
исключение методов принуждения к учению и использованию лишь тех методов,
которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения
вперед, развития.
Формирующее оценивание
помогает
каждому
учителю
получить
информацию
о
том,
как
много
и
насколько
успешно
учатся
его
ученики.
Педагоги
могут
на
основе
полученной
обратной
связи
переориентировать
преподавание
так,
чтобы
дети
учились
более
активно
и
более
эффективно.
Это усложнение осуществляется по нескольким
направлениям:
усложнение видов работы;
повышение степени самостоятельности учащихся;
усложнение содержания учебного материала,
прорабатываемого учениками;
сокращение инструкций учителя;
создание условий для проявления инициативы
учащихся.
Чтобы научить
учащихся работать, таким образом, потребовалось определенное время.
Представляю
образец самооценки работы обучающегося при изучении темы.
Учебные навыки, представленные для самооценки определяются учителем в
зависимости от изучаемой темы, от видов и форм деятельности, использованных при
изучении темы.
Самооценивание
работы по алгоритму на тему: _______________
Фамилия
________________________ Класс ____________________ Дата __________
Оцени, как ты справился с
работой и объективно ответь на следующие вопросы:
Учебные навыки
|
Отлично
|
Хорошо
|
Среднее
|
Требует
улучшения
|
1. Моя способность найти информацию в
учебнике и использовать её при выполнении заданий и ответах на вопросы.
2. Использование дополнительной
литературы при изучении темы.
3. Моя сосредоточенность и прилежание
при выполнении работы.
4. Моё умение работать самостоятельно.
5. Моё умение делать выводы и
7. Моё умение работать со схемами и
диаграммами.
8. Моё умение выполнять задания с
применением логического мышления ( например, при решении биологических
задач).
9. Уровень усвоения (понимания)
изучаемой мною темы.
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.