Инфоурок Математика Другие методич. материалыМетодика изучения темы «Цилиндр, конус, шар» на уроках математики

Методика изучения темы «Цилиндр, конус, шар» на уроках математики

Скачать материал
Скачать материал "Методика изучения темы «Цилиндр, конус, шар» на уроках математики"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методика изучения темы «Цилиндр, конус, шар»

    1 слайд

    Методика изучения темы «Цилиндр, конус, шар»

  • 2 слайд

  • ЦилиндрТема уроков: Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.
Основные...

    3 слайд

    Цилиндр
    Тема уроков: Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.
    Основные задачи уроков: Ввести понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов (боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус), вывести формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра, научить учащихся решать задачи по данной теме.

  • Примерный план проведения уроковВ начале первого урока ввести понятия цилиндр...

    4 слайд

    Примерный план проведения уроков
    В начале первого урока ввести понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов, используя рисунки из учебника.
    Важно обратить внимание учащихся на то обстоятельство, что цилиндр может быть образован вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон, а осевое сечение цилиндра есть прямоугольник. Это используется при решении ряда задач.
    Формула площади боковой поверхности цилиндра выводится на основе определения, по которому за площадь боковой поверхности цилиндра принимается площадь ее развертки. Тот факт, что боковую поверхность цилиндра можно развернуть на плоскость и при этом получится прямоугольник, принимается на основе наглядных представлений.
    На первом уроке следует рассмотреть весь теоретический материал и решить задачи.
    Второй и третий уроки следует посвятить повторению вопросов теории и решению задач.
    На третьем уроке можно провести самостоятельную работу.

  • Задачи

    5 слайд

    Задачи

  • Самостоятельная работа

    6 слайд

    Самостоятельная работа

  • КонусТема уроков: Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус...

    7 слайд

    Конус
    Тема уроков: Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус.
    Основные задачи уроков: Ввести понятия конической поверхности, конуса и его элементов (боковая поверхность, основание, вершина, образующие, ось, высота), усеченного конуса, вывести формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса и усеченного конуса, научить учащихся решать задачи по данной теме.

  • Примерный план проведения уроковНа первом уроке ввести понятия конической пов...

    8 слайд

    Примерный план проведения уроков
    На первом уроке ввести понятия конической поверхности, конуса и его элементов.
    Важно обратить внимание учащихся на то, что конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов, а осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Это используется при решении задач.
    По определению за площадь боковой поверхности конуса принимается площадь ее развертки. Используя рисунки, следует разъяснить учащимся, что боковую поверхность конуса можно развернуть на плоскость, разрезав ее по одной из образующих. При этом получится круговой сектор. В процессе вычисления его площади используется тот факт, что длина дуги сектора равна длине окружности основания конуса, а радиус кругового сектора равен образующей конуса. Вычисления можно оформить следующим образом:

  • На первом уроке целесообразно весь теоретический материал и решить задачи.
Вт...

    9 слайд

    На первом уроке целесообразно весь теоретический материал и решить задачи.
    Второй урок следует посвятить изучению усеченного конуса, выводу формулы для вычисления площади его боковой поверхности.
    У учащихся должно сформироваться представление о том, что усеченный конус – это часть полного конуса, заключенная между его основанием и секущей плоскостью, параллельной основанию.
    Полезно обратить внимание учащихся на следующие моменты: усеченный конус может быть получен вращением прямоугольной трапеции вокруг ее боковой стороны, перпендикулярной к основаниям, а осевое сечение усеченного конуса есть равнобедренная трапеция.
    В начале второго урока целесообразно провести математический диктант. Это позволит судить об уровне навыков решения несложных задач, вести работу по формированию этих навыков, повторить основные вопросы темы.

  • Задачи

    10 слайд

    Задачи

  • Математический диктант

    11 слайд

    Математический диктант

  • СфераТема уроков: Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и...

    12 слайд

    Сфера
    Тема уроков: Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
    Основные задачи уроков: Ввести понятия сферы, шара и их элементов (центр, радиус, диаметр), вывести уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат, рассмотреть возможные случаи взаимного расположения сферы и плоскости, теоремы о касательной плоскости к сфере, познакомить учащихся с формулой площади сферы, научить их решать задачи по данной теме.

  • Примерный план проведения уроковНа первом уроке целесообразно рассмотреть сод...

    13 слайд

    Примерный план проведения уроков
    На первом уроке целесообразно рассмотреть содержание данного параграфа. Первый пункт начинается с определения сферы: сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки.
    Шар определяется как тело, ограниченное сферой. Можно дать более развернутое определение: шаром радиуса R с центром в точке О называется тело, которое содержит все точки пространства, расположенные от точки О на расстоянии, не превышающим R (включая и точку О), и не содержит других точек.
    Полезно отметить, что сфера может быть получена вращением полуокружности вокруг ее диаметра, а шар – вращением полукруга вокруг его диаметра. Можно провести аналогию между рассматриваемыми определениями сферы и шара и соответствующими определениями окружности и круга.

  • Прежде чем вывести уравнение сферы, необходимо напомнить учащимся понятие ура...

    14 слайд

    Прежде чем вывести уравнение сферы, необходимо напомнить учащимся понятие уравнения поверхности в пространстве: уравнение с тремя переменными x, y,z называется уравнением данной поверхности F в заданной прямоугольной системе координат Оxyz, если этому уравнению удовлетворяют координаты любой точки поверхности F и не удовлетворяют координаты никакой точки, не лежащей на этой поверхности.
    Вывод уравнения сферы учащиеся могут разобрать сами по учебнику – обычно он не вызывает затруднений, так как основан на использовании известной им формулы расстояния между двумя точками с заданными координатами.
    На первом уроке наряду с рассмотрением теоретического материала следует решить и задачи.

  • Второй урок следует посвятить рассмотрению взаимного расположения сферы и пло...

    15 слайд

    Второй урок следует посвятить рассмотрению взаимного расположения сферы и плоскости.
    Приведенное в учебнике изложение этого вопроса на основе метода координат дает строгое обоснование возможности трех случаев взаимного расположения сферы и плоскости в зависимости от соотношения между радиусом сферы и расстоянием от ее центра до плоскости.
    Разбирая это обоснование, следует обратить внимание учащихся на то, как важен удобный выбор системы координат. В данном случае прямоугольная система координат Оxyz выбирается так, что центр сферы радиуса R имеет координаты (0; 0; d), где d – расстояние от центра сферы до данной плоскости , а сама плоскость совпадает с координатной плоскостью Oxy. Поэтому сфера имеет уравнение
    , а уравнение плоскости имеет вид .

  • Таким образом, вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости сводится к ис...

    16 слайд

    Таким образом, вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости сводится к исследованию достаточно простой алгебраической системы уравнений
    В учебнике предложено учащимся объяснить самим, почему плоскость , совпадающая с плоскостью Oxy, имеет уравнение .
    Если у учащихся возникает затруднение с обоснованием этого факта, то учителю следует прийти на помощь и объяснить, что аппликата z любой точки плоскости Oxy равна нулю, т.е. координаты любой точки плоскости Oxy удовлетворяют уравнению , а координаты любой точки, не лежащей в плоскости Oxy, этому уравнению не удовлетворяют, так как аппликаты таких точек не равны нулю.

  • Тем самым в соответствии с понятием уравнения поверхности уравнение  является...

    17 слайд

    Тем самым в соответствии с понятием уравнения поверхности уравнение является уравнением координатной плоскости Oxy
    С целью повторения материала предыдущего урока и проверки его усвоения в начале второго урока целесообразно провести математический диктант.

  • Задачи

    18 слайд

    Задачи

  • Математический диктант

    19 слайд

    Математический диктант

  • Вывод     Тема «Цилиндр, Конус, Шар» достаточно сложная для изучения. Поэтому...

    20 слайд

    Вывод
    Тема «Цилиндр, Конус, Шар» достаточно сложная для изучения. Поэтому учителю необходимо обратить внимание на подбор задач, которые способствуют развитию пространственного мышления и формированию навыков в решении стереометрических задач.

  • Спасибо за внимание!

    21 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

nВ начале первого урока ввести понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов, используя рисунки из учебника. nВажно обратить внимание учащихся на то обстоятельство, что цилиндр может быть образован вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон, а осевое сечение цилиндра есть прямоугольник. Это используется при решении ряда задач. nФормула площади боковой поверхности цилиндра выводится на основе определения, по которому за площадь боковой поверхности цилиндра принимается площадь ее развертки. Тот факт, что боковую поверхность цилиндра можно развернуть на плоскость и при этом получится прямоугольник, принимается на основе наглядных представлений. nНа первом уроке следует рассмотреть весь теоретический материал и решить задачи. nВторой и третий уроки следует посвятить повторению вопросов теории и решению задач. nНа третьем уроке можно провести самостоятельную работу.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 586 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1240
    • PPTX 3.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Капин Артем Витальевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Капин Артем Витальевич
    Капин Артем Витальевич
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 450865
    • Всего материалов: 377

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 298 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 422 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 546 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 329 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 537 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек