Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМетодика филологического анализа текста

Методика филологического анализа текста

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методика.doc

Методика  (филологического) комплексного анализа текста.

 

Анализ текста – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Привить школьникам литературный вкус, любовь к  тексту– одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками.

Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".

Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать тексты, многие составные части анализа для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: зачем? почему? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.

Я для обучения анализу как лирического, так и прозаического произведения использую логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

Мне очень понравилась методика работы профессора БИРО Татьяны Николаевны Дорожкиной. Она нам прочитала лекцию о комплексном анализе текста на курсах повышения квалификации. И я, начиная с 2003 года, использую на уроках литературы ее методику филологического анализа текста.

Алгоритм анализа поэтического текста:

 

1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).

2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).

3.Ассоциация ( представление).

4.Определение темы и идеи текста.

5.Авторская позиция.

6.Изобразительно - выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).

7.Определение  размера и рифмы.

8.Сюжет произведения.

9. Актуальность.

Анализ прозаического текста:

 

1.История создания произведения.

2.Жанр.

3.Сведения об авторе.

4.Палифонизм.

5.Хронотоп.

6.Сюжет произведения.

7. Язык произведения.

8.Тема и идея текста.

9.Актуальность.

 

Задача учителя русского языка и литературы – воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу».  «Культура – это не чтение количество книг, это восприятие прочитанного, количество понятого». Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание. И все эти три уровня выявляют образ автора.

Для более глубокой оценки произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа текста. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали текст  не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное. Универсального "ключа" к любому  тексту нет, и каждый текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать текст – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт, писатель – учитель, поэт, писатель  – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора текста.

   Таким образом, комплексный анализ текста помогает обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Не только при выполнений тестовых заданий, но и при написаний сочинений.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методика филологического анализа текста"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Комплекный анализ текста как способ коммуникации на уроках - копия.pptx

Скачать материал "Методика филологического анализа текста"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Инновационные технологии

    1 слайд

    Инновационные технологии

  • 


 Комплексный анализ текста

    2 слайд




    Комплексный анализ текста




  • Задачи:
Привить школьникам литературный вкус, любовь к  тексту.

Воспитать гр...

    3 слайд

    Задачи:
    Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту.

    Воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу».

    Учить анализировать текст.

  • Алгоритм анализа поэтического текста:

1.Ключевые образы ( их 2, они противоп...

    4 слайд

    Алгоритм анализа поэтического текста:

    1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).
    2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).
    3.Ассоциация ( представление).
    4.Определение темы и идеи текста.
    5.Авторская позиция.
    6.Изобразительно- выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).
    7.Определение размера и рифмы.
    8.Сюжет произведения.
    9. Актуальность.

  • Анализ прозаического текста:

1.История создания произведения.
2.Жанр.
3.Свед...

    5 слайд

    Анализ прозаического текста:

    1.История создания произведения.
    2.Жанр.
    3.Сведения об авторе.
    4.Палифонизм.
    5.Хронотоп.
    6.Сюжет произведения.
    7. Язык произведения.
    8.Тема и идея текста.
    9.Актуальность.


  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – к...

    10 слайд

    Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный;
    3) идейно- тематический, содержание.

  • поэт, писатель – учитель; 
поэт, писатель  – ученик; 
учитель – ученик.

    11 слайд

    поэт, писатель – учитель;
    поэт, писатель – ученик;
    учитель – ученик.

  • Приемы работы:
 ассоциативный ряд; 

 опорный конспект; 

 ИНСЕРТ (интеракти...

    12 слайд


    Приемы работы:
    ассоциативный ряд;

    опорный конспект;

    ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

    мозговая атака;



  • групповая дискуссия; 

 чтение с остановками и вопросы

 кластеры; 

 синкве...

    13 слайд

    групповая дискуссия;

    чтение с остановками и вопросы

    кластеры;

    синквейн;

    «Продвинутая лекция» ;

  • эссе; 

 ключевые термины; 

 перепутанные логические цепочки; 

 дидактиче...

    14 слайд


    эссе;

    ключевые термины;

    перепутанные логические цепочки;

    дидактическая игра;


  • лингвистические карты; 

 лингвистическая аллюзия (намек) ; 

 исследование...

    15 слайд

    лингвистические карты;

    лингвистическая аллюзия (намек) ;

    исследование текста;

    работа с тестами;

    нетрадиционные формы домашнего задания.

  • Спасибо за внимание!

    16 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методика  (филологического) комплексного анализа текста.

 

Анализ текста – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Привить школьникам литературный вкус, любовь к  тексту– одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками.

Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".

Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать тексты, многие составные части анализа для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: зачем? почему? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.

Я для обучения анализу как лирического, так и прозаического произведения использую логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

Мне очень понравилась методика работы профессора БИРО Татьяны Николаевны Дорожкиной. Она нам прочитала лекцию о комплексном анализе текста на курсах повышения квалификации. И я, начиная с 2003 года, использую на уроках литературы ее методику филологического анализа текста.

Алгоритм анализа поэтического текста:

 

1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).

2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).

3.Ассоциация ( представление).

4.Определение темы и идеи текста.

5.Авторская позиция.

6.Изобразительно - выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).

7.Определение  размера и рифмы.

8.Сюжет произведения.

9. Актуальность.

Анализ прозаического текста:

 

1.История создания произведения.

2.Жанр.

3.Сведения об авторе.

4.Палифонизм.

5.Хронотоп.

6.Сюжет произведения.

7. Язык произведения.

8.Тема и идея текста.

9.Актуальность.

 

Задача учителя русского языка и литературы – воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу».  «Культура – это не чтение количество книг, это восприятие прочитанного, количество понятого». Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание. И все эти три уровня выявляют образ автора.

Для более глубокой оценки произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа текста. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали текст  не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное. Универсального "ключа" к любому  тексту нет, и каждый текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать текст – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт, писатель – учитель, поэт, писатель  – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора текста.

   Таким образом, комплексный анализ текста помогает обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Не только при выполнений тестовых заданий, но и при написаний сочинений.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 273 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 756
    • ZIP 2.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шайхутдинова Алия Фанавиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шайхутдинова Алия Фанавиевна
    Шайхутдинова Алия Фанавиевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 12
    • Всего просмотров: 28668
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе