Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Музыка / Методика приобщения к слушанию музыки детей средней группы

Методика приобщения к слушанию музыки детей средней группы

Методика приобщения к слушанию музыки детей средней группы


Русский композитор С. Рахманинов называл мелодию «душой» музыки.
Для развития навыка запоминания песен или пьес педагог напевает песню без текста и сопровождения, а в инструментальной пьесе проигрывает иногда только мелодию.
Умение внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать ее характер, узнавать приобретается детьми в процессе усвоения программного музыкального репертуара, выразительного исполнения произведений и продуманной методики.


Особенности репертуара

Репертуар  включает  несложные для детского  восприятия произведения. В них простыми средствами» выражаются   лирические,   героические,   комические чувства.   В   мелодиях,   ритме,   фактуре   прослеживается   некоторая усложненность. Например, в песне «Баю-бай» В. Витлина и инструментальной пьесе «Колыбельная» А. Гречанинова плавно развивающаяся  мелодия,  небыстрый  темп,   негромкое звучание,  прозрачна фактура. Это типичные признаки колыбельных. Плясовые мелодии, особенно   народные,   различны   по   характеру.   Сравните   русские народные мелодии  «Ах, ты, береза» и  «Я с комариком плясала». Они имеют задорные мелодии, подвижный темп, в сопровождении подчеркивается танцевальный ритм. Призывный, подъемный характер в песне Т. Попатенко «Вот он, праздник Октября». Произведения для детей всегда связаны с их жизнью, интересами. Вот почему мир природы, мир животных находит отражение в музыке. Например, в песнях М. Красева «Медвежата» и «Конь» характерными интонациями выражены образы пляшущих медвежат, стремительно скачущего   коня.   Разнообразие   художественных   образов   обогащает внутренний мир ребенка.


Методические приемы

Методика обучения, развивающая восприятие музыки, направлена на то, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик. Этой задаче подчинены выразительное исполнение, краткие пояснения, применение различных наглядных приемов. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, вычленением отдельных эпизодов из песен, пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ
Необходимо применять различные игровые приемы, музыкальные загадки, игрушки, помогающие ребенку понять и запомнить музыку. Каждое новое произведение — впечатление, переживание, открытие.
Знакомя детей с пьесой М. Красева «Воробушки», имеющей веселый, игривый характер, высокий диапазон, легкие форшлаги, отрывистое звучание, педагог на первом занятии загадывает музыкальную загадку: о ком рассказывает музыка? Если ребята затрудняются, им задается вторая загадка: кто поет: маленькие воробушки или большие птицы? На следующем занятии внимание детей привлекается к развитию музыкального образа. Этому помогает игрушка-птичка (закрепленная на незаметной длинной резинке), которую воспитатель передвигает, воспроизводя движения воробушка. Применяются и другие приемы: узнавание по мелодии, самостоятельное движение ребенка с игрушкой и т. д.
На   занятиях   педагог   постоянно   ведет   работу   по   воспитанию навыков слушания. Дети уже знают, что музыку надо дослушивать до конца, нельзя прерывать ее исполнение вопросами.  В процессе обучения ребят часто спрашивают, понравилась ли им песня, пьеса о  чем  в  них  рассказывается.   Важно,  чтобы  они  слушали  музыку осознанно.
Краткие   словесные   характеристики,   подкрепленные   музыкальными  иллюстрациями,  дают детям   элементарные  сведения  о  музыке, заставляют прислушиваться к ней.
Чтобы не снижать интереса детей
к музыке, педагог должен многократно повторять произведение, выбирая для каждого занятия новое задание, новый методический прием.
Успешному развитию слуховых ощущений и восприятий помогают музыкально-дидактические игры. В каждой из них в занимательной форме ребенок учится слышать, различать, сравнивать многие выразительные средства: высоту, тембр, динамику, ритм в последовательном усложнении.


Проверка знаний и умений

В конце года педагог определяет, у всех ли детей есть интерес к музыке, хотят ли они ее слушать, какие у них любимые произведения, как они реагируют на музыку различного характера, узнают ли знакомые песни и пьесы по мелодии. Эти качества выявляются в ходе многих занятий.
Используется, например, такой прием. Детям раздают карточки с изображением персонажей по содержанию знакомых музыкальных произведений и предлагают выбрать одну из них. Ребенок подходит к педагогу и показывает ему выбранную карточку. Остальные дети ее не видят. С помощью этого приема выявляются индивидуальные интересы детей.
Уровень приобретенных слуховых навыков можно определить также, используя музыкальные загадки (дети должны узнавать произведение по небольшому отрывку), учитывая характер высказываний отдельных детей.
Таким образом, дети средней группы должны уметь слушать музыкальное произведение до конца, понимать, о чем рассказывает музыка (веселом, грустном).

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.



  • Музыка
Описание:

Методические приемы

Методика обучения, развивающая восприятие музы­ки, направлена на то, чтобы вызвать у детей эмо­циональный отклик. Этой задаче подчинены выразительное исполнение, краткие пояснения, применение различных наглядных приемов. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, вычленением отдельных эпи­зодов из песен, пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ
Необходимо применять различные игровые приемы, музыкальные загадки, игрушки, помогающие ребенку понять и запомнить музыку. Каждое новое произведение — впечатление, переживание, открытие.
Автор Кубасова Екатерина Федоровна
Дата добавления 07.02.2017
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 808
Номер материала MA-070029
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы