Муниципальное
автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская
школа искусств №1 им. Л.Л. Линховоина» г. Улан-Удэ
Методическое
сообщение
Тема:
«Развитие творческих способностей учащихся в классе фортепиано»
Методический
день на отделении «обязательное фортепиано»
28
октября 2014г.
Выполнила:
преподаватель
Евсеева
Т.Г.
г.
Улан-Удэ, октябрь 2014г.
РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Музыка
– это искусство звукового (точнее, интонационно-мелодического) высказывания,
своего рода мышление звуковыми образами. Она воспроизводит душевные переживания
людей и окружающую их действительность в живой, образной форме.
Исполнитель, как волшебник,
оживляет музыку, придает ей определенный образ, наделяет ее характером. Над
выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с первых
занятий с учащимся, необходимо стремиться воспитать в ребенке творческое
отношение к любой музыкальной деятельности.Нужно постоянно развивать у ребенка
тонкую эмоциональность и чувствительность. Очень важно научитьребенка говорить
о своих переживаниях, ощущениях. Задача педагога - научить ребенка говорить о
своих эмоциональных впечатлениях, чувствах, их оттенках. Для совместного
творчества необходимо разговаривать на одном уровне с учеником. Как можно чаще
беседовать о людях, о жизни, о том, ЧТО и КАК воплощается в музыке, расширять
музыкальные взгляды ученика. Надо научить ребенка жить как бы в иной стране,
стране чувств, образов, мыслей, выраженных особым, музыкальным, языком.
Мысль существует и без
словесного выражения, мысли и чувства выражаются языком музыки, танца,
живописи и др. Это очень сложные языки, но научить ребенка выражать свое
понимание и ощущение можно и нужно.
Постоянное
расширение мировоззрения, чувствительности, развитие речи приведет ребенка к
приобретению собственного взгляда, мнения, творческому отношению к делу.
Задача педагога
состоит в том, чтобы ввести ребенка в мир искусства, разбудить его творческие
способности и вооружить техникой исполнения. Обучение исполнительскому
искусству- вовсе не мирный и благодушный процесс. Он нередко представляет собой
очень сложную психологическую борьбу, в которой педагог руководит и, если
нужно, изменяет. Перед педагогом стоят 4 задачи:
а)
привить ученику общую культуру, развив наблюдательность, этичность,
общественное сознание (это задача формирования человека, « понимаю,
знаю, чувствую, разбираюсь и оцениваю»
б)
Должен ввести учащихся в мир музыки, «открыть» ему ее эстетическую и
познавательную ценность, привить музыкальную культуру, воспитать слух, (это
задача формирования музыканта «слышу, чувствую, понимаю»)
в)
должен руководить воспитанием пианистического мастерства, обучить умению
высказываться средствами своего инструмента (это задача формирования
пианиста («могу и умею воплотить»).
г)должен
воспитать специфические исполнительские качества : способность « воспламеняться
«, проникаясь музыкой; волю к воплощению музыки, к общению со слушателем и к
воздействию на слушателя –это формирование исполнителя (« загораюсь,
хочу воплотить, хочу передать другим»).
Это
все частные задачи, которые весьма условно можно вычленить из целостного
процесса воспитания и обучения музыканта- исполнителя.
Творчество предполагает развитие и воспитание ряда
способностей: творческое воображение, творческое
внимание и творческое эстрадное самочувствие. Творческое воображение
зависит от опыта и культуры, от способности гибко и инициативно сочетать и
комбинировать художественный материал. Исполнитель должен уметь видеть, слышать
и отбирать, поэтому нужно воспитывать высокий уровень слуховой культуры (
наслушанность ).
Творческое внимание
– это способность направлять и длительно на чем-то концентрировать психическую
деятельность – это есть необходимейшая предпосылка творческой работы.
Воспитание внимания исполнителя сводится к тому, чтобы научить его во время
работы ставить перед собой ясные и конкретные задачи - от узких и маленьких до
больших и широких и добиваться их выполнения.
Эстрадное самочувствие
– здесь важную роль играет сознание ответственности, непривычная обстановка ,
боязнь провала – всё это парализует творческие способности. То есть, если
исполнитель волнуется от СУЩНОСТИ исполнения, то это вызывает подъём
творческих сил, а если волнуется от боязни что-то не сыграть как нужно,
то это убивает исполнительское творчество. Неполадки в памяти, технике и
сценическом волнении бывают от обострения сознательного контроля над
автоматически налаженными процессами («Какой аккорд в правой руке?», «Попаду ли
на пассаж?» - происходит « недоверие» своей руке и она попадает мимо.)
Это
уже светхконтроль, который ухудшает исполнение.
Основой исполнительского искусства является творчество, которое педагог должен
постоянно поддерживать и побуждать к нему. « Ученик – это не сосуд, который
следует наполнять знаниями, а светильник, который надо возжечь!»- говорил
Плутарх. Творческое мышление и творческое воображение развиваются только в
самостоятельных поисках, в самостоятельном сопоставлении явлении, в
самостоятельном отборе и оценке. Конечно, самостоятельность можно пробудить
только у даровитых или очень способных людей. Если у ученика нет призвания к
музыкально- исполнительской деятельности, если в нём не тлеет хотя бы едва
заметный творческий огонёк, то все педагогические усилия будут тщетными.
Очень
многое в развитии творчества у детей зависит от личности учителя. Ушинский
говорил, что « воспитательная сила изливается только из живого источника
человеческой личности». Педагог должен владеть не только знанием своего
предмета, но быть артистом.
Основа
основ любой музыкально-педагогической работы заключается в том, чтобы влюбить
ученика в искусство, научить его восхищаться неповторимыми, ни с чем не
сравнимыми чертами музыкального произведения. Влюблённость – это эмоции,
которые нельзя воспитать ни нажимом, ни приказом, ни навязыванием своих
переживаний, ни своей точки зрения. Это постигается постепенно, и переходя с
учеником со ступеньки на ступеньку, учитель помогает приблизится ребёнку к миру
композитора и понять, что искусство нередко проявляется в тончайших и еле
заметных нюансах. А можно просто воспитывать внимание ученика и приучать его к
кропотливой работе, к вслушиванию – это тоже одухотворённое переживание музыки.
А можно прибегнуть к сопоставлениям с литературными образами или заразить ученика
собственным исполнением, подпеванием, дирижированием. В любом из этих и других
случаев учитель найдёт именно то, что нужно ученику в данной ситуации, чтобы
развить его эмоциональный мир.
Практика
обучения музыкальному исполнительству знает два основных метода работы с
учеником:
1.
Показ на инструменте (т.е. наглядно
иллюстративный),
2.
Словесное пояснение (метод словесного
воздействия).
Каждый
из этих методов обеспечивает возможность гармоничного, сбалансированного
воздействия на ученика, только тогда, когда он сочетается, тесно
взаимодействует с другим. Если с помощью иллюстративно-наглядного показа на
инструменте учитель может дать непосредственный эмоциональный импульс ученику,
продемонстрировать ему тот или иной выразительный нюанс, звуковую окраску,
технический приём (что в конечном счёте улучшает собственно исполнение музыки),
то через слово он прямо апеллирует к мысли ученика, его профессиональному
сознанию, стимулирует теоретическое осмысление им музыкальных явлений. Дмитрий
Благой говорил, что «главным средством воздействия на учащегося с целью
глубокого и всестороннего постижения им исполняемого произведения является слово».
Это утверждение справедливо, учитывая, что одна из задач обучения музыки – это развивающее
обучение.
Словесный
метод реализуется с исчерпывающей полнотой в случае, если педагог в своей
работе с учеником поднимается на уровень серьёзного аналитического
осмысления изучаемого материала, пролагает пути к интерпретации
музыкального произведения через понимание, осознаниеосновных стилистических
и формообразующих (конструктивно-логических) особенностей этого произведения.
Потому что интерпретация музыки есть нерасторжимый союз чувства и рассудка,
переживания и понимания.
Методы
преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность учащегося (поищи,
подумай, попробуй), и методы «авторитарной» педагогика (запомни то-то, сделай
так-то) как правило, оказываются искусно, гармонично сбалансированными в работе
преподавателя; соотношение этих методов может меняться в зависимости от
ситуаций, возникающих в обучении – это тактика учителя. Стратегическая
задача учителя – «сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть
ненужным ученику, то есть привить ему самостоятельность мышления, методов
работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью»...
(Г.Нейгауз).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Л.Баренбойм «Вопросы фортепианной
педагогики и исполнительства»
«Музыка»
Ленинград, 1969г.
2.
Н.Любомудрова «Основные задачи педагога –
пианиста»
«Музгиз»
Ленинград, 1950г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.