КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования
акиматаАлтынсаринского района»
Компетентностно-ориентированные
задания по химии
учитель химии:
Баймухаметова Б.Т.
с.Шокай-2014 год
Сама учёность не поучает, как применять её:
на то есть мудрость особая, высшая.
Фрэнсис Бэкон
В
настоящее время система образования находится на этапе реформирования. Это
сопровождается поиском оптимальных технологий обучения. В результате в
образовательной системе наблюдается смена знаниевой парадигмы компетентностной.
При компетентностно-ориентированном подходе акцент делается на практическую
направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в
реальных ситуациях.
В
обучении химии, в заданиях ВОУД и ЕНТ по химии чаще используются задания и
задачи, слабо связанные с повседневной жизнью. Основным результатом
деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков, а
способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Полученные
знания учащиеся должны уметь применять для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические
задачи в повседневной жизни. Как показывает практика, с настоящее время многие
учащиеся
успешно выполняют задания на воспроизведение знаний, но затрудняются применить
их в ситуациях, близких к реальной жизни. Таким образом,
компетентностно-ориентированный подход позволяет решить эту проблему.
Обучение химии не
ограничивается, как раньше, вопросами: «Чему учить?», «Как учить?», «Что учить?».
Возникла необходимость еще одного показателя – «На сколько глубже учить?».Если
основы осваиваемых учащимися знаний составят в соответствии с государственным
образовательным стандартом базовый уровень, то существует возможность поднятия
их до алгоритмического, эвристического уровней. Для этого можно и нужно
использовать компетентностно-ориентированные задания. Их применение позволяют в
значительной степени активизировать познавательную деятельность учащихся на
уроке, развивать интерес к предмету.
Целью реализации компетентностного подхода в процессе обучения химии является
формирование системы компетенций школьников, соответствующих данной
образовательной области.
Согласно
заявленной цели и задачи 12-летнего среднего образования Республики Казахстан
Стандартом регламентированы следующие метапредметные результаты-
сформированные ключевые компетентности:
-
компетентность разрешения проблем;
-
информационная компетентность;
-
коммуникативная компетентность.
Реализация
такого подхода в обучении возможна через деятельностные технологии, в основе
которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное
место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении
материала по химии серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе
учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать
с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной
ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Использование
компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать
самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы,
изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить характер
взаимоотношений между учителем и учеником. Внедрение этой технологии позволит
выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где
востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать
самостоятельно.
Применение
компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить
одновременно несколько задач:
- оценить
уровень развития информационной компетенции учащихся, т. е насколько
ученик в состоянии разобраться в тексте и выбрать из него необходимую
информацию;
- оценить
уровень развития предметных знаний и умений;
- оценить
уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных,
познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
- оценить
способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы
деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
- формировать
познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской
компетенции.
Таким
образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания
образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность»
(И.Д.Фрумин).
Компетентностно-ориентированное
задание по химии
для
8 класса по теме «Физические явления в химии».
Предметная
компетентность
|
Применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни.
|
Задание
может быть дано
|
Во 1-й
четверти 8 класса
|
Реальные
объекты действительности
|
Загрязненная
вода, загрязненная поваренная соль.
|
Межпредметные
связи
|
С
биологией , физикой..
|
Проблемные
ситуации
|
Многодневный
поход: нет источника чистой воды, неосторожность дежурного.
|
Источники
|
Учебник
химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.
|
Ключевые
компетентности
|
Информационная
компетентность, извлечение первичной информации.
Компетентность
решение проблем, планирование ресурсов.
|
Стимул
|
Вы с
классом пошли в многодневный поход. На ночлег остановились у болота. Дежурный
поспешил с приготовлением ужина и рассыпал всю соль. Поблизости нет
источника чистой воды, соль с землей, а есть очень хочется. Что делать? На
счастье среди вас есть химик-любитель, который никогда не расстается с
учебником.
|
Задачная
формулировка
|
Бегло(3-5
мин) просмотрите в учебнике материал §3. Составьте план ваших действий по
очистке болотной воды и соли, запишите его в тетрадь в виде таблицы.
|
Источник
|
Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.
|
Бланк
ответа
|
Смесь веществ
|
Способ очистки
|
Необходимое оборудование
|
|
|
|
|
Модельный
ответ
|
Смесь веществ
|
Способ очистки
|
Необходимое оборудование
|
Болотная
вода
|
Фильтрование
Кипячение
|
Мох
или вата, бинт, емкость, активированный уголь
Емкость,
костер,
|
Поваренная
соль с землей
|
Растворение
Фильтрование
Выпаривание
|
Емкость
Мох
или вата, бинт, емкость, активированный уголь
Емкость,
костер,
|
|
Шкала
оценивания
|
Правильно
названы все способы очистки -5б ( по 1 б за каждый способ)
Правильно
названо все оборудование – 13б ( по 1 баллу за каждый верный ответ)
Итого –
18б
18б –
«5»
12-17б –
«4»
9-11б –
«3»
Менее 9
б – «2»
|
Компетентностно-ориентированное
задание по химии
для
8 класса по теме «Химические реакции».
Предметная
компетентность
|
Применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни.
|
Задание
может быть дано
|
Во 1-й
четверти 8 класса
|
Реальные
объекты действительности
|
Загрязненная
вода, загрязненная поваренная соль.
|
Межпредметные
связи
|
С
биологией , физикой..
|
Проблемные
ситуации
|
Умение
учащихся различать признаки химических реакций и проведение химических
реакций в лабораторных условиях.
|
Источники
|
Учебник
химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.
|
Ключевые
компетентности
|
Информационная
компетентность, извлечение первичной информации.
Компетентность
решение проблем, планирование ресурсов.
|
Стимул
|
В школе проходит
декада естественных наук. Ваш класс принимает участие во внеклассном
мероприятии по химии. Необходимо подобрать и показать различные химические
реакции.
|
Задачная
формулировка
|
Задание:
Из предложенных графических изображений выберите те,
которые соответствуют химическим реакциям. Укажите признаки химических
реакций. Результат представьте в виде таблицы.
|
Источник
|
Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.
|
Бланк
ответа
|
№
изображения
|
Признаки
реакции
|
№1
|
|
№2
|
|
№3
|
|
№4
|
|
№5
|
|
№6
|
|
|
Модельный
ответ
|
№
изображения
|
Признаки
реакции
|
1
|
Изменение
окраски
|
5
|
Образование
осадка
|
6
|
Выделение
тепла, света
|
|
Шкала
оценивания
|
Правильно
названы все признаки реакций -5б
Правильно
названы химические реакции , умение различать химические реакции – 5 б ( по
1 баллу за каждый верный ответ)
Итого –
10 б
10б –
«5»; 9-8 б – «4»; 5-7 б – «3»; Менее 5 б – «2»
|
Компетентностно-ориентированное
задание по химии
для
8 класса по теме «Реакция
нейтрализации».
Предметная
компетентность
|
Применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни.
|
Задание
может быть дано
|
Во 4-й
четверти 8 класса
|
Реальные
объекты действительности
|
Индикаторы
, кислоты , основания.
|
Межпредметные
связи
|
С
биологией ,историей.
|
Проблемные
ситуации
|
Применение
индикаторов для определения рН среды растворов.
|
Источники
|
Учебник
химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.
|
Ключевые
компетентности
|
Информационная
компетентность, извлечение первичной информации.
Компетентность
решение проблем, планирование ресурсов.
|
Стимул
|
В
далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут
сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали
следующее: медленно, торжественно, с молитвами чистая вода наливается в
сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это
"вино" выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его
обесцвечивание. "Вино" не дается для пробы на вкус, а любопытство
верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости.
|
Задачная
формулировка
|
Для
ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.
Инструкция.
1.
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли
фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?
2.
С помощью пипетки к полученному раствору постепенно прибавьте 2мл раствора
соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
Отчет
о выполненной работе занесите в таблицу.
|
Источник
|
Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.§43
|
Бланк
ответа
|
Реактивы
(формула и название вещества)
|
Уравнения
химической реакции.
|
Наблюдения
|
Вывод
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модельный
ответ
|
Реактивы
(формула и название вещества)
|
Уравнения
химической реакции
|
Наблюде-ния
|
Вывод
|
NaOH-гидроксид натрия
|
|
Раствор приобрел красную окраску
|
В щелочной среде фенолфталеин
приобретает красную окраску
|
NaOH-гидроксид натрия
HCl - соляная (хлороводородная)
кислота
|
NaOH + HCl =NaCl +H2O
|
Раствор обесцветился
|
При взаимодей-ствии основа-ния и
кислоты происходит реакция нейтра-лизации, в результате раствор обесцве-чивается
|
|
Шкала оценивания
|
3 балла – таблица заполнена полностью,
нет ошибок и неточностей, при выполнении опытов соблюдены правила техники
безопасности, нет ошибок.
2 балла – в таблице есть пропуски, в
ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.
1 балл – в таблице более 3 пропусков, в
ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.
0 баллов - таблица не заполнена, много
ошибок.
|
Компетентностно-ориентированное
задание по химии
для 8
класса по теме «Галогены».
Предметная
компетентность
|
Применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни.
|
Задание
может быть дано
|
Во 4-й
четверти 8 класса
|
Реальные
объекты действительности
|
Нехватка галогенов в организме вызывает различные заболевания у здоровых
людей. Роль галогенов. Содержание в продуктах питания.
|
Межпредметные
связи
|
С
биологией , географией.
|
Проблемные
ситуации
|
Роль
йодированной соли. Нехватка и избыток микроэлементов в организме человека.
Профилактика заболеваний.
|
Источники
|
Учебник
химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.
|
Ключевые
компетентности
|
Информационная
компетентность, извлечение первичной информации.
Компетентность
решение проблем, планирование ресурсов.
|
Стимул
|
Известно, что галогены – ядовиты, но
вместе с этим они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.
|
Задачная
формулировка
|
С помощью текста из источника информации, составьте
схему-кластер “Биологическая роль галогенов”.
Заполнение и представление схемы.
Дополнительные вопросы:
– В каком виде галогены содержатся в организме человека?
– Каково физиологическое действие галогенов на организм?
|
Источник
|
1.Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.§67,71
2.Биологическая роль химических
элементов.
ИОД
Йод в
довольно большом количестве содержится в морской капусте, кальмарах,
креветках, морской рыбе. Есть он также в хлебобулочных изделиях, молочных
продуктах. Суточная потребность в йоде для взрослого здорового человека
составляет 0,1-0,2мг. Есть места, где содержание йода заметно снижено в
почве, воде, местных пищевых продуктах. Это вызывает развитие эндемического
зоба, характеризующееся нарушением синтеза гормонов щитовидной железы, что
сопровождается вялостью, сонливостью, апатией, нарушением обмена веществ. Для
профилактики этого заболевания в питании населения этих мест используется
иодированная поваренная соль. При значительном дефиците в рационе йода,
кобальта, меди, марганца нарушается обмен витамина С, снижается количество
эритроцитов крови.
ХЛОР.
С
поваренной солью в организм человека поступает и хлор. Суточная потребность в
нем составляет примерно 5г. Физиологическое значение этого элемента связано
с его участием в регуляции вводно-солевого обмена и осмотического давления в
тканях и клетках. Хлор входит в состав соляной кислоты желудочного сока. Хлор
участвует в проведении нервных импульсов, активизирует работу пищеварительных
ферментов желудочного сока.
ФТОР
Фтор
принимает участие в образовании костей и зубов. Суточная потребность в нем
не установлена. Основным источником фтора является питьевая вода, содержащая
обычно около 1мг этого элемента на 1л. Богата фтором рыба (особенно треска и
сом), орехи и печень. В местности, где содержание фтора в питьевой воде ниже
0,5мг/л, ее обычно фторируют для профилактики кариеса зубов. Избыточное
поступление в организм фтора вызывает развитие флюороза, которое проявляется
крапчатостью зубной эмали.
БРОМ.
Соединения
брома регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной
системы, поэтому для лечения нервных болезней (бессонницы, истерии,
неврастении и т. д.) врачи прописывают бромсодержащие препараты. Бром активно
накапливают морские водоросли и морские организмы. Именно море служит главным
поставщиком брома. Подсчитано, что ежегодно вместе с морской водой в воздух
переходит около 4 млн. т. брома. Это одна из причин, почему так полезно
дышать морским воздухом. Бром применяется в медицине для лечения ожирения, в
ультрамалых дозах лечит эндокринные заболевания.Содержание брома в организме
человека (массой 70кг) составляет 260 мг.
|
Бланк
ответа
|
№
|
Содержание элемента в организме
|
Продукты питания, содержащие элемент
|
Биологическая роль элемента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала
оценивания
|
-
содержание
элемента в организме – 2 балла;
-
биологическая
роль элемента в организме человека – 2 балла;
- продукты питания, в которых
содержится данный элемент – 2 балла.
|
Компетентностно-ориентированное
задание по химии
для
9 класса по теме «Реакции ионного обмена».
Предметная
компетентность
|
Применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни.
|
Задание
может быть дано
|
Во 1-й
четверти 9 класса
|
Реальные
объекты действительности
|
Образование
осадка, выделение газа. Объяснение этих явлений. Удивить присутствующих в
зале проводимыми опытами.
|
Проблемные
ситуации
|
Умение
учащихся проводить опыты используя химические реактивы – грамотно,
обоснованно. Умение пользоваться таблицей растворимости.
|
Ключевые
компетентности
|
Информационная
компетентность, извлечение первичной информации.
Компетентность
решение проблем, планирование ресурсов.
|
Стимул
|
Вам известно, что в нашей школе
проводится неделя химии и биологии. Вам предстоит подготовить несколько
опытов для вечера «Чудеса химии». Они должны быть с внешними эффектами.
Выбрать опыты вам помогут открытия
учёных, которые выявили внешние признаки реакций, называемых реакциями
ионного обмена.
|
Задачная
формулировка
|
Задание: Выполнить следующие
опыты и определить признаки реакций ионного обмена, которые вы сможете
продемонстрировать на вечере «Чудеса химии».
1. Возьмите раствор хлорида бария (BaCl2)
и прилейте к нему раствор серной кислоты (H2SO4)
. Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Пользуясь таблицей
«Растворимость кислот, оснований, солей в воде», определите, какое вещество
выпало в осадок, подчеркните формулу этого вещества.
2. Возьмите раствор сульфида калия (K2S)
и прилейте к нему раствор соляной кислоты (HCl)
. Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Пользуясь таблицей
«Растворимость кислот, оснований, солей в воде», определите, какое вещество
выделилось в виде газа, подчеркните формулу этого вещества..
3. Возьмите раствор гидроксида натрия (NаОН)
и прилейте к нему раствор фенолфталеина. Что изменилось? Затем добавьте
раствор серной кислоты (H2SO4).
Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Почему данная реакция
называется реакцией нейтрализации?
|
Источник
|
1.Н.
Нугуманов, Р. Жумадилова, Ж. Кембебаева, учебник химии 9 класс, Алматы
«Мектеп», 2009
2.Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия, Уроки Кирилла и Мефодия 9-9 класс (химия), Москва,
2004
|
Бланк
ответа
|
1.Заполните таблицу:
№ опыта
|
Что делаю
|
Что наблюдаю
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
2.Запишите
вывод: Признаками реакций ионного обмена являются (продолжите):
_____________________________________________________________________________
3.Реакция
нейтрализации относится к реакциям ионного обмена, т.к. в результате её
образуется (продолжите) ______________________________________________________________________
|
Модельный
ответ
|
Опыт №
|
Что делаю
|
Что наблюдаю
|
Уравнение реакции
|
1
|
К
р-руBaCl2
приливаю р-р H2SO4
|
Выпал
белый осадок
|
BaCl2
+ H2SO4 = BaSO4 + 2НCl
|
2
|
К
р-ру K2S приливаю р-р HCl
|
Выделился
газ
|
K2S
+ 2HCl = 2KCl + H2S.
|
3
|
В
р-р NаОН
капаю несколько капель р-ра фенолфталеина.
Затем добавляю р-р H2SO4.
|
Малиновый
раствор
Малиновый р-р обесцветился
|
2NаOН
+ H2SO4
= Nа2SO4
+ 2H2О
|
Вывод:
Признаками реакций ионного обмена являются (продолжите): выпадение осадка,
выделение газообразного вещества, образование малодиссоциирующего вещества.
Реакция нейтрализации относится к
реакциям ионного обмена, т.к. в результате её образуется
(продолжите) вода – вещество,
малодиссоциирующее на ионы.
|
Шкала
оценивания
|
№
|
Выполняемое задание
|
Балл
|
1
|
Заполнение таблицы
|
|
|
1 опыт
|
3
|
|
2 опыт
|
3
|
|
3 опыт
|
3
|
|
Общее
|
9
|
2
|
Написать вывод
|
3
|
3
|
Дополнить предложение
|
3
|
|
Общий балл
|
12
|
12
– баллов – «5»
11
-9 – баллов – «4»
8
– 5 – балла – «3»
Меньше
5 баллов – «2»
|
Компетентностно-ориентированное
задание по химии
для
11 класса по теме «Номенклатура органических веществ».
Предметная
компетентность
|
Применение
полученных знаний и умений для названий органических веществ по международной
номенклатуре (ИЮПАК).
|
Задание
может быть дано
|
В 1-й
четверти 11 класса
|
Ключевые
компетентности
|
Информационная
компетентность, извлечение первичной информации.
Компетентность
решение проблем, планирование ресурсов.
|
Стимул
|
Из
штата Вашингтон Соединенных Штатов Америки на адрес нашей школы пришло
письмо от школьников колледжа, в котором они прислали дидактическую карточку
с формулами органических веществ. Они просят помочь назвать эти вещества.
|
Задачная
формулировка
|
Внимательно
рассмотрите дидактическую карточку и дайте ответ на вопросы:
1.К
какому классу относятся эти вещества? Назовите их.
2.Запишите
названия под формулами веществ. Объясните логическую последовательность в
составлении названий веществ. Укажите номенклатуру, по которой вы назвали
вещества.
3.Составьте
памятку по названию веществ (памятка – это подробный план
последовательных действий по составлению названий веществ: как обозначается
главная цепочка атомов углерода; как обозначаются окончания заместителей; что
перечисляется в префиксе; как указываются одинаковые заместители и т. д.).
4.После
этого вам в парах предстоит оценить работу друг друга. Аргументируйте
выставленные отметки. Проверьте, правильно ли названы вещества у товарища.
Обсудите, если возникли разногласия, ответив на следующие вопросы: почему
название органического вещества начинается с выбора цепочки атомов углерода?
Как образуются названия заместителей? Как отражаются в названии заместители?
Дидактическая
карточка:
1
вариант :
2 вариант:
С2Н5
СН3 СН3
│
\ ⁄
а)
СН3 -— С= С – СН3
а) С=С
│ ⁄
\
С2Н5
СН3 С3Н7
б)
СН3 —С=СН2—СН—СН2—СН3 б) СН3—СН2—С=СН—СН3
│ │
С3Н7
С2Н5
|
Источник
|
- А.
Темирбулатова, Н. Нурахметов, Р. Жумадилова, С. Алимжанова, Химия 11
класс (ЕМН), Алмата «Мектеп», 2007
- Диск
«Ваш репетитор» химия 8-10 класс (1 часть), Москва 2003
3. Диск
«Химия 11 класс», Министерство образования и науки РК, 2003
|
Модельный
ответ
|
1.Класс-
ненасыщенные углеводороды (Алкены)
2.
1 вариант: 2
вариант:
С2Н5
СН3 СН3
│
\ ⁄
а)
СН3 — С= С – СН3
а) С=С
│
⁄ \
С2Н5 СН3
С3Н7
3,4-диметилгексен
– 3 2,3-диметилгексен – 2
б)
СН3 — С= СН— СН2— СН2 — СН3
│
С2Н53-этилпентен-2
б)
СН3—СН2—С=СН— СН3
│
С3Н7
4-метилоктен-4
Эти
названия образованы по международной номенклатуре (ИЮПАК).
3.Памятка
по составлению названия веществ:
1.Выбираем самую длинную цепочку атомов
углерода.
2.Нумеруем
атомы углерода с той стороны, к которой ближе находятся кратные связи.
3.Указываем
корень слова, называя число атомов углерода в цепи греческим числительным.
4.В
суффиксе указываем обозначение кратной связи, ставя через дефис цифрой номер
атома углерода, после которого стоит краткая связь.
5.Записываем
в префиксе через запятую номера атомов углерода, у которых стоят одинаковые
заместители.
6.После
дефиса указываем количество заместителей и их название, соединяя их с корнем.
|
Шкала
оценивания
|
Правильно
названы все органические вещества -6 б ( по 3 б за каждый ответ а) и б)
задания)
Правильно
составлена памятка – 6 б ( по 1 баллу за каждый верный ответ)
Итого –
12б; 12 б – «5»; 10-11 б – «4»; 9- 7 б – «3»; Менее 7 б – «2»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.