- Учебник: «Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
- Тема: § 10. Химические элементы
- 04.10.2020
- 7748
- 489
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Методическое пособие
"Использование сказок для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии".
Пояснительная записка.
Данное пособие адресовано учителям, стремящимся сделать урок интересным и увлекательным для учащихся и которые используют в своей работе для активизации познавательной деятельности не только демонстрационные занимательные химические опыты, но и определенные литературные приемы, а именно сказки, сочинения.
На уроках химии можно применять сказки , которые вначале зачитываются готовыми , а затем учитель предлагает детям сочинить сказки по определенной теме. Все это повышает уровень познавательной активности учащихся и при этом развивает творческие способности.
Цель работы: развитие мотивационной деятельности учащихся и независимого стиля их мышления, а также познавательного интереса к получению знаний , формирование интереса к предмету химии через использование сказок , как составляющей в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Задачи:
1. Повышение мотивации к обучению и познавательной активности учащихся.
2. Развитие воображения, усиление интереса к учению, мобилизация внимания.
3. Формирование навыков самоорганизации, восприятия и анализа информации. Химия как школьная дисциплина способствует формированию материалистического мировоззрения учащихся. Она является одной из главных естественных наук. Химия расширяет познания учащихся об окружающем мире, объясняя многие закономерности протекания естественных процессов в природе.
4. Профессиональное самоопределение учащихся, ориентация на сознательный выбор учеником дальнейшего рода деятельности, а именно предмета – химия.
В данном пособии собраны сказки, написанные детьми, которые учитель может использовать на уроке и во внеурочной деятельности .Также прилагается методическая разработка урока – сказка по химии по теме «Углерод».
В качестве творческого задания учащиеся сочиняют сказки о том или ином химическом элементе, простом или сложном веществе, на основании теоретического материала. Выполняя разнообразные задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс. Они приобретают умения самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми понятиями. Использование сказок на уроке химии обеспечивает новое качество знаний, формирует результативность мыслительной работы, позволяет раскрыть природную суть предметов и явлений, с использованием художественных образов, формирует позитивную личность. Хочется отметить, что такая форма внеклассной работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, а также способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию.
1.Сказка о сере
Жила-была красавица Сера. Все ее любили, потому что она была такая хрупкая, желтенькая, ну просто загляденье. Сера обожала ходить в бассейн. А как она плавала, класс! И воды не боялась, а почему бы ей воды бояться? Ведь она не растворима в воде. Зато терпеть не могла сероуглерод и анилин. Всегда ругалась с ними, чтобы они к ней близко не подходили.
И вот однажды в жаркий день повстречала Сера Водород и влюбилась!!! Да так влюбилась, что жить без него не может. И Водороду она понравилась. Решили они пожениться. Но вздумалось Сере перед свадьбой сходить на кладбище к своей маме (серосодержащему органическому веществу). Идет по кладбищу, ищет могилу матери. Но что это за запах! Такой неприятный, жуткий. Дышать невозможно. И вдруг вспомнила, что мать ей перед смертью наказывала не выходить замуж за водород, так как родится у них ребенок, имя которого – Сероводород. Будет он бесцветный и такой же, как водород, - газ. Но любить его никто не будет. Все будут сторониться его.
Расплакалась Сера. Не может выдержать она этого. Так и осталась Сера одна и всю жизнь любила лишь одного водорода.
2.Этиленчики
Жили-были маленькие Этиленчики (СН2 = СН2). Летали они в воздухе и никого не трогали. Но они были слабые и беззащитные, и почти каждый мог обидеть их и разрушить. Подлетит, бывало, Бром к Этиленчику и сделает из него 1,2-дибромэтан:
СН2 = СН2 + Br2 → СН2 Br ─ СН2Br
Такая же картина и с Галогеноводородами. Пристанет к Этиленчику какой-нибудь хлороводород и сделает из него Хлорэтан.
СН2 = СН2 + НBr → СН3 ─ СН2Br
Даже маленький Водород и тот обижал Этиленчиков.
СН2 = СН2 + Н2 → СН3 ─ СН3
А уж если кислород привяжется, то это уже все. Сгорят Этиленчики дотла, и даже следов не останется.
СН2 = СН2 + 3О2 → 2СО2 + 2Н2О
И стали думать Этиленчики, как им жить дальше. Куда ни глянь, всюду опасность подстерегает. Решили Этиленчики пойти к старому дедушке Катализатору. Он был старый и мудрый и всегда всем помогал советом. Пришли к нему Этиленчики и спросили, как им жить дальше. Рассказал он им, как обезопасить свою жизнь. Послушав его совет, Этиленчики дружно взялись за руки и получилась из них большая цепь. При этом образовали они сильный и прочный Полиэтилен:
n СН2 = СН2 + → n (─СН2 ─ СН2 ─)
И с тех пор никто больше не мог пристать к ним или обидеть.
Стали они жить-поживать и добра наживать.
3.Сказка по мотивам химической реакции
2 С2Н 2 + 5О2 → 4 СО2 + 2Н2О
3.1.Грустный сказ про Ацетилен
В некотором царстве, в некотором государстве жил когда-то Ацетилен. И был огромной силы, так как обесцвечивал даже местного силача Перманганата Калия в прошлом состязании.
Но предупреждали его еще родители – Карбид Кальция и Вода, чтобы не ходил никогда в дом Кислорода, не то сгорит он в кислороде, и даже копоти от него не останется.
Но упрямый был Ацетилен и во всем надеялся на свою силу. Очень захотелось ему узнать, что в доме в том находится. И пошел Ацетилен. Но он не дошел, потому что подумал о своей безопасности. И послал он гонца за своим любимым другом (которого тоже звали Ацетилен). Вместе с другом пошли они вместе в загадочный дом, да на свою беду. Именно двое их и нужно было для свершения пророчества. Выскочили пять слуг Кислорода и без труда справились с друзьями. И сгорели Ацетилены. Остались от них лишь два мокрых места. Да в далекой огромной Атмосфере до сих пор летают четыре призрака углекислого газа.
4.Сказка про воду Автор: Сергей Бардин
В удивительном царстве-государстве Химии жила-была принцесса Вода. Она была фея, а феей она была потому, что обладала волшебными свойствами.Знала Вода много тайн и секретов. Однажды отец король Опытус-III решил выдать свою дочь Воду замуж. И приехало в химическое государство множество женихов. Собрались бороться за сердце принцессы барон ОгниусТемпературус, рыцарь ордена Металлистов Железиусферрумус, колдун КислотусАгрессивус, султан Минерал Маслан-Паша, а также скромный принц северного государства ВайсМорозиус. Каждый из них должен был очаровать, завоевать и покорить принцессу.
Первым приступил к испытанию ОгниусТемпературус. Но из этого ни чего не вышло. Вода превратилась в легкую дымку и ускользнула от него.
Потом попытал своё счастье ЖелезиусФеррумус. Но и он потерпел поражение.
Пока он читал поэмы и оды принцессе, его латы окислились, покрылись ржавчиной и стали некрасивыми. Рыцарь поспешил удалиться.
Султан Минерал Маслан-Паша устроил самое красивое и грандиозное шоу. Он пытался окружить Воду вниманием и великолепием радужных разводов, но её сердце осталось к нему ранодушным. Султан понял, что их миры слишком разные. Они не смогут никогда соединиться. Колдун Кислотус Агрессивус решил околдовать принцессу и изменить структуру воды, но вышел огромный скандал.
Вода скипела, обрушив свой гнев на колдуна. Принцесса сказала, что они никогда не смогут жить в мире и согласии. Вода ещё долго кипела и гневалась, но тут появился холодный и рассудительный принц ВайсМорозиус. В тихой беседе он её успокоил и охладил её гнев. Принц не пытался изменить саму Воду, но он смог изменить её состояние. С тех пор Вода и принц Страны Холода живут вместе.
Принцесса Вода изменяет своё состояние, если хочет угодить мужу, но продолжает оставаться своенравной и неуступчивой. А рассудительный принц знает, что давить на жену бесполезно. Она будет неуловима и по-прежнему волшебна. Её можно покорить только не меняя её внутреннюю натуру
5.Жил-был кислород
Жил-был O2. Он любил участвовать в любых химических реакциях, так как с детства он очень любил химию. Его любимой учительницей была Ольга Юрьевна. Ведь это она научила его реагировать с другими веществами!
Но Ломоносов научился собирать его собратьев в пробирки двумя способами: методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха!
Потом Ольга Юрьевна стала учить теме «Кислород» своих учеников.
И кислород до сих пор остаётся самым нужным газом для человека! И хочется сказать спасибо Ольге Юрьевне, спасибо от самого кислорода!! Ведь без кислорода не было бы воздуха, а без воздуха не было бы человека... Так что кислород - это самый нужный друг!
Ольга Юрьевна научила детей этой теме, и они многое поняли. Ученики выросли, выросли и их знания.
6.Сказка про литий
(Автор: Коршунова Ольга Владимировна)
Жил-был Литий(Li). Надоело ему сидеть на одном месте, вот он и покатился по белу свету - вещества посмотреть и себя показать. Катится –катится Литий, а навстречу ему Соляная кислота (НCl):
- Литий, я тебя съем!
- Не съешь, зубки об меня обломаешь, и ничего у тебя не получится.
Сказал это и покатился дальше. Катится и песенку поет:
- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец!
А навстречу ему Щелочь.
- Я тебя съем! - говорит Щелочь.
- Да ты что? Своих не узнаешь? Я от Кислоты ушел, а уж тебе-то где? - и
покатился дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:
- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел!
Катится - катится Литий, а навстречу ему Соль.
-Литий, Литий, я тебя съем!
-Да где тебе: ты и с простыми металлами не со всеми взаимодействуешь, все условий подходящих ждешь, а я - щелочной, не про тебя! - и покатился Литий дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:
- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел! И от Соли я ушёл!
А тут Кислород на тропинке стоит и говорит:
- Хороша песенка! Подойди поближе, спой погромче!
Только Литий запел свою песенку, а Кислород его - ам! - и съел!
И стал Литий Оксидом лития.
Задание: Составьте уравнение химической реакции, встречающееся в тексте, уравняйте его методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.
7.Сказка о двуличном Алюминии
Жил да был на свете хитрец-наглец по имени Алюминий. Его владения находились между двумя могущественными королевствами. Одним королевством правил молодой жизнерадостный король Натрий. Все в его королевстве было голубым: чистое голубое небо, глубокие прозрачные голубые озера и реки, голубые цветы благоухали на голубых полях. И жили в королевстве голубоглазые веселые и добрые люди. Работалось и жилось в королевстве легко, свободно, радостно. А это вызывало сильную зависть у правительницы другого королевства – Серы. Она вся пожелтела от зависти и злобы, порой даже начинала плавиться от внутреннего жара или гореть лиловым пламенем. Наконец ее терпение лопнуло после одного пышного празднества, устроенного Натрием в честь рождения сына, и Сера объявила войну Натрию.
Натрий, никогда и никому не желавший зла, по характеру мягкий, как воск, хоть ножом его режь, не был готов к войне. Он обратился к Алюминию: «Помоги, ведь мы с тобой из одного семейства – металлов». Алюминий согласился, но решил устроить так, чтобы оба войска перебили друг друга и он завладел бы и тем, и другим королевством.
И грянул бой (демонстрация реакции нейтрализации). Войска Натрия и Серы сражались, не жалея сил, выделяя огромное количество теплоты. А Алюминий со своим войском все выгадывал удобную позицию: если побеждало войско Натрия, он стремился быть в его гуще, если одерживало верх войско Серы, он перекидывался на его сторону. Наконец и Натрий, и Сера поняли хитрость и двойственность замыслов Алюминия. Оба послали самых сильных воинов с приказом уничтожить негодяя и предателя.
Алюминий увидел, что с двух сторон к нему стремительно приближаются два всадника. Вскоре два копья с силой вонзились в его безвольное тело.
Сказка – ложь, да в ней намек,
Элементам всем урок.
Коль металл ты – не стесняйся,
В бой с кислотами бросайся.
Пусть погибнешь ты в бою –
Славу я тебе пою!
Быть опасно амфотерным,
Лучше быть семейству верным,
А не то, как Алюминий,
Ты в бою бесславно сгинешь.
8.Сказка о прекрасной любви принца Аргентумак Хлориде
(Автор Г.И.Жур)
У великого самодержца царя Серебро был единственный сын – сереброкудрый принц Аргентум. Юноша много путешествовал, и вот настала ему пора жениться.
С детства он был обручен со своенравной, спесивой, злой по характеру, едкой Нитриной. Многие металлы поплатились жизнью за попытку спорить с ней.
Аргентум не любил Нитрину. Когда ему приходилось оставаться с ней наедине, он сразу же находил повод как-нибудь от нее отделаться, вспомнив вдруг, что у него есть очень срочное дело (нитрат серебра растворим в воде, полностью диссоциирует на ионы).
И вот однажды на веселом шумном балу Аргентум увидел Хлориду. Она была так легка, нежна, полувоздушна, так упоенно и грациозно танцевала, что Аргентум сразу в нее влюбился (соляная кислота – раствор хлороводорода, прозрачная, летучая жидкость). Аргентум упросил своего друга Калия познакомить его с прекрасной незнакомкой. Калий согласился познакомить их во время танцев. Объявили вальс. Нитрина вцепилась в руку Аргентума, он вынужден был идти с нею в паре. Калий пригласил Хлориду. И вот раздались долгожданные слова: «Дамы меняют кавалеров». Нежная хрупкая ладошка Хлориды легла на ладонь Аргентума. Он почувствовал необычайное волнение – ведь между ними возникла очень прочная ионная связь. Аргентум обнял свою любимую и никогда больше с ней не расставался.
9.Химическая сказка "Хлорид натрия"
В некотором царстве в некотором государстве жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего пошел тот спор, уже никто и не вспомнит, верно только, что одно семейство осуждало другое по образу жизни.
В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались восстановителями, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их окислители-грабители.
Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и CI(Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно.
Натрий жил в доме под номером 11и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он былдостойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий, Но о дружбе узнали их семейства. Na заперли в сейфе, в банке под керосином, а Сl запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!».
Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.
Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить их от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при
нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на амфотерной территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.
Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал катионом, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в анион. Связь между ними стала называться ионной, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль).
Задание: Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия, Уравняйте его методом электронного баланса.
10.Химическая сказка «Близнецы- братья»
(Автор: Коршунова О.В.)
В тридевятом царстве, в тридевятом государстве под названием Химия в стране оксидов жили два брата. Это оксид серы 4 – SO2 оксид серы 6 –SO3.
Они были похожи друг на друга, только оксид серы 6 на один атом кислорода был больше. Гуляли они однажды и встретили двух сестёр. Они были близняшками. Звали их вода-H2O. Долго они гуляли вместе и встречались. Решили два брата предложить руку и сердце. Сестрицы согласились. И после их взаимодействия образовались кислоты:
S02 +Н2О=H2 SO3 -cepнucmaякислота S03+H20=H2S04-cepнаякислота. Серная кислота была очень злая, и она стала главной в царстве кислот. Она не могла прикоснуться ни к матери, ни к отцу. Так как к чему бы она не прикасалась, всё сгорало. Сернистая же кислота была доброй. Любила своих маму и папу. Вот так при взаимодействии оксидов с водой образовались новые вещества-кислоты.
11.Сказка о двух братьях
Жили - были два брата - Кислород и Озон. Поспорили они как - то, кто из них важнее. Один говорит «Я важнее, я озоновый слой в атмосфере образую, без меня убило бы солнце своими могучими лучами всё живое». А кислород отвечает «Ты братец, не прав, я важнее. Без меня человек ни дышать не сможет, ни костёр разжечь, ни пищу приготовить». Спорили они спорили -никак не могли договориться. «Давай,- говорит,- спросим у кого-нибудь ». Встретили по дороге ветер. Ветер везде летал, мудрый был. Он и говорит «Зря вы, братцы, спорите. Важнее тот, кто больше всего друзей имеет». Тут кислород разгорячился и давай чудеса показывать. Соединился сначала с Водородом - попей Ветер водички. Соединился с Азотом - газ пошёл, да весёлый такой. Соединился с Углеродом - водичка газированная стала. Да - говорит Озон - Видимо ты важнее.
12.Сочинение «Серна кислота».
"...Серная кислота не знала о том, что существуют зеркала, а ей очень хотелось узнать, как она выглядит, поэтому попросила художника написать свой портрет.
Художник трудился очень долго и сделал два портрета:
Увидев свои портреты, Серная кислота подумала: "А ведь и правда, я красивая!"
Демидова Юля, IX класс
За свои окислительные свойства Серная кислота предстает злодейкой перед другой ученицей.
"...Первой ее жертвой стал некто Сахар, он же агент С,2Н22О11, из соседнего города Органики. Обуглившиеся останки его были найдены в канаве за городом.
Другой жертвой Серной кислоты оказалась бедная женщина из города Неорганики — Вода (НгО). Она подверглась ужасным пыткам, которые сопровождались большим выделением теплоты. При этом H2SO
6 664 934 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Баймухаметова Батила Тургинбаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.