Методическое
пособие
«Дидактические
игры на уроках математики
в
1 классе»
Авторы:
Гордеева
Е. В.
Колокольцова
Н. Е.
Изменения, происходящие в
Казахстане, затронули все направления в государстве и в первую очередь
образование. Казахстанскому обществу нужны образованные, нравственные,
коммуникабельные люди, умеющие принимать решение, делать выбор и нести за него
ответственность.
Поэтому в настоящее время
обучение ориентируется на личность. Цель личностно - ориентированного обучения
- развитие ребёнка, как особенного, единичного индивида, носителя своеобразных
черт, отличающих его от других. Результатом обучения является формирование
ключевых компетентностей:
- компетентность
разрешения проблем;
-информационная
компетентность;
-коммуникативная
компетентность.
В связи с этим меняются
функции и формы организации урока. Урок подчиняется не сообщению и проверке
знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем
содержанию.
Известно, что для
дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В младшем
школьном возрасте им становится учение. Во время перехода от одного вида
деятельности к другому роль игровых средств возрастает. Игры, игровые моменты
помогают быстрее адаптироваться в учебном процессе, уменьшают степень
психологического напряжения.
Дидактические игры
стимулируют общение между преподавателем и учащимися, поскольку в процессе
проведения игр взаимоотношения между людьми начинают носить более
непринуждённый и эмоциональный характер. Это способствует развитию
коммуникативной компетентности.
Если игра не привела к
нужным результатам, возникает необходимость подумать, найти закономерность в действиях,
понять, почему задача не решается, какие приёмы следует применить, чтобы
приблизиться к цели. Таким образом, происходит развитие компетентности
разрешения проблем.
Поскольку ведущим видом
деятельности младших школьников является учение, то дидактические игры
развивают и информационную компетентность, так как для решения дидактической
задачи ученик использует собственные знания и ищет новую информацию.
Кроме того, работа над
дидактической задачей активизирует всю психическую деятельность ребёнка. Развиваются
познавательные процессы, мышление, память, воображение, логика.
В процессе дидактической
игры формируется умение работать самостоятельно. Осуществлять контроль и
самоконтроль.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.
Без
игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра
– это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Математика обладает
уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти,
речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий
потенциал личности.
Она начинается вовсе не со
счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника
развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и
любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление
трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества.
Обучение математике не
должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память
избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило,
обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что – то неинтересное, даже если
взрослые настаивают.
Игра
– одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это
средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника
переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры
включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами –
это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение
имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись,
дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в
необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают
фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием,
прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего
существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым
тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в
качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в
том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь
которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой
самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть
индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством
воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы,
вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети
преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности
и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у
учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение,
облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает,
сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам,
производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Психолого-педагогические
особенности проведения дидактических игр.
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия,
уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей.
Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и
одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и
подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она
требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся
подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется
большая самостоятельность.
4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются
так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе
должен быть лидер.
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа
лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых
игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков,
насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за
работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые
шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
При организации
математических игр необходимо придерживаться следующих положений:
-Правила
игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими
школьниками. Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо
не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или
логической стороны игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться
только формально.
•
Игра
не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает
слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для
непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую
зоркость их и внимание.
•
При
проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен
контроль над её результатами со стороны всего коллектива присутствующих
учеников. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в
учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о
победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.
•
Для
детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет активным их
участником. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает
интерес детей к этой игре.
•
Игровой
характер материала по математике должен иметь определенную меру. Превышение
этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру.
•
На
уроках математики игры имеют познавательное значение, поэтому в них на
первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной
деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и
умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического
мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи.
•
В
процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено
конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. Только при этих
условиях она оставит след в сознании ребят.
Дидактические
игры, которые использовались на уроках математики, в предлагаемом сборнике даны
блоками, взятыми из учебной программы:
-
Простейшие представления;
-
Числа в пределах 10;
-Табличное
сложение и вычитание;
-
Полные десятки. Сто.
Основная
задача занимательного материала, используемого на уроках математике, состоит в
том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов программы.
Простейшие
представления.
При изучении тем
данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
-
Последовательность ряда однозначных чисел;
- Название
геометрических фигур.
Дети должны уметь
распознавать геометрические фигуры по форме и размеру, количеству и
пространственному расположению.
На данном этапе
использовались следующие игры.
Дидактическая
игра "Чудесный мешочек".
Дидактическая цель: обобщение
знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: Мешок из
непрозрачной ткани 30*40 см, геометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: В мешочек из
непрозрачной ткани кладутся различные геометрические фигуры. Дети достают по
одной фигуре. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет
предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в
мешочке?"
Дидактическая
игра "Поймай рыбку".
Дидактическая
цель: обобщение знаний о геометрических
фигурах.
Средства обучения:
Рыбки в виде различных геометрических фигур.
Содержание игры:
На доску выващиваются рыбки в виде различных геометрических фигур. Каждый ряд
должен собрать определённый вид рыбок. Дети выходят по очереди к доске и
выбирают нужную фигуру.
Побеждает тот ряд,
который соберёт своих рыбок быстрее и правильнее.
Дидактическая
игра "Живой уголок".
Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, знакомство
с понятиями “больше”, “меньше”.
Средства обучения: карточки с животными и кормом.
Содержание игры:
учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики
грызут морковь. Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним
прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Перечисли их
(один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов
больше, белых или серых? (белых)». При помощи составления пар проводится
сравнение. Аналогично можно проводить игры на уменьшение количества предметов.
Дидактическая
игра "Собирай - ка".
Дидактическая
цель: закрепление пространственной ориентации,
обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства
обучения: различные по размеру геометрические
фигуры из плотного картона.
Содержание игры: Из
набора геометрических фигур составляются различные предметы под руководством
учителя или самостоятельно.
Например, дом.
Учитель предлагает ученикам положить на середину листа большой квадрат, сверху
на квадрат - подходящий по размеру треугольник. С правой стороны треугольника
прикрепить маленький прямоугольник. В правый верхний угол выкладывается круг и
т. д. Выбор предметов не ограничивается. Это могут быть и животные, техника и
многое другое.
Дидактическая
игра "Собери робота".
Дидактическая
цель: закрепление пространственной ориентации,
обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства
обучения: корзина, различные по размеру
геометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: участники
команд по очереди берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники,
квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура,
напоминающая робота. У кого робот получится лучше?
Числа
в пределах 10.
При изучении тем этого
блока у детей должны быть сформированы следующие знания:
-
Последовательность ряда однозначных чисел;
- Знаки и термины,
связанные со сложением и вычитанием;
- Знаки сравнения
(<, =,>);
-Название
выражений, связанных со сложением и вычитанием.
- Переместительное
свойство сложения;
Первоклассники
должны к концу года уметь:
- Читать,
записывать и сравнивать однозначные числа;
- Составлять,
читать, записывать и находить значение простейших числовых выражений;
-Измерять длину
отрезка с помощью линейки;
-Построить отрезок
заданной длины.
При изучении
раздела «Нумерация чисел первого десятка», используются прежде всего такие
игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и
предыдущего числа. На этом этапе можно применять следующие игры.
Дидактическая игра "Хлопки".
Дидактическая
цель: формирование умения соотносить количество
предметов с нужной цифрой.
Средства
обучения: карточки с рисунками.
Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10
рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число
рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и
показать нужную цифру. (Учитель задаёт ритм хлопков).
Дидактическая
игра "Лучший счётчик".
Дидактическая
цель: формирование умения соотносить количество
предметов с нужной цифрой, сравнивать группы предметов.
Средства
обучения: карточки с рисунками и цифрами.
Содержание игры:
учитель на доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый
сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать
нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель
показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в
секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить
число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.
Дидактическая
игра "По порядку номеров".
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.
Средства обучения:
карточки с цифрами.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом
к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до
10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает
карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из
играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у
своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на
их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее
и точнее, выигрывает.
Дидактическая
игра "Составим поезд".
Дидактическая
цель: ознакомить детей с приёмом образования
чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из
последующего числа.
Содержание игры:
учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них исполняет роль
вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я
первый вагон”. Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому
вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой
порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”.
Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на
сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по
одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без
одного – это один”.
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают
считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу:
считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни
одного предмета и не сосчитать его дважды.
Дидактическая
игра "Подарки Петрушки".
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения:
иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные
из цветного картона.
Содержание игры:
учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с
ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся
иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары
Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют
у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети
поощряются.
Дидактическая игра "Украсим
ёлку игрушками".
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для
учащихся, рисунки игрушек с цифрами.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут
наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка –
математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке -
звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё
недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10.
Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.
Дидактическая
игра "Числа, бегущие навстречу друг другу".
Дидактическая
цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры:
учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и
дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме
число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
0
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
0 + 10 =
10
10 + 0 = 10
1 + 9 =
10
9 + 1 =10
Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров?
Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в
числовом ряду, составляют в сумме число 10”.
Дидактическая
игра "Слушай
и считай".
Дидактическая
цель: закрепление знаний о составе чисел
первого десятка.
Средства обучения:
карточки с цифрами.
Содержание игры:
у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя
палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук,
определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать
карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять
карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять
карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не
число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее.
Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по
одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны
от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и
внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов,
закрывать глаза.
Дидактическая
игра "Войди в ворота".
Дидактическая
цель: обобщение знаний о составе числа.
Средства
обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры:
дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба
поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с
цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он
входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме
составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик
также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами,
следят за правильностью подбора пар.
Дидактическая игра "Контролёры".
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два
контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды,
второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают
несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу
учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и
ведут счёт про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3).
Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных
учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь –
это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги
в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки
упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по
сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют
приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично
анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт
элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
Дидактическая игра "В гости к Белоснежке".
Дидактическая цель: закрепить
умение измерять отрезки при помощи линейки, знание состава чисел в пределах
десяти.
Средства обучения: картинки
с Белоснежкой , гномиками. Отрезки разной длины из картона.
Содержание игры: на доске
вывешивается картинка с Белоснежкой, каждый ряд получает картинку с гномом. На
каждую парту выдается два отрезка из картона : 1 ряд – 3см и 4см; 2 ряд – 6см и
2см; 3 ряд – 5см и 4см. Детям предлагается измерить длину своего отрезка и
проверить измерения соседа. Затем вычисляется сумма длин отрезков и узнаётся
путь гномика к Белоснежке. Выясняют, чей гномик добрался быстрее и почему,
путём сравнения чисел.
В связи с
компьютеризацией в современной школе становится возможным использование на
уроках математики ИКТ. В данном пособии в приложении № 1 представлено
несколько слайдов используемых при изучении блока «Числа в пределах 10».
Табличное
сложение и вычитание.
При изучении тем
данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
- Таблицу сложения
в пределах 10;
- Свойство 0 и 1
при сложении и вычитании.
Учащиеся должны
уметь:
- Выполнять
действия вычитания с использованием таблицы сложения в пределах 10;
- Решать простые
задачи на сложения и вычитания;
- Составлять,
читать, записывать и находить значения простейших числовых и буквенных
выражений;
- Выполнять
действия сложения и вычитания с использованием свойств 0 и 1.
Дидактическая
игра " Угадай число".
Дидактическая
цель: подготовить к изучению буквенных
выражений.
Средства
обучения: карточки с примерами и цифрами.
Содержание
игры: на доске или на карточках учитель даёт
примеры с пропущенными числами (вместо числа - окошко). Ученики показывают
нужную цифру или вписывают её в карточки.
Дидактическая
игра "Число потерялось".
Дидактическая
цель: закрепить умение находить значения
простейших числовых и буквенных выражений.
Средства
обучения: карточки с буквенными выражениями и
цифрами.
Содержание
игры: на доске или на карточках детям
предлагаются буквенные выражения. Первоклассники объясняют разницу между
буквенным и числовым выражением. Ученики заменяют буквы подходящими цифрами.
Дидактическая
игра "Кто быстрее?".
Дидактическая
цель: отработать вычислительные навыки при
решении числовых выражений в пределах 10.
Средства
обучения: карточки с цифрами.
Содержание
игры: на доске записаны числовые выражения в
три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят
значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов.
Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления.
Дидактическая
игра "Живые примеры".
Дидактическая
цель: отработать вычислительные навыки при
решении числовых выражений в пределах 10, закрепить знание терминов связанных
со сложением и вычитанием.
Средства
обучения: карточки с цифрами и знаками.
Содержание
игры: учитель предлагает: « Увеличьте число 7
на 3.» Учащиеся с помощью карточек составляют и находят значение выражения. Для
поверки к доске приглашаются несколько человек, в руках у которых карточки с
нужными цифрами и знаками. Они составляют выражение с ответом. После этого
ученик с цифрой называет, каким компонентом является его число в выражении.
Дидактическая
игра "Будь внимательным".
Дидактическая
цель: закрепить умение решать простые задачи
на сложение и вычитание, развивать внимание.
Содержание
игры: Учитель предлагает ученикам решить
задачи в стихах. ( Приложение №1).
Полные
десятки. Сто.
При изучении тем
этого блока у учеников должны быть сформированы следующие умения:
- Читать, записывать и сравнивать полные
десятки;
- Выполнять действия сложения и вычитания
десятков;
-Решать простейшие уравнения способом
подбора.
Дидактическая игра "Спор цифр".
Дидактическая цель:
познакомить учащихся с записью полных десятков. Повторить свойство нуля при
сложении и вычитании.
Содержание игры:
Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но
ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два
кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
- Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.
- Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану
рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай!
– Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она
стала.
- Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли.
Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда
вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах:
5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось
поспорить, и они затеяли спор между собой.
- Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)
- Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).
- Я семь десятков, 70, понимаешь?
Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё.
Удивилась девятка, смутилась…
Учитель спрашивает:
- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?
- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом
друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом
месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.
В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его
места.
При изучении нумерации чисел в
пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная
игра “Молчанка”.
Дидактическая
игра "Молчанка".
Дидактическая цель:
закрепить умение читать и записывать полные десятки.
Средства обучения: абак,
карточки с разрезными цифрами.
Содержание игры:
учитель иллюстрирует на абаке или карточках полные десятки , а учащиеся
обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или
записывают в тетради.
Дидактическая
игра "Освободи птичку".
Дидактическая цель: закрепить знание полных десятков.
Средства обучения: картинки
с птицами и клеткой, деревом, карточки с цифрами.
Содержание игры:
птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но
для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с
обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови
число, в котором 2 дес. и 0 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на
вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается
обратно в клетку.
Дидактическая
игра "Найди цифру".
Дидактическая цель: закрепить
знания последовательности полных десятков.
Средства обучение:
карточки с числами: 10, 20, 30, 40,50,60, 70, 80, 90, 100 .
Содержание игры: на
доске два плаката, где в беспорядке прикреплены числа от 10 до 100. Участники
команд по очереди снимают числа по порядку и составляют из них ряд. Побеждает
команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 1.
ЗАДАЧИ
В СТИХАХ.
1. На прогулку из
яслей,
Вышли десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные – на качели.
Сколько ребят село на качели? (5)
2. Слон, слониха,
два слоненка,
Шли толпой на водопой,
А навстречу три тигренка,
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей? (7)
3.Дядя Ежик в сад
зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.
Сколько груш дядя Ежик
дал зайчатам? (3)
4.Дама сдавала в
багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку,
И маленькую собачонку.
Сколько вещей, включая собачонку,
Сдавала дама в багаж? (7)
5.Белка с рынка
возвращалась
И с Лисою повстречалась.
– Что ты, Белочка, несешь? –
Задала Лиса вопрос.
– Я несу своим детишкам
Два ореха и три шишки.
Ты, Лиса, мне подскажи:
Сколько будет два плюс три? (5)
6.Пять щенков в
футбол играли,
Одного домой
позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4)
7.Вот восемь
зайчат
По дорожке идут,
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится очень
Зайчишек домой? (10)
8.Как-то раз в
лесу густом
Еж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два веселых медвежонка,
Два бельчонка, два бобра.
Называть ответ пора! (10)
9. Разноцветные
клубки
Бабушка достала
И для внуков
дорогих
Подарочки связала:
Шапочку - для
Маши,
Кофточку - Наташе,
Варежки - Илюше,
Носочки - для
Андрюши,
Шарфик - для
Ромочки
Перчатки - для
Томочки.
Рады внучата
подаркам таким,
Сказали спасибо
все как один.
Сколько же всего
ребят
Бабушку
благодарят? (6)
10. Шесть гусей в
пруду купалось,
Двое во дворе
осталось.
Сколько было всех
гусей?
Сосчитайте
поскорей! (8)
11. Кормушку для
птиц
Мы к зиме
смастерили,
Ягоды, зерна в нее
положили.
Гости себя не
заставили ждать –
Стали мы птиц на
кормушке считать:
Два свиристеля,
четыре синицы,
Три снегиря да один
воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей!
(10)
12. В карманах у
Нины
Лежали мандарины:
В левом - пять, а
в правом - два.
Три штуки Нина
отдала.
Сколько мандаринов
Осталось у Нины?
(10)
13. Яблоки
созрели, с яблони упали.
В сад пришли ребята,
Яблочки собрали:
Красных - девять,
желтых - восемь.
«Сколько их
всего?» - мы спросим.(17)
14. Утята плавали
в пруду
У мамы утки на
виду.
Вот нырнули пять
утят,
А трое утят нырять
не хотят.
Сколько всего утят
напруду? (8)
9. По грибы
пошли ребята.
Вот пенек. На нем
- опята.
Шесть опят собрал
Игнат,
И четыре опенка
Собрала его
сестренка.
Сколько всего опят
В корзине у ребят?
(6)
15. У Маши были
конфеты.
Она угостила
Свету, Наташу,
Иру, Сережу, Таню
и Петю тоже.
Одна конфета
осталась,
А Машенька
растерялась:
Сколько же было
конфет?
Кто может дать
ответ? (7)
16. Семь ребят
каталось с горки.
Убежал домой
Егорка,
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за
ним.
Сколько на горке
осталось детей?
Кто посчитал,
отвечайте скорей! (4)
17. Папа аквариум
Саше купил,
На праздник
сынишке его подарил.
Шесть рыбок в
аквариум мама купила,
И бабушка восемь
еще подарила.
А сколько же
рыбок? Как Саше узнать?
Он мал и еще не
умеет считать.
Пожалуйста, Саше,
друзья, помогите –
Количество рыбок
ему назовите! (14)
18. Много зверей в
зоопарке живет:
Белый медведь,
жираф, бегемот,
Тигр, шимпанзе,
лиса и енот,
Слон, леопард,
снежный барс и койот.
Кто потрудился
зверей сосчитать,
Прошу вас ответ
немедленно дать! (11)
19. В тихой заводи
реки
Жили-были окуньки.
Двух поймали
рыбаки,
А семь в реке
осталось.
Сколько окуньков
сначала
В заводи
плескалось? (9)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.