Информационо-коммуникационые
технологии
Современное
общество предъявляет новые требования к педагогу дополнительного
образования. Мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных
технологий, распространение игровых приставок, электронных игрушек и
компьютеров оказывают все большее влияние на ребенка и его восприятие
окружающего мира. Существенно изменяется и характер его увлечений, любимой
практической деятельности. Педагог должен идти в ногу со временем, без
применения новых компьютерных технологий дополнительное образование становится
малоэффективным и не привлекательным для школьников.
Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может
сочетание традиционных методов обучения и современных информационных
технологий, в том числе и компьютерных.
Но с
другой стороны средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент
решения проблем и его использование не должно превращаться в самоцель.
Необходимо найти правильный баланс в применении этих технологий. К тому же,
самые распространенные на сегодняшний день мультмедиатехнологии, зачастую
применяются не грамотно и приносят только отрицательный эффект.
Информационно-коммуникационные технологии – совокупность
методов, алгоритмов и средств обработки и передачи информации
Рассмотрим хронологию развития средств
информационных коммуникаций
¨ До
3500 г. до н. э. — Информация
древними племенами передавалась с помощью картинок
¨ 35-е
столетие до н. э. — Появилась
письменность: в Шумере
возникла клинопись,
а египтяне
придумали иероглифы
¨ 26-37 —
Римский император Тиберий
правил империей с острова Капри, передавая сигнальные сообщения с помощью
металлических зеркал, отражающих солнце
¨ 1835 —
Сэмюэл
Морзе разрабатывает азбуку
Морзе
¨ 1843 —
Сэмюэл
Морзе строит первую протяжённую телеграфную
линию
¨ 1925 —
Джон
Байрд
передал первый телевизионный сигнал.
¨ 1971 —
Рэй Томлинсон
разработал и начал применять электронную
почту.
¨ 1989 —
Тим
Бернерс-Ли
и Роберт
Кайо
в CERN
разработали прототип системы, которая со временем превратилась во Всемирную
паутину.
¨ 1990
год - рождение Российского Интернета
В конце 1990-х: стали
проводиться веб-конференции
Основным
отличием системы дополнительного образования детей от системы среднего
образования является отсутствие единых обязательных государственных стандартов
на содержание образования. Эта особенность привносит качественные изменения в
методы применения средств ИКТ. Следует отметить свободу педагога в выборе
направления деятельности детей. Учитывая, что в учреждения дополнительного
образования дети приходят добровольно (в отличие от школ, куда дети приходят в
обязательном порядке), педагог особое внимание уделяет методам
стимулирования и мотивации обучения. В выборе содержания образования он
исходит из запросов и интересов школьников, более активно реагируя на инновации
в области развития ИКТ.
Исходя
из собственного опыта и изученного опыта работы других педагогов можно
порекомендовать применение компьютерной техники в следующих направлениях
работы:
·
подготовка
дидактических материалов
·
мультимедийное
сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных
лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
·
интерактивное
обучение в индивидуальном режиме;
·
обработка
статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
·
контроль
уровня знаний с использованием тестовых заданий;
·
использование на уроках и
при подготовке к ним интернет-ресурсов
·
проведение воспитательных
мероприятий и конкурсных программ с использованием мультимедиатехнологий.
·
методы распространения передового
педагогического опыта
Использование
офисных технологий
подача
теоретического материала с использованием ИКТ обладает рядом
особенностей.
Можно выделить следующие:
1.
Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены
воспринимать
зрительные образы. Поэтому, материал, сопровождаемый красочными
иллюстрациями,
вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение
использование
того же самого с помощью мела и доски. Таким образом, учитель
начинает
говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать
свои
мысли кратко и четко.
2.
Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит отделять
главное от второстепенного, структурировать информацию. Такие навыки очень полезны
именно сегодня, в эпоху информационного бума.
3.
Применение ИКТ дает возможность оперативно модифицировать учебные материалы.
4.
Применение ИКТ позволяет многократно использовать и тиражировать в разных
формах
подготовленные материалы.
5.
Применение ИКТ делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент и,
возможно, из любого места, т.е. делает материалы мобильными и легко
доступными.
6.
Использование ИКТ естественным путем знакомит учащихся с культурой
информационного
общества
Как
правило, для подготовки теоретического материала достаточно современного
Microsoft
Office
2000 или более старших версий. Одним из самых популярных является PowerPoint
–средство создания и показа презентаций.
Эргономические требования к экранно-звуковым компьютерным средствам обучения.
Чтобы важная информация легко и быстро
воспринималась необходимо выделить её одним из
следующих способов:
· контрастный цвет;
· черная или цветная рамка;
· увеличение размера объекта;
при выборе цвета нужно:
·
избегать использовать
красный цвет для выделения критических ситуаций;
·
использовать разные цвета
для фона и объектов, но не оттенки одного цвета
·
на одном слайде
использовать не более 5 цветов.
. Легкость
восприятия текста на фоне разного
цвета
Цвет объекта
|
Цвет фона
|
Оценка по 5-балльной шкале
|
черный
|
белый
|
5
1
|
черный
|
желтый
|
4
|
синий
|
белый
|
4
|
зеленый
|
белый
|
4
|
красный
|
белый
|
3
|
красный
|
желтый
|
3
|
белый
|
черный
|
3
|
зеленый
|
красный
|
2
|
оранжевый
|
черный
|
2
|
оранжевый
|
белый
|
1
|
Если на одном слайде число цветов будет больше
пяти, то это помешает сосредоточить внимание
на главных объектах и приведет к очень быстрому утомлению зрения.
Использование цвета для улучшения
восприятия информации
Наиболее значимую
информацию в учебном кадре необходимо представлять, используя основные цвета
(красный, зеленый, голубой). Использование смешанных цветов (типа
"малиновый") и цветов с пониженной яркостью ("синий") на
периферии экрана при высоких требованиях к точности работы нежелательно.
.Гарнитура шрифта (характерное начертание букв и цифр)
зависит от целей, с которой в кадр
вводятся надписи:
• для
коротких заголовков можно использовать рубленный шрифт типа Аriаl;
·
для длинных надписей, проходящих через весь слайд, следует
использовать шрифты с засечками типа times Засечки на концах букв и цифр, сливаясь,
образуют линии, помогающие глазу удерживать строку и облегчающие
таким образом чтение. Длина текста, включая знаки препинания и пробелы словами, — не
более 160 знаков.
Размер букв и цифр
должен быть достаточным для того, чтобы текст можно прочитать
без напряжения:
•
на мониторе — не менее 12 пунктов;
•
при проекции на большой экран — не менее 16
пунктов.
Очень важно взаимное расположение текста и
изображений.
Специальные исследования показали, что лучше
всего воспринимается верхний левый угол экрана, а хуже всего — правый нижний.
Особое требования к заданиям,
которые предлагается выполнять учащимся во время работы с компьютерной программой.
Конструировании заданий, выполняемых обучаемым
в процессе работы с программой,
необходимо предусмотреть включение в программу инструментов, которые обеспечат выполнение задания без обращения к
другим средствам -работы с информацией (книга, тетрадь и т.п.).
При
настройке скорости выполнения анимационного эффекта целесообразно
придерживаться скоростей, которые позволяют воспринимать информацию
естественным образом, так для эффекта появления текста оптимальная скорость –
средняя.
Из этого
следует, что использование мультимедийных технологий в образовательном
процессе способствует:
- росту
качества обучения;
- снижению
затрат на организацию и проведение занятий и воспитательных мероприятий;
-
перераспределению нагрузки педагогов с рутинной на творческую деятельность,
подготовку нестандартных заданий, индивидуальную работу с детьми;
-
повышению оперативности обеспечения образовательного процесса
учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения;
-уменьшения
потребностей в учебно-методических пособиях на бумажных носителях.
- повышение
мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы,
возможности включения игрового момента
- возможность за короткое время получать объективную
картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его
скорректировать.
Вместе с
тем имеются и проблемы в применении ИКТ:
·
Недостаточная
компьютерная грамотность педагогов.
·
Существует
вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, педагог перейдет от
развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
·
Нехватка компьютерной
техники
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.