Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодический материал «Проектно-исследовательская работа «История герба России: влияние данных сведений на формирование чувства патриотизма школьников»

Методический материал «Проектно-исследовательская работа «История герба России: влияние данных сведений на формирование чувства патриотизма школьников»

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31

 п. Светлая Заря  Курганинского района

 

 

История Герба России.

Влияние данных сведений на формирование чувства патриотизма школьников.

 

 

 

Выполнила:

ученица 9 класса МБОУ СОШ №31

Помазкина Карина Андреевна

Руководитель проекта: учитель истории и обществознания Мамонтова П.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.______________________________________________________ 3
ГЛАВА I. ГЕРБ РОССИИ.__________________________________________
1.1. История герба России. __________________________________________5
1.2. Современный герб Российской Федерации________________________ 12
ГЛАВА
II. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕРБОВОЙ СИМВОЛИКЕ РОССИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ._______________________16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.__________________________________________________17СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. _________________________________________19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово «герб» пришло к нам из немецкого языка, в котором оно означает «наследство». Герб является эмблемой и отличительным знаком страны, города, рода, сословия или человека. Герб передается по наследству. На гербе изображаются различные предметы, символизирующие его владельца. Изучает гербы наука геральдика.

Из поколения в поколение наша страна передает герб России, что означает он? Почему на нем расположены все составляющие его элементы? С каких времен властители нашей большой Родины передают его по наследству? В в этой работе мы попытались найти ответы на эти вопросы, а также узнать о значениях основных геральдических символов.

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации. Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России.

Распад Советского Союза и происшедшие изменения, вызванные переходом общества из одного состояния в другое, привели к деградации сложившейся в стране системы патриотического воспитания, повлиявшей на межнациональные и межконфессиональные отношения. В результате потеря-ли свою значимость морально-этические и социально-психологические ценности, что негативно отразилось на исследовании проблем патриотического воспитания.
Объект исследования - уровень патриотической воспитанности старшеклассников средствами государственной гербовой символики Российской Федерации.

Предмет исследования – содержание и качество знаний учащихся 5-9 классов о гербовой символике Российской Федерации.

Цель исследования – проанализировать государственную гербовую символику России и выявить уровень сформированности представлений о ней у учащихся 5-9 классов.

Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной гербовой символики Российской Федерации будет протекать эффективнее, если своевременно выявить диагностические параметры (критерии, уровни) патриотической воспитанности старшеклассников средствами государственной гербовой символики РФ и интегрировать предметы гуманитарного цикла с патриотическим воспитанием учащихся старших классов.

Задачи исследования: провести анализ современного состояния проблемы патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной гербовой символики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ГЕРБ РОССИИ

1.1. История герба России
Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.
В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.
Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.
Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.
На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу.
Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство.
Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.
Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. “Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”.
Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”. В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.
С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...
Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.
В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - III Рим”, известную из послания монаха Василию III.
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.
21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”. Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.
Во времена царя 
Алексея Михайловича орёл получает символы власти: скипетр и державу.

После 1699-го года герб изображается с элементами Андреевского ордена, введённого Петром. Орел становится черным под влиянием западноевропейских гербов. «Ездец» на гербе иногда именуется «государем» (указ 1704 года), но по сути изображается Георгий Победоносец, что зафиксировано в более поздних документах 1730-х годов.

Герб Российской империи

В 1730—1740-х годах герб получает надолго закрепившуюся форму. В 1736 году императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 году Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 года.

После завоевания Мальты Наполеоном император Павел I становится главой Мальтийского Ордена. В 1799 году Павел I подписывает «Указ о включении в российский герб Мальтийского креста под короной». Крест разместился на груди орла, под московским гербом (который был назван «коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. В 1800 году он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако, принять этот герб до смерти Павла не успевают. В 1730—1740-х годах герб получает надолго закрепившуюся форму.

К этому времени появляются различные варианты герба: к примеру, орёл мог иметь одну корону и держать венок, молнии или факел. Император Николай I принимает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — ПольскийТаврическийФинляндский.

При императоре Александре II под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы — например, герб с Георгием Победоносцем был повёрнут влево от зрителя. Малый государственный герб был утверждён 8 декабря 1856 года. На нём также добавились щиты с гербами территорий в составе Российской империи.

Всего же к 11 апреля 1857 года был создан и принят целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы, и прочие — в общей сложности сто десять рисунков . Герб останется практически неизменным вплоть до самой февральской революции, будут вноситься лишь небольшие изменения: например, при императоре Александре III добавится герб Туркестана — ещё одной провинции Российской империи.

Эмблема России 1917 года

В 1917 году после отречения от власти Николая II встал вопрос о новом государственном гербе. «Для разъяснения» данного вопроса собралась группа специалистов: В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут, И. Я. Билибин. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без всяких атрибутов и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла нарисовал Билибин: двуглавая птица без атрибутов украшала печать временного правительства.

В период Временного правительства с двуглавым орлом конкурировала и свастика — бегущий крест, когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия, прогресса. По-видимому, именно в этом качестве она «приглянулась» Временному правительству, которое избрало её вместе с двуглавым орлом и изображением Таврического дворца (где размещалась Государственная дума) в качестве символов новой, демократической России.

Герб РСФСР

Герб впервые был описан в конституции РСФСР 1918 года: "Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Герб образца 1978 года не претерпел значительных изменений — была лишь добавлена красная звезда.

Герб Российской Федерации

В 1992 году в России продолжали использовать герб образца 1978—1991 гг., но надпись «РСФСР» на щите была заменена на «Российская Федерация» (в связи с переименованием государства).

Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР (а до того герб СССР) в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи кроме Андреевского ордена, однако большинство царских символов лишены в президентской республике какого-либо смысла. Герб разрешается изображать без геральдического щита.

В 2000 году был принят новый закон «О Государственном Гербе Российской Федерации», устанавливающий описание и порядок использования герба.

1.2. Современный герб Российской Федерации

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

 5 ноября 1990 года Совет Министров РСФСР принял постановление об организации работы по созданию новых государственных флага и герба РСФСР и поручил Комитету по делам архивов при Совете Министров РСФСР разработать концепцию новых государственных символов и совместно с Министерством культуры РСФСР создать проекты новых государственных герба и флага РСФСР. В начале 1991 года на рассмотрение комиссии по созданию новых государственных символов РСФСР был предложен ряд проектов (в том числе гибридный вариант: на гербовом щите РСФСР предлагалось изобразить золотого или белого двуглавого орла (герб 1917 года, но с заменой цвета орла на другой); герб предлагалось окружить венками колосьев или ветками берёзы, связанными лентой с девизом «Единство и суверенитет» .) По итогам рассмотрения предложений Комитет по делам архивов Совета министров РСФСР рекомендовал использовать в качестве герба РСФСР золотого двуглавого орла на красном поле, но внесение соответствующих законопроектов в Верховный Совет РСФСР было решено отложить на период до окончания избирательной кампании по выборам Президента РСФСР. Трёхцветный государственный флаг был утверждён в ноябре 1991 года Съездом народных депутатов, герб же остался без изменений. И после переименования РСФСР в Российскую Федерацию 25 декабря 1991 года продолжал использоваться старый герб.

В мае 1992 года в описание герба была внесена незначительная поправка: надпись «РСФСР» была изменена на «Российская Федерация».

Представленные правительством Российской Федерации проекты герба (один из них, основанный на гербе 1917 года, стал впоследствии использоваться Центробанком РФ) несли в качестве основной фигуры золотого двуглавого орла без скипетра, державы, корон и др. элементов. Они были рассмотрены в начале марта 1992 года Комиссией по культуре ВС РФ и подверглись острой критике за недостаточно державный вид. Свой вариант герба предложила Конституционная комиссия: в проекте Конституции от 17 марта 1992 года устанавливалось следующее описание герба (повторявшее, с рядом изъятий, описание дореволюционного государственного герба.

4 декабря 1992 года Конституционная комиссия рекомендовала VII Съезду народных депутатов РФ утвердить предложенный проектом герб до принятия новой Конституции РФ. Однако на заседании 5 декабря Съезд это предложение не утвердил, поскольку оно не набрало нужного числа голосов, за установление двуглавого орла в качестве государственного герба России проголосовало всего 479 депутатов.

К маю 1993 года Управлением геральдики Росархива был подготовлен новый рисунок герба, учитывающий предложения Конституционной комиссии и Правительства Российской Федерации. В качестве Государственного герба РФ предлагалось утвердить золотого двуглавого орла на красном поле, как и в вариантах, ранее представленных правительством РФ, но в отличие от них над головами орла предлагалось дополнительно разместить три короны, а на груди орла — красный щит с изображением всадника, поражающего копьём дракона, что сближало предлагавшийся герб с вариантом Конституционной комиссии.

Новый проект герба был поддержан Рабочей группой Конституционной комиссии, которая предложила внести его описание в официальный проект Конституции.

Однако в последующих редакциях проекта Конституции Российской Федерации (в частности варианты 16 июля 1993 года и августа 1993 года), подготовленного Конституционной комиссией, описание герба было исключено и заменено отсылкой к федеральному закону (как это было и в редакциях до 17 марта 1992 года).

В проекте Конституции, подготовленном группой юристов по поручению Президента РФ к концу апреля 1993 года и доработанном на Конституционном совещании 12 июля 1993 года, описание государственных символов (герб, флаг и гимн) отсутствовало, их предполагалось закрепить федеральными конституционными законами. После событий 21 сентября — 4 октября 1993 г. к вопросу о государственных символах России вернулись лишь в ноябре 1993 года. Президенту РФ были представлены два проекта герба, изображённые Е. И. Ухналёвым. Рисунок обоих был идентичным, но цвета отличались: один из них представлял собой нынешний герб (золотой орёл на красном щите, над орлом — золотые короны, соединённые золотой лентой, в лапах орла — золотые скипетр и держава, на груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона), другой был основан на цветах герба Российской империи и одновременно отличался от него (чёрный орёл на золотом щите, над орлом — золотые короны (а не императорские), связанные красной лентой, в лапах орла — золотые скипетр и держава, на груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона).

Три короны олицетворяют суверенитет как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство.

Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Евгений Ухналёв.

 

Глава II. Выявление уровня патриотической воспитанности учащихся 5-9 классов с помощью гербовой символики РФ

Начало ХХI века в России ознаменовано не только экономическим кризисом, отбросившим страну к уровню производ­ства и потребления конца 50-х годов, но и упадком общественной морали, прогрессирующей интеллектуальной и духовной де­градацией населения.  

Основными критериями патриотического воспитания средствами государственной символики России являются: 

•   практико-резулътативный, определяющий  реальное влияние знаний символов государства на личность, вследствие чего в ее поведении происходят позитивные изменения, характеризующиеся большим соответствием, предъявляемым к ней требованиям со стороны общества и государства;

•   оптималъно-деятелъностный, определяющий соответствие цели, задач, содержания, организации, принципов, форм патриотического воспитания средствами государственной символики России потребностям, особенностям учащейся молодежи, их стремлению к повышению уровня готовности к достойному служению Отечеству;

• реализационно-целевой, определяющий готовность субъектов патриотического воспитания к успешному решению его задач, использованию конкретных путей повышения эффективности этой деятельности для достижения желаемого результата, совпадающего с его целью и соответствующего интересам и устремлениям граждан, имеющего также и патриотическую направленность.

С целью выявления уровня сформированности знаний о гербовой символике РФ у школьников нами было проведено исследование в форме анкетирования учеников 5-9 классов.

По результатам анкетирования нами было выявлено следующее:

Ø Уровень знаний по истории герба России среди учащихся 5-9 классов составил 63,2%

Ø Уровень знаний о современной символике Российской Федерации среди учащихся 5-9 классов составил 89,08%

Ø Наиболее высокие результаты показали учащиеся 9 классов

Ø Средний результат уровня знаний составил 76%

 

Учитывая полученные результаты можно сделать вывод, что у современного подрастающего поколения наблюдается недостаточность знаний о гербе РФ, что, как правило, влечет за собой нарушение целостности представлений о государственной символике России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы выступал анализ государственной гербовой символики России и выявлений уровня знаний учащихся о ней. 
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть герб России.

3. Выявить уровень знаний учащихся о государственной гербовой символике РФ.

В ходе работы нам удалось реализовать выше поставленные задачи и определить уровень знаний учащихся о гербовой символике нашего государства.
И в заключение необходимо отметить, что все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета- эмблема "альма-матер". Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки.
В России таким государственным символом является герб.
Двуглавый орел вновь стал гербом России.
Его история отражает путь Российской державы, полный величия и драматизма. На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставался главной эмблемой русского государства, хотя облик его менялся от правителя к правителю.
Перед вами основные вехи в долгой истории обретения русским народом символа своей государственности. Сейчас двуглавый орел как и прежде символизирует могущество и единство Российского государства. И будем надеяться, повторив слова Есенина, что “Русь взмахнет крылами”.
                                                 http://referater.ru/pics/517.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
2. “Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
3. Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
4. Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
5. Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
6. “Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962
7. Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
8. “Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
9. Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
10. “История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
11. Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
12. Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
13. Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
14. Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
15. Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
16. Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
17. Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
18. “Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
19. Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
20. Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
21. Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
22. Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
23. Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкета учащегося ____ класса Ф.И._____________________

 

1. Когда появилось изображение всадника, поражающего копьем змея?

1) При Николае I;

2) При Иване III;

3) При Иване Грозном;   +

4) При Александре II.

2. Что символизировал большой крест на гербе при Иване Грозном?

1) православие;     +

2) имперскую власть;

3) католичество.

3. Что такое скипетр?

1) жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой;

2) символ государственной власти.   +

4. Что такое держава?

1) золотой шар с крестом или короной наверху;

2) символ единства нашего государства.    +

5. Назовите элементы советского герба.

1) серп и молот, солнце, пшеничные колосья, девиз «Пролетарии всех стран, объединяйтесь»;     +

2) всадник на коне;

3) скипетр и держава.

6. Кто из президентов вернул России в качестве герба двуглавого орла?

1) М.С. Горбачев;

2) Б.Н. Ельцин;    +

3) В.В. Путин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета учащегося ____ класса Ф.И._____________________

Что я знаю про символику Российской Федерации

1

Что относится к символике РФ?

 

2

Что такое флаг?

 

3

Как выглядит флаг РФ?

 

4

Что такое герб?

 

5

Что является гербом РФ?

 

6

Сколько корон у двуглавого орла изображенного на гербе РФ?

 

7

Какого цвета геральдический щит герба РФ?

 

8

Что держит в лапах двуглавый орёл изображенный на гербе РФ?

 

9

Что такое гимн?

 

 

 

10

Назовите строки из гимна РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герб при Иване III

 

Рисунок 4

 

 

 

Герб при Иване Грозном

 

Герб Ивана Грозного

 

 

 

Герб

при Михаиле Федоровиче Романове

Герб Михаила Федоровича

 

 

Герб при Петре I

 

r5

 

 

Герб при Анне Иоановне

 

r6

 

 

 

Герб при Павле I

 

r7

 

 

Герб при Александре I

 

r8

 

 

Герб при Александре II

 

Малый императорский герб

 

 

Герб во время февральской буржуазной революции 1917 года

 

Герб Временного правительства

 

 

 

Герб РСФСР

 

печать РСФСР

 

 

 

Герб Российской Федерации

 

Герб в щите (цвет)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методический материал «Проектно-исследовательская работа «История герба России: влияние данных сведений на формирование чувства патриотизма школьников»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.02.2020 403
    • DOCX 362.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васина Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васина Елена Вячеславовна
    Васина Елена Вячеславовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66369
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов