Формирование универсальных учебных
действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
УУД – способность к
саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта выжить духовно, сохранение и становление
духовного облика. Функции УУД:
1).Обеспечение возможности
обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
2).Ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства. Установка: моя ценность для
достижения цели.
3).Контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности.
Программа развития
универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и
навыков) на ступени основного общего образования направлена на: – реализацию
требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного
подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение
эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы
основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий;
– расширение возможностей ориентации в различных
предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации,
строении и осуществлении учебной деятельности;
– формирование у обучающихся основ культуры
исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования, предметного или
межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и
(или) социально значимой
проблемы.
Программа обеспечивает:
– развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию
– формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок,
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
– формирование опыта переноса и применения
универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся;
– повышение эффективности усвоения обучающимися знаний
и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных
областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формирование навыков участия в различных формах
организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы,
олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные
образовательные программы и т.д.);
– овладение приёмами учебного сотрудничества и
социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формирование и развитие компетенции обучающихся в
области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне
общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными
технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией
выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного
использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и
сети Интернет.
Цели и задачи программы, описание её
места
и роли в реализации требований
стандарта.
Специфика
современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами.
Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные
людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты
обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения
учиться
становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место
в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и
метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия
(УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100»
накоплен опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в
основу
этой программы.
Цель
программы формирования
универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к
личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках
Образовательной системы «Школа 2100».
Задачи,
которые решает программа личностного развития и формирования универсальных
учебных действий обучающихся:
1) показать связь личностных результатов и
универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых
технологий и форм работы;
2) определить перечень личностных и метапредметных
результатов образования;
3) охарактеризовать систему типовых заданий для
формирования
личностных
результатов и универсальных учебных действий, опыта
переноса
и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;
4) предложить систему типовых задач для оценки
сформированности универсальных учебных действий;
5) формирование умений и навыков
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
6) формирование ИКТ – компетентности учащихся.
3. Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебного предмета «История».
Взаимосвязь результатов освоения предмета «История»
можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение Личностные Результаты указывает,
что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в
соответствии с линиями развития –средствами предмета, полученные людьми в
школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты
обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся
сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место
в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и
метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия
(УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100» уже
накоплен педагогами разных учебных дисциплин, в том числе историками, опыт
формирования универсальных учебных действий, который и положен в основу данной
программы.
Задачи, которые решает
программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий
обучающихся на уроках истории и обществознания направлена на то, чтобы ученик,
овладев универсальными учебными действиями сумел реализовать требования стандарта
к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы, основного общего образования, требования системно-деятельностного
подхода, развивающего потенциала основного общего образования; а также повышение
эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы
основного общего образования, качественное усвоения знаний и учебных действий,
а также их практическую направленность и применение в жизненных ситуациях.
На уроках истории дается широкий простор для формирования УУД. Это и работа со
схемами, таблицами, диаграммами, работа с документами, персоналиями,
понятийным аппаратом. Это всевозможные дидактические игры, которые и позволяют
не только формировать, но и развивать коммуникативные, регулятивные,
познавательные УУД. (Презентация прилагается). Самое главное -это обеспечить
возможность обучающего самостоятельно осуществлять деятельность учения. Нужно
научить детей ставить цели, самостоятельно искать и использовать необходимые
средства. И, в первую очередь, речь должна идти на установку мотивационной
ценности для достижения цели. Решение всех поставленных задач должно проходить
через УУД. Ученик должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию,
работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию
из текста, использовать разные виды чтения, анализировать, (схемы, таблицы,
диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и
явления ( революции, восстания, войны). Выявлять аналогии, (контурная карта,
иллюстрации) причинно-следственные связи, выделять общие закономерности,
например национально-освободительной борьбы, реформации и т.д.
Таким
образом, формирование УУД –это приоритетное направление в результатах
освоения учебного предмета «история».
Муниципальное
Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя
Общеобразовательная Школа с. Новополеводино
Формирование
универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
Хрищатый С.Ю. учитель
истории и обществознания
МКОУ «Раздольевская ОШ»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.