Инфоурок Музыка Другие методич. материалыМетодический доклад на тему "Воспитательная роль в изучении музыкального искусства"

Методический доклад на тему "Воспитательная роль в изучении музыкального искусства"

Скачать материал

Судакская детская музыкальная школа им. Г.Г.Шендерёва

ВЫПУСКНАЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА ошзуч

Преподавателя по классу теоретических дисциплин и общее фортепиано

ДМШ им. Г.Г.Шендерёва

Пасиченко Светлана Ивановна

2012Г.

носнитательная роль музыки

Свой доклад мне хотелось бы начать С высказывания В.сухомлинского: «Как гимнастика в МУЗЫКа выпрямляет душу  Роль  в жизни человечества неоценима. Данный вид искусства очень многогранен и несёт в cvvv

Нельзя отрицать непосредственное влияние музыки на человека: В

СПОЬКХ УЧЕНИЯХ MV3bIka ЯВЛЯЈЖСЬ ОДНИМ ИЗ ГЛаВНЫХ средеТВ В ЛеЧеК{ИИ, создании гармонии и равновесия в теле и разуме. Сегодня музыка используется не только в психотерапии, при лечении душевных но и в медицине при лечении недугов телесных. В.М,Бе.хтерев говорил: <<Музыка не только  воспитательный. музыка целитель

Цель моего доклада — рассмотрение проблемы воспитантискусством, а именно — воспитание музыкой. С древних времён учёные и философы уделяли особое внимание  У у о ялых на ЛичнОСть

Древнегреческие рукописи гласят: <<Музыкальное воспитание самое мощное  поскольку ритм и гармония проникакот в самые сокровенные глубины человеческой души».

Не  ИСКУССТВО и МУЗЫка гтчот- с средство воспитания, т,е, длительного изменения нашего поведения. В воспитываютттем пействии музыки видится её ро пство с педагогикой психологиеи.

Существует три ВЗГЛЯДа на воздействия но личнОСть.

раССМаТРИВаеТ СГО СОЦ  ВОЗДСР}СТВИС На личность в р а мках онтологии искусства. В этом одностороннии подход к проблеме, однако отмечаются явления его прео пол В частности, Л.С.Выготситхтж разрабатывает в области психологии искусства личностный аспект отношения к искусству

Другой взгляд в противоположном направлении обращен к личности, воспринимающей искусство в отрыве от специфики самого искусства, т.е. от «потребителя>> к искусству.

Третий — интегрирующий, целостный. Данный взгляд ставит проблему взаимодействия искусства и личности на уровне общего философско- психологического подхода на основе эстетического сознания личности, которое объединяет в себе жизненные ценности, отношения к самому себе, к формам самореализации, нормам поведения и волспроявления.

Эстетическая мысль давно пришла к осознанию целостности эффекта воздействия искусства на человека. На весь комплекс его духовной организации. Это нашло подтверждение в высказывании И.Г.Фихте («Искусство формирует не только ум и сердце, оно формирует целостного человека>>.

В вопросе развития личности и отношения её к искусётву остается не ясным, что здесь причина, а что следствие: то ли человек с богатым духовным, интеллектуальным, ценностно-ориентированным потенциалом тянется к искусству и черпает из него то, что необходимо ему для индивидуального духовного развития, то ли искусство оказывается первопричиной воздействия. Многое зависит от того, какое это искусство, какая музыка и какова способность личности воспринимать искусство.

Если рассматривать фактор взаимодействия <<Музыка слушатель>> с точки зрения педагогики, то важно понять роль педагога не как транслятора, а как участника в триа пе: педагог — МУЗЫКА — ученик, производного от триады: композитор — произведение — слушатель.

Выдающиеся педагоги исполнительского искусства Г.Г.Нейгауз,

С.Е,Фейнберг и друтие считали, что основой обучения музыканта являются его личностные качества- высокая духовная культура, способность критически мыслить. Отечественное музыкальное образование содержит ценностную ориентацию, которая адекватна смысловому подходу, где «обри- это введение человека в мир культуры на различных этапах

СГО ЖИЗНИ»

ЕСЛИ ттпптировать ВОПРОСЫ  музыкои  сегоДНЯ являются предметом исследования многих  трудов, к условиям нашей ДМШ можно сделат- п чп о п что перед п—  СТОИТ СЛОЖНаЯ задача. ведь К КИМ ПОСТУТЮКОТ ДеТИ не МУЗЫКЊЛЬНОГО  а следовательно не имеюшие достаточного опыта в отношении музыкального воспитания.

еОСПОРИМЫМ является тот  что музыканта, должно ПРОИСХОДИТЬ на  так ИМеННО 0iia является 1ЛИЧНОСТИ  тоггт—нта. Воспитание НТЈЈИХ УЧеНИКОВ ДОЛЖНО ПРОИСХОЛИТЬ на ВЫСОКОХУДОЖеСТВеННЫХ образцах мировой культуры. Только в этом случае, когда ученику привит МУЗЫКЊЛЬНЫИ ВКУС, МЫ МОЯСМ СЧИТТЬ- ЧТО ЦИЛЬ КИШеГО Обучения ДОСТИГНУТа. Только в этом случае ученик сможет ориентироваться даже в музыке массовых жанров, выбирая для себя только высокохудожественные оиразцы.

АТССОВК.ЈИ  С еГОДКИ, как фактора влияния на формирование культуры подпостков, нельзя отрицать. Но ведь существуют такие жа чпы м т 'тпп ой культуры, которые действуют на личность подростка РЖЗРУТШЖ)ЩИМ Образом.  В ЗВУКОВОИ Меж-НОК ДеЙСТВУСТ на УМеК{Ие опиентироватк ся, принимать самостоятельные решения. Российские ученые  ПООСЛУТШИННИЯ ТЯЖИЛОГО „шия забывают таблицу умножения. А японские журналисты в крупнеиших рок-залах Токио произвольно задали попотт-:х вопроса: вы находитесь? какой теперь год: и ни один из опрошенных не ответил на них, по заявлению выделение, так называемых, СТОеСС-ГОПМОНОВ, КОТОПЫе стипают часть Зау-јеЧаТЈ1ёННOИ в мозгу Человек не ПРОСТО  ЧТО—ТО того, что с ним было или что он и.зучал, он умственно деградирует. Не швеицарские медики


доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3-5 раз хуже, чем обычно.

Растения и животные предпочитают гармоничнуко музыку. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка — наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздеиствием рок-музыки оно резко снижается. Дельфины с удовольствием слушают калассическую музыку, особенно Баха, Услышав классические произведения, акулы успокаиваются и собираются со всего океанского побережья, (что случалось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки тяжёлого рока коровы ложатся и отказываются есть, а ра.стения быстро вянут.

Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определённых ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия,

В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров следует понимать музыку, которая пользуется широкой популярностью, характеризуется относительнои легкостью восприятия, доступностью и доходчивостью (эстрада, танцевальные разновидности попмузыки, традиционная рок-музыка, авторская песня).

Давным—давно мыслители и художники заметили способность музыки влиять на нравы. В IV веке до нашей эры Платон писал: « : Не в мусическом ли искпсстве [заключено] самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывает её, доставляя благообразие и делая её благообразной, если


воспитпнид     поставлено     правильно;      если               нет      [получается]

Эту мысль развил Аристотель: <<Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное насла-ждение [это чувство испытываются всеми, так как действительно музыка дает физическое наслаждение, почему слушание её и любо людям ВСЯКОГО возраста и ВСЯКИХ ступеней развития], СЛУЖИТЬ ещё более высокоЙ ттагуи а ттить своё  на

человеческую этику и психику, ч- то стало бы очевидным, если бы было доказано, что музыка оказывает известного рода влияние на наши моральные качества. Что так бывает на самом деле, доказывает, помимо многого иного, в осооенности песни Олимпа- которые по обLL'VIVI гттдлтчту R наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть эффект этического порядка в нашей психике». Разобрав подробно этот воппос Аристотель прихо тит к выводу: <<Из всего вышесказанного следует, что музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души>>. Позднее о том же говорили многие друтие. Сама жизнь на каждом шагу подтверждать их правоту. И в наше время нравственно-воспитательное значение музыки не может оспариваться никем.

Чем объяснить влияние музыки на моп альктые качества и черты характера, душевный строй и поинципы поведения человека? Очевидно, прежде всего, могуществом её эмоционального воз пействия, вытекающим из её ВЫРЕ}ЗИТИЛЬНОИ ПРИРОДЫ. МНОГОе ИЗ ТОГО, ЧТО ОТНОСИТСЯ К нравственности, непосредственно связано с чувствами.

Для использования музыки как средства нравственного воспитания очекњ важно ещё одно обстоятельство: воздействуя на человека, она с особеннои силой пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших утолках его души.

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого, Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота.

(В.Шекспир «Венецианский купец»)

Именно эту способность музыки — улучшать, охт людей выше, чище и доирее отмечают обычно все, кто говорит о её воспитательной роли. Музыка, по словам Д.Шостаковича, («поднимает человека, облагораживает его, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренрче силы, в свое большое призвание Музыка способна также и ранить зачерствевшее сердце, открывая человеку забытые доселе его собственные сильные и прекрасные чувства; она, по выражению Толстого МОЖСТ и «переворачивать душу», но эти раны и катастрофы благотворны, они будят человека, тоевожат его беспокойством».

так говорят сами художники, И собственным ЖИЗНСННЫМ опытом из слов а подтвептгпакот слушатели. Вот одно из многочисленных свидетельств — письмо одного из учеников: <<В поошлом я много пережил) не знал

материнской ЛКОбИХ1-отж           Мне  учёба в

РОЯЛЯ НСЗТМСТНО ДЛЯ МСНЯ СТМОГО 60JIb[IIVIC ПСРСМСНЫ В МОЮ ЖРТЗНЬ> смягчрла мой характер. Музыка ПО-МОеМУ с о мп- чистое и благородное ИСКУСИ ВО) КОТОРОе СИЛЬНО ДСИСТВУСТ ВОСПИТТ{ИС  ИЛИ : Я не  осе вокруг меня не таким теперь: Мир

более Р?ЗВНОДУТНЫМ И СТРОГИМ  О.ЗТЂИЈЖ МНС ЖИЗНЬ ОСОбСННЫМ светом, заставила по-настоящему почувствовать её силу и красоту, открыла передо мной сокровенные уголки человеческой души>>.

А вот что «Я знаю историю о том. Как один молодой раиочии, осужденныи на много лет, был освобождён на восемь лет раньше срока за свое образттовоы отношениях поведение, образцовую учёе,у и образцовый труд в лагере. Причину глубокого перелома, происшедшего в объяснил темэ что, уже будучи в лагере: Впервые в жизни прислушался по ра пио к серьёзной музыке, заинтересовался ею, РООТРПДНЧО полюбил, и она пооизвела в его душе и сознании полный переворот;

Статья, в КОТОРОЙ он об этом рассказал, была напечатана в лагерной газете под заголовком «Музыка вернула мне совесть» , ,

В чем тя т «о екпет»? Почему так не говорят о художественной прозетеатре или живописи, Почему в отличие от этих искусств, в которых часто показаны отрицательные персонажи, музыка решительно предпочитает положительных и даже идеальны.х героев (хотя, как мы увидим далее, не ограничивается ими)?

Все это — интересные и вместе с тем сложные вопросы, заслуживающие специального исследования. К“лкоч к их решенико лежит. по-видимому, опять же в природе музыки как выразительного искусства, Ведь к положительным

тяготеют то ч—тт ттдкотлативныи  а архитектура отрицательных образов вообще не знает: обличение и сатира в ней попросту немыслимы. И это понятно. Глядя на картину, мы можем мысленно отделить объект изображения от того, как он изображён, и понять, например. Что художник красиво нарисовал некрасивый предмет или вскрыл

К{РIЧТОЖеСТВО                                                   КОТОРЫИ ВЫГЛЯДИТ В ЖИЗНИ

В музыке же  и в            

поэзии хи даже ещё в большеи степени), разделить эти две стороны не всегда возможно. Поскольку в ней изображены- ось— оптр отм„Уко вовсе отсутствует, мы воспринимаем что содержится в произведении, излияние чувств автора_ кокс его «длгшдот,-тчЙ  Таково общее свойство лирики:

Каждый  — еСЛИ тОЛЬКО он не по  декадентскому

Ј1}ОбОННИКО ВСелМ УРОДЛИВЫМ И  еСТеСТВеК{НО выражаюТ В ЛИРИКе JIY{I-I-IPIe СТОРОНЫ СВОеГ() даже КОГДа ЛејЛИТСЯ С КИМИ СОМКЕНИЯМИ И душевными страданиями. Вспомним любое лирическое стихотворение. Его герой  ОТ ЛИЦа КОТОРОГО р пёт выеказывание всегда

то естЬ что ВЫЗЫВает Нате СОЧУВСТВРЕ (во всяком случае, на такое сочувствие ооязательно рассчитывает автор).

Вместе с тем в МУЗЫКе встпечается не ТОЛЬКО ЛИРИКа, но и эпос ИЛИ драма. Поэтому в ней могут предстать не одни лишь положительные герои примеры нравственнои красоты. В творчестве разных композиторов мы находим и друтие о бпотч — терзакощихся мучительнои внутреннеи мятущихся и неудовлетворенных. Есть такие гепои и у Шумана, и у

Чайковского, и у многих ДРУГИХ авторов. лает также музыка произве пения В КОТОРЫХ подробно ра.СКРЫВаеТСЯ ВНУТРСННИИ МИР  ЯВНО осуждаемого с моральной точки зрения (пример Яго в опере Верди

Но и в этих случаях она поднимает слушателя на нравственную высоту. Мы ощущаем здесь величие того этического идеала, которыи послужил меркой для художника при воплошении чувств его героя, Сквозь портрет духовно ущербного или отрицательного героя поосвечивакот прекрасные, чистые черты нравственного облика автора;

Кроме того, любое психологически глубокое воплощение духовного мира людей учит нас лучше разбираться в сложных, порою противоречивых чувствах, тоньше воспринимать все богатство внутреннеи жизни человека, воспитывает то, что называется («культурой  И  — важная грань воспитательного воз лействия многих великих образцов музыкального творчества, которые замечательны как раз глубиной и разносторонность МРЖТРИСТИК.

Хорошо сказала об этом Мариэтта Шагинян в статье о музыке под многозначительным названием (Мать гапмпнии и ритма». Вспоминая о своих музыкальных занятиях в школьные годы, писательница отмечает их значение для приобретения знаний и навыков- для развития вкуса, а затем ПИшет: «НО) ПОМИМО ЭТОГО, УРОКИ МУЗЫКИ ИМС,ЈIИ7 я бы КОЛОССЊЛЬНОС влияние на выработку характера- чувства дисциплины, чувств о коллективности, то есть всего того, что оиразовывает человека, придает eMv целостный образ и делает его членом общества. Хор, умение слаженно петь- был первым шагом к дисциплине совместного действия: В той школе, где я училась, пианистки, освоившие игру, тянулись друт к другу, часто играли в четыре руки. Нередко были случаи составления школьных оркестров, и это было огромным творческим у повольствием для всех участников>>. Далее

М,Шагинян рассказывает о том, как она «лично впервые поняла) что такое слаженное действие в коллективе», когда в девятилетнем возрасте ста ла

ИГРаТЬ на барабане В умеНИЧеСКОМ ОРКС&СТРе И ПОСЛе КЕСКОЛЬКИХ

«невпопад>>  вступать вовремя, <<нащупала свое место . . .в целом большом оркестре и просто полюбила его. Знать свое место в коллективе свою подачу звука, жеста, работы, - это и есть тайна организованности в любом деле, И музыка выступает тут как величаишая учительница, как мать высокого ритма человеческих действий».

Этически-воспитательные возможности музыки впервые были осознаны и привлекли к себе вним•чие обтпества много веков назад.

Стройная и развитая теория воспитания граждан посредством музыки была разработана в Древней Греции. По воззрениям древних греков, музыка, воздействуя на нравственный мир человека, воспитывает и исправляет его характер, чормирует его психологическую настроенность

Платон допускал лишь два лада — дорийский и фригийский, поскольку первый воспитывает мужество, а второй мудрое спокойствие и умеренность.

Еще строже в своем учении об этосе Аристотель. Он оставляет для воспитательных целей только дорийскии лад, хотя и делает оговорку: Но можно пользоваться при воспитании юношества также и тем или иным из других ладов, если лица, причастные к занятиям философией и опытные в музыкальном воспитании- одооряют его>>.

Впоследствии музыканты и ФИЛОСОЧ'Ы УШЛИ а-ЈЛСК"О ОТ НОИВНЫХ построений древних теоретиков. Но мысль об этическом значении музыки- о ее ВОЗДсИСТВИИ на ЖиВЫ не была заемТа, нси ВОЗВРЖЦТЛИСЬ в КЗЖ"ДУК) новч-о эпоху, особенно же — в периоды общественного подъема.

 очень сожалел бы, если моя Mv3bIka только развлекала моих слушателей; я стремился их сделать лучше». Так говорил великий композитор века Гендель. И его произведения, прежде всего монументальные оратории, действительно воспитывают в слушателях высокий строи чувств, героизм, величавую простоту и строгость нравов.

В высшей степени характеп но понимание музыки как средства этического воспитания и для Бетховена, <<Музыка должна высекать огонь из мужественной души>> вот его девиз. Все его творчество прекраснеиших нравственных идеалыо.

В музыке Бетховена пре пстакот замечательные гик,дт-м-хдв действия и «рыцарей духа» - людеи неои,ычаиного мужества и кристальной чистоты,

Что может сравниться с суровой, благородной геооикой его опера

 Третий  Пятой и Девятой симфоний, увертюр

«Эгмонт>> и «Леонора» N23, Четвертого квартета и Пятого концерта для ч,ортепиано !

Свои высшие нравственные доблести герои Бетховена проявляют в борьбе: они упорно преодолевают внешние и внутренние препятствия,

 с самой судьбой. «Так судьоа

л ОВСН О начальных ЗВУКТХ ПЯТОЙ СИМФОНИИ, И

ему д  КОТОРЫМИ можно пафос

МНОГИХ сго произведении: «Я схвачу судьбу за глотку: Совсем СОГНУТЬ меня ей не удастся. О, как прекрасно прожить ••х•-тхо т•тосгчу !

_Vi в МУЗЫКс ПОИСДОИ ГсПОЯ пробивающегося          стт-•.о тт•тнкхя К плоти». Но так     4..де.&.

Увертюра «Кориолан», чјортепианные СОНЯТЫ «Патетическая»,

<<Аппассионата>> завершаются                                    даж- топгтхчдокимтх

финалами. Но и здесь нас ни на миг не покидает ощушение неукротимого мужества и нравственного величия героя: он скорее погибнет чем покорится!.

Оттого-то музыка Бетховена нравственно возвышает слушателей, закаляет сепдца, вселяет в них стоикость и бесстрашие: Миллионы людеи испытали на себе эту её способность. Вот что рассказывает студент геологического факультета Харьковского университета: «Я был послан с экспе дитти-й в полупустынную область Бет-Пак-Дала, и не по своему выбору Мне хотелось поехать в живописное оабайкалье, Но вот я в Казахстане, среди  СОЛК{ТТем степей. Однообразных холмов и скал Полтора месяца я жарился на солнце, мерз по ночам в спальном метче мучился от жажды. Я начал по пумывать, не сделал ли я ошибку став геологом. И вот однажды я заехал в лагерь геофизиков выпить воды. Я с жадностью прильнул к ведру — и врут из крайней палатки, над которой возвышалась антенна, послышались мощные аккорды, поразившие меня. Они ЛЈЛЛ}ЈЛЭ R из палаткивсе ое пространство пустыни, Это был «Эгмонт». И когда я успокоился, то вдрут понял, что во мне не осталось ни одной робкой мыслишки. На будущий год я опять собираюсь поехать с экспедицией в кавказские пустыни: Я благодапю за это Людвига ванн Бетховена>>.

Не только героикои определяется нравственно-воспитательное значение музыки Бетховена. В ней звучат и раздумья (медленные части ПЯТОЙ и Девятой  и скорбь (похоронные марши в Третьей симфонии и в двенадцатой сонате для фортепиано), и светлые, восторженные чувства, связанные с погружением в природу (сонаты «Пасторальная»; и «Аврора», Шестая симфония) или с любовью (цикл песен далекой

оДеСЬ МУЗЫК%ћ СТОЛЬ же ВОЗВЫИјеННа, И В героических страницах, она облагораживает слушателя чистотой и добротой выпажаемых чувств: Слушая её, вспоминаешь слова композитора: «Сердце — рычаг всего «Я не знаю признака превосходства, как доброта».

И в целом творчество Бетховена для каждого слушателя — источник стремления к моральному совершенству и величаишей нравственной поддержки. « огие славили его величие как художника, пишет о Бетховене Ромен Роллан. — Но он гораздо больше чем первый из музыкантов: Он представляет собою самую гепоическуо силу новеи:него искусства. Он — величайший и лучший друг тех, кто страдает и борется. Когда мы удручены мирскими печалями, он ПРИХОДИТ к нам, приходил к матери, потерявшей ребёнка, садился за фортепиано и без слов утешал плачущую песнею безропотной жалобы, И когда нами овладевает усталость ОТ В-ЧНОИ  борьбы с мелкой посре пственностько пороков и

добродетелей, - как великолепно закаляют погружение в этот океан воли и мужеством, счастьем борьбы..

мхорошо сказал о возвышающеи силе бетховенской музы ки и простой ленинградский коноша: «Мне кажется, что если бы надо мной всегда звучала Пятая симфония Бетховена, я не совершил бы в жизни ни одного дурного поступка>>.

Так воспитывает нравственные идеалы Бетховен. А вот другой ХУДОЖНИК, во МНОГОМ Девятой симфонии и в

даже противоположный ему,  ЧаЙКOВСКИЙ, ЕГО МУЗЫКа неотразимо

ИНЫМИ — задутгтепнпетько теплотои ттппепчипоЙ лаСКОИ. И ОНИ делает ЛУЧШ% МЯГЧ%  ОТЗЫВ •ћоее к

чужим радостям и гопинистям. - А вдохновенно-лучезарные страницы твоочества

Чайковского        ТаК"ИС,      ПСРВЫИ КОННСРТ ДЛЯ  С «День ли царит», я окно » и МНОГИе  —

очищают и просветляют           своим  тто тттГ* Дтхол

«Я желал бы всеми силами ДУШИ, чтобы музыка моя распространялась чтобы увеличивалось число людеи, любящих её) находящих в ней утешение и подпору». Эти широко известные слова Чайковского лучше всего ГОВОРЯТ о нравственно—воспитательной роли сго музыки % Давая людям  и „чает и укрепляет в них добрые чувства. Воплощение прекрасных, возвышенных эмоций и их пробуждение в людях — такова традиция всей музыкальной классики. Настоящая большая музыка всегда с,ремилась воплотить ноавственныи идеал эпохи, нации; класса, художника. Наро пная песня, переходя из уст в уста, от поколения к поколению, учила чистоте и строгости чувств, мужеству и доброте. В музыке Баха и Моцарта, Шуберта и Шопена, Глинки и Бородина во всем классическом наследии перед нами предстают герои, умеющие глубоко поеживать и отдаваться благородктым движениям сердца, способные и на страстный порыв, и на нежную ласку

Сколько композиторов столько индивидуальностей. Но все они любовно показывают лучшее, благородное, возвышеннос в человеке: Это свидетельство их верности прогрессивным, гуманистическим заветам классиков.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методический доклад на тему "Воспитательная роль в изучении музыкального искусства""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Роль музыки в жизни человечества неоценима. Данный вид искусства очень многогранен и несет в себе множество функций. Нельзя отрицать непосредственное влияние музыки на человека. В старых учениях музыка являлась одним из главных средств в лечении, создании гармонии и равновесия в теле и разуме. Сегодня музыка используется не только в психотерапии, в лечении душевных недугов, но и в медицине в лечении недугов телесных. В.Н. Бехтерев говорил: "Музыка - не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья."

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 073 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.04.2020 125
    • PDF 6.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ахрименко Юлия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ахрименко Юлия Викторовна
    Ахрименко Юлия Викторовна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84946
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 28 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дополнительного образования

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе