МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАОУ
МО СПО «КИК»)
Методические указания
по выполнению лабораторных работ по информатике
и ИКТ
по теме «Технология обработки текстовой
информации»
составитель:
Харченко Я.С.
2014
г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………...1
1.
Введение в программу MS Word……………………….…………………………………...2
2.
Лабораторная работа № 1…………………………….……………………………………...3
3.
Лабораторная работа № 2 ……………………………………………………………………5
4.
Лабораторная работа № 3 ……………………………………………………………………7
5.
Лабораторная работа № 4 ……………………………………………………………………8
6.
Лабораторная работа №5 …………………………………………………………………….9
7.
Лабораторная работа №6 …………………………………………………………………….10
8.
Лабораторная работа №7 ……………………………………………………………………..11
9.
Лабораторная работа №8 ……………………………………………………………………..12
10.
Лабораторная работа №8 ……………………………………………………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное использование новых
информационных технологий является неотъемлемой частью успешной деятельности
специалистов различных направлений: инженеров, экономистов, юристов,
менеджеров. В настоящее время наиболее широкое распространение получили информационные
системы, базирующиеся на персональных компьютерах (ПК). В нашей стране
фактическим стандартом при работе на ПК являются операционная система Microsoft
Windows
и ее приложения, входящие в состав Microsoft Office.
Лабораторный практикум предназначен
для изучения студентами различных специальностей основных возможностей и
функций наиболее часто используемого MS Word. Предлагаемые задания представляют
собой базовый курс по освоению данных программных продуктов, позволяющих
сформировать у студентов знания и навыки, вполне достаточные для составления и
редактирования на ПК сложных текстовых документов.
Методические
рекомендации к выполнению практических работ содержат :
- Тему занятия;
- Цель занятия;
·
Задачи;
·
Обеспечение практической работы:
·
Пояснения;
·
Порядок выполнения занятия;
Критерии оценки практических заданий.
Отметка «5» ставится, если:
·
работа
выполнена полностью;
·
в
логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и
ошибок;
·
в
решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не
являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
·
работа
выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если
умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом
проверки);
·
допущена
одна существенная ошибка или два-три несущественных ошибки.
Отметка
«3» ставится, если:
·
допущены
более одной существенной ошибки или более двух-трех несущественных ошибок,
но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; при этом
правильно выполнено не менее половины работы.
Отметка
«2» ставится, если:
·
допущены
существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
умениями по данной теме в полной мере.
Отметка
«1» ставится, если:
·
работа
показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
1.
Введение
в программу MS Word
Подготовка текстов – одна из распространенных сфер
применения компьютера. На протяжении тысячелетий люди записывают информацию. В
течение этого времени менялось и то, на чем записывали информацию (камень,
глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали
(острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевая ручка), авторучка, с
конца 19в.для выполнения письменных работ стала применяться печатная машинка).
Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново
переписать. А это очень длительный и трудоемкий процесс.
Появление компьютеров коренным образом изменило
технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно напечатать
любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память
компьютера для длительного хранения, напечатать на принтере любое количество
текста без повторного ввода или отправить с помощью электронной почты на другие
компьютеры.
Текстовый процессор MS WORD – это
программа, позволяющая выполнять ввод и редактирование текста, а также операции
по форматированию текста, вставку рисунков, таблиц, проверку правописания,
автоматический перенос слов и другие операции.
Основными объектами текстового документа являются: символ,
слово, строка, абзац, страница, фрагмент.
Символ
- минимальная
единица текстовой информации.
Слово-
произвольная
последовательность символов (букв, цифр и др), ограниченная с двух сторон
служебными символами (пробел, запятая, скобки).
Абзац-
произвольная последовательность символов между левой и правой границей
документе.
Фрагмент- это
некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как
единое целое.
Запустить
программу можно через «Пуск» - MS WORD
Все
программы, которые входят в пакет Microsoft Office, имеют похожий интерфейс. Во
всех программах есть рабочая область, панели инструментов, главное меню,
область задач:
Лабораторная
работа № 1
Цель:
1.Разобрать
основные элементы программы.
2.Научить
сохранять текст.
Задание:
1.Напечатайте
следующий текст:
Ученый, математик, механик, изобретатель, талантливый
педагог и военный инженер, которого называли русским Архимедом.
П.Л.Чебышев родился 4 (16) мая 1821
г. в селе Окатово Калужской губернии в имении отца, потомственного дворянина
Льва Павловича Чебышева. Как было принято в дворянских семьях того времени,
первоначальное образование мальчик получил дома. В 1832
г. семья переехала в Москву. Чтобы подготовить Пафнутия и его брата к поступлению
в университет, были приглашены лучшие учителя.
В 1837 г. П.Л.Чебышев становится студентом
математического отделения Философского факультета Московского университета. Уже
в первой своей студенческой работе «Вычисление корней уравнений», удостоенной
серебряной медали, юноша проявил способности к научной деятельности. В 1841
г. он с отличием окончил Московский университет. В двадцать пять лет получил
степень магистра математических наук, защитив диссертацию по теме «Опыт
элементарного анализа теории вероятностей» о применении методов математического
анализа в теории вероятностей. По заданию графа С.Г.Строганова, попечителя
Московского учебного округа, П.Л.Чебышев создает общедоступное руководство по
теории вероятностей для преподавания в Ярославском Демидовском лицее. За этот
труд Академия наук присудила ему Демидовскую премию.
Высоко оценил магистерскую работу и творческие
возможности молодого ученого В.Я.Буняковский – автор первого русского учебника
по теории вероятностей и основоположник демографии. Он приглашает П.Л.Чебышева
в Петербург для участия в работе по подготовке к изданию новых рукописных
материалов академика Л.Эйлера, посвященных теории чисел. П.Л.Чебышев принимает
предложение и в 1847 г. едет в Петербург.
В течение первых двух лет работа Пафнутия Львовича с
архивом Л.Эйлера, а также изучением и анализом всего того, что связано с самим
понятием числа и теории чисел, дала свой результат. Он пишет большую работу
«Теория сравнений», которая приносит ему вторую Демидовскую премию, славу одного
из крупнейших математиков эпохи и степень доктора наук, а в 1849
г. – звание профессора Петербургского университета. В следующей своей работе
«О простых числах» (1852 г.) П.Л.Чебышев знакомит научную общественность с
асимптотическим законом распределения простых чисел. Это второй фундаментальный
закон в теории чисел после открытого Эвклидом закона о бесконечности количества
простых чисел.
К середине XIX в. в конструкциях паровых и ветряных
двигателей, текстильных машин и других устройств использовалось большое
количество шарнирных механизмов. Механика машин, бывшая в основном наукой
описательной, требовала теоретических обоснований. Появляется целая серия
фундаментальных работ по теории механизмов, созданных Кулоном, Понселье,
Гартом, Сильвестром и другими учеными. В России основополагающими становятся
труды П.Л.Чебышева по теории синтеза механизмов.
Среди всего многообразия вопросов теории механизмов и
машин Пафнутий Львович выбирает самый сложный – синтез шарнирных механизмов.
Выходят в свет его научные труды «Теория механизмов, известных под названием
параллелограммов» (1853 г.), «О параллелограммах» и другие, в которых
П.Л.Чебышев впервые в мировой практике применяет математические методы к
решению задач практической механики. Наука о машинах благодаря ему становится
не описательной, а расчетной.
Свои идеи о параллелограммах, а также теорию функций,
наименее отклоняющихся от нуля, он изложил в труде, опубликованном в 1878 г. в
Париже и названном им совсем не научно «О кройке платьев». В этой работе,
которую он сам считал малосущественной, дано оригинальное решение задач теории
поверхности. Вместе с тем он предложил и методы проектирования деталей одежды,
что было чрезвычайно важно для рационального использования материалов в швейном
производстве. Другим малоизвестным практическим применением разработанной им
теории функций, наименее отклоняющихся от нуля, была картография. Открытия
П.Л.Чебышева в области теории вероятностей и интерполирования функций
содействовали развитию в России теории стрельбы и пристрелки, они почти тотчас
же вошли в учебники артиллерии и баллистики.
Он много времени уделял преподавательской
деятельности, поэтому часы, проведенные в аудиториях университета, считал
счастливейшими в своей жизни. Деятельность П.Л.Чебышева как ученого и педагога
продолжалась с 1847 по 1882 гг. в Петербургском университете, почетным членом
которого он был избран в 1882 г.
Труды П.Л.Чебышева были по достоинству оценены его
современниками. В архиве Российской академии наук хранятся многочисленные дипломы
российских и зарубежных академий и университетов, почетным членом которых
состоял П.Л.Чебышев. Он был награжден орденом Станислава I степени (1868 г.),
орденом Анны I степени (1871 г.), орденом Владимира II степени (1876 г.),
орденом Александра Невского (1883 г.), французским орденом Почетного легиона
(1885 г.).
Умер П.Л.Чебышев 26 ноября 1894 г. в чине
действительного тайного советника, который в «Табели о рангах» соответствовал
чину полного генерала и должности министра.
2.Сохраните
документ в свою папку под именем «Чебышев».
Для сохранения
документа необходимо выполнить команду «Сохранить» или «Сохранить как» в меню
кнопки Office или нажать сочетание клавиш Ctrl+S.
Лабораторная
работа № 2
Цель:
1.Отработать
практические навыки по работе с фрагментами текста
2.Отработать
навыки форматирования текста.
Задание:
1.Напечатайте
следующий текст:
Сэ́мюэл Фи́нли Бриз Мо́рзе родился в
богатой американской семье. Отец его был известным географом и священником.
Юноша отличался большой любознательностью и непоседливостью. Из Академии
Филлипса, где Сэмюэл зарекомендовал себя эксцентричным студентом, отец перевёл
его в Йельский колледж. Морзе относился к науке равнодушно, хотя его привлекали
лекции по электричеству. К беде строгих родителей, он также любил рисовать
миниатюрные портреты знакомых. После окончания колледжа Морзе стал клерком в
Бостоне. Но живопись так увлекла его, что в 1811 году родители, хотя и
выступали против этого увлечения сына, всё же послали его в Англию изучать
искусство.
Во время войны 1812 года между
Великобританией и Соединёнными Штатами, поддерживающими Наполеона, Морзе
показал себя ярым патриотом. Однако в 1813 году, когда Морзе представил в
Лондонскую королевскую академию художеств картину «Умирающий Геркулес», он
удостоился золотой медали.
По возвращении домой в 1815 году Морзе
обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются
живописью. Поэтому он влачил скудное существование, рисуя портреты. Десять лет
ему пришлось вести жизнь странствующего живописца. Морзе был очень общителен и
обаятелен, его с охотой принимали в домах интеллектуалов, богачей и политиков.
Кроме того, он обладал редким даром заводить знакомства. Среди его друзей были
политик М.-Ж. Лафайет, романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн.
В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных
портретов, когда-либо выполненных американскими художниками. В 1825 году Морзе
основал в Нью-Йорке общество живописцев (англ. National Academy of Design),
которое избрало его президентом и отправило в 1829 году в Европу для изучения
устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.
Во время второго путешествия в Европу
Морзе познакомился с Л. Дагером и заинтересовался новейшими открытиями в
области электричества. Его вдохновила на изобретение телеграфа случайная беседа
при возвращении из Европы на пароходе в 1832 году. Какой-то пассажир в ходе
беседы о недавно изобретённом электромагните сказал: «Если электрический ток
можно сделать видимым на обоих концах провода, то я не вижу никаких причин,
почему сообщения не могут быть им переданы». Хотя идея электрического телеграфа
выдвигалась и до Морзе, он полагал, что был первым.
Годы работы и учёбы потребовались, чтобы
его телеграф заработал. В 1837 году он развил систему передачи букв точками и
тире, ставшей известной во всём мире как Код Морзе. Он не находил поддержки ни
дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ. Друзья
восхищались его упорством перед бедностью и разочарованиями от неудач. При
очередной попытке заинтересовать Конгресс США созданием телеграфных линий, он
приобрёл конгрессмена в партнёры. Поэтому в 1843 году Морзе получил субсидию в
30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до
Вашингтона. В ходе работ оказалось, что на этом расстоянии около 40 километров
электрический сигнал слишком сильно затухал и прямая связь невозможна.
Положение спас компаньон Альфред Вэйл, предложивший использовать реле как
усилитель. Наконец, 24 мая 1844 года линия была закончена, но Морзе был тотчас
же вовлечён в юридические распри и с партнёрами, и с конкурентами. Он отчаянно
боролся, и Верховный Суд в 1854 году признал его авторские права на телеграф.
После смерти в 1872 году слава Морзе как
изобретателя угасла, так как телеграф потеснили телефон, радио и телевидение,
зато его репутация художника выросла. Он не считал себя портретистом, но его
картины, на которых изображены Лафайет и другие видные люди, знают многие. Его
телеграф 1837 года хранится в Национальном музее США, а загородный дом теперь
признан историческим памятником.
2.Примените
курсивное начертание к тексту.
3.Выделите
первый абзац текста. Скопируйте его.
3.Вставьте в
конец текста.
4.
Выделите 4 абзац текста. Примените команду «Вырезать».
5.
К третьему абзацу текста примените полужирное начертание.
6. Сохраните текст
под именем «Морзе».
Лабораторная
работа № 3
Цель:
1.Отработать
практические навыки по работе с фрагментами текста
2.Отработать
навыки форматирования текста.
Задание:
1. Запустите
программу MS WORD
2. Напечатайте
следующий текст, применяя маркеры.
В 1978 году международный научный конгресс официально
закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой,
созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем
обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также
организационные, коммерческие, административные и социально-политические
аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все
области жизни людей.
Таким образом, информатика базируется на компьютерной
технике и немыслима без нее.
Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с
широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:
- pазpаботка
вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
- теоpия
инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом,
преобразованием и хранением информации;
- математическое
моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их
применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных
областях знаний;
- методы
искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и
аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека
(логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и
др.);
- системный
анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и
обоснования решений по сложным проблемам различного характера;
- биоинформатика,
изучающая информационные процессы в биологических системах;
- социальная
информатика, изучающая процессы информатизации общества;
- методы
машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
- телекоммуникационные
системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие
всё человечество в единое информационное сообщество;
- разнообразные
пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину,
торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и
общественной деятельности.
Роль информатики в развитии общества чрезвычайно
велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и
обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении
веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только
сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.
Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной
техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных
технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в
производстве, науке, образовании, медицине и т.д.
3.К
первому и последнему абзацу текста примените полужирное начертание.
4.Сохраните
текст под именем «информатика».
Лабораторная
работа № 4
Цель:
1.Отработать
практические навыки по применению к тексту маркерованных списков.
2.Научить
оформлять текст в несколько колонок.
Задание:
1. Запустите
программу MS WORD
2. Напечатайте
следующий текст.
·
Для применения в тексте значка «°» необходимо
По своей природе Луна относится к
телам планетного типа. Ее радиус составляет около 1700 км, масса в 81 раз
меньше земной, а средняя плотность примерно 3300 кг/м.
Несмотря на общность
происхождения, природа луны существенно отличается от земной. Из-за того, что
сила тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше, чем поверхность Земли,
молекулам газа гораздо легче покинуть Луну. Для этого достаточно скорости
примерно 2,4 км/с, поэтому на нашем спутнике нет и не было ни гидросферы,
атмосферы. Луна не имеет также заметного магнитного поля.
Медленное вращение вокруг оси
приводит к тому, что в течение дня поверхность Луны нагревается до +130°С(
400К), а в течение ночи остывает до -170°С( 100К). из-за отсутствия атмосферы
лунная поверхность подвержена непосредственному воздействию всех видов
излучения, а также постоянной «бомбардировке» метеоритами и более мелкими
частицами-микрометеоритами , которые падают на нее с космическими скоростями
(десятки километров в секунду). В результате вся Луна покрыта слоем
мелкораздробленного вещества – реголита, толщина которого в ряде случаев
превышает 10-12 м. теплопроводность реголита очень мала (примерно в 10 раз
меньше теплопроводности окружающего нас воздуха), поэтому уже на глубине
нескольких десятков сантиметров колебания температуры практически отсутствуют.
3.Разделите текст
на 2 колонки. Для этого выделите текст, выберите в главном меню «Разметка
страницы»
4.Сохраните текст под именем «Луна».
Лабораторная
работа № 5
Цель:
1.Отработать
практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1. Запустите
программу MS WORD
2. Создайте
таблицу, состоящую из 2 столбцов и 7 строчек. Для этого: Перейдите на вкладку Вставка,
в группе Таблицы нажмите кнопку Таблица. Указателем мыши выберите
количество столбцов и строк. При этом в документе в месте, где установлен
курсор, будет рисоваться таблица с заданными параметрами.
3.Заполните
таблицу по образцу:
тип файла
|
расширение
|
системный
|
.drv, .sys
|
готовая
к выполнению программа
|
.exe, .com
|
графический
|
.bmp, jpg, .gif
|
текстовой
|
.txt, .doc
|
звуковой
|
.mid, .wav
|
видеофайл
|
.avi
|
4.Сохраните
таблицу в свою папку под именем «Тип файла».
Лабораторная
работа № 6
Цель:
1.Отработать
практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1.Запустите
программу MS WORD
2.Создайте
таблицу:
статьи затрат
|
проектируемый
|
базовый
|
на 1
смену
|
на 1 м3
|
на 1
смену
|
на 1 м3
|
зарплата
с отчислениями основных производственных рабочих
|
927,36
|
2,02
|
927,36
|
4,65
|
зарплата
с отчислениями вспомогательных рабочий
|
97,94
|
0,21
|
97,94
|
0,49
|
затраты
на содержание
|
5764,91
|
12,53
|
3210,15
|
16,05
|
спецодежда
|
1,58
|
0,003
|
1,58
|
0,008
|
итого
|
6791,79
|
14,76
|
4237,03
|
21,19
|
*Для объединения ячеек в таблице: выделить необходимые
ячейки, вызвать контекстное меню нажатием правой кнопки мыши:
2.Сохраните
таблицу.
Лабораторная
работа № 7
Цель:
1.Отработать
практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1.Запустите
программу MS WORD
2.Создайте
таблицу:
величина
|
обозначение
величины
|
единицы
измерения
|
обозначение
единицы
|
масса
|
m
|
килограмм,
грамм,
тонна
|
кг
г
т
|
грузоподъемность
|
сила
|
F
|
ньютон
|
Н
|
работа
|
W(A)
|
джоуль
килоджоуль
мегаджоуль
|
дж
кДж
мДж
|
энергия
|
E
|
мощность
|
P
|
ватт
киловатт
мегаватт
|
Вт
кВт
мВт
|
3.Сохраните
таблицу под именем «Единицы величин»
Лабораторная
работа № 8
Цель:
1.Отработать
практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1.Запустите
программу MS WORD
2.Создайте
таблицу:
класс,
день недели
|
понедельник
|
вторник
|
среда
|
четверг
|
пятница
|
суббота
|
8А
|
история
физика
математика
химия
|
биология
информатика
геометрия
ОБЖ
|
ин.язык
география
биология
математика
|
литература
геометрия
ОБЖ
история
|
математика
география
биология
физика
|
литература
геометрия
ОБЖ
|
8Б
|
математика
география
биология
физика
|
история
русский
язык
математика
литература
|
русский
язык
литература
геометрия
ОБЖ
|
информатика
физика
литература
труд
|
черчение
информатика
химия
биология
|
русский
язык
литература
геометрия
|
8В
|
литература
геометрия
ОБЖ
история
|
черчение
информатика
химия
биология
|
труд
ин.яз
алгебра
геометрия
|
черчение
информатика
биология
химия
|
биология
информатика
геометрия
ОБЖ
|
русский
язык
геометрия
ОБЖ
|
3. Выделите
таблицу. Примените автоформат к таблице. Для этого в главном меню выберете
«Работа с таблицами».
В
появившемся меню выберете оформление для таблицы:
4. Сохраните
таблицу по именем «расписание».
Лабораторная
работа № 9
Цель:
1.Отработать
практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1.Запустите
программу MS WORD
2.Создайте
таблицу:
3.Сохраните
таблицу под именем
«Значения»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.