Инфоурок Технология Другие методич. материалыМетодические указания по выполнению лабораторных работ МДК 04.01

Методические указания по выполнению лабораторных работ МДК 04.01

Скачать материал

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Жигулевский государственный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания

по выполнению лабораторных работ

 

 

 

 

по дисциплине МДК.04.01 Технология обработки  заготовок и  деталей  на токарных станках

для студентов  II курса

 

Для специальности  151901 Технология машиностроения

 

 

 

 

 

 

 

 

Жигулевск, 2014 г.

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании предметной  (цикловой) комиссии

технологического профиля

Протокол №  ____от ___________20___г.

Председатель

_____________________ Г.С. Солдатенкова

 

Составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы  по специальности 151901 Технология машиностроения

 

 СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________________Н.В. Ванчурова

«____» ________________ 20____ г.

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании научно-методического совета

Протокол №  ____от ____________20___г.

Председатель НМС

______________________Т.А. Агошкова

 

 

В методических указаниях кратко изложены основные особенности конструкции типовых режущих инструментов, а также приведены методика выполнения лабораторных работ и содержание отчета.

Лабораторные работы способствуют развитию мышления и закреплению материала, изученного на уроках, прививают умение самостоятельно принимать решение при выполнении конкретных задач и пользоваться не только учебником, но и дополнительной литературой.

Учебное пособие может быть использовано студентами 2 курса при изучении общепрофес­сиональной дисциплины «МДК.04.01 Технология обработки  заготовок и деталей на токарных станках» в соответствии с ФГОС СПО для специальности 151901 «Технология машиностроения».

 

 

Составитель:

Солдатенкова Галина Сергеевна,  преподаватель специальных дисциплин

 

ГБОУ СПО «ЖГК»

Рецензенты:

Козлова Ольга Борисовна, преподаватель специальных дисциплин

 

ГБОУ СПО «ЖГК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

2

Критерии оценки

3

Методические указания

5

Лабораторная работа №1 Изучение конструкции резцов

5

Лабораторная работа №2 Изучение конструкции сверла

8

Лабораторная работа №3 Изучение конструкции зенкера

12

Лабораторная работа №4 Изучение конструкции развертки

16

Лабораторная работа № 5 Изучение конструкции плашки

22

Лабораторная работа № 6 Изучение конструкции метчика

25

Список рекомендуемой литературы       

29

Приложения

30

Приложение 1 Образец оформления отчета по лабораторной работе (лист 1)

31

Приложение 2 Образец оформления отчета по лабораторной работе (лист 2)

32

Приложение 3 Образец написания титульного листа лабораторной работы

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие методические указания предназначены для изучения дисциплины «МДК.04.01 Технология обработки заготовок и  деталей на токарных станках» и составлены в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  151901 Технология машиностроения.

Цель учебного пособия  -  помочь студентам выполнять лабораторные работы, самостоятельно находить необходимые технические данные с помощью дополнительной и справочной литературы.

В данном учебном пособии рассмотрены конструктивные особенности режущих инструментов.

Приведенные иллюстрации помогут студентам ответить правильно на поставленные вопросы и запомнить материал.

Для каждой лабораторной работы определены цель, содержание и порядок выполнения, указан перечень необходимых инструментов.

Целью лабораторных работ является закрепление и углубление знаний, полученных студентами при теоретическом изучении материала, а также практическое знакомство с различными видами металлорежущих инструментов, их конструктивными элементами.

Завершающим этапом выполнения лабораторной работы является составление отчета каждым студентом и его защита у преподавателя.

К лабораторным работам предъявляется ряд требований, основным из которых является полное, исчерпывающее описание всей проделанной работы, позволяющее судить о полученных результатах, степени выполнения заданий и профессиональной подготовке студентов. Требования по содержанию отчета приведены в описании лабораторных работ. В выводах по выполненной работе кратко излагаются результаты работы.

Отчет по лабораторной работе оформляется на писчей бумаге стандартного формата А4, с обязательным оформлением основных надписей. Допускается оформление отчета с двух сторон. Образец оформления отчета по лабораторной работе приведен в приложении 1, 2.

Все работы в конце семестра сшиваются в скоросшивателе. Титульный лист является первой страницей любой работы и для конкретного вида работы заполняется по определенным правилам. Для лабораторных работ титульный лист оформляется следующим образом:

─ в верхнем поле листа указывают полное наименование учебного заведения;

─ в среднем поле указывается вид работы, в данном случае лабораторные работы с указанием изучаемой дисциплины;

─ ближе к левому краю титульного листа указывают учебную группу и должность преподавателя, принявшего работу.

─ ближе к правому краю титульного листа указывают фамилию, инициалы студента, выполнившего работу, а также фамилию, инициалы преподавателя, принявшего работу.

В нижнем поле листа указывается год ее написания.

Образец написания титульного листа приведен в приложении 3.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

 

Оценка

Критерии

«2»

-  Допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые студент не может исправить; работа не выполнена.

«3»

-  Работа выполнена правильно не менее чем наполовину;

-  частичные ответы на вопросы к защите лабораторной работы;

-  наличие единичных существенных ошибок, влияющих на правильность выполнения работы;

-  слабая ориентация в учебном материале.

«4»

-  Работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей, исправленных самостоятельно;

-  2-3 недочета в ответе;

-  правильное и аккуратное выполнение всех записей, таблиц, рисунков, эскизов;

 

-  самостоятельное и осознанное выполнение работы;

-  оперирование программным учебным материалом;

-  умение работать со справочной и методической литературой.

«5»

-  Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

-  небольшой недочет в ответе;

-  правильное и аккуратное выполнение всех записей, таблиц, рисунков, эскизов;

-  самостоятельное и осознанное выполнение работы;

-  оперирование программным учебным материалом;

-  умение работать со справочной и методической литературой.

 

К категории ошибок существенных следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных теоретических положений, на основе которых выполняется практическая работа, а также о неумении работать со справочной и методической литературой, верно применять полученные знания по образцу. Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью знаний теоретического обучения.

К категории ошибок несущественных следует отнести ошибки, связанные с полнотой ответа. К таким ошибкам относятся: единичные упущения в ответе, когда не описан факт, уточняющий принятие конкретного элемента, коэффициента, нет ссылки на источник. Несущественной следует также считать ошибку, если она допущена только в одной из нескольких аналогичных или стандартных ситуаций.

К недочетам в ответе можно отнести оговорки, описки, если они не влияют на правильность выполнения задания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Лабораторная работа №1

Изучение конструкции резцов

 

Цель работы: изучение конструкции различных видов токарных резцов.

Оборудование и принадлежности: комплект токарных резцов.

 

Методические указания

 

Каждый резец состоит из двух основных частей – державки и режущей части (рис. 1). Державка предназначена для крепления резца в резцедержателе станка и должна обеспечить инструменту необходимую жесткость и прочность, имеет два измеряемых параметра – ширину и высоту сечения (В×Н).

Рисунок 1 Основные элементы режущей части токарного проходного резца:

1 – головка (режущая часть); 2 – вспомогательная режущая кромка (ВРК);

3 – главная режущая кромка (ГРК); 4 – передняя поверхность (ПП);

5 – державка; 6 – главная задняя поверхность (ГЗП); 7 – вершина резца (ВР);

8 – вспомогательная задняя поверхность (ВЗП)

 

Режущая часть необходима для резания материалов и имеет следующие части:

- переднюю поверхность (ПП): поверхность, по которой сходит стружка;

- главную заднюю поверхность (ГЗП): поверхность, обращенную к обрабатываемой поверхности детали;

- вспомогательную заднюю поверхность (ВЗП): поверхность, обращенную к уже обработанной поверхности детали.

На пересечение данных поверхностей образуются две (иногда три) режущих кромки:

- главная режущая кромка (ГРК): кромка, которой совершается основной процесс резания;

- вспомогательная режущая кромка (ВРК): кромка, которая помогает совершать процесс резания (таких кромок может быть две).

На пересечении режущих кромок образуется точка, именуемая вершиной резца (у некоторых резцов может быть две вершины, например, у отрезных резцов).

Рисунок 2 Схема резания при продольном точении: 1 – обрабатываемая

поверхность; 2 – поверхность резания; 3 – обработанная поверхность;

4 – плоскость резания; 5 – основная плоскость; S1 – продольная подача;

S2 – поперечная подача

 

Взаимное расположение основных элементов резца (его режущих кромок, плоскостей, вершин) определяется схемой конкретной операции точения. В качестве примера, на рисунке 2 представлена схема продольного точения.

 

Порядок выполнения работы

 

1.   Изучите конструкцию токарного резца.

2.   Нарисуйте в эскиз токарного резца с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Отчитайтесь по работе.

 

Содержание отчета по работе

 

Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать:

1.   Название и цель работы.

2.   Эскиз токарного резца с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Выводы по результатам работы.

 

Контрольные вопросы

 

1.  Дайте определение передней поверхности резца.

2.  Дайте определение главной задней поверхности резца.

3.  Дайте определение вспомогательной задней поверхности резца.

4.  Дайте определение главной режущей кромки.

5.  Дайте определение вспомогательной режущей кромки.

6.  Дайте определение вершины резца.

7.  Покажите на резце основные элементы резца.

 

 

 


 

Лабораторная работа №2

Изучение конструкции сверла

 

Цель работы: изучение конструкции спирального сверла.

Оборудование и принадлежности: комплект спиральных сверл.

 

Методические указания

 

Сверление – это операция по изготовлению цилиндрических сквозных и глухих отверстий в широком диапазоне размерных параметров (диаметров, длин) и назначений. Осуществляется операция сверления с помощью инструментов, которые в зависимости от конструктивных особенностей и назначения имеют следующие названия:

- сверла спиральные: предназначены для изготовления отверстий средних диаметров и длин;

− сверла перовые (ружейные, пушечные): для изготовления глубоких отверстий высокой точности;

− сверла кольцевые: для изготовления сквозных отверстий больших диаметров;

− сверла центровочные: для изготовления в заготовках центровочных отверстий с целью их последующего крепления и обработки в центрах станков;

− сверла комбинированные: имеющие на теле одного инструмента два или более разных диаметра или инструментов с разным назначением (например, сверло-зенкер);

− сверла эжекторные: с внутренним подводом смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) через специальные каналы в теле сверла для эффективного охлаждения зоны резания и вывода образующейся стружки;

− сверла всех перечисленных выше разновидностей могут быть цельными и сборными: режущая часть выполняется либо целиком из инструментального материала или в виде режущих

пластин, которые тем или иным способом крепятся на теле инструмента.

Наиболее распространенными среди инструментов для изготовления отверстий являются спиральные сверла. На рисунке 3 представлен эскиз спирального сверла, на котором указаны все конструктивные элементы этого инструмента.

Рисунок 3  Конструкция спирального сверла

 

В их числе:

− режущая часть: предназначена для обеспечения основного процесса резания, включает две главные режущие кромки (ГРК) и перемычку;

− калибрующая часть: предназначена для калибрования отверстия, зачистки его поверхности и сбора стружки, включает две вспомогательные режущие кромки (ВРК) и две винтовые стружечные канавки;

− рабочая часть сверла: состоит из режущей и калибрующей частей, непосредственно участвует в работе (ее длина должна быть больше длины обрабатываемого отверстия);

− шейка: переходный элемент (место соединения сваркой трением) между рабочей частью сверла, выполненной из инструментального материала, и хвостовиком из конструкционной стали (используется для маркировки инструмента – здесь указываются диаметр сверла и марка инструментального материала);

− хвостовик: служит для крепления сверла в патроне станка (может быть конический и цилиндрический разновидности);

− лапка: служит для противодействия проворачивания сверла в патроне или в переходном конусе и вынимания инструмента из патрона станка;

− ПП: передняя поверхность (по которой сходит стружка);

− ГЗП: главная задняя поверхность (обращена к обрабатываемой поверхности детали);

− ВЗП: вспомогательная задняя поверхность (обращена к сформированному отверстию);

− ГРК: главная режущая кромка (совершает основной процесс резания, снимает стружку);

− ВРК: вспомогательная режущая кромка (зачищает поверхности просверленного отверстия), у спирального сверла эта кромка выполнена в виде винтовой ленточки; ленточка приподнята над основной частью ВЗП и выполнена в виде узкой отшлифованной (для уменьшения трения) полоски;

− перемычка: соединительная режущая кромка между двумя ГРК; чем толще перемычка, тем жестче и прочнее сверло, но тяжелее происходит процесс резания, поскольку перемычка имеет отрицательные передние углы и деформирует обрабатываемый материал.

Конструктивно спиральное сверло изготовлено так, что имеет по две ПП, ГЗП, ВЗП, ГРК и ВРК, а общее количество режущих кромок – 5 (две ГРК, две ленточки и перемычка).

 

Порядок выполнения работы

 

1.   Изучите конструкцию спирального сверла.

2.   Нарисуйте в эскиз спирального сверла с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Отчитайтесь по работе.

 

Содержание отчета по работе

 

Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать:

1.   Название и цель работы.

2.   Эскиз спирального сверла с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Выводы по результатам работы.

 

Контрольные вопросы

 

1.   Дайте определение режущей части сверла.

2.   Дайте определение калибрующей части сверла.

3.   Дайте определение рабочей части сверла.

4.   Дайте определение шейки сверла.

5.   Назначение хвостовика сверла.

6.   Дайте определение передней поверхности сверла.

7.   Дайте определение главной задней поверхности сверла.

8.   Дайте определение вспомогательной задней поверхности сверла.

9.   Дайте определение главной режущей кромки.

10.   Дайте определение вспомогательной режущей кромки.

11.   Покажите на сверле основные элементы сверла.

Лабораторная работа №3

Изучение конструкции зенкера

 

Цель работы: изучить особенности конструкции зенкера.

Оборудование и принадлежности: комплект зенкеров.

 

Методические указания

 

Зенкерование – это получистовая или чистовая операция по обработке готовых отверстий после сверления, литья, штамповки и других способов формообразования отверстий цилиндрической  формы. Операция зенкерования применяется для обработки и получения поверхностей различной конфигурации (цилиндрических, конических, торцовых).

Рисунок 4  Разновидности зенкеров: а – машинный зенкер,

б – насадной зенкер, в – зенковка, г – цековка

 

Существуют следующие разновидности зенкеров (рис. 4):

− зенкеры машинные цельные с метрическим конусом либо конусом Морзе, предназначенные для обработки отверстий малого и среднего диаметра;

− зенкеры насадные с напаянными пластинами из твердого сплава, либо с их механическим креплением, предназначенные для обработки отверстий большого диаметра;

− зенковки (конические и цилиндрические), предназначенные для получения фасок и «потайных» углублений для винтов и шурупов;

− цековки, предназначенные для получения цилиндрических углублений и зачистки торцевых поверхностей.

Наиболее распространенными среди перечисленных инструментов являются машинные зенкеры, которые предназначены для обработки отверстий средних диаметров и длин, т.е. наиболее распространённых обрабатываемых поверхностей.

На рисунке 5 представлен чертеж машинного зенкера, на котором указаны все основные конструктивные элементы этого инструмента.

Рисунок 5 Конструкция машинного зенкера

 

В их числе:

1 − режущая, или заборная часть (Lp);

2 − калибрующая часть (Lк);

3 − рабочая часть зенкера (L);

4 − шейка (Lш): переходный элемент (место соединения) между рабочей частью зенкера и хвостовиком (используется, как правило, для маркировки инструмента – здесь указываются диаметр зенкера и марка инструментального материала);

5 − хвостовик с лапкой, служит для закрепления зенкера в патроне станка (Lх);

6 − ГЗП: главная задняя поверхность (обращена к обрабатываемой поверхности отверстия);

7 − ПП: передняя поверхность (по которой сходит стружка);

8− ВРК: вспомогательная режущая кромка (помогает совершать процесс резания); данная кромка называется ленточкой; она приподнята над основной частью ВЗП и выполнена в виде узкой отшлифованной полоски (для уменьшения трения);

9 − ГРК: главная режущая кромка (совершает основной процесс резания), количество этих кромок соответствует числу зубьев зенкера;

10 − ВЗП: вспомогательная задняя поверхность (обращена к обработанному отверстию).

Машинные зенкеры бывают получистовыми (имеют 3 зуба и маркируются №1) и чистовыми (имеют 4 зуба и маркируются №2). Зенкер, в отличие от сверла, имеет массивный сердечник, который обеспечивает высокую жёсткость инструмента. Кроме того, малая длина главных режущих кромок зенкера предопределяет малые значения глубин резания. Данные особенности позволяют с помощью операции зенкерования устранять «увод» отверстия от теоретической оси (получаемый в процессе сверления), добиваться высокой размерной точности и качества обрабатываемых поверхностей.

 

Порядок выполнения работы

 

1.   Изучите конструкцию зенкера.

2.   Нарисуйте в эскиз зенкера с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Отчитайтесь по работе.

 

Содержание отчета по работе

 

Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать:

1.   Название и цель работы.

2.   Эскиз зенкера с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Выводы по результатам работы.

 

Контрольные вопросы

 

1.   Дайте определение передней поверхности зенкера.

2.   Дайте определение главной задней поверхности зенкера.

3.   Дайте определение вспомогательной задней поверхности зенкера.

4.   Дайте определение главной режущей кромки.

5.   Дайте определение вспомогательной режущей кромки.

6.   Покажите на зенкера основные элементы.

 

 

 


 

Лабораторная работа №4

Изучение конструкции развертки

 

Цель работы: изучить особенности конструкции развертки.

Оборудование и принадлежности: комплект разверток.

 

Методические указания

 

Развертывание – это операция для окончательной чистовой обработки готовых отверстий после сверления, зенкерования или растачивания. После развертывания отверстия получаются более точными и имеют меньшую шероховатость, чем при зенкеровании, поскольку развёртки имеют большее число зубьев (до нескольких десятков) и более массивный и жёсткий сердечник. При развёртывании обеспечиваются допуски Н6-Н11 и параметры шероховатости поверхности Ra = 2,5…0,16 мкм. Качество и точность развёрнутых поверхностей сопоставимо с аналогичными параметрами при получистовом шлифовании.

В зависимости от характера применения, формы обрабатываемого отверстия, способов закрепления, конструкции зубьев, регулирования на размер, вида инструментального материала развёртки разделяют на следующие группы (рис. 6).

Рисунок 6 Типовые конструкции развёрток: а – ручная;

б – насадная с цилиндрическим хвостовиком;

в – ручная регулируемая разжимная (шариком); г – машинная; д – коническая черновая; е – коническая получистовая; ж – коническая чистовая

Ручные развертки – имеют длинные калибрующую и режущую части, снабжены цилиндрическим хвостовиком с квадратом на конце для вращения их с помощью воротка и предназначены для ручной обработки отверстий на крупногабаритных деталях или в условиях отсутствия станочного оборудования.

Длинная режущая часть обеспечивает возможность плавного введения инструмента в обрабатываемое отверстие, а длинная калибрующая часть – его самоцентрирование и невозможность перекоса. Ручные развёртки бывают:

– цельные с гладким направляющим диаметром (рис. 6, а);

– цельные ступенчатые;

– регулируемые раздвижные лепестковые и разжимные с шариком (рис. 6, в);

– конические черновые, получистовые и чистовые (рис. 6, д, е, ж).

Ручные развертки бывают с прямыми и винтовыми зубьями.

Шаг зубьев разверток (угловой шаг) неравномерный, что обеспечивает получение менее шероховатой и волнистой поверхности отверстия и уменьшает возможность образования многогранности отверстия.

Машинные развертки – имеют короткие калибрующую и режущую части, чаще всего снабжены коническим хвостовиком с лапкой на конце, предотвращающей проворачивание при установке в переходные конусы на шпиндели и другие рабочие органы станков. Жёсткость и точность позиционирования, а также вращающие и осевые усилия здесь обеспечиваются механизмами станка, поэтому на машинных развёртках отсутствует конструктивная необходимость в длинной калибрующей и режущей частях. Машинные развёртки бывают:

– машинные с коническим хвостовиком (рис. 6, в);

– машинные насадные с коническим или цилиндрическим хвостовиком (рис. 6, б);

– машинные конические.

Машинные развёртки могут изготавливаться цельными, с напайными пластинками или со вставными зубьями, например, твердосплавными.

Кроме того, существуют специальные разновидности развёрток, например, котельные, конические резьбовые и др.

Конструкции ручной и машинной развёрток представлены на рис. 7–8.

Рисунок 7 Конструкция ручной цилиндрической развёртки

 

Ручная развертка состоит из следующих основных частей: направляющего конуса, длинных режущей части (заборного конуса) и калибрующей части. На ручной развёртке также выделяют рабочую часть, состоящую из режущей и калибрующей частей, шейку и хвостовик с квадратом под вороток. Отличительной особенностью разверток является большее число зубьев (6–12 и более), чем у зенкеров (3–4).

Рисунок 8 Конструкции машинных развёрток:

а – машинной цилиндрической, б – насадной

 

Машинная цилиндрическая развертка состоит из: направляющего конуса, короткой режущей части (заборного конуса) и калибрующей части. На машинной развёртке также выделяют рабочую часть, состоящую из режущей и калибрующей частей, шейку и конический хвостовик с лапкой.

Конические развертки применяют для получения точных конических отверстий под штифты (конусность 1:50), конусы Морзе и метрические, посадочные отверстия насадных зенкеров и разверток (конусность 1:30) и др. Конические отверстия формируют либо из цилиндрических, полученных сверлением, либо из конических отверстий, полученных расточкой при обработке очень крутых конусов, например с конусностью 7:24.

Условия работы таких разверток очень тяжелые, так как у них длина режущих кромок, снимающих припуск, большая и равна длине образующей конуса, а толщина срезаемого слоя определяется перепадом диаметров.

Требования к точности конических отверстий достаточно высоки, так как от нее часто зависят прочность и герметичность соединяемых деталей, величина передаваемого крутящего момента и др. При этом точность обработанных отверстий обеспечивается точностью изготовления разверток.

В отличие от цилиндрических, у конических разверток отсутствует разделение на режущую и калибрующую части, так как зубья, расположенные на конической поверхности, являются одновременно и режущими, и калибрующими.

При обработке отверстий с конусностью большей 1:20 приходам снимать припуск такой большой величины, что его можно удалить только с помощью комплекта разверток.

На рисунке 6, д-ж приведен комплект конических разверток из трех номеров, применяемый для обработки отверстий под конус Морзе.

Развертка № 1 (рис.6, д) - черновая, имеет ступенчатую форму зубьев, расположенных по винтовой поверхности, которая совпадает по направлению с направлением вращения инструмента. Припуск снимается режущими кромками, расположенными на торцах зубьев, как при зенкеровании. После прохода такой развертки цилиндрическое отверстие превращается в ступенчатое. У развертки № 1 стружечные канавки прямые, а их число равно 4...8 и зависит от диаметра конуса.

Развертка № 2 (рис.6, е) - получистовая, имеет форму обрабатываемого отверстия. Ее режущие кромки делятся на отдельные мелкие участки прямоугольной резьбой, имеющей направление, обратное вращению инструмента. Шаг резьбы Р = 1,5...3,0 мм, ширина канавок Р/2, а глубина h - 0,2Р. Эта развертка обеспечивает дробление снимаемого припуска на более мелкие ступени.

Развертка № 3 (рис.6, ж) - чистовая, имеет прямые зубья по всей длине режущей части, а для более устойчивого положения развертки в отверстии на вершинах ее зубьев делаются ленточки шириной 0,05 мм. Эта развертка обеспечивает срезание остаточной части припуска и калибрует отверстие.

Твердосплавные развертки имеют следующие основные отличия от быстрорежущих:

· меньше длина рабочей части (у разверток с напайными пластинами она равна длине пластин);

· малая длина заборного конуса, так как с целью уменьшения вибраций угол γ увеличен до 45°;

· на режущих кромках при нулевых передних углах затачивают узкие упрочняющие фаски с отрицательным передним углом - 5°;

· обратный конус из-за малой длины калибрующей части обычно не делают, его заменяют закруглением по радиусу.

 

Порядок выполнения работы

 

1.   Изучите конструкцию развертки.

2.   Нарисуйте в эскиз развертки с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Отчитайтесь по работе.

 

Содержание отчета по работе

 

Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать:

1.   Название и цель работы.

2.   Эскиз развертки с указанием всех основных элементов.

3.   Выводы по результатам работы.

Контрольные вопросы

 

1.   Разновидности разверток.

2.   Отличительные особенности ручных разверток от машинных.

3.   Назначение конической черновой развертки.

4.   Назначение конической получистовой развертки.

5.   Назначение конической чистовой развертки.

6.   Отличительные особенности твердосплавных разверток от быстрорежущих.

7.   Покажите на развертке основные элементы.

 

 


 

Лабораторная работа № 5

Изучение конструкции плашки

 

Цель работы: изучить особенности конструкции плашки.

Оборудование и принадлежности: комплект плашек.

 

Методические указания

 

Для нарезания наружной резьбы применяются плашки.

Наружную резьбу нарезают плашками вручную и на станках. Наиболее распространены плашки для нарезания резьб диаметром до 52 мм. Плашка представляет собой инструмент с осевыми отверстиями (стружечными канавками), образующими режущие кромки. Как правило, на плашках делают 3–6 стружечных отверстий. Режущая часть плашек выполняют в виде внутреннего конуса. Плашки изготавливают из легированных сталей (9ХС, ХВСГФ), быстрорежущих сталей (Р18, Р6М5, Р6М5К5, Р6М5К8) и из твёрдых сплавов. Существуют следующие разновидности плашек: круглые и раздвижные (призматические). Круглые плашки изготавливают цельными (рис. 9, а) и разрезными (рис. 9, б), которые имеют прорезь, позволяющую регулировать диаметр резьбы в пределах 0,1..0,15 мм.

Рисунок 9 Части и элементы круглых плашек:

а – круглой (до разрезания); б – разрезанная круглая плашка;

в – профиль резьбы рабочей части

Круглые плашки закрепляют для работы в воротках стопорными винтами или крепят в резьбонарезных патронах. Для этого на наружном цилиндре плашки существуют конические углубления и угловой паз. Последний позволяет разрезать плашку шлифовальным кругом по перемычке и частично регулировать по диаметру. Крепят плашку в специальном воротке (плашкодержателе) с одним или двумя крепежными и тремя установочными винтами (рис. 10, а). Крайние винты служат для уменьшения (сжатия), средний – для увеличения (разжима) размера плашки.

Нарезание резьбы производят за один проход. Раздвижные (призматические) плашки (рис. 10, б) состоят из двух половинок – полуплашек 1 и 2. На боковых сторонах полуплашек имеются угловые пазы, которыми они устанавливаются в направляющие выступы клуппа (специального воротка) и поджимаются винтом. Этим же винтом можно изменять расстояние между полуплашками и обеспечивать диаметр резьбы в нужных пределах. Нарезание резьбы можно производить в несколько проходов, что значительно облегчает процесс резания.

 

Рисунок 10 Приемы ручного нарезания резьбы плашками:

а – круглой; б – раздвижной призматической

 

При выборе диаметра заготовки под наружную резьбу нужно учитывать следующее:

– если диаметр выполнен больше требуемого, то увеличивается давление на зубья плашки, что приводит либо к срыву резьбы, либо к поломке зубьев плашки;

– при значительно меньшем диаметре заготовки резьба не имеет полного профиля.

Для получения качественной резьбы диаметр выбирают по таблицам справочника или принимают на 0,1 мм меньше наружного диаметра резьбы.

 

Порядок выполнения работы

 

1.   Изучите конструкцию плашки.

2.   Нарисуйте в эскиз плашки с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Отчитайтесь по работе.

 

Содержание отчета по работе

 

Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать:

1.   Название и цель работы.

2.   Эскиз плашки с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Выводы по результатам работы.

 

Контрольные вопросы

 

1.   Назначение плашек.

2.   Разновидности плашек.

3.   Покажите на плашке основные элементы.

 

 

 

 

 


 

Лабораторная работа № 6

Изучение конструкции метчика

 

Цель работы: изучить особенности конструкции плашки.

Оборудование и принадлежности: комплект плашек.

 

Методические указания

 

Для нарезания внутренней резьбы в отверстиях применяют метчики.

Метчик представляет собой винт с прорезанными прямыми или винтовыми стружечными канавками, образующими режущие кромки. Метчики по конструктивным особенностям и назначению делятся на:

− ручные: для нарезания метрической и трубной цилиндрической резьбы, изготавливаются комплектами из 2-х штук, праворежущими, из углеродистых сталей марок: У7, У10, У12;

− машинно-ручные: для нарезания метрической, трубной резьбы и дюймовой резьб, изготавливаются одинарными и комплектами из 2–3-х штук для сквозных и глухих отверстий, право-и леворежущими и, иногда, с износостойкими покрытиями из нитрида титана; применяются на токарных и сверлильных станках, а также для нарезания резьб вручную.

− машинные: для нарезания резьбы в сквозных и глухих отверстиях (рис. 11);

– гаечные: для нарезания гаек с метрической и дюймовой резьбой, изготавливаются с короткими или длинными хвостовиками и бывают право- и леворежущими (рис. 12).

Рисунок 11 Метчик машинный с винтовыми канавками из быстрорежущей стали (ГОСТ 17933)

Рисунок 12 Метчик гаечный с изогнутым хвостовиком из быстрорежущей стали (ГОСТ 6951)

 

Ручные и машинно-ручные метчики имеют рабочую часть и хвостовик с квадратом для воротка (рис. 13). Рабочая часть метчика имеет режущую часть (заборный конус) и калибрующую часть.

Рисунок 13 Конструкция ручных и машинно-ручных метчиков

 

Профиль резьбы метчика соответствует профилю нарезаемой резьбы. При нарезании крупных резьб часто используют комплекты из двух или трёх метчиков, отличающихся размерами заборного конуса, а на вязких материалах (титановых сплавах) используются комплекты даже из пяти метчиков.

Окончательный профиль резьбы имеет только чистовой метчик. Каждый ручной метчик в комплекте имеет на хвостовике соответственно одну, две, три риски (кольца). В таком же порядке их используют для нарезания резьбы (рис. 14).

 

Рисунок 14 Комплект ручных метчиков

 

При нарезании внутренних резьб большое значение имеет правильный выбор диаметра отверстия под резьбу. Если диаметр отверстия выполнен больше требуемого, то резьба не имеет полного профиля. При меньшем диаметре отверстия вход метчика в него затруднен, что ведет либо к срыву резьбы, либо к заклиниванию и поломке метчика. Диаметр сверла для изготовления отверстия под нарезание резьбы выбирают в соответствии с ГОСТ на резьбу и по специальным таблицам справочников.

 

Порядок выполнения работы

 

1.   Изучите конструкцию метчика.

2.   Нарисуйте в эскиз метчика с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Отчитайтесь по работе.

 

Содержание отчета по работе

 

Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать:

1.   Название и цель работы.

2.   Эскиз метчика с указанием всех основных элементов режущей части.

3.   Выводы по результатам работы.

 

Контрольные вопросы

 

1.        Назначение метчика.

2.        Разновидности метчиков.

3.        Покажите на плашке основные элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

1 Гоцеридзе Р.М. Процессы формообразования и инструменты. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. − 384 с.

2 Нефедов Н. А., Осипов К. А. Сборник задач и примеров расчета по резанию металлов и режущему инструменту. - М.: Машиностроение, 1984. − 448 с.

3 Черепахин А.А. Технология обработки материалов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. − 272 с.

 

Дополнительная

Гапонкин В.А., Лукашев Л.К., Суворова Т.Г. Обработка резанием, металлорежущий инструмент и станки. - М.: Машиностроение, 1990.− 448 с.

5  Черпаков Б.И., Альперович Т.А. Книга для станочника. М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2004. − 336 с.

 

Справочники и нормативы

6 Краткий справочник металлиста. Под ред. П.Н. Орлова, Е.А. Скороходова.—М.: Машиностроение,1987.960с.

7 Обработка металлов резанием. Справочник технолога. Под ред. А.А.Панова. −  М.: Машиностроение, 1988.—756 с.

Режимы резания металлов. Справочник под ред Ю.В.Барановского. − М.:НИИТавтопром, 1995.—456 с.

9 Справочник технолога-машиностроителя В 2 т − т.1 / Под ред. А.Г. Косиловой, В.К. Мещерякова. - М.: Машиностроение-1, 2001. − 914 с.

10 Справочник технолога-машиностроителя В 2 т − т.2 / Под ред. А.Г. Косиловой, В.К. Мещерякова. - М.: Машиностроение-1, 2001. − 949 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 1

Образец оформления отчета по лабораторной работе (лист 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

Образец оформления отчета по лабораторной работе (лист 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3

Образец написания титульного листа лабораторной работы

 


Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Жигулевский государственный колледж»

 

 

 

 

 

Лабораторные работы

по дисциплине МДК.04.01 Технология обработки  заготовок и деталей

на токарных станках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр Д2М1                                                Миронов А.С.

Преподаватель                                                    Солдатенкова Г.С.

 

2014 г.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические указания по выполнению лабораторных работ МДК 04.01"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель учебного пособия  -  помочь студентам выполнять лабораторные работы, самостоятельно находить необходимые технические данные с помощью дополнительной и справочной литературы.

В методических указаниях кратко изложены основные особенности конструкции типовых режущих инструментов, а также приведены методика выполнения лабораторных работ и содержание отчета.

Приведенные иллюстрации помогут студентам ответить правильно на поставленные вопросы и запомнить материал.

Для каждой лабораторной работы определены цель, содержание и порядок выполнения, указан перечень необходимых инструментов. 

 

Методические указания по выполнению лабораторных работ могут быть использованы студентами 2 курса при изучении общепрофес­сиональной дисциплины МДК.04.01 Технология обработки  заготовок и деталей на токарных станках в соответствии с ФГОС СПО для специальности 151901 Технология машиностроения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 895 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 808
    • DOCX 4.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Солдатенкова Галина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Солдатенкова Галина Сергеевна
    Солдатенкова Галина Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31487
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 300 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 080 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 970 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 558 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 065 человек

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 840 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 339 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека