Инфоурок Литература Другие методич. материалыМетодические указания к практическим работам по теме "Части речи"

Методические указания к практическим работам по теме "Части речи"

Скачать материал

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Служебные части речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

методические указания к

                                                                                                              практическим занятиям

                                                                                                           по учебной дисциплине

                                                                                              «Русский язык»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ангарск, 2013г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК

гуманитарного цикла

Протокол № ____ от «___»______20___г.

Председатель ПЦК

_____________ Н.В. Ефремова

                      Утверждаю:

        Директор АТСТ

  ___________ В.Н. Леснов

 

 

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании методического совета

Протокол № ____ от ______________

Председатель совета,

зам.директора по УМР

_______________ О.Н. Ермакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Оршаева О.А. преподаватель русского языка и литературы ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»

 

 

 

Рецензент: Ермолик Е.А., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ №  24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.       Пояснительная записка

Раздел  Служебные части речи:

2.       Предлог

3.       Морфологический разбор предлога

4.       Практическое задание

5.       Союз

6.       Морфологический разбор союза

7.       Практическое задание

8.       Частица

9.       Морфологический разбор частицы

10.   Практическое задание

11.   Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.

Целью пособия является усвоение методов и приемов для выполнения анализа, выполнения упражнений, выполнения этимологического анализа (работа со словарем)

Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины.

Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение.

Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.

 

 

2. Служебные части речи.

немеждометные слова

междометные

самостоятельные слова

служебные слова

межд.

знаменательные слова

местоименные

предл.

союз

част.

сущ.

прил.

числ.

глаг.

нар.

мест.

имена

 

 

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные приемы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-вторых, предлоги могут быть подчеркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом еще обводят в квадратик). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних примерах он не выделен вовсе, в других — подчеркнут вместе с существительным; есть даже случаи подчеркивания предлога вместе с прилагательным, определением в конструкциях типа у лесной опушки; последнее недопустимо.

Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на — с В. п., от иу — с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за — с В. п. и Т. п., на и в — с В. п. и П. п., по — с Д. п. и В. п., с — с Р. п., В. п. и Т. п.).

По образованию предлоги могут быть разделены на

 

1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за;

 

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

 

По строению предлоги могут быть разделены на

 

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

 

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

 

Предлоги могут выражать следующие значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине,

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро,

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день,

4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни,

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

 

 

 

Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным.

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради.

3.  Морфологический разбор предлога

Предлог разбирается по следующей схеме:

1. Предлог.

2. Грамматические признаки:

— неизменяемый,

— непроизводный / производный,

— простой / составной,

— с чем употреблен.

В комплексе 2 предлагается также указывать разряд предлога по значению.

Образец разбора:

Он, заложив руки назад, быстро ходит по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. (Л. Н. Толстой)

по — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в Д. п.

из — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в Р. п.

в — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в В. п.

вперед — предлог, неизменяемый, производный, простой, употреблен с местоимением в Р. п.

 

 

 

 

4. практическое задание

 № 1. Отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки, написать правильно. 

 

 (В) республиканском Центре детского творчества прошёл праздник фольклора – традиционный детский фестиваль “Золотые россыпи-2006”. (В) нём приняли участие 15 творческих коллективов (из) всех районов республики, прошедшие районные отборочные туры (в) течениеянваря.

(В) этом году фестиваль посвящён 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав России. (В) связи с этим по итогам научно – исследовательской работы учащихся республики было решено добавить номинацию “Фольклорное наследие моего села”. Итоги фестиваля подводило компетентное жюри, (в) состав которого вошли профессиональные музыканты, учёные-фольклористы, хореограф и краевед.

Выступление ансамбля “Кюлей”из Усть–Канского района, (по) мнению жюри, было на высоте. Главная идея выступления - дружба между алтайским и русским народами должна быть крепкой, как горы Алтая. Хлеб (с) солью, фигурировавшие в импровизированной встрече двух народов, тому подтверждение. В целом все члены жюри отметили, что получили настоящее удовольствие (от) каждого выступления.

Наши земляки в номинации “Фольклорное наследие моего села” разделили 3 место (с)коллективом “Башпарак” (из) республиканской гимназии. Молодцы, ребята!

№ 2. Выполнить морфологический разбор 5 предлогов из текста

 

5. Союз

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

По образованию союзы делятся на:

 

1

непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и;

 

2

производные (непервообразные), образованные

— соединением непроизводных союзов: как будто,

— соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,

— соединением союза со словом с обобщенным значением: до тех пор, в то время как,

— исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы

По строению союзы делятся на

 

1

 простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;

2

составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как

Разновидностями составных союзов являются

 

1

 двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как) второй частью,

2

повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или).

 

По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные

1

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения (иногда и неоднородные тоже, например: У нее есть племянница, и прехорошенькая, — где присоединительный союз и связывает подлежащее и определение), части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

1) соединительные (значение ‘и это, и то’): и, да (в значении ‘и’), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также;

2) разделительные (значение ‘или это, или то’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли;

3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да (в значении ‘но’), однако, зато.

В лингвистике список разрядов сочинительных союзов по значению дополняется еще тремя разрядами:

4) градационные: не только...но и, не столько...сколько, не то чтобы...а;

5) пояснительные: то есть, а именно;

6) присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.

Как можно видеть, некоторые из этих союзов находят место в предлагаемом школьной грамматикой классификации (не только...но и, тоже, также), а некоторые не вписываются в нее (то есть, притом и др.).

 

2

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например, подчинительный союз хотя связывает однородные члены предложения Книга интересная, хотя немного затянутая; союзы как, будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь;

2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотря на то что;

6) следствия: так что;

7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

8) изъяснительные: что, как, чтобы.

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.

 

6. Морфологический разбор союза

Следует отличать союзы чтобы, тоже, также, зато от сочетаний местоимений что, тои наречия так с частицей или предлогом, ср.:

Я хочу, чтобы вы дали мне совет. — Что бы вы мне посоветовали?

Я тоже хочу поехать туда. — Я думаю то же (самое).

Я также хочу поехать туда. — Я думаю так же.

Книга трудная, зато интересная. — Спрячься за то дерево.
 

Союз разбирается по следующей схеме:

1. Союз.

2. Постоянные признаки:

— неизменяемый,

— разряд по значению,

— простой / составной,

— что соединяет.
 

Образец морфологического разбора союза:

Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).

но — союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

что — союз, неизменяемый, подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

а — союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

так как — союз, неизменяемый, подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.


 7.
Практическое задание

1) Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении, начертите его схему

  2) Выпишите из текста 6 союзов и выполните морфологический разбор

 

Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.

  Этот немой язык - интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.

  Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга. 

  В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.

(По К. Паустовскому)

8. Частица

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Формообразующие частицы

Смысловые частицы

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы(показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.

 

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

 

 

ЗАПОМНИ !!!!!!

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

9.  Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующей схеме:

1. Частица.

2. Грамматические признаки:

— неизменяемая,

— разряд по значению.

Согласно грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.
 Образец морфологического разбора частицы:

 

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).

не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.

лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

По грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

№ 1.Выпишите из текста 3 частицы

№ 2. Выполните морфологический разбор

- Вот я бы так написал!

- Всё по правде?

- Всё. Вот взял бы и про ночь написал, как ночь на болоте проходит.

- Ну, как же?

- А вот как. Ночь. Куст большой, большой у бочага. Я сижу под кустом, а утята – свись, свись, свись.

^ Остановился. Я подумал – не ищет ли он слова или дожидается образов…

- Ну, а дальше-то что? – спросил я. Ты же по правде хотел ночь представить.

- А я же и представил, ответил он. – Всё по правде. Куст большой, большой. Я сижу под ним, а утята всю ночь – свись, свись, свись.

- Очень уж коротко.

- Что ты, коротко, - удивился подпасок, - всю-то ночь напролёт: свись, свись, свись.

^ Соображая этот рассказ, я сказал:

- Как хорошо!

- Неуж плохо, - ответил он. 


(М. Пришвин. «Сочинитель»)

 

 

 

 

 

12. Список используемой литературы

Список используемой литературы:

1.     Любичева Е.В. Русский язык, методические материалы – 9-е изд., М.: Эксмо, 2007.

2.     ФИПИ Экзамен в новой форме, русский язык, Изд. « Астр5ель», 2011.

3.     Розенталь Д.Э. Русский язык – 8-е изд., М.: Дрофа 2010.

4.     Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вызов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические указания к практическим работам по теме "Части речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 701 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2020 409
    • DOCX 95 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алферова Галина Максимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алферова Галина Максимовна
    Алферова Галина Максимовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94044
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе