Областное
государственное автономное образовательное учреждение
среднего
профессионального образования
«Ангарский
техникум строительных технологий»
Служебные
части речи
методические
указания к
практическим
занятиям
по учебной дисциплине
«Русский язык»
Ангарск,
2013г.
Рассмотрено
и одобрено
на
заседании ПЦК
гуманитарного
цикла
Протокол
№ ____ от «___»______20___г.
Председатель
ПЦК
_____________
Н.В. Ефремова
|
Утверждаю:
Директор АТСТ
___________ В.Н. Леснов
|
Рассмотрено
и одобрено
на
заседании методического совета
Протокол
№ ____ от ______________
Председатель
совета,
зам.директора
по УМР
_______________ О.Н. Ермакова
|
|
Автор:
Оршаева О.А. преподаватель русского языка и
литературы ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»
|
|
|
Рецензент: Ермолик
Е.А., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной
категории МОУ СОШ № 24
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная
записка
Раздел Служебные части речи:
2. Предлог
3. Морфологический разбор предлога
4. Практическое
задание
5. Союз
6. Морфологический
разбор союза
7. Практическое
задание
8. Частица
9. Морфологический разбор частицы
10. Практическое
задание
11. Литература
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Методические
указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей
программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными
стандартами для обучающихся СПО.
Целью
пособия является усвоение методов и приемов для выполнения анализа, выполнения
упражнений, выполнения этимологического анализа (работа со словарем)
Умение
выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения
учебной дисциплины.
Для
удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным
выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические
знания по русскому языку и их практическое приложение.
Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках
итогового тестирования.
2.
Служебные части речи.
немеждометные
слова
|
междометные
|
самостоятельные слова
|
служебные слова
|
межд.
|
знаменательные слова
|
местоименные
|
предл.
|
союз
|
част.
|
сущ.
|
прил.
|
числ.
|
глаг.
|
нар.
|
мест.
|
имена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предлог — это служебная часть речи, которая
служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими
словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и
объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом),
признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются, не являются
самостоятельными членами предложения.
При синтаксическом разборе существуют
разные приемы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не
выделены. Во-вторых, предлоги могут быть подчеркнуты вместе с присоединяемым
словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение.
Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом еще
обводят в квадратик). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних
примерах он не выделен вовсе, в других — подчеркнут вместе с
существительным; есть даже случаи подчеркивания предлога вместе с
прилагательным, определением в конструкциях типа у лесной опушки; последнее
недопустимо.
Предлоги употребляются либо с одним
падежом (например, несмотря на —
с В. п., от иу — с Р. п.), либо с несколькими
падежами (например, за —
с В. п. и Т. п., на и в —
с В. п. и П. п., по — с Д. п. и В. п., с — с Р. п., В. п. и
Т. п.).
По образованию предлоги могут быть разделены
на
|
1) непроизводные (первообразные) — не связаны по
происхождению с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за;
|
2) производные (непервообразные), то есть такие,
которые связаны по происхождению с другими частями речи:
а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;
б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу;
в) отглагольные: благодаря, включая, исключая,
начиная, спустя.
|
По строению предлоги могут быть
разделены на
|
1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около,
вследствие;
|
2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за
исключением, во время, в
связи с, в зависимости от, по направлению к.
|
Предлоги могут выражать следующие
значения:
1) объектное: рассказать о себе, тоска по
родине,
2) пространственное: жить в Москве / под Москвой /
около метро,
3) временное: прийти к вечеру, работать до /
после обеда, прийти через день,
4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по
/ ввиду болезни,
5) целевое: жить ради детей, подарить на
память, сделать для друга,
6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,
7) образа действия: читать без выражения, есть с
аппетитом,
8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку,
пальто на пуху.
|
Вопрос о разрядах предлогов по значению
затронут лишь в комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не
выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение
названо дополнительным.
Предлоги стоят либо перед существительным,
либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному,
если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются
также и после существительного: ради
чего и чего ради.
3.
Морфологический разбор предлога
Предлог разбирается по следующей схеме:
1. Предлог.
2. Грамматические признаки:
— неизменяемый,
— непроизводный / производный,
— простой / составной,
— с чем употреблен.
В комплексе 2 предлагается также указывать разряд предлога по
значению.
Образец разбора:
Он, заложив руки назад, быстро ходит по комнате из угла в угол,
глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. (Л. Н. Толстой)
по — предлог, неизменяемый,
непроизводный, простой, употреблен с существительным в Д. п.
из — предлог, неизменяемый,
непроизводный, простой, употреблен с существительным в Р. п.
в — предлог, неизменяемый,
непроизводный, простой, употреблен с существительным в В. п.
вперед — предлог, неизменяемый,
производный, простой, употреблен с местоимением в Р. п.
4.
практическое задание
№
1. Отредактировать
текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки,
написать правильно.
(В) республиканском Центре детского творчества прошёл праздник
фольклора – традиционный детский фестиваль “Золотые россыпи-2006”. (В) нём приняли участие 15 творческих коллективов
(из) всех районов республики, прошедшие районные отборочные туры (в) течениеянваря.
(В) этом году фестиваль посвящён 250-летию
добровольного вхождения алтайского народа в состав России. (В) связи с этим по итогам научно –
исследовательской работы учащихся республики было решено добавить номинацию
“Фольклорное наследие моего села”. Итоги фестиваля подводило компетентное жюри, (в) состав которого вошли профессиональные
музыканты, учёные-фольклористы, хореограф и краевед.
Выступление ансамбля “Кюлей”из
Усть–Канского района, (по) мнению жюри, было на высоте. Главная
идея выступления - дружба между алтайским и русским народами должна быть
крепкой, как горы Алтая. Хлеб (с) солью, фигурировавшие в
импровизированной встрече двух народов, тому подтверждение. В целом все члены
жюри отметили, что получили настоящее удовольствие (от) каждого выступления.
Наши земляки в номинации “Фольклорное
наследие моего села” разделили 3 место (с)коллективом
“Башпарак” (из) республиканской гимназии. Молодцы,
ребята!
№ 2. Выполнить морфологический
разбор 5 предлогов из текста
5. Союз
Союз — это служебная часть речи, которая
служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а
также отдельных предложений в тексте.
Союзы не изменяются, не являются членами предложения.
По образованию союзы делятся на:
|
1
|
непроизводные (первообразные), то есть такие,
которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и;
|
2
|
производные (непервообразные), образованные
— соединением непроизводных союзов: как будто,
— соединением указательного слова из главной части и
простого союза: для того
чтобы,
— соединением союза со словом с обобщенным значением: до тех пор, в то время как,
— исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы
|
По строению союзы делятся на
|
1
|
простые (пишущиеся
без пробелов): а, ибо;
|
2
|
составные (пишущиеся с одним или
несколькими пробелами): так
как, в то время как
|
Разновидностями составных союзов
являются
|
1
|
двойные (двукомпонентные) союзы, части
которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не
только...но и) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как)
второй частью,
|
2
|
повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые состоят из
одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или).
|
По характеру синтаксических отношений,
выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные
|
1
|
Сочинительные союзы соединяют равноправные
компоненты. Они связывают однородные члены предложения (иногда и неоднородные
тоже, например: У нее есть
племянница, и прехорошенькая, — где присоединительный союз и связывает подлежащее и определение),
части сложного предложения, предложения в тексте.
Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:
1) соединительные (значение
‘и это, и то’): и, да (в значении ‘и’), ни...ни, как...так и,
и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также;
2) разделительные (значение
‘или это, или то’): или,
либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли;
3) противительные (значение
‘не это, а то’): а, но, да (в значении ‘но’), однако, зато.
В лингвистике список разрядов сочинительных союзов по значению
дополняется еще тремя разрядами:
4) градационные: не
только...но и, не столько...сколько, не то чтобы...а;
5) пояснительные: то
есть, а именно;
6) присоединительные: тоже,
также, да и, и, притом, причем.
Как можно видеть, некоторые из этих союзов находят место в
предлагаемом школьной грамматикой классификации (не только...но и, тоже,
также), а некоторые не вписываются в нее (то есть, притом и др.).
|
2
|
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на
зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным
образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом
предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например,
подчинительный союз хотя связывает однородные члены
предложения Книга
интересная, хотя немного затянутая; союзы как, будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные
члены предложения Зимой ночь
длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда,
пока, едва, лишь;
2) причинные: так
как, потому что; ибо (устар.
/ книжн.);
3) условные: если,
кабы (устар.), коли (устар.);
4) целевые: чтобы,
для того чтобы, дабы (устар.);
5) уступительные: хотя,
несмотря на то что;
6) следствия: так
что;
7) сравнительные: как,
словно, будто, точно, чем;
8) изъяснительные: что,
как, чтобы.
Эти
списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь
только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.
|
6. Морфологический разбор союза
Следует отличать союзы чтобы, тоже, также, зато от сочетаний местоимений что, тои наречия так с частицей или предлогом, ср.:
Я хочу, чтобы вы дали мне совет. —
Что бы вы мне посоветовали?
Я тоже хочу поехать туда. — Я думаю
то же (самое).
Я также хочу поехать туда. — Я думаю
так же.
Книга трудная, зато интересная. —
Спрячься за то дерево.
Союз разбирается по следующей схеме:
1. Союз.
2. Постоянные признаки:
— неизменяемый,
— разряд по значению,
— простой / составной,
— что соединяет.
Образец морфологического разбора союза:
Все мы привскочили с кресел, но опять
неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась
не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).
но — союз, неизменяемый, сочинительный,
противительный, простой, соединяет части сложного предложения.
что — союз, неизменяемый,
подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного
предложения.
а — союз, неизменяемый, сочинительный,
противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.
так как — союз, неизменяемый, подчинительный, причины, составной,
соединяет части сложного предложения.
7. Практическое задание
1) Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении,
начертите его схему
2) Выпишите из текста 6 союзов и выполните морфологический
разбор
Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не
мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не
издавая звуков.
Этот немой язык - интереснейшее
явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица
заворчала или тявкнула.
Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего
жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой полной тишине они, по-видимому,
очень хорошо понимают друг друга.
В продолжение всего дня лисята резвятся на
солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за
другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы
далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не
выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула.
Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.
(По К. Паустовскому)
8. Частица
Частица — это служебная часть речи, которая
служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для
образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято
делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами
предложения.
Формообразующие
частицы
|
Смысловые
частицы
|
К формообразующим частицам относят частицы, служащие
для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним
относятся следующие: бы(показатель
условного наклонения), пусть,
пускай, да, давай(те) (показатели
повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие
частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же
члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при
неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.
|
Смысловые частицы выражают смысловые
оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им
значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не,
ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели,
разве, ли (ль);
3) указательные: вот,
вон, это;
4) уточняющие: именно,
как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь,
исключительно, почти, единственно, -то;
6) восклицательные: что
за, ну и, как;
7) усилительные: даже,
же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва
ли; вряд ли.
|
ЗАПОМНИ !!!!!!
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и
неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных
независимо от слитного или раздельного написания.
9. Морфологический разбор
частицы
Частицы разбираются по следующей схеме:
1. Частица.
2. Грамматические признаки:
— неизменяемая,
— разряд по значению.
Согласно грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все
частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что
формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается
при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части
речи.
Образец морфологического
разбора частицы:
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не
пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих
аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).
не — частица, неизменяемая, смысловая,
отрицательная.
лишь — частица, неизменяемая, смысловая,
ограничительно-выделительная.
только — частица, неизменяемая, смысловая,
ограничительно-выделительная.
По грамматике, в этом предложении следует
также разобрать частицу бы следующим
образом:
бы —
частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного
наклонения глагола.
10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
№
1.Выпишите из текста 3 частицы
№
2. Выполните морфологический разбор
- Вот я бы так написал!
- Всё по правде?
- Всё. Вот взял бы и про ночь написал, как ночь на болоте проходит.
- Ну, как же?
- А вот как. Ночь. Куст большой, большой у бочага. Я сижу под кустом, а утята –
свись, свись, свись.
^
- Ну, а дальше-то что? – спросил я. Ты же по правде хотел ночь представить.
- А я же и представил, ответил он. – Всё по правде. Куст большой, большой. Я
сижу под ним, а утята всю ночь – свись, свись, свись.
- Очень уж коротко.
- Что ты, коротко, - удивился подпасок, - всю-то ночь напролёт: свись, свись,
свись.
^
- Как хорошо!
- Неуж плохо, - ответил он.
(М. Пришвин. «Сочинитель»)
12.
Список используемой литературы
Список
используемой литературы:
1. Любичева Е.В. Русский язык, методические
материалы – 9-е изд., М.: Эксмо, 2007.
2. ФИПИ Экзамен в новой форме, русский язык, Изд. «
Астр5ель», 2011.
3. Розенталь Д.Э. Русский язык – 8-е изд., М.: Дрофа
2010.
4. Русский язык и культура речи: Учебник для
студентов вызов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Под ред. Н.А.
Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.