Инфоурок Биология Другие методич. материалыМетодические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по биологии

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по биологии

Скачать материал

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 «Железногорский горно-металлургический колледж»

 

 

                          

 

 

 

 

Харламова Е. А.

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

Рассмотрено

 

  Протокол заседания

  предметной комиссии

 «Общеобразовательных

   дисциплин»

   от_________ № ________

 

 

 Председатель комиссии

         ОДД

 

 ___________ Н.Г. Заносова

 

 

 _____________ 2014 г

 

 

  Автор: _______________ Е.А. Харламова

                                              преподаватель биологии и химии

 

 Рецензент________________ С.А.Каунова

                                                   Преподаватель экологии и географии

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку «Методические указания для студентов при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы»

преподавателя ФГОУ СПО ЖГМК Е.А.Харламова

 

Представленная на рецензию методическая разработка предназначена для студентов при выполнении самостоятельной работы по биологии. В работе представлены рекомендации для выполнения различных заданий.

Данная методическая разработка поможет студентам правильнее и более эффективно выполнить полученные задания. В работе представлены указания для выполнения рефератов, докладов и различных других самостоятельных заданий.

Данное пособие может использоваться не только для подготовки  заданий по биологии, но и для других предметов, имеющих сходные задания.

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель биологии и экологии

Каунова С.А.                                                                

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………………4

1.Правила выполнения самостоятельных заданий: 1.1реферат…………………….……………………………………….6

1.2 конспект……………….………………………….………....6

1.3 таблица…………………….………………………………….7

1.4 тест …………………..................................................7

1.5 доклад …………………………………………………………7

1.6 решение задач по генетике……………………………….10

1.7 генеалогическое древо…………………………………….10

2.Список литературы……………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная разработка «Методические указания для студентов при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы» предназначена для студентов при выполнении самостоятельной работы по биологии.

В работе представлены рекомендации для выполнения различных заданий. Пособие помогает наиболее эффективно выполнить внеаудиторную работу.

Целью данной методической разработки является: дальнейшее развитие умения работать с дополнительной литературой, развитие самостоятельной работы, логическое мышление, активизацию познавательной деятельности, способность анализировать и выделять главную мысль в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Правила выполнения самостоятельных внеаудиторных заданий:

1.1     Написание реферата.

Для правильного выполнения реферата требуется соблюдение следующих правил:

1)  Подбор книг и статей по данной теме.

2)  Выделение главного и важного из всего объема текста.

3)  Составление плана.

План состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.

Например:

1.Введение

2.Основная часть

   2.1……..

   2.2……..

   2.3……..

3.Заключение:

Во введении указываются общие вопросы по данной теме. Его объем не должен превышать 1-2 страниц. Основная часть освещает полностью выбранную тему. Её по мере надобности можно разделить на подпункты. В заключении излагается личное мнение на проблему, рассмотренную в основной части.

4) Написание реферата в соответствии с планом

5) В конце составляется список литературы с указанием автора, названия книги, издательства, даты выпуска и страницы.

    Например:

1.Мамонтов С.Г. Общая биология.- М.: «Просвещение». 1999, стр.80.

Список книг пишется в алфавитном порядке.

    Если использовался Интернет, указывается полный электронный адрес.

При использовании материалов газет или журналов  указывается название издания, фамилия автора, название статьи, дата выпуска и номер издания. Например:

«Комсомольская правда», газета. Иванов И.И. «Происхождение жизни», 11 июня 2008г.,№5.

6) Если в реферате есть рисунки и схемы, их можно отнести в приложение (помещается в конце и обозначается заглавными буквами алфавита). В тексте указывается ссылка на приложение.

 

1.2     Написание конспекта.

 

Конспект это кратко изложенное содержание параграфа или главы. Он может быть написан в форме тезисов или схем и таблиц.

Составление конспекта включает в себя:

1)     Определение темы.

2)     Составление плана.

3)     Написание конспекта в соответствии с планом.

Для правильного написания конспекта необходимо выделить главную мысль, которая сжато фиксируется. При ответе на каждый пункт плана записывается точный и краткий ответ.

 

1.3.Таблица.

 

Таблицы могут быть различных типов, но построение их происходит по общему принципу. Таблица при необходимости может иметь тематический заголовок.

В таблицу заполняются данные, характеризующие те или иные явления.

Для построения таблицы выделяются различные предметы и признаки, по которым они характеризуются.

 

Например:

 

предмет

                          признак

рост

вес

окраска

Лиса

 

 

 

Заяц

 

 

 

Медведь

 

 

 

 

Для построения сравнительной таблицы используются 2-3 процесса, явления или предмета и сравнения по различным параметрам.

Например:

 

      Признак

          ДНК

          РНК

Размер

 

 

Количество

 

 

Место нахождения

 

 

 

Данные в таблицу заносятся на основании текста учебника или справочника. Очень важно, чтобы данные в графах таблицы были точны и кратки.

 

1.4. Тест.

 

 Для построения теста определяется его тема и исходя из этого название. Структура теста должна быть четкой. Она включает в себя вопросы и 3-4 варианта ответа на них (число ответов должно быть фиксировано для всего теста). Ответы записать либо под цифрами, либо под буквами.

Содержание вопроса должно подразумевать краткий ответ. Варианты ответа должны совпадать логически. Нельзя, например, составить ответы таким образом.

 

Когда заходит солнце?

                   А) зима

                   Б) лето

                   В) вечер

                   Г) обед

 

Правильным написанием вопроса будет являться следующее:

 

Кто является автором учения об искусственном отборе?

                   А) Ч. Дарвин

                   Б) Л. Паскаль

                   В) Р. Кох

                   Г) Д. И. Менделеев

Число вопросов должно быть не менее пяти. Содержание всех вопросов в тесте строго подчиняется теме.

 

1.5. Доклад.

 

Доклад это небольшое выступление (3-5 мин.) по данной теме. Для составления доклада требуется:

-найти литературу по данной теме

-выделение главной мысли и тезисов

-точный, четко сформулированный ответ

-доклад не обязательно оформлять в письменном виде, т.к. он подразумевает собой устное выступление.

 

 

 

1.6 Решение задач по генетике.

 

Задачи могут быть абсолютно по всем темам биологии. Среди них особняком стоят задачи по генетике. Для них предполагаются специальные условные обозначения и ход решения.  

Условные обозначения:

♀ -женская особь.

♂ -мужская особь.

 х - знак скрещивания.

 Р – родители.

 F – потомство.

А – доминантный признак.

а – рецессивный признак.

АА, аа – гомозигота.

Аа – гетерозигота.

ХХ – женские половые хромосомы.

ХY – мужские половые хромосомы.

Хd ХD – признак сцеплен с полом (большая буква вверху –доминантный признак, маленькая – рецессивный)

 

Дано:       Решение:

А-           Р:     ♀Аа    х    ♂Аа

а-            гам.: А,а              А,а

В-           F1:     АА, Аа, Аа, аа

в-        

Найти:    фенотип:

F1-?         Генотип:

 

В дано всегда указываются и доминантный и рецессивный признак. Они строго противоположны друг другу. Например: доминантный – черный, а рецессивный – белый или доминантный - темные волосы, а рецессивный – светлые.

При записи данных всегда первым пишется доминантный признак, а затем рецессивный. А при скрещивании сначала женский организм, затем мужской.

В организмах любой признак обозначается парой букв – аа, АА, Аа.

Если в задаче признаков у организмов более двух, то после написания гамет вводится дополнительная строка – сорт (попарное написание разных букв в одном организме). Например: АаВв  сорта Ав, АВ, ав, аВ.

Сорта и гаметы организмов пишутся строго под тем организмом к какому относятся.

При скрещивании каждый сорт или гамета одного организма соединяется с каждым сортом или гаметой другого организма. Например:

Сорт: ♀ Ав, АВ, аВ, ав     ♂АВ, ав

 F1 :  ААВв, ААВВ, АаВВ, АаВв, Аавв, АаВв, ааВв, аавв.

Записываются буквы в алфавитном порядке, т.е. сначала А затем В. Кроме того, указываются сначала большие буквы, затем маленькие.

Если сортов у каждого организма получается более двух, то целесообразнее воспользоваться решеткой Пиннета. Это таблица, где располагаются сорта, по горизонтали пишутся сорта женской особи, а по вертикали – мужской. Например:

 

 ♂ /♀

Ав

АВ

аВ

Ав

АВ

ААВв

 

ААВВ

АаВВ

ААВв

Ав

ААвв

ААВв

АаВв

 

ААвв

Под каждым организмом у потомков указываются их признаки.        

В конце решения обязательно записывается генотип и фенотип потомков, полученных при скрещивании (либо в % содержании, либо в числовом соотношении).

Фенотип: 1:3 или 75%: 25%

Генотип: 1:1 или 50%: 50%

Затем записывается ответ. В ответе указывается, что конкретно спрашивалось в задаче.

Задачи на группы крови оформляются таким же образом, указывая обозначения групп крови:

I - ОО

II – АА или АО

III – ВВ или ВО

IV – АВ.

Задачи на признаки, сцепленные с полом, оформляются в соответствии с тем, какой признак сцеплен с полом. Например:

Дано:       Решение:

Хd-           Р:     ♀ XD Хd    х    ♂ ХdY

XD-           гам.: XD     Хd                Хd   Y

                      F1:     XDХd , ХdY, XDY, Хd Хd

     Найти:     фенотип:

F1-?         Генотип:

Задачи по другим темам подразумевают рассуждение на какой-то вопрос, с последующим кратким ответом. Все рассуждения записываются в графе « Решение».

 

 1.7Составления генеалогического древа.

 Для выполнения этого задания нужно знать несколько правил:

1.  В схеме записываются кровные родственники.

2.  Условные обозначения:

            ○ - женский

            □ - мужской

             - умер в детстве

            ◊- пол неизвестен

            ○=□ - брак или ○=□=○

            ○≠□- развод

            □  ○ - брат или сестра

             

            ● ■ – несут наследственное заболевание или признак

       3. В схеме родственники одного поколения располагаются строго на одной линии.  

      I                                ○                                  

                                         

      II                      ○     ○ =   

 


      III                      ○ =    =  

 

     4.  Нумерование поколений производится при помощи римской цифры, поставленной с левой стороны напротив каждого поколения.

     5. К схеме на отдельном листе выполняется приложение, где под номерами записываются данные родственников ( Ф.И.О., дата рождения, смерти, профессия )

     6. Если ставится задача проследить какое-то наследственное заболевание или признак, то люди имеющие этот признак выделяются другим цветом или штриховкой.

     7. Нумерация родственников производится по горизонтали, начиная со старшего поколения.

     8. Схема древа должна составлять не менее 4-х поколений.

 

 

 

Список литературы

1.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.  Биология. – М.: Мир, 1993

2.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 класс. /М.: Дрофа, 2005.

3Кемп П., Армс К. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. – М.: Мир, 2007

4Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г. Мустафин, Ф.К. Лагнуев, Н.Г. Быстренина и др., под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2008

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по биологии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка «Методические указания для студентов при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы» предназначена для студентов при выполнении самостоятельной работы по биологии.

В работе представлены рекомендации для выполнения различных заданий. Пособие помогает наиболее эффективно выполнить внеаудиторную работу.

Целью данной методической разработки является: дальнейшее развитие умения работать с дополнительной литературой, развитие самостоятельной работы, логическое мышление, активизацию познавательной деятельности, способность анализировать и выделять главную мысль в тексте.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 752 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии по теме «ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА эволюции» в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 9. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции
  • 06.10.2020
  • 2030
  • 160
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
Презентация к уроку биологии по теме «Доместикация» в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 1. Доместикация
Рейтинг: 5 из 5
  • 06.10.2020
  • 3710
  • 550
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
Конспект экскурсии-исследования Экологическое исследование парковой зоны г. Корсакова Сахалинской области на антропогенное загрязнение
  • Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
  • Тема: Методы исследования в биологии
  • 06.10.2020
  • 499
  • 1
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 769
    • DOCX 152.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бильдина Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бильдина Елена Александровна
    Бильдина Елена Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 7603
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 489 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек