Казенное
образовательное учреждение Омской области
«Петропавловская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Методические
рекомендации:
«Система
оценки планируемого результата
на уроках
профессионально-трудового обучения»
(из опыта работы)
Автор-составитель:
Л.В.Козлова, учитель
профессионально-трудового
обучения
(швейное дело)
Муромцево, 2014
год
Оценка
планируемого результата на уроках профессионально-трудового обучения необходима
для понимания того, что обучающимися был усвоен тот или иной предмет. Каждый
педагог принимает для себя более или менее удобную и сложившуюся с опытом
систему оценивания на уроке. Предположительно каждый педагог знает, насколько
успешно обучающиеся с особыми образовательными потребностями справятся с
заданиями. Но данный факт не всегда является очевидным для педагога, так как обучающиеся
коррекционной школы VIII вида в силу
своих психофизических особенностей по-разному могут справляться с заданиями на
уроке.
Прежде всего,
выясним цели оценочной деятельности:
-
отслеживать на этапе урока эффективность реализуемой деятельности;
-
отслеживать индивидуальный успех каждого в достижении требований на уроке, в достижении
планируемых результатов освоения знаний, умений и навыков;
- развивать у обучающихся
умения самостоятельно оценивать результат своих действий.
В чём необходимость
в системе оценивания для участников образовательного процесса:
- обучающимся –
обрести уверенность в возможности успешного освоения предмета;
- педагогу –
отслеживать процесс обучения и развития каждого обучающегося на уроке; а также,
выносить суждения об эффективности обучения, об индивидуальных успехах и
достижениях обучающихся.
Большую роль в
Системе оценивания играет оценка личностных результатов педагога, это:
- объект оценки
сформированность личностных универсальных учебных действий
- предмет
оценки эффективность деятельности педагога
- процедуры
оценки внешние мониторинговые исследования
с использованием
не персонифицированных потоков информации
- содержание строится
вокруг оценки сформированности:
- внутренней
позиции школьника;
- основ сформированных
знаний, умений и навыков работы на уроке;
- самооценки;
- мотивации
учебной деятельности;
- способности к
оценке своих действий и действий других обучающихся.
В системе оценки
достижения планируемых результатов
в педагогической
практике, которую применяем, используется:
ü комплексный подход
к оценке результатов обучения на уроке;
ü использование
планируемых результатов освоения предмета;
ü оценка
успешности освоения содержания предмета, проявляющегося в способности к
выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
ü дефференцированный
подход в оценивании результата;
ü самоанализ и
самооценка, наблюдения и помощь в оценивании.
Данная
Система оценивания планируемых результатов на уроках профессионально-трудового
обучения наиболее эффективно в работе с детьми особой заботы. Нами
представлена таблица, ранее используемая на уроках с различным уровнем
сложности. В зависимости от предлагаемого материала урока может меняться.
Главное разграничение в таблице на теоретическую и практическую часть
деятельности на уроке. Практическое задание всегда оценивается отдельно и
выявляет сформированность практических навыков, что важно в профессионально-трудовом
обучении.
По сути,
данная таблица оценивания на уроках профессионально-трудового обучения эффектна,
так как вызывает интерес своей самостоятельностью заполнения, раскрывает
основные этапы познания предмета каждым обучающимся с учетом их уровня знаний.
В
результате работы с данной таблицей можно проследить успешность достижения основных
задач урока: формирование трудовых качеств; обучение доступным приемам
труда; развитие самостоятельности в труде; привитие интереса к труду; формирование
организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте,
правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании
работы; знания и умения выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной
работы, санитарно-гигиенические требования, а также успешность в достижении
коррекционной работы, это сформированность умений:
-
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно
планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую
последовательность изготовления изделий, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);
-
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов,
оценивать качество готовых изделий).
Приложение
1
Лист
оценивания
1 урок
|
2 урок
|
Повторение.
Устные ответы.
(за правильный ответ – 2 балла)
|
Новая тема.
Работа на уроке.
Устные ответы.
(за правильный ответ –
2 балла)
|
Практическая работа
(до 5 баллов)
|
Закрепление нового материала.
Работа с карточками
(Взаимопроверка)
(за правильный ответ – 2 балла)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка за урок -
|
Оценка за урок -
|
Отметка
за урок выставляется согласно набранным баллам:
Отметка
5 – 10 и более баллов
Отметка
4 – 6-8 баллов
Отметка
3 – 4-6 баллов
Отметка
2 – менее 4 баллов
Практическая
работа оценивается отдельно, до 5 баллов.
Приложение
1
Лист
оценивания
1 урок
|
2 урок
|
Повторение.
Устные ответы.
(за каждый правильный ответ – 2 балла)
|
Новая тема.
Устные ответы.
(за каждый правильный ответ – 2 балла)
|
Практическая работа
(до 5 баллов)
|
Закрепление нового материала.
(за каждый правильный ответ – 2 балла)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка за урок -
|
Оценка за урок -
|
Отметка
за урок выставляется согласно набранным баллам:
Отметка
5 – за 10 и более баллов
Отметка
4 – если набрали от 6 до 8 баллов
Отметка
3 – если набрали от 4 до 6 баллов
Отметка
2 – если набрали менее 4 баллов
Практическая
работа оценивается отдельно, до 5 баллов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.