Инфоурок Химия Другие методич. материалыМетодические рекомендации "Решение задания С 1 ЕГЭ с развернутым ответом"

Методические рекомендации "Решение задания С 1 ЕГЭ с развернутым ответом"

Скачать материал

Часть С на ЕГЭ по химии начинается с задания С1, которое предполагает составление окислительно-восстановительной реакции (содержащей уже часть реагентов и продуктов). Оно сформулировано таким образом:

Теоретические сведения.

Перманганат калия как окислитель.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20K%20%5Cllap%20%7B---%7D%20M%20%5Cllap%20%7B---%7D%20n%20%5Cllap%20%7B---%7D%20O%20%5Cllap%20%7B---%7D%20_4%20%5Cllap%20%7B---%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 + восстановители http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5C%3B%20%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

в кислой среде http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Mn%5E%7B%2B2%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

в нейтральной среде http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Mn%5E%7B%2B4%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

в щелочной среде http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Mn%5E%7B%2B6%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

(соль той кислоты, которая участвует в реакции)
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20M%20%5Cmkern%20-2mu%20nSO_4%2C%20M%20%5Cmkern%20-2mu%20nCl_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20M%20%5Cmkern%20-2mu%20nO_2%20%5Cdownarrow&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Манганат http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%28K_2M%20%5Cmkern%20-2mu%20nO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 или http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%20%5Cmkern%20-1mu%20N%20%5Cmkern%20-2mu%20aM%20%5Cmkern%20-2mu%20nO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20N%20%5Cmkern%20-2mu%20a_2M%20%5Cmkern%20-2mu%20nO_4%29&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 -

Дихромат и хромат как окислители.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20K_2Cr_2O_7&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 (кислая и нейтральная среда), http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20K_2CrO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1(щелочная среда) + восстановители http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5C%3B%20%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 всегда получается http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Cr%5E%7B%2B3%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

кислая среда

нейтральная среда

щелочная среда

Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CrCl_3%5E%7B%5Cvphantom%20%7B2%7D%7D%2C%20Cr_2%5E%7B%5Cvphantom%20%7B2%7D%7D%20%5Cleft%28%20SO_4%5E%7B%5Cvphantom%20%7B2%7D%7D%20%5Cright%29_3%5E%7B%5Cvphantom%20%7B2%7D%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cr%20%5Cleft%28%20OH%20%5Cright%29_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K_3%5BCr%28OH%29_6%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 в растворе, http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K_3CrO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1или http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KCrO_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 в расплаве

Повышение степеней окисления хрома и марганца.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Cr%5E%7B%2B3%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 + очень сильные окислители http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5C%3B%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20%5Cbf%20Cr%5E%7B%2B6%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 (всегда независимо от среды!)

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cr_2O_3%2C%20Cr%28OH%29_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, соли, гидроксокомплексы

+ очень сильные окислители:
а)http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CNO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, кислородсодержащие соли хлора (в щелочном расплаве)
б)
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cl_2%2C%20Br_2%2C%20H_2O_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1(в щелочном растворе)

Щелочная среда:

образуется хромат http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K_2CrO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cr%28OH%29_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, соли

+ очень сильные окислители в кислой среде http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%28H%5C%2CNO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 или http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH_3COOH%29%3A&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20PbO_2%2C%20KBiO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Кислая среда:

образуется дихромат http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K_2Cr_2O_7&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 илидихромовая кислота http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2Cr_2O_7&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

 

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Mn%5E%7B%2B2%2C%2B4%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — оксид, гидроксид, соли

+ очень сильные окислители:
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CNO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, кислородсодержащие соли хлора (в расплаве)

Щелочная среда: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Mn%5E%7B%2B6%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K_2MnO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — манганат

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Mn%5E%7B%2B2%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — соли

+ очень сильные окислители в кислой среде http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%28HNO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 или http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH_3COOH%29%3A&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20PbO_2%2C%20KBiO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Кислая среда: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Mn%5E%7B%2B7%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CMnO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — перманганат
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H%5C%2CMnO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
 — марганцевая кислота

Азотная кислота с металлами.

 не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20NO_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20NO_%7B%5Cvphantom%7B%2B2%7D%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20N_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20N_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20NH_4NO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота

Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота

Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Al%2C%20Cr%2C%20Fe%2C%20Be%2C%20Co.&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации:
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Au%2C%20Pt%2C%20Pd.&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Серная кислота с металлами.

 разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 в ряду напряжений, при этом выделяется водород;
— при реакции с металлами
 концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20SO_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20S&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20H_2S&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20H_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота

Щелочноземельные металлы + конц. кислота

Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота.

Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная)

Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Al%2C%20Cr%2C%20Fe%2C%20Be%2C%20Co.&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации:
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20Au%2C%20Pt%2C%20Pd.&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1


Диспропорционирование.

Реакции диспропорционирования — это реакции, в которых один и тот жеэлемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая, и понижая свою степень окисления:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%203Cl_2%20%2B%206KOH%20%5Cxrightarrow%7Bt%5E%7B%5Ccirc%7D%7D%205KCl%20%2B%20KClO_3%20%2B%203H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Диспропорционирование неметаллов — серы, фосфора, галогенов (кроме фтора).

Сера + щёлочь http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении)

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20S%5E0%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20S%5E%7B-2%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20S%5E%7B%2B4%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Фосфор + щелочь http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 фосфин http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20P%5C%2CH_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и сольгипофосфит http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KH_2PO_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 (реакция идёт при кипячении)

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20P%5E0%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20P%5E%7B-3%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20P%5E%7B%2B1%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Хлор, бром, иод + вода (без нагревания) http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 2 кислоты, http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H%5C%2CCl%2C%20H%5C%2CCl%5C%2CO&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
Хлор, бром, иод + щелочь (без нагревания)
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 2 соли, http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CCl&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CCl%5C%2CO&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и вода

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cl_2%5E0%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Cl%5E-&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cl%5E%2B&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Бром, иод + вода (при нагревании)http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 2 кислоты,http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H%5C%2CBr%2C%20H%5C%2CBrO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
Хлор, бром, иод + щелочь (при нагревании)http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
 2 соли, http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CCl&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CClO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и вода

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cl_2%5E0%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Cl%5E-&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cl%5E%7B%2B5%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20NO_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 + вода http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 2 кислоты, азотная и азотистая
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20NO_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
 + щелочь http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 2 соли, нитрат и нитрит

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20N%5E%7B%2B4%7D%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20N%5E%7B%2B3%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20N%5E%7B%2B5%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K_2SO_3%20%5Cxrightarrow%7Bt%5E%7B%5Ccirc%7D%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

сульфид и сульфат калия

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20S%5E%7B%2B4%7D%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20S%5E%7B-2%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20S%5E%7B%2B6%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CCl%5C%2CO_3%20%5Cxrightarrow%7Bt%5E%7B%5Ccirc%7D%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

2 соли, хлорид и перхлорат http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CCl%5C%2CO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cl%5E%7B%2B5%7D%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Cl%5E%7B-%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cl%5E%7B%2B7%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Активность металлов и неметаллов.

Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb  H  Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au

Активность неметаллов так же можно определить по их положению в таблице Менделеева.

Запомните! Азот — более активный неметалл, чем хлор!

Более активный неметалл будет окислителем, а менее активный будет довольствоваться ролью восстановителя, если они реагируют друг с другом.

Ряд электроотрицательности неметаллов:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cunderrightarrow%7B%5Crm%20H%2C%20As%2C%20I%2C%20Si%2C%20P%2C%20Se%2C%20C%2C%20S%2C%20Br%2C%20Cl%2C%20N%2C%20O%2C%20F%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

увеличение электроотрицательности

Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей.

а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды:
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K%5C%2CCl%5C%2CO_3%20%2B%20P%20%3D%20P_2O_5%20%2B%20K%5C%2CCl&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления — они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество).
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2S%5E%7B-2%7D%20%2B%20S%5E%7B%28%2B4%29%7DO_2%20%3D%20S%5E0%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Необходимые навыки.

1.             Расстановка степеней окисления.
Необходимо помнить, что степень окисления — это
 гипотетическийзаряд атома (т.е. условный, мнимый), но он должен не выходить за рамки здравого смысла. Он может быть целым, дробным или равным нулю.

Задание 1: Расставьте степени окисления в веществах:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20HCOH&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20FeS_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Ca%28OCl%29Cl&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2S_2O_8&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

2.             Расстановка степеней окисления в органических веществах.
Помните, что нас интересуют степени окисления только тех атомов углерода, которые меняют своё окружение в процессе ОВР, при этом общий заряд атома углерода и его неуглеродного окружения принимается за 0.

Задание 2: Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением:

2-метилбутен-2: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1=http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20C&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%28CH_3%29-CH_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

ацетон: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%28CH_3%29_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CO&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

уксусная кислота: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20COOH&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

3.             Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда.

Пример: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KNO_2%20%2B%20KI%20%2B%20H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

В этой реакции надо увидеть, что иодид калия http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KI&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 может являтьсятолько восстановителем, поэтому нитрит калия http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KNO_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 будет принимать электроны, понижая свою степень окисления.
Причём в этих условиях (разбавленный раствор)
 азот переходит из http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20%2B3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1в ближайшую степень окисления http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20%2B2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KNO_2%20%2B%20KI%20%2B%20H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20I_2%20%2B%20NO%20%2B%20K_2SO_4%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

4.             Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя.
В этом случае это необходимо учитывать в полуреакции, рассчитывая число электронов.
Самая частая проблема — с дихроматом калия
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20K_2Cr_2O_7&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, когда он в роли окислителя переходит в http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%2B3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%202Cr%5E%7B%2B6%7D%20%2B%206e%20%5Cxrightarrow%7B%7D%202Cr%5E%7B%2B3%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении.

Задание 3: Какой коэффициент нужно поставить передhttp://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20FeSO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и перед http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Fe_2%28SO_4%29_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20FeSO_4%20%2B%20K_2Cr_2O_7%20%2B%20H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Fe_2%28SO_4%29_3%20%2B%20Cr_2%28SO_4%29_3%20%2B%20K_2SO_4%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Fe%5E%7B%2B2%7D%20-%201e%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Fe%5E%7B%2B3%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%202Cr%5E%7B%2B6%7D%20%2B%20%5Cdotso%20e%20%5Cxrightarrow%7B%7D%202Cr%5E%7B%2B3%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 4: Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием?

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20HNO_3%20%2B%20Mg%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Mg%28NO_3%29_2%20%2B%20N_2O%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

5.             Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция.
Это можно сделать либо про продуктам восстановления марганца и хрома, либо по типу соединений, которые получились в правой части реакции: например, если в продуктах мы видим
 кислоту, кислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая. Ну и разумеется, если в левой части мы видим сульфаты металлов, а в правой — ничего похожего на соединения серы — видимо, реакция проводится в присутствии серной кислоты.

Задание 5: Определите среду и вещества в каждой реакции:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20PH_3%20%2B%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20K_2MnO_4%20%2B%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20PH_3%20%2B%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20MnSO_4%20%2B%20H_3PO_4%20%2B%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

6.             Помните, что вода — вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться.

Задание 6: В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк?

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KNO_3%20%2B%20Zn%20%2B%20KOH%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20NH_3%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 7: Мягкое и жесткое окисление алкенов.
Допишите и уравняйте реакции, предварительно расставив степени окисления в органических молекулах:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH_3-CH%20%3D%20CH_2%20%2B%20KMnO_4%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1(хол. р-р.) http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20CH_3-CHOH-CH_2OH%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH_3-CH%3DCH_2%20%2B%20KMnO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 (водн.р-р)  http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%5Cxrightarrow%7Bt%5E%7B%5Ccirc%7D%7D%20CH_3-COOK%20%2B%20K_2CO_3%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

7.             Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше:

Задание 8: Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20MnSO_4%20%2B%20KMnO_4%20%2B%20H_2O%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20MnO_2%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

8.             Во что переходят реагенты в реакции?
Если ответ на этот вопрос не дают выученные нами схемы, то нужно проанализировать, какие в реакции окислитель и восстановитель — сильные или не очень?
Если окислитель средней силы, вряд ли он может окислить, например, серу из
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=-2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 в http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%2B6&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, обычно окисление идёт только до http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20S%5E0&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.
И наоборот, если
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KI&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — сильный восстановитель и может восстановить серу из http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%2B6&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 до http://l.wordpress.com/latex.php?latex=-2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, то http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KBr&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — только до http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%2B4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

Задание 9: Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2S%20%2B%20KMnO_4%20%2B%20H_2O%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2S%20%2B%20HNO_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 (конц.) http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cxrightarrow%7B%7D%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

9.             Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель.

Задание 10: Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких?

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KMnO_4%20%2B%20HCl%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20MnCl_2%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

10.          Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.

Задание 11: Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель?

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Cl_2%20%2B%20I_2%20%2B%20H_2O%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

11.          Если же один из реагентов — типичный окислитель или восстановитель — тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя.

Пероксид водорода — вещество с двойственной природой, в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя — переходит в свободный газообразный кислород.

Задание 12: Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции?

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2O_2%20%2B%20KI%20%2B%20H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2O_2%20%2B%20K_2Cr_2O_7%20%2B%20H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2O_2%20%2B%20KNO_2%20%5Cxrightarrow%7B%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.

Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно
 только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а
 по кислороду мы только проверяем!

1.             Задание 13: Допишите и уравняйте:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20HNO_3%20%2B%20Al%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Al%28NO_3%29_3%20%2B%20N_2%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Al%20%2B%20KMnO_4%20%2B%20H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Al_2%28SO_4%29_3%20%2B%20%5Cdotso%20%2B%20K_2SO_4%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.

Возможные ошибки.

1.             Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно.
Часто ошибаются в следующих случаях:

а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20PH_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — степень окисления у фосфора — отрицательная;
б) в органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20C&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 учтено;
в) аммиак и соли аммония — в них азот
 всегда имеет степень окисления http://l.wordpress.com/latex.php?latex=-3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1;
г) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%2B1%2C%20%2B3%2C%20%2B5%2C%2B7%20&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1;
д) пероксиды и надпероксиды — в них кислород не имеет степени окисления
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=-2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, бывает http://l.wordpress.com/latex.php?latex=-1&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, а в http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KO_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — даже http://l.wordpress.com/latex.php?latex=-%5Cfrac%7B1%7D%7B2%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1;
е) двойные оксиды:
 http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Fe_3O_4%2C%20Pb_3O_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.

Задание 14: Допишите и уравняйте:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Fe_3O_4%20%2B%20HNO_3%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Fe%28NO_3%29_3%20%2B%20NO%20%2B%20%5Cdotso&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 15: Допишите и уравняйте:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KO_2%20%2B%20KMnO_4%20%2B%20%5Cdotso%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20%5Cdotso%20%2B%20%5Cdotso%20%2B%20K_2SO_4%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

2.             Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.

Пример: в реакции http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20MnO_2%20%2B%20HCl%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20MnCl_2%20%2B%20Cl_2%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса…

3.             Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!

а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.

Задание 16: Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Ba%20%2B%20HNO_3%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20BaO%20%2B%20NO_2%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20PH_3%20%2B%20KMnO_4%20%2B%20KOH%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20K_2MnO_4%20%2B%20H_3PO_4%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20P%20%2B%20HNO_3%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20P_2O_5%20%2B%20NO_2%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20FeSO_4%20%2B%20KMnO_4%20%2B%20H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20Fe%28OH%29_3%20%2B%20MnSO_4%20%2B%20K_2SO_4%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Ответы и решения к заданиям с пояснениями.

Задание 1:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H%5E%2BC%5E0O%5E%7B-2%7DH%5E%2B&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Fe%5E%7B%2B2%7DS_2%5E-&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20Ca%5E%7B%2B2%7D%28O%5E%7B-2%7DCl%5E%2B%29Cl%5E-&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2%5E%2BS_2%5E%7B%2B7%7DO_8%5E%7B-2%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 2:

2-метилбутен-2: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20C%5E%7B-1%7DH%5E%7B%2B1%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1=http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20C%5E0&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%28CH_3%29-CH_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

ацетон: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%28CH_3%29_2&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20C%5E%7B%2B2%7DO%5E%7B-2%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

уксусная кислота: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20CH_3&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20C%5E%7B%2B3%7DO%5E%7B-2%7DO%5E%7B-2%7DH%5E%2B&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 3:

Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше — т.е. 6.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%206FeSO_4%2BK_2Cr_2O_7%2B7H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D%203Fe_2%28SO_4%29_3%20%2B%20Cr_2%28SO_4%29_3%20%2B%20K_2SO_4%20%2B%207H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 4:

Так как в молекуле http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20N_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 два атома азота, эту двойку надо учесть в электронном балансе — т.е. перед магнием должен быть коэффициент http://l.wordpress.com/latex.php?latex=4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%2010HNO_3%20%2B%204Mg%20%5Cxrightarrow%7B%7D%204Mg%28NO_3%29_2%20%2B%20N_2O%20%2B%205H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 5:

Если среда щелочная, то фосфор http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%2B5&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 будет существовать в виде соли — фосфата калия.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20PH_3%20%2B%208KMnO_4%20%2B%2011KOH%20%5Cxrightarrow%7B%7D%208K_2MnO_4%20%2B%20K_3PO_4%20%2B%207H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20PH_3%20%2B%20KMnO_4%20%2B%20H_2SO_4%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20MnSO_4%20%2B%20H_3PO_4%20%2B%20K_2SO_4%20%2B%20H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 6:

Так как цинк — амфотерный металл, в щелочном растворе он образуетгидроксокомплекс. В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20KNO_3%20%2B%204Zn%20%2B%207KOH%20%2B%206H_2O%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20N%5E%7B-3%7DH_3%5E%2B%20%2B%204K_2%5BZn%28OH%29_4%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Задание 7:

Электроны отдают два атома http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20C&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 в молекуле алкена. Поэтому мы должны учестьобщее количество отданных всей молекулой электронов:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%203CH_3-C%5E%7B-1%7DH%20%3D%20C%5E%7B-2%7DH_2%20%2B%202KMn%2B7O_4%20%2B%204H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 (хол. р-р.)http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%5Cxrightarrow%7B%7D%203CH_3-C%5E0HOH-C%5E%7B-1%7DH_2OH%20%2B%202Mn%5E%7B%2B4%7DO_2%20%2B%202KOH%20&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

 

 

Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получится только одна молекула.

Задание 8:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%203MnSO_4%20%2B%202KMnO_4%20%2B%202H_2O%20%5Cxrightarrow%7B%7D%205MnO_2%20%2B%20K_2SO_4%20%2B%202H_2SO_4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cbf%20K%5E%2B&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 приходится 3 сульфат-иона. Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота(2 молекулы).

Задание 9:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%203H_2S%20%2B%202KMnO_4%20%2B%20%28H%5Cllap%20%7B---%7D_2%5Cllap%20%7B---%7DO%5Cllap%20%7B---%7D%29%20%5Cxrightarrow%7B%7D%203S%5E0%20%2B%202MnO_2%20%2B%202KOH%20%2B%202H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
(перманганат не очень сильный окислитель в растворе; обратите внимание, что вода
 переходит в процессе уравнивания вправо!)

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20H_2S%20%2B%208HNO_3%20&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 (конц.) http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%20%5Cxrightarrow%7B%7D%20H_2S%5E%7B%2B6%7DO_4%20%2B%208NO_2%20%2B%204H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1
(концентрированная азотная кислота очень сильный окислитель)

Задание 10:

Не забудьте, что марганец принимает электроны, при этом хлор их должен отдать.
Хлор выделяется в виде простого вещества.

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Crm%202KMnO_4%20%2B%2016HCl%20%5Cxrightarrow%7B%7D%202MnCl_2%20%2B%205Cl_2%20%2B%202KCl%20%2B%208H_2O&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации "Решение задания С 1 ЕГЭ с развернутым ответом""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Часть С на ЕГЭ по химии начинается с задания С1, которое предполагает составление окислительно-восстановительной реакции (содержащей уже часть реагентов и продуктов). Оно сформулировано таким образом:

 

 

1.

 

Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.

 

Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно
 только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а
 по кислороду мы только проверяем

 

 

 

 

 

 

 

Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 233 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 398
    • DOCX 462 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рагимова Арзу Магеррамовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рагимова Арзу Магеррамовна
    Рагимова Арзу Магеррамовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8722
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе