Чистякова
Е.Ф.
преподаватель
физической культуры
СОШГ
№9 г. Павлодара.
Тема:
Повышение уровня физической подготовленности и активизация двигательной
деятельности учащихся в учебном процессе через соревновательно-игровой метод
В своем Послании к народу "Казахстан 2030" президент
страны Н.А.Назарбаев определил следующие главные приоритетные направления -
здоровье, образование, благополучие граждан .
Физическое воспитание одно из необходимых условий
правильного развития детей. Приобщение к физическим упражнениями и спорту с
раннего детства дает человеку закалку, вырабатывает иммунитет организма к
различного рода заболеваниям, воспитывает ловкость, честность, быстроту
реакции, повышает активность и развивает чувство дружбы, отношения в
коллективе.
Успешное выполнение учебной программы по физическому
воспитанию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения
современных средств и методов, в том числе и соревновательно-игрового.
Над данной темой работаю на протяжении 4-х лет.
Для себя поставила следующие задачи:
· определить
сущность соревновательно - игрового метода .
·
составление
комплекса игровых заданий и соревновательных упражнений на уроках лёгкой
атлетики, лыжной подготовки,, гимнастики.
·
включение
соревновательно-игровых упражнений на уроках физической культуры.
Гибкий
вариативный характер этого метода позволяет рационально использовать различные
средства в физическом воспитании. Значительно повышается заинтересованность
учащихся, увеличивается моторная плотность уроков, их эффективность. Эмоциональный
характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет
комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств, например,
динамическую силу, прыжковую выносливость, гибкость, ловкость и т.д. Воспитание
морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при
коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных
напряжениях. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным
целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, сопернику. Роль
соревновательно-игровых упражнений возрастает тогда, когда они тесным образом
увязываются с учебным материалом урока, поскольку позволяет быстрее усвоить его
доступными средствами При помощи соревновательно-игровых заданий решаются самые
разнообразные задачи, начиная от воспитательных и образовательных до
оздоровительных.
Используя игровые задания и соревновательные
упражнения воспитывают смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм
и товарищество, быстроту и ловкость, силу и гибкость, выносливость и волю к
победе. Применять эти задания можно во всех частях урока, особенно когда
необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.
На всех уроках преподаватель использует соревновательно-игровой метод. С этой
целью подбираются разнообразные упражнения, подвижные игры, отвечающие задачам
урока. Тем самым подводим учащихся к необходимости приобретения того или иного
навыка, который способствует решению поставленных задач, лучшей плотности урока
и более правильной дозировке упражнений на протяжении всего урока. Сложные
игровые упражнения чередуются с более простыми, не требующими
концентрированного внимания. Соответственно, дается отдых отдельным группам
мышц, системам организма, которые только что интенсивно работали.
Подвижные игры и соревновательные упражнения должны соответствовать той части
урока, в которую они введены. Во вводной части урока используются упражнения,
способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей работе в основной
части. Это различные комплексы общеразвивающих и специальных упражнений,
проводимые в движении и на месте в виде соревнований, выполняемых в парах с
элементами силовых единоборств. Принцип таков: кто быстрее и большее число раз
добьется победы.
Выполнять соревновательно-игровые задания в основной части урока можно как
начале её, так и в середине, либо в конце. Важно, чтобы соревновательно-игровая
деятельность логически вытекала из потребности закрепить те или иные умения и
навыки.
В
заключительной части урока соревновательно-игровые задания используются для
расслабления и успокоения организма после нагрузки либо эмоционального подъема.
Использование соревновательно-игровых упражнений в учебно-воспитательном
процессе по разделам учебной программы. Легкая атлетика, как средство
физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и
укреплению здоровья учащихся.
На
уроках легкой атлетики используем следующие игровые задания:
“Быстро
по местам”
Задачи: Развитие
быстрой реакции на сигнал, сообразительности, совершенствование умения
ориентироваться.
Содержание: По первому
сигналу игроки разбегаются, по второму – все должны построиться в указанном
месте. Варианты построения: а)В общей или отдельной шеренгах; б)В общем или отдельном
круге; в)Квадрат.
Правила:
Игроки стартуют раздельно или одновременно. Побеждает та команда, которая
быстрее закончит задание.
“Точно в
цель”
Задача: развитие
скоростно-силовых качеств, закрепление техники метания малого мяча в соревновательных
условиях.
Содержание:
Построение
в колонну по одному. Игроки метают мяч в стену на дальность отскока, с
попаданием в цель. Варианты: метание проводится по различным кругам мишени.
“Эстафетный
бег”
Задачи: Развитие
скоростной выносливости, ловкости, внимательности.
Содержание:
Команды
соревнуются в эстафетном беге. Варианты: а)построение в колонны по одному;
б)построение в шеренги, при перебежке меняются местами.
Правила: Игроки
стартуют раздельно или одновременно. Побеждает та команда, которая быстрее
закончит задание.
Кроме
перечисленных применяем такие как: “Вызов номеров”, “Черные и белые”, “Третий
лишний”, “Голова и хвост”, “Прыжковая эстафета”, “Кто дальше” и др.
Применение соревновательно-игровых заданий является
эффективным средством совершенствования лыжных ходов, а так же физических
качеств на уроках лыжной подготовки. С помощью игр и соревновательных заданий
учащиеся приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят
спуски и подъемы, а так же закрепляются умения применять технику лыжных ходов с
учетом рельефа местности.
Игровые
и соревновательные задания можно разделить на группы:
·
совершенствование
техники лыжных ходов на учебной лыжне.
·
повороты
на месте и в движении.
·
совершенствование
техники спусков и подъемов на гористой местности.
·
развитие
физических и функциональных возможностей организма.
·
приобретение
умения соревноваться и тактически противостоять сопернику, ориентироваться на
местности, рационально использовать лыжную технику.
На уроках
лыжной подготовки используется эстафета «Ёлочка»:
Эстафета
“Елочкой”
Задачи:
Совершенствование техники подъема “Ёлочкой”, развитие силовой выносливости в
игровых условиях.
Содержание: Со старта
преодолевают подъем “Ёлочкой”, затем спускаются вниз. После чего стартует
следующая пара.
Правила: в паре
побеждает игрок, быстрее поднявшийся в гору. Побеждает команда, у которой
больше побед.
Соревновательно-игровой
метод успешно применяется и на уроках гимнастики. Для повышения заинтересованности
учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, они
выполняются в соревнователь-игровой обстановке.Соревнование может происходить в
колоннах или шеренгах, как с выбыванием участников, нарушивших строй или
допустивших ошибку, так без выбывших, но с получением штрафных очков, которые в
итоге определят победителей игры или соревнований. Для повышения внимания в
начале урока проводится игра, где участник должен выполнять строевые команды,
когда в начале команды присутствует слово “группа” или “класс”. При выполнении
общеразвивающих упражнений команды могут соревноваться на выполнение большого
количества упражнений за определенный промежуток времени как на месте, так и в
движении. Например, кто раньше выполнит 10 наклонов, приседаний, отжиманий,
различных прыжков и т.п. Общеразвивающие упражнения могут быть включены в
эстафеты. В сореновательно-игровой обстановке хорошо выполняются акробатические
упражнения, такие как различные кувырки, стойки, “мостик”, “домик” и т.д. Для
разнообразия эстафет применяются дополнительные предметы, такие как
гимнастическая палка, скакалка, мячи, кегли и другие предметы. Например:
“Построй
мост”
Задачи:
скрепление акробатических элементов в игровой форме: развитие ловкости.
Содержание: первый
бежит до первой отметки становится на “мост”. После этого выбегает второй,
пролазит под мост и строит второй мост за первым. Затем под двумя мостами
пролазит третий и т.д. Последний игрок проползает последний мост подает команду
“встать” и все бегут на свои места.
Правила: Побеждает
команда набравшая большее количество очков
“Удержи
равновесие”
Задача:
закрепление навыков выполнения упражнений в равновесии: воспитание ловкости,
точности, координации движений.
Содержание:
На
перевернутых скамейках находится две команды. Соперники стараются вывести из
равновесия друг друга. После падения одного, другому засчитывается очко. Затем
выходит другая пара.
Эстафета с
кувырками.
Задачи:
совершенствование кувырка вперед, развитие ловкости, координация движений.
Содержание:
Первый
участник добегает до первого мата и делает кувырок, затем взяв мяч бежит ко
второму мату. Прижав мяч к животу, делает кувырок, затем бежит обратно, мяч
кладет у первого мата и передает эстафету второму игроку. Вариант: а) Мяч
подбрасывает и делает и делает кувырок, вставая ловит. б) После кувырка метает
в цель.
Правила: Игрок
должен выполнить все задания. За ошибку получает штрафное очко. Побеждает тот,
кто закончит быстрее и имеет меньше штрафа.
Использование соревновательно-игрового
метода способствует повышению уровеня физической подготовленности учащихся:
Таким образом, применение
соревновательно-игрового метода в учебном процессе помогает решать задачи
всестороннего развития учащихся, совершенствования умений и навыков, повышения
уровня физической подготовленности учащихся во всех видах учебной программы.
Эмоциональная окрашенность занятий способствует возникновению у учащихся
повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию
физических морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает интерес и желание
заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.