Инфоурок Информатика Другие методич. материалыМетодические рекомендации по теме "Технология обработки числовой информации"

Методические рекомендации по теме "Технология обработки числовой информации"

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАОУ МО СПО «КИК»)

 

 

 

 

 

 

Методические указания

по выполнению лабораторных работ по информатике и ИКТ

 

по теме «Технология обработки числовой информации»

 

           составитель: Харченко Я.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Введение в программу MS Excel……………………….…………………………………...4

2. Лабораторная работа № 1…………………………….……………………………………...6

3. Лабораторная работа № 2 ……………………………………………………………………9

4. Лабораторная работа № 3 ……………………………………………………………………11

5. Лабораторная работа № 4 ……………………………………………………………………13

6. Лабораторная работа №5 …………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное использование новых информационных технологий является неотъемлемой частью успешной деятельности специалистов различных направлений: инженеров, экономистов, юристов, менеджеров. В настоящее время наиболее широкое распространение получили информационные системы, базирующиеся на персональных компьютерах (ПК). В нашей стране фактическим стандартом при работе на ПК являются операционная система Microsoft Windows и ее приложения, входящие в состав Microsoft Office.

Лабораторный практикум предназначен для изучения студентами различных специальностей основных возможностей и функций наиболее часто используемого MS Excel. Предлагаемые задания представляют собой базовый курс по освоению данных программных продуктов и не претендуют на исчерпывающее знакомство с ними. Тем не менее, они позволяют сформировать у студентов знания и навыки, вполне достаточные для составления и редактирования на ПК сложных текстовых документов, обработки и наглядного отображения данных, представленных в табличном виде.

 

Методические рекомендации  к выполнению практических работ содержат:

  • Тему занятия;
  • Цель занятия;

·        Задачи;

·        Обеспечение практической работы:

·        Пояснения;

·        Порядок выполнения занятия;

  • Используемую литературу.

 

Критерии оценки практических заданий.

 

Отметка «5» ставится, если:

·                    работа выполнена полностью;

·                    в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробе­лов и ошибок; 

·                    в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ­ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо­нимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится, если:

·                    работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение        обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

·                    допущена одна существенная ошибка или два-три несущественных ошибки.

Отметка «3» ставится, если:

·                     допущены более одной существенной ошибки или более двух-трех     несущественных ошибок, но учащийся владеет обязательными    умениями по проверяемой теме; при этом правильно выполнено не     менее половины работы. 

Отметка «2» ставится, если:

·                    допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет  обязательными умениями по данной теме в полной мере. 

Отметка «1» ставится, если:

·                    работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и    умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена     не самостоятельно.

 

 

 

 

 

Введение в программу MS Excel

 

            Представление числовых данных в форме таблиц широко используется на практике. Например, такую форму имеет финансово-бухгалтерская информации: сметы, калькуляция, расчеты заработной платы, учет материальных  ценностей, налоговые расчеты и т.д. для них характерны  относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие объемы исходных данных. Такого рода работы принято относить к разряду  рутинных  работ, для их выполнения следует использовать компьютер.

            Электронные таблицы или электронные процессоры (SuperCalc, Excel, Lotus и т.д.)-это специализированные программы, предназначенные для организации всевозможных операций с табличными данными на компьютере.

            Основными  объектами электронных таблиц являются: рабочий лист, ячейка, ссылка, рабочая книга, диапазон ячеек, формула.

Рабочий лист-это сетка строк и столбцу, в котором каждому столбцу соответствует буква, а строке - число. По умолчанию листы Ехсе1 имеют стандартные имена - Лист1, Лист2 и т.д. Ячейка на неактивном листе идентифицируется именем листа и ее адресом на листе, которые разделены восклицательным знаком, например: Лист2!D45.

Листы могут быть следующих типов:

-рабочий лист;

-лист модуля – для записи  приложений на языке  программирования Visual Basic For Application;

-лист диалогового окна – для создания диалогового окна;

-лист диаграмм – для построения диаграмм.

Ячейка – область вычислительной среды, расположенная на пересечении столбца и строки.

Имя ячейки называется еще её адресом, или ссылкой.

Ссылка -это адрес объекта (ячейка, строка, столбец, диапазон), используемый при записи формулы.  Ссылки в Excel могут быть относительными, абсолютными и  смешанными.

название

запись

При копировании

Технология ввода

относительная

С3

Меняется в соответствии с новым положением ячейки

Щелкнуть в ячейке

абсолютная

$С$3

Не меняется

Щелкнуть в ячейке

Смешанная

С$3

Не меняется номер строки

Нажимать F4 до преобразования адреса к нужному виду

$С3

Не меняется имя столбца

 

Относительная ссылка —автоматически изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Относительная ссылка используется в формуле в том случае, когда она должна измениться после копирования.

Пример. Относительная ссылка записывается в обычной форме, например F3 или Е7. Во всех ячейках, куда она будет помещена после ее копирования, изменятся и буква столб­ца, и номер строки. Абсолютная ссылка записывается в формуле в том случае, если при ее копировании не должны изменяться обе части: буква столбца и номер строки. Это указывается с помощью символа $, который ставится и перед буквой столбца и перед номером строки.

Абсолютная ссылка — не изменяющаяся при копировании фор­мулы ссылка.

Аб­солютная ссылка остается неизменной при изменении адреса ячейки с формулой.

Пример: Абсолютная ссылка: $А$6. При копировании фор­мулы =4+$А$6 во всех ячейках, куда она будет скопирова­на, появятся точно такие же формулы.

Смешанная ссылка — частично изменяющаяся при копирова­нии ссылка Смешанная ссылка используется, когда при копировании фор­мулы может изменяться только какая-то одна часть ссылки — либо буква столбца, либо номер строки. При этом символ $ ставится перед той частью ссылки, которая должна остаться неизменной.

Пример. Смешанные ссылки с неизменяемой буквой столб­ца: $С8, $F12; смешанные ссылки с неизменяемым номером строки: А$5, F$9.

Чтобы заменить относительную ссылку на абсолют­ную, необходимо ввести знак доллара ($) перед той частью ссылки, кото­рая должна стать абсолютной. Примеры:

$А1 Всегда ссылается на столбец А, ссылка на строку мо­жет изменяться

А$ 1 Всегда ссылается на строку 1, ссылка на столбец может изменяться

$А$ 1 Всегда ссылается на ячейку А1.

 

Рабочая книга-объединение нескольких листов.

Книги имеют по умолчанию стандартные имена - Книга1, Книга2 и т.д., которые могут быть изменены пользователем.  При обращении  к ячейке неактивной рабочей книги   имя  книги  заключается   в   квадратные    скобки,   например: [Книга1.xls]Лист1!К2. Обычно электронные таблицы Excel хранятся в файлах, имеющих расширение xls. Файл имеет расширение xlt, если он содержит шаблоны, которые служат моделью для создания листов в книге.

Диапазон ячеек- группа выделенных ячеек, например: А1:В4.

При вводе данных в диапазон ячеек наиболее рационально использовать режим Автозаполнение.

Примечание. При вводе ошибочных данных в ячейке могут отображаться следующие символы:

# - результат не помещается в ячейку и ее ширину необходимо увеличить;

#ИМЯ -   не существует ячейки с таким адресом;

#ЗНАЧ - в формулу записаны адреса ячеек, которые имеют несовместимые типы данных;

#ЧИСЛО -  не определены значения  данных, адреса которых используются в формуле;

#ССЫЛКА - в формуле содержится недопустимый адрес.

Для проверки правильности ссылок удобно использовать команду Зависимости из меню Сервис.

Формула в электронной таблице- математическое  выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора. Формула может включать в себя константы (значения, не меняющиеся при расчете), переменные, знаки  арифметических операций (+,-,/,*), скобки, функции. Ввод формулы в ячейку начинается со знака =. Формула записывается в виде  выражения, которое может содержать знаки операций, парные круглые скобки, числа, относительные и абсолютные адреса ячеек, логические функции и функции рабочего листа.

 

Запустить программу можно через Пуск- MS Excel

 

Все программы, которые входят в пакет Microsoft Office, имеют похожий интерфейс. Во всех программах есть рабочая область, панели инструментов, главное меню, область задач:

 

 

Лабораторная  работа № 1

Цель:

1.Разобрать основные элементы программы.

2.Научить работать с ячейками, сохранять текст.

 

Задание №1:

1.Создайть таблицу. Заготовка таблицы на рабочем листе приведена ниже:

2. Объедините ячейки А1:А2. Для этого выделим диапазон ячеек А1:А2.

3.На выделенной области вызовите контекстное меню нажатием правой клавиши мыши

4. Выберите вкладку Формат ячеек. В появившемся диалоговом окно, выберите вкладку Выравнивание - Объединение ячеек  и нажимаем кнопку ОК:

После данной команды ячейки А1:А2-объединятся в одну.

5. Сделайте обрамление таблицы. Для этого выделите диапазон ячеек А1:С15.

6.Используя кнопку «Все границы» в главном меню, задайте границы таблицы.

 

 

 

 

 

7. Сохраните таблицу.

 

Задание № 2:

1.По приведенному,  в предыдущей работе,  алгоритму создайте таблицу .

признак

поставщик

наименование товара

единицы измерения

количество

цена за единицу.

ПР

АО «Комбинат»

маргарин

шт

100

25,50

НАЛ

АО «Комбинат»

чай зеленый, весовой

кг

30

53,60

ПР

АОЗТ «Система»

Изделия макаронные

кг

240

38

ПР

фабрика РОТ ФРОНТ

Конфеты «Желейные»

кг

350

17,40

ПР

фабрика РОТ ФРОНТ

Какао фасованное

шт

84

41,50

ПР

АОЗТ «Система»

Сахар  весовой

кг

5000

46

НАЛ

АО «Комбинат»

Лосось консервированный

шт

160

14,60

 

2. Сохраните таблицу.

 

 

 

Лабораторная  работа № 2

Цель:

1.Разобрать основные элементы программы.

2.Научить работать с формулами, сохранять текст.

 

Задание №1:

            Создайте таблицу:

 

 

           

В таблице приведены результаты выпускных экзаменов за курс основной школы обучающихся Иванова, Петрова, Сидорова и Васечкина. В электронной таблице следует определить  средний балл каждого выпускника, а также максимальный суммарный бал среди всех выпускников.

 

            Для решения данной задачи необходимо:

1.Посчитать сумму баллов каждого обучающегося.

Для расчета суммы баллов обучающегося Иванова необходимо  ввести в ячейку F2 формулу: =В2+С2+D2+E2, нажмем клавишу Enter.

2.Посчитать сумму баллов обучающегося Петрова.

Для расчета среднего балла обучающегося Петрова необходимо  ввести в ячейку F3 формулу: =В3+С3+D3+E3, нажмем клавишу Enter.

3.Посчитайте сумму баллов обучающихся Сидорова и Васечкина.

4.Рассчитайте средний балл каждого обучающегося:

Для расчета среднего балла обучающегося Иванова необходимо  ввести в ячейку G2 формулу: =F2/4, нажмем клавишу Enter.

 

5. Для расчета среднего балла обучающегося Петрова необходимо  ввести в ячейку G3 формулу: =F3/4, нажмем клавишу Enter.

 

 

6.Расчитайте средний балл обучающихся Сидорова и Васечкина.

7.Сохраните таблицу.

 

Задание № 2.

1.По приведенному,  в предыдущей работе,  алгоритму создайте таблицу и произведите расчеты.

2. Сохраните таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная  работа № 3

Цель:

1.Разобрать основные элементы программы.

2.Научить работать с формулами, диаграммами, сохранять.

 

Задание №1:

            Построить серию графиков функции у(х)=ах2   для значений а, равных -2;-1;-0,5;0,5; 1;2, на промежутке х є[-3;3] с шагом измерения d=0,5.

Решение:

1.Вводим исходные данные:

2.Вводим в формулы ячейки:

ячейка

формула

Пояснение

А7

=В3

Начальное значение х

А8

=А7+$В4 $4

следующие значения х

А9

=А8+$В4 $4

 

А10

=А9+$В4 $4

 

А11

=А10+$В4 $4

 

А12

=А11+$В4 $4

 

А13

=А12+$В4 $4

 

А14

=А13+$В4 $4

 

А15

=А14+$В4 $4

 

А16

=А15+$В4 $4

 

А17

=А16+$В4 $4

 

А18

=А17+$В4 $4

 

А19

=А18+$В4 $4

 

В7

=В$6*$А7*$А7

 

В8

=В$6*$А8*$А8

 

В9

=В$6*$А9*$А9

 

В10

=В$6*$А10*$А10

 

В11

=В$6*$А11*$А11

 

В12

=В$6*$А12*$А12

 

В13

=В$6*$А13*$А13

 

В14

=В$6*$А14*$А14

 

В15

=В$6*$А15*$А15

 

В16

=В$6*$А16*$А16

 

В17

=В$6*$А17*$А17

 

В18

=В$6*$А18*$А18

 

В19

=В$6*$А19*$А19

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*Столбцы C,D,E,F,G – заполнить формулами самостоятельно по образцу предыдущих столбцов.

 

 

 

 

 

3.Построить график функции. Для этого: выделите диапазон ячеек B7:G19, выполните команду Вставка-график

 

должен получиться такой график:

4.Сохраните таблицу

 

Задание № 2.

            Построить серию графиков функции у(х)=ах2  на промежутке х є[-3;3] с шагом измерения d=0,5, a=1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная  работа № 4

Цель:

1.Разобрать основные элементы программы.

2.Научить работать с формулами, диаграммами, сохранять.

 

Задание №1:

1.Создайте таблицу

2.Произведите расчеты:

-всего обучающихся (ячейка В10);

-окончили на «5» и «4» (ячейка С11);

-окончили на «3» (ячейка D12);

-окончили на «2» (ячейка Е13);

-процент успеваемости по параллелям.

 

3.Постройте диаграмму столбца F.

4.Сохраните таблицу.

 

Задание № 2.

1.Создайте таблицу для начисления заработной платы работникам фирмы «ОАО Зевс».

ФИО

Доходы

Налоги

Всего начислено

Всего удержано

К выдаче

Оклад

 

Коэффициент

Полярная надбавка

Подоходный налог

Медицинское страхование

Пенсионный фонд

1

Васечкин  И.Л.

460

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Иванов А.Д.

460

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Попова Е.Е.

510

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Русина Е.В.

620

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Данилов Н.Н.

700

 

 

 

 

 

 

 

 

6

    Васильев Г.Г.

460

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Николаев С.К.

550

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Сорокина Л.Н.

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Пименова О.В.

900

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Арбузов В.И.

1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указания:

v  Коэффициент составляет 50% от оклада: установите курсор в ячейку D7, введите формулу на английском языке =С7*50% или =С7*0,5

v  Скопируйте данную формулу в остальные ячейки столбца коэффициент.

v  Аналогично рассчитайте Полярную надбавку, которая составляет 80% от оклада.

v  В столбце Всего начислено подсчитайте доходы сотрудника (сумма всех доходов)

v  Подоходный налог рассчитывается по формуле: 12% от начисленной суммы.

v  В фонд медицинского страхования производится выплата в размере 3% от начисленной суммы.

v  В пенсионный фонд производится выплата в размере 1% от начисленной суммы

v  В столбце Всего удержано подсчитываются расходы сотрудника (сумма всех налогов)

v  В столбце К выдаче рассчитывается денежная  сумма, выдаваемая работнику на руки (доходы-расходы)

2.Сохраните документ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная  работа № 5

Цель:

1.Обучить работе с фильтрацией и сортировке данных.

 

Задание №1:

1.Создайте таблицу

2. Сортировка или упорядочивание списков значительно облегчает поиск информации. После сортировки записи отображаются в порядке, определенном значениями столбцов (по алфавиту, по возрастанию/убыванию цены и пр.).

Выделите таблицу.  Нажмите кнопку "Сортировка и фильтр" на панели "Редактирование" ленты "Главная".

 

3. Выберите "Сортировка от А до Я". Наш список будет отсортирован по первому столбцу, т.е. по полю ФИО.

Если надо отсортировать список по нескольким полям, то для этого предназначен пункт "Настраиваемая сортировка..".

Сложная сортировка подразумевает упорядочение данных по нескольким полям. Добавлять поля можно при помощи кнопки "Добавить уровень".

В итоге список будет отсортирован, согласно установленным параметрам сложной сортировки.

4.Сохраните таблицу

 

 

 

 

Задание № 2.

1.Создайте таблицу

2. Выделите таблицу. Примените фильтрацию.

Основное отличие фильтра от упорядочивания - это то, что во время фильтрации записи, не удовлетворяющие условиям отбора, временно скрываются (но не удаляются), в то время, как при сортировке показываются все записи списка, меняется лишь их порядок.

Фильтры бывают двух типов: обычный фильтр (его еще называют автофильтр) и расширенный фильтр.

Для применения автофильтра нажмите ту же кнопку, что и при сортировке - "Сортировка и фильтр" и выберите пункт "Фильтр" (конечно же, перед этим должен быть выделен диапазон ячеек).

В столбцах списка появятся кнопки со стрелочками, нажав на которые можно настроить параметры фильтра.

 

Поля, по которым установлен фильтр, отображаются со значком воронки. Если подвести указатель мыши к такой воронке, то будет показано условие фильтрации.

Для формирования более сложных условий отбора предназначен пункт "Текстовые фильтры" или "Числовые фильтры". В окне "Пользовательский автофильтр" необходимо настроить окончательные условия фильтрации.

4.Сохраните таблицу

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации по теме "Технология обработки числовой информации""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В методических рекомендациях "Технология обработки числовой информации" содержат: -критерии оценки практических знаний; -теоретический раздел, в котором представлены основные понятия по теме Электронные таблицы; -практический раздел, содержащий 5 лабораторных работ, в каждой работе по 2 задания: 1 задание с алгоритмом выполнения, 2 задание для самостоятельной работы. Предлагаемые задания представляют собой базовый курс по освоению MS Excel и не претендуют на исчерпывающее знакомство с ним.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 122 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2020 267
    • DOCX 1.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климчук Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климчук Ирина Сергеевна
    Климчук Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69251
    • Всего материалов: 198

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Курс повышения квалификации

Компьютерная грамотность для пенсионеров

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе