Автор
Басаргина Л.В. учитель-логопед, учитель-дефектолог,
канд.пед.наук
Методические рекомендации по разработке программы
профессионального саморазвития для учителей-логопедов
Программу профессионального саморазвития
целесообразно составить уже на этапе подготовки к профессиональной деятельности
– в процессе профессиональной переподготовки по направлению «Логопедия», а также
уточнять на этапах постдипломного развития. Учителя-логопеды, начинающие работать
в профессии и уже имеющие опыт работы, проектируя данные программы, выстраивают
перспективы собственного профессионального развития вне зависимости от внешних условий,
существующих в конкретный момент времени. Программа профессионального
саморазвития учителя-логопеда – не отчетный документ в системе образования,
она подобна Вашему личному бизнес-плану (который Вы бы составляли и так называли,
если бы работали в бизнес-сфере). Является подпрограммой (или соотносится с ней)
программы развития конкретного логопедического пункта, в совокупности они являются
подпрограммами развития образовательного учреждения в целом. Вместе с тем данная
программа имеет не только вышеобозначенную внешнюю обусловленность. Это программа
саморазвития конкретного специалиста вне зависимости от того, в каком конкретном
учреждении он работает. Данный подход значим, потому что многие учителя-логопеды
совмещают основное место работы с другими формами профессиональной деятельности.
Подготовительным этапом при проектировании программы профессионального
саморазвития является проведение самодиагностики уровня профессионального развития
и выявление его проблемных зон (мс. прил. 1 и 2). Результаты диагностики позволят
(Вам) определить проблемные поля в своей профессиональной деятельности, соотнося
с «нормообразцами» шкал уровней развития кластеров профессиональных компетенций.
Учитывать последние необходимо в процессе разработки программы профессионального
саморазвития.
Программа профессионального саморазвития – «проектный продукт»,
следовательно, структура и порядок ее разработки соотносятся с принципами педагогического
проектирования. Любая программа как педагогический проект имеет унифицированную
структуру, но конкретное содержание (специальное) отражает ее цель и решаемые задачи.
Важно отметить, что данный вид программ органично сочетает единство психологической
составляющей феномена профессионального развития учителя-логопеда и педагогической
как факторов совершенствования специальной
(логопедической) работы.
Структура программы профессионального развития учителя-логопеда
включает следующие компоненты.
Пояснительная записка конкретно определяет место данной
программы относительно Вашей профессиональной деятельности, цель и задачи, организационно-педагогические
и психолого-педагогические условия ее реализации, а также желательно учитывать объект
и предмет своей профессиональной деятельности.
Определив объект и предмет, формулируете цель и конкретизируете
перечень задач, решение которых позволит достичь желаемого результата.
Далее прописываете совокупность условий, способствующих решению
данных задач. В структуре данного вида программ целесообразно выделить блок психолого-педагогических
и организационно-педагогических условий. Условием в данном случае может выступать
все то, что занимает «промежуточную позицию» (И.П. Подласый) между актуальной и
ближайшей зонами Вашего профессионального развития. Это позволяет Вам повышать результаты
логопедической работы посредством совершенствования собственных профессиональных
компетенций.
К психолого-педагогическим условиям возможно отнести внешние
условия − формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального
развития учителя-логопеда, используемые им, и внутренние, которые он обеспечивает
сам. К организационнопедагогическим условиям возможно отнести планируемые самостоятельно
формы самообразования, дополнительного профессионального образования, участие в
педагогических объединениях логопедов и др.
Ядром программы является план профессионального
саморазвития, структура которого определяется Вами самостоятельно, желательно,
чтобы она согласовывалась с теми документами, которые Вы уже оформляли в рабочей
документации (паспорте логопедического кабинета или др.). Примерными графами плана
могут стать: направления самообразования; сроки их реализации; формы самообразования;
краткое содержание направлений. Ведение графы «желаемые результаты» на каждом этапе
позволяет выстраивать мониторинг реализации программы.
Указание использованной Вами литературы и тезаурус (только ключевые
и значимые понятия для данной программы) позволят завершить оформление базовых компонентов
программы (показав уровень проектировочных способностей), конкретизировать ее содержание
согласовать понимание терминов и понятий, использованных Вами.
Объем программы оптимальный, иначе она теряется свою суть
– способствовать, а не подменять и затруднять Вашу профессиональную деятельность
(5–7 листов, включая титул).
Программа профессионального саморазвития специалиста позволяет
выстраивать перспективы профессионального развития, которые могут быть связаны с
карьерным ростом в профессии, углубленной научной деятельностью.
Модельную (типовую) программу данного вида оформлять не считаем
целесообразным, так как это индивидуальный творческий процесс, который не отчетный,
а становится инструментом профессионального саморазвития.
Профессия «логопед» – это специальные компетенции,
состояние души и образ жизни, когда в любой жизненной ситуации профессионал может
прямо или опосредованно влиять на формирование речи у детей и совершенствование
речевой культуры в социуме.
Далее представим элементы и основное содержание программы развития
логопедического пункта образовательного учреждения модельно в виде таблицы. Целостно
программа не приведена в приложении, представлен ее паспорт. Программа умеет унифицированную
структуру: пояснительную записку, план развития, список литературы, тезаурус и приложения
(обеспечена учебно-методическим комплексом).
Таблица 1
Элементы и содержание программы развития логопедического
пункта образовательного учреждения
Элементы
программы
|
Содержание
|
Паспорт программы
|
Полное наименование
|
Программа развития логопедического пункта МДОУ «Детский
сад №12» г. Барнаула на период 2006–2011 гг.
|
Основания для разработки
программы
|
-
Федеральный закон
«Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от
22.08.2004 № 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 г.;
-
Приоритетный национальный
проект «Образование».
-
Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 г. (приказ МО РФ от 11.02.2002 №393).
|
Основные
проблемы
|
Рассматриваются нами как проблемные
задачи, поиск путей решения оптимизации комплексного логопедического сопровождения
образовательного процесса в общеобразовательном ДОУ.
|
Цель программы
|
Определение и обеспечение организационно-педагогических
условий, способствующих эффективному результативному логопедическому сопровождению
образовательного процесса в условиях ДОУ с использованием информационно-коммуникативных
технологий.
|
Основные
задачи
|
Сформулированы нами исходя из того,
что компетентностный подход является базовым и рассматривается нами содержательно
как личностно ориентированный, стратегия его реализации основывается на
технологическом, а тактика – на деятельностном подходе. Задачи программы
классифицированы нами на основании учета всех направлений профессиональной
деятельности учителялогопеда по созданию организационно-педагогических условий:
1.
Создание условий для участия всех
заинтересованных субъектов в логопедическом сопровождении образовательного процесса.
2.
Организация условий
и взаимодействия педагогов по повышению технологической культуры участников логопедического
|
|
сопровождения.
3. Апробация использования информационно-коммуникативных
технологий в логопедической работе с детьми и консультативнокоррекционной работе
с детьми и родителями.
|
Подпрограмм
ы
|
«Подпрограмма коррекционно-развивающей
логопедической работы с детьми» и «Подпрограмма профессионального саморазвития
учителя-логопеда»
|
Период и
этапы реализации
программы
|
2006–2011 годы:
первый этап 2006 г. – ориентационный, определение содержания структурных
инноваций в профессиональной деятельности учителялогопеда в соответствии с Программой
развития детского сада; второй этап 2007 – 2010 гг. – деятельностный,
переход к устойчивой реализации модели учреждения, обеспечивающей современное
качество формирования ключевых компетенций дошкольников; третий этап
2011г. – аналитический, который выстраивается на основе ежегодного анализа результатов
коррекционно-развивающей работы с детьми и эффективности реализации профилактического
и преемственно-перспективного направления логопедического сопровождения образовательного
процесса.
|
Ожидаемые
конечные результаты, важнейшие целевые показатели
|
-
повышение результативности
логопедического сопровождения на каждом из этапов: профилактическом, коррекционно-развивающем,
посредством
эффективного взаимодействия его участников;
-
формирование и развитие
коммуникативных компетенций дошкольников как условие подготовки к обучению в школе
и развитию вообще.
Предполагаемая
результативность внедрения
данной программы способствует:
-
своевременной профилактике
и высокому проценту коррекции речевых нарушений;
-
эффективному взаимодействию
всех участников коррекционноразвивающего процесса;
-
системному и продуктивному
взаимодействию логопеда ДОУ со школой с целю профилактики и своевременной коррекции
возможных нарушений письменной речи;
-
минимизации времени,
затрачиваемого наведение документации и методической работы учителем-логопедом,
с целью обогащения и перераспределения его на собственно коррекционную работу
с детьми.
|
Источники
финансирован
ия
|
- рациональное
использование бюджетных средств; - спонсорская помощь, пожертвования.
|
Разработчик
|
Л.В. Басаргина, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №12
комбинированного вида» Октябрьского района города Барнаула.
|
Контроль
за выполнением программы
|
а) Самоконтроль
реализации учителем-логопедом.
б) Систематический
контроль выполнения программы осуществляет в) Попечительский совет.
г) Контроль
со стороны администрации учреждения.
д) Результаты
контроля представляются ежегодно администрации учреждения.
|
Концепция
желаемого состояния
|
Логопедическая работа строится на основе
общих педагогических принципов, имея свою специфику: развития, системного
подхода, связи речи с другими сторонами психического развития, наглядности, постепенности
перехода от легкого к трудному, сознательности
|
деятельности
логопедическ ого пункта и организацион нопедагогическ
их условий
(5–7с.)
|
усвоения материала,
возрастных особенностей.
Методы, применяемые нами в практике учителя-логопеда
в рамках логопедического пункта ДОУ: практические: упражнения, игры (дидактические,
познавательные, обучающие и развивающие компьютерные игры, викторины, игры-путешествия);
наглядные: демонстрация, иллюстрации, в том числе в электронном виде; словесные:
объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструкция. ИКТ-методы: просмотр,
игры и упражнения под контролем логопеда и электронного учителя. Формы работы
учителя-логопеда в рамках логопедического пункта ДОУ: логопедические
занятия с детьми: индивидуальные занятия, подгрупповые занятия, фронтальные
занятия (как интегрированные итоговые, обобщающие); коррекционно-консультативная
работа с детьми и родителями. Консультирование педагогов. Совместная работа
родителей и детей дома по заданиям логопеда (задания не являются обязательными,
рекомендуются, выдаются по просьбе родителей)
Материально-техническое обеспечение и
оснащение логопедического кабинета в учреждении по целенаправленному оснащению
и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
-
коррекции произношения;
-
обогащения словарного
запаса и формирования грамматического строя речи;
-
образовательно-коррекционная
по подготовке к освоению грамоты;
-
оздоровительно-развивающей
коррекции;
-
методического, дидактического
и игрового сопровождения;
-
технических средств
обучения (компьютер, принтер);
-
рабочий стол учителя-логопеда;
-
информативные стенды
для педагогов и членов семьи, воспитывающей ребенка.
|
Приложения
|
Приложения к
программе:
1) Положение о деятельности
логопедического пункта или группы в данном образовательном учреждении, утвержденное
руководителем. 2) Перечень логопедической документации в соответствии с положением
о деятельности данного логопедического пункта или логопедической группы.
3)
Рекомендации к организации
и планированию профессиональной деятельности учителя-логопеда: профилактической,
диагностической, коррекционно-развивающей, преемственно-перспективной, самообразования
и использования информационно-коммуникативных технологий в организации логопедического
сопровождения.
4)
Методические разработки
по вопросам организации коррекционноразвивающей логопедической работы с детьми,
имеющими нарушения устной и (или) письменной речи. Возможно представить как подпрограмму
программы развития логопедического пункта.
5)
Подпрограмма коррекционно-развивающей
логопедической работы с детьми является образовательной программой, включает:
пояснительную записку (аннотацию, цель, задачи, организационнопедагогические условия
ее реализации), вариативные подгрупповые и индивидуальные модульные планы работы
с детьми, список методической литературы.
6)
Характеристика компетенций,
формирующихся (мых) и развивающихся (мых) у детей в процессе логопедической работы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.