Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыМетодические рекомендации по разработке программы профессионального саморазвития учителя-логопеда

Методические рекомендации по разработке программы профессионального саморазвития учителя-логопеда

Скачать материал

Автор 

Басаргина Л.В. учитель-логопед,  учитель-дефектолог, канд.пед.наук

 

Методические рекомендации по разработке программы  профессионального саморазвития для учителей-логопедов

 

Программу профессионального саморазвития целесообразно составить уже на этапе подготовки к профессиональной деятельности – в процессе профессиональной переподготовки по направлению «Логопедия», а также уточнять на этапах постдипломного развития. Учителя-логопеды, начинающие работать в профессии и уже имеющие опыт работы, проектируя данные программы, выстраивают перспективы собственного профессионального развития вне зависимости от внешних условий, существующих в конкретный момент времени. Программа профессионального саморазвития учителя-логопеда – не отчетный документ в системе образования, она подобна Вашему личному бизнес-плану (который Вы бы составляли и так называли, если бы работали в бизнес-сфере). Является подпрограммой (или соотносится с ней) программы развития конкретного логопедического пункта, в совокупности они являются подпрограммами развития образовательного учреждения в целом. Вместе с тем данная программа имеет не только вышеобозначенную внешнюю обусловленность. Это программа саморазвития конкретного специалиста вне зависимости от того, в каком конкретном учреждении он работает. Данный подход значим, потому что многие учителя-логопеды совмещают основное место работы с другими формами профессиональной деятельности. 

Подготовительным этапом при проектировании программы профессионального саморазвития является проведение самодиагностики уровня профессионального развития и выявление его проблемных зон (мс. прил. 1 и 2). Результаты диагностики позволят (Вам) определить проблемные поля в своей профессиональной деятельности, соотнося с «нормообразцами» шкал уровней развития кластеров профессиональных компетенций. Учитывать последние необходимо в процессе разработки программы профессионального саморазвития.

  Программа профессионального саморазвития – «проектный продукт», следовательно, структура и порядок ее разработки соотносятся с принципами педагогического проектирования. Любая программа как педагогический проект имеет унифицированную структуру, но конкретное содержание (специальное) отражает ее цель и решаемые задачи. Важно отметить, что данный вид программ органично сочетает единство психологической составляющей феномена профессионального развития учителя-логопеда и педагогической как факторов совершенствования специальной

(логопедической) работы.

Структура программы профессионального развития учителя-логопеда включает следующие  компоненты. 

Пояснительная записка конкретно определяет место данной программы  относительно Вашей профессиональной деятельности, цель и задачи, организационно-педагогические и психолого-педагогические условия ее реализации, а также желательно учитывать объект и предмет своей профессиональной деятельности. 

Определив объект и предмет, формулируете цель и конкретизируете перечень  задач, решение которых позволит достичь желаемого результата.

Далее прописываете совокупность условий, способствующих решению данных задач. В структуре данного вида программ целесообразно выделить блок психолого-педагогических и организационно-педагогических условий. Условием в данном случае может выступать все то, что занимает «промежуточную позицию» (И.П. Подласый) между актуальной и ближайшей зонами Вашего профессионального развития. Это позволяет Вам повышать результаты логопедической работы посредством совершенствования собственных профессиональных компетенций.

К психолого-педагогическим условиям возможно отнести внешние условия − формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя-логопеда, используемые им, и внутренние, которые он обеспечивает сам. К организационнопедагогическим условиям возможно отнести планируемые самостоятельно формы самообразования, дополнительного профессионального образования, участие в педагогических объединениях логопедов и др. 

Ядром программы является план профессионального саморазвития, структура которого определяется Вами самостоятельно, желательно, чтобы она согласовывалась с теми документами, которые Вы уже оформляли в  рабочей документации (паспорте логопедического кабинета или др.). Примерными графами плана могут стать: направления самообразования; сроки их реализации; формы самообразования; краткое содержание направлений. Ведение графы «желаемые результаты» на каждом этапе позволяет выстраивать мониторинг реализации программы.   

Указание использованной Вами литературы и тезаурус (только ключевые и значимые понятия для данной программы) позволят завершить оформление базовых компонентов программы (показав уровень проектировочных способностей), конкретизировать ее содержание согласовать понимание терминов и понятий, использованных Вами.

Объем программы оптимальный, иначе она теряется свою суть  – способствовать, а не подменять и затруднять Вашу профессиональную деятельность (5–7 листов, включая титул). 

Программа профессионального саморазвития специалиста позволяет выстраивать перспективы профессионального развития, которые могут быть связаны с карьерным ростом в профессии, углубленной научной деятельностью.

Модельную (типовую) программу данного вида оформлять не считаем целесообразным, так как это индивидуальный творческий процесс, который не отчетный, а становится инструментом профессионального саморазвития.

Профессия «логопед» – это специальные компетенции, состояние души и образ жизни, когда в любой жизненной ситуации профессионал может прямо или опосредованно влиять на формирование речи у детей и совершенствование речевой культуры в социуме.

Далее представим элементы и основное содержание программы развития логопедического пункта образовательного учреждения модельно в виде таблицы. Целостно программа не приведена в приложении, представлен ее паспорт. Программа умеет унифицированную структуру: пояснительную записку, план развития, список литературы, тезаурус и приложения (обеспечена учебно-методическим комплексом). 

Таблица 1

Элементы и содержание программы развития логопедического пункта образовательного учреждения

Элементы программы 

Содержание 

Паспорт программы 

Полное наименование 

Программа развития логопедического пункта МДОУ «Детский сад №12» г. Барнаула  на период 20062011 гг.

Основания для разработки программы

-                      Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 г.;

-                      Приоритетный национальный проект «Образование».

-                      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ МО РФ от 11.02.2002 №393).

Основные проблемы

Рассматриваются нами как проблемные задачи, поиск путей решения оптимизации комплексного логопедического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательном ДОУ.

Цель программы

Определение и обеспечение организационно-педагогических условий, способствующих эффективному результативному логопедическому сопровождению образовательного процесса в условиях ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий. 

Основные задачи 

Сформулированы нами исходя из того, что компетентностный подход является базовым и рассматривается нами содержательно как личностно ориентированный, стратегия его реализации основывается на технологическом, а тактика на деятельностном подходе. Задачи программы классифицированы нами на основании учета всех направлений профессиональной деятельности учителялогопеда по созданию организационно-педагогических условий: 

1.                  Создание условий для  участия всех заинтересованных субъектов в логопедическом сопровождении образовательного процесса.

2.                  Организация условий и взаимодействия педагогов по повышению технологической культуры участников логопедического

 

 

сопровождения.

3. Апробация использования информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе с детьми и консультативнокоррекционной работе с детьми и родителями.

Подпрограмм ы

 «Подпрограмма коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми» и «Подпрограмма профессионального саморазвития учителя-логопеда»

Период          и

этапы реализации программы

2006–2011 годы: первый этап 2006 г. – ориентационный, определение содержания структурных инноваций в профессиональной деятельности учителялогопеда в соответствии с Программой развития детского сада; второй этап 2007 – 2010 гг. –  деятельностный, переход к устойчивой реализации модели учреждения, обеспечивающей современное качество формирования ключевых компетенций дошкольников;  третий этап 2011г. –  аналитический, который выстраивается на основе  ежегодного анализа результатов коррекционно-развивающей работы с детьми и эффективности реализации профилактического и преемственно-перспективного направления логопедического сопровождения образовательного процесса. 

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели 

-                      повышение результативности логопедического сопровождения на каждом из этапов: профилактическом, коррекционно-развивающем,

посредством эффективного взаимодействия его участников;

-                      формирование и развитие коммуникативных компетенций дошкольников как условие подготовки к обучению в школе и развитию вообще.

Предполагаемая результативность внедрения данной программы способствует:

-                      своевременной профилактике и высокому проценту коррекции речевых нарушений;

-                      эффективному взаимодействию всех участников коррекционноразвивающего процесса;

-                      системному и продуктивному взаимодействию логопеда ДОУ со школой с целю профилактики и своевременной коррекции возможных нарушений письменной речи;

-                      минимизации времени, затрачиваемого наведение документации и методической работы учителем-логопедом, с целью обогащения и перераспределения его на собственно коррекционную работу с детьми. 

Источники

финансирован

ия 

- рациональное использование бюджетных средств;   - спонсорская помощь, пожертвования.

Разработчик 

Л.В. Басаргина, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида» Октябрьского района города Барнаула.  

Контроль за выполнением программы

а) Самоконтроль реализации учителем-логопедом. 

б) Систематический контроль  выполнения программы осуществляет в) Попечительский совет.

г) Контроль со стороны администрации учреждения.

д) Результаты контроля представляются ежегодно администрации учреждения.

Концепция желаемого состояния

Логопедическая работа строится на основе общих педагогических принципов, имея свою специфику: развития, системного подхода, связи речи с другими сторонами психического развития, наглядности, постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности

деятельности логопедическ ого пункта и организацион нопедагогическ

их       условий

(57с.)

усвоения материала, возрастных особенностей.

Методы, применяемые нами в практике учителя-логопеда в рамках логопедического пункта ДОУ: практические: упражнения, игры (дидактические, познавательные, обучающие и развивающие компьютерные игры, викторины, игры-путешествия); наглядные: демонстрация, иллюстрации, в том числе в электронном виде; словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструкция. ИКТ-методы: просмотр, игры и упражнения под контролем логопеда и электронного учителя. Формы работы учителя-логопеда в рамках логопедического пункта ДОУ: логопедические занятия с детьми: индивидуальные занятия, подгрупповые занятия, фронтальные занятия (как интегрированные итоговые, обобщающие); коррекционно-консультативная работа с детьми и родителями. Консультирование педагогов. Совместная работа родителей и детей дома по заданиям логопеда (задания не являются обязательными, рекомендуются,  выдаются по просьбе родителей)

Материально-техническое обеспечение и оснащение логопедического кабинета в  учреждении по целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон: 

-                      коррекции произношения; 

-                      обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи;

-                      образовательно-коррекционная по подготовке к освоению грамоты;

-                      оздоровительно-развивающей коррекции;

-                      методического, дидактического и игрового сопровождения;

-                      технических средств обучения (компьютер, принтер); 

-                      рабочий стол учителя-логопеда;

-                      информативные стенды для педагогов и членов семьи, воспитывающей ребенка.

Приложения

Приложения к программе:

1)  Положение о деятельности логопедического пункта или группы в данном образовательном учреждении, утвержденное руководителем. 2) Перечень логопедической документации в соответствии с положением о деятельности данного логопедического пункта или логопедической группы.

3)                  Рекомендации к организации и планированию профессиональной деятельности учителя-логопеда: профилактической, диагностической, коррекционно-развивающей, преемственно-перспективной, самообразования и использования информационно-коммуникативных технологий в организации логопедического сопровождения.

4)                  Методические разработки по вопросам организации коррекционноразвивающей логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и (или) письменной речи. Возможно представить как подпрограмму программы развития логопедического пункта.

5)                  Подпрограмма коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми является образовательной программой, включает: пояснительную записку (аннотацию, цель, задачи, организационнопедагогические условия ее реализации), вариативные подгрупповые и индивидуальные модульные планы работы с детьми, список методической литературы. 

6)                  Характеристика компетенций, формирующихся (мых) и развивающихся (мых) у детей  в процессе логопедической работы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации по разработке программы профессионального саморазвития учителя-логопеда"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программу профессионального саморазвития целесообразно составить уже на этапе подготовки к профессиональной деятельности – в процессе профессиональной переподготовки по направлению «Логопедия», а также уточнять на этапах постдипломного развития. Учителя-логопеды, начинающие работать в профессии и уже имеющие опыт работы, проектируя данные программы, выстраивают перспективы собственного профессионального развития вне зависимости от внешних условий, существующих в конкретный момент времени. Программа профессионального саморазвития учителя-логопеда – не отчетный документ в системе образования, она подобна Вашему личному бизнес-плану (который Вы бы составляли и так называли, если бы работали в бизнес-сфере).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 366 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 395
    • PDF 143.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алимардонова Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9898
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания специального фортепиано в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

ЛФК как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 27 регионов