Методические рекомендации
по подготовке и оформлению самоанализа профессиональной деятельности
учителей-логопедов
автор Л.В. Басаргина
Условные обозначения, используемые в тексте
|
ИнфБ
|
информационный блок
|
МР
|
методические рекомендации
|
М/СР(з)
|
материалы
для самостоятельной работы (задания)
|
Пояснительная записка (вводная часть)
Инф Б
Самоанализ
профессиональной деятельности учителя-логопеда – это исследовательская работа
по отношению к процессам и результатам каждого направления профессиональной деятельности:
профилактическое, диагностическое, (образовательное) и коррекционно-развивающее
с детьми, консультативно-коррекционное с детьми и членами семьи
ребенка, консультативное с членами семьи ребенка и педагогами, преемственноперспективная
работа, самообразование, ДПО и исследовательская работа. Анализируются те направления,
которые Вы реализуете.
М/СР (з)
1.
Проведите анализ содержания и определения понятия «Самоанализ
профессиональной деятельности учителя-логопеда». Какие термины в данном понятии
ключевые? Как Вы можете охарактеризовать Вашу деятельность по проведению самоанализа
после изучения данного определения?
2.
Как часто Вы проводите самоанализ профессиональной деятельности? Какое
время Вам необходимо для его проведения?
3.
Как часто педагогу необходимо проводить самоанализ профессиональной
деятельности? Насколько часто учителю-логопеду целесообразно проводить самоанализ
профессиональной деятельности?
4.
Сколько времени Вам необходимо для его проведения?
5.
Какое значение в Вашей работе имеет самоанализ?
МР
На основании определения
самоанализа профессиональной деятельности учителя-логопеда и учета семантики каждого
термина, используемого в его содержании:
а) «исследовательская
работа…», следовательно, целесообразно
учитывать подходы к подготовке и оформлению
самоанализа как миниисследовательского проекта;
б) «…по отношению к
процессу и результатам», значит рационально выстраивать каждую тезис (мысль) и оформлять
в тексте как сложноподчиненное предложение. При проведении самоанализа и
оформлении его результатов целесообразно использовать методы:
-
индуктивного умозаключения (от процесса – частных компонентов
логопедической работы – к результатам). Пример: В консультативнокоррекционной работе
с детьми и членами семьи ребенка используются информационно-коммуникационные технологии..,
что позволило достичь следующих результатов… характеристика);
-
дедуктивного умозаключения от результата логопедической
работы (это результат может быть как комплексным, так и частным) к характеристике
тех процессов, которые позволили его достигнуть). Пример: Результатом профилактической
логопедической работы с детьми 3–3,5 лет стали…, чему способствовали … (характеристика);
в) «…направления профессиональной
деятельности…», приведенные в определении направления, несколько обобщены, Вам необходимо
конкретизировать их с учетом реализуемых Вами в логопедической работе в соответствии
с задачами того типа и вида образовательного учреждения, в котором Вы работаете.
МР
Ознакомьтесь
с примерным алгоритмом оформления результатов самоаналитической работы.
Таблица 1 Примерный алгоритм оформления
результатов самоанализа профессиональной деятельности учителем-логопедом
Этап
|
Содержание
|
Методические рекомендации
|
|
Изучение кратко представленных выше информационного
блока,
методических
рекомендаций и использование материалов для самостоятельной
работы.
|
Первичное изучение содержания пояснительной
записки обязательно для рационализации работы в данное время и в дальнейшем.
|
|
Определяется объект анализа и те предметные
компоненты, которые позволили его совершенствовать и достичь результата.
|
Определение объекта и предмета целесообразно
выполнить, чтобы далее грамотно и выстраивать самоанализ. Собственно любой анализ
невозможно проводить, если не известен его объект.
При определении объекта учитывается то, что в педагогической
(логопедической) практике:
-
Объект всегда больше,
шире, чем Предмет
[Об>Пр];
-
Объект всегда процесс
(формирования, развития,
коррекции; образовательный, коррекционноразвивающий, воспитательный
и т.д.);
-
Предметом может также
являться процесс, а кроме того категории педагогики (кроме закономерностей и принципов):
формы, методы, приемы, средства, условия и др.;
-
Предмет становится
способом совершенствования Объекта [Об ← Пр], следовательно, как правило, можно
обозначить (определить) предмет или несколько предметов, которые влияют на объект.
|
|
Собственно процесс
самоанализа логопедической работы.
|
Известен объект или объекты, выбираете
основания для структурирования анализа процесса логопедической работы и ее результатов,
которые и станут базой для быстрого оформления его в тексте.
Примерные основания для структурирования:
-
по направлениям
работы;
-
по направлениям взаимодействия
с участниками логопедического сопровождения образовательного процесса;
-
по результатам работы в соответствии
реализуемой учителем-логопедом программой;
-
по направлениям
собственного профессионального развития с учетом компетентностного подхода.
|
|
Оформление результатов самоанализа в
текстовой форме
|
Ознакомьтесь с рекомендациями по оформлению
(табл. 2)
|
|
Самоэкспертиза оформленных в тексте
результатов самоанализа. Самоопределение перспектив использования этих результатов
в логопедической практике.
|
Проведите самоэкспертизу текста
самоанализа по следующим критериям: полнота и точность структуры, грамотность
и логичность изложения; представление основных направлений работы; качество оформления
и др. Дополнительные критерии Вы можете избрать самостоятельно.
Прочтите самоанализ так, как будто Вы
изучаете документ впервые. Все ли прочитывается так, как Вы формулировали?
|
Инф Б
|
|
|
|
|
|
Оптимальный объем
текста самоанализа – не более 5 страниц, формат А 4; поля: левое – 3, нижнее,
верхнее – 2, правое – 1,5 см; шрифт 14 тп, интервал одинарный.
Таблица 2
Оформление текста самоанализа профессиональной
деятельности
|
NB!!!
Весь текст структурно представлен
тремя блоками, которые не нужно называть и выделять в тексте!
Данные блоки необходимы лишь для того, чтобы выстроить
структуру самоанализа!
|
Блок А
|
Кратко! В 2–3 абзацах об уровне образования,
этапах профессионального развития, тех которые относятся к данной аттестации
по данной должности.
Пример: Имею опыт работы в должности воспитателя
ДОУ 22 года, на базе среднего специального образования. С 2005 года обучаюсь заочно
в ГОУ ВПО ___ и последние 2 года работаю в ДОУ для детей с нарушением ОДА, в
связи с чем непрерывно повышаю уровень своих профессиональных компетенций в области
специальной педагогики и психологии, организации взаимодействия с семьей, воспитывающей
ребенка с нарушением ОДА. (Пример сформулирован абстрактно о педагоге, аттестующемся
по должности «воспитатель», с целью избежание шаблонности).
|
Блок Б
|
Структурированный анализ объекта(ов)
(процессов логопедической практики) по каждому направлению профессиональной
деятельности и анализ результатов (возможно использование всех возможностей
программы MS WORD: таблица, диаграмма, гистограмма и т.д.).
!!!!! Необходимо
выбрать основание дифференциации представления материалов!
Примеры:
Представляю результаты самоанализа
профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода (см. Постановление № 593 от
26.08.2009) (далее по каждой компетентности – профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой
– рассматриваются каждое
направление профессиональной деятельности + результаты).
|
|
Представляю результаты самоанализа
профессиональной деятельности на основе учета каждого направления профессиональной деятельности
+ результаты!
Результаты самоанализа
профессиональной деятельности представлены с учетом характеристики реализации
этапов программы…(образовательной, программы развития, учебной программы), за
период...+ результаты!
И другие …
|
Блок 3
|
В 3–4 абзацах необходимо определить и представить:
-
направления, перспективы
своего профессионального развития (планы и пути оптимизации профессиональной деятельности,
в том числе с учетом данного самоанализа, самообразование, ПК, профессиональная
переподготовка или др.); - указать наиболее главные достижения, которые подтверждены
дипломами и грамотами, участие в конкурсах, выставках;
-
(если есть! Не обязательно!) Указать
выходные данные статей, которые опубликованы в журналах, сборниках, сети Интернет;
-
назвать этапы и
формы ПК или переподготовки в межаттестационный период.
|
Титул оформляется унифицированно
Название образовательного учреждения по Уставу!
В наименовании документа пишется:
Самоанализ профессиональной деятельности
Ф.И.О.
должность, в которой работаете (и аттестуетесь в данный период)
На нижней строке − год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.