Методические
рекомендации по организации работы методических комиссий в ФКП образовательного
учреждения № 305
Авторы:
Урядкин С.М. – зам
директора по УПР
Куриляк Н.М. – зам
директора по УМР
Введение
Одним
из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое
организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию обучающихся,
являются методические комиссии (МК).
Содержание
их работы, определенно в целом соответствующими документами образовательного
учреждения. Формы и методы работы должны учитывать специфику преподаваемых
предметов, контингент обучающихся, форму обучения, состав и квалификацию
преподавателей и т.д.
Так
если в работе комиссий общеобразовательных дисциплин значительное место
занимают вопросы адаптации обучающихся (особенно для 1 курса), то в методических
комиссиях специальных и профилирующих дисциплин основное внимание должно
уделяться привитию обучающимся профессиональных компетенций.
На
старших курсах работа становится наиболее важной, так как комиссии специальных
дисциплин обеспечивают выпуск специалистов с определенными функциями,
необходимыми в практической деятельности обучающимся.
Естественно,
что все методические комиссии решают и общие задачи, например, учить
самостоятельно, работать над совершенствованием своих знаний. Педагоги должны
изучать индивидуальные особенности каждого обучающегося, прививать им навыки
общественно-полезной работы и т.д. Поэтому план работы комиссии не может быть
стереотипным для всех комиссий это работа творческая, определяемая, прежде
всего общими методическими задачами в соответствии с планом развития образовательного
учреждения, а также анализом работы за истекший период.
Основное
внимание методические комиссии должны уделять совершенствованию методики
обучения и воспитания, что достигается постоянным повышением педагогического
мастерства и квалификации преподавателей и мастеров п/о. Вместе с тем
значительное место в ее работе занимают учебно-организационные вопросы, а
непосредственно на председателя МК возлагаются вопросы анализа работы и
организации контроля за деятельностью педагогов.
Примерная
структура плана работы методической комиссии и содержание отдельных ее
направлений даны в виде схемы.
Схема 1.
Примерная структура плана работы МК.
Приступая
к составлению плана работы на год, председатель комиссии должен:
проанализировать
итоги предыдущего учебного года, выявив «узкие» места и проблемы;
определить
основные задачи методической комиссии на текущий учебный год;
наметить
общие мероприятия и примерные индивидуальные задания преподавателям, исходя из
общих задач с учетом потенциальных возможностей каждого (стаж работы,
специальный и методический опыт, итоги аттестации, внутреннего контроля и
т.д.).
1.
Анализ работы комиссии за учебный год.
При
анализе работы методической комиссии необходимо выявить (в конце учебного года составляется
отчет председателя о работе):
как
удалось выполнить план работы комиссии;
какие
конкретные проблемы удалось решить;
способствовала
и в какой мере деятельность комиссии совершенствованию учебного процесса;
каков
уровень усвоения учебных дисциплин (подготовленность);
каковы
характерные пробелы в знаниях, умениях и навыках (по результатам
государственных экзаменов, защиты ПЭР, экзаменов по предметам);
какие
изменения произошли в квалификации членов комиссии.
Каждое
положение необходимо подкрепить примерами, цифрами, дать сравнения с прошлым
учебным годом.
Анализ
должен содержать данные, где и за счет чего достигнуты улучшения, причины
снижения качества работы.
Основным
в анализе работы должен быть акцент на качество профессиональной или базовой
подготовки обучающихся.
2.
Организационная работа.
Значительной
по объему особенно в начале года, является организационная работа, большая
часть которой приходится на председателя комиссии, поэтому целесообразно иметь
ответственного за организационную работу заместителя председателя комиссии.
В
учебных заведениях объем этой работы в основном планируется правильно
(рассмотрение всех планов, экзаменационных материалов, графиков, заданий и
т.д.).
Содержание
этого направления работы дано в схемах.
Схема 2.
Организационная работа МК.
3.
Учебно-воспитательная работа.
Содержание
учебно-воспитательной работы комиссии планируется согласно Положению, но часто
рассмотрение этой работы сводится констатации фактов (подведение итогов
успеваемости, подготовка к экзаменам и т.д.).
Большое
внимание нужно уделять разработке мероприятий по обеспечению повышения качества
обучения и воспитания, улучшению воспитательной работы в процессе обучения,
совершенствованию практической подготовки обучающихся .
Для
правильного планирования и организации учебно-воспитательной работы
председатель комиссии должен провести анализ ее итогов за прошедший учебный год
и изменить пути устранения недостатков, используя повседневную работу с педагогами,
так и обсуждение отдельных вопросов на заседаниях.
Главным
в учебной работе должен стать анализ уровня базовой и профессиональной
подготовки будущих рабочих, определение основных пробелов и мер по их
устранению.
Схема 3.
Учебно-воспитательная работа МК.
4.Методическая
работа.
Одним
из основных направлений деятельности методической комиссии является
методическая работа.
Традиционно
комиссии представляли ее в виде написания и обсуждения методических разработок
и представляют в методический кабинет.
Из
опыта работы некоторых учебных заведений можно рекомендовать следующие
направления:
на
заседаниях комиссии в результате обмена опытом, обсуждения специальных статей в
научно-методических журналах, методических разработок или итогов
взаимопосещений и контроля преподавателя вырабатывают единый подход к
совершенствованию методики обучения и воспитания;
каждый
преподаватель по поручению руководства или на основе индивидуального плана
разрабатывают конкретный вопрос по улучшению профессиональных или
педагогических знаний, совершенствованию учебно-воспитательной работы и т.д.
Результатом
работы педагога может быть доклад на педсовете, методическом совете, заседаниях
методической комиссии, разработка методических рекомендаций по комплексному
обеспечению занятий, наглядных пособий, использования ТСО, учебного пособия,
статьи, конспекта и т.д.
Председатель
методической комиссии проводит работу по обобщению итогов внутреннего контроля,
на основе, которой также разрабатываются методические рекомендации педагогу.
Схема
4.
Научная и методическая работа МК.
4.
Повышение квалификации.
Улучшение
методической работы комиссии невозможно без эффективной системы повышения
квалификации преподавателей и других работников образовательного учреждения.
Основой
этой работы, особенно для преподавателей и мастеров п/о, не имеющих
педагогического образования, должно стать изучение принципов обучения и
воспитания обучающихся, совершенствование методики преподавания, знания основ
педагогики и психологии.
Повышение
квалификации преподавателей и мастеров п/о без отрыва от работы организуется
как индивидуально для каждого педагога, так и путем проведения общих
мероприятий. Это направление тесно связано с изучением, обобщением и
распространением передового педагогического опыта.
При
индивидуальном повышении квалификации педагога необходимо рассмотреть конкретно
ее завершение: написание отчета, конспекта, статьи, выступление на заседании
комиссии и т.д.
При
планировании общих мероприятий по повышению квалификации как для одной
комиссии, так и объединенных, необходимо учитывать общие планы и мероприятия
образовательного учреждения, разработку методических пособий. Исходя из этого
намечаются цели и тематика открытых уроков, взаимопосещений, семинаров,
педчтений, школ передового опыта, школ мастера и т.д.
Схема 5.
Передовой педагогический опыт работы МК.
5.
Контроль внутри методической комиссии.
Контроль
всех видов деятельности всех членов методической комиссии имеет первостепенное
значение, а результативность зависит от правильной его организации.
Контроль
за выполнением учебных планов и программ начинается с проверки составленных рабочих
программ, что является непосредственной обязанностью председателя комиссии.
Методист
и председатель методической комиссии, должен организовывать периодическую
проверку их выполнения, в том числе проведения лабораторно-практических,
контрольных работ и т.д.
Главным
звеном в контроле является проверка качества проведения занятий, уровня
компетенций обучающихся, эффективности внеклассных мероприятий.
При
составлении графика такого контроля необходимо четко сформулировать цели
проверок, которые могут основываться на целях, определенных общим планом
контроля образовательного учреждения.
При
планировании необходимо предусмотреть контроль по следующим проблемам:
совершенствование
форм и методов обучения и воспитания обучающихся;
повышение
качества знаний, улучшение организации самостоятельной работы.
Периодически
необходимо проверять эффективность повышения профессиональной и методической
квалификации.
Председатель
методической комиссии должен в плане контроля предусмотреть проверку выполнения
решений педсовета, методического совета, комиссии.
Результатом
контрольных мероприятий зам директора по УМР, председателя, должен быть
глубокий, объективный анализ проверок, выводы, сделанные по их результатам. Вся
последующая работа комиссии должна обеспечить устранение отмеченных в ходе
контроля недостатков.
Необходимо
своевременно информировать преподавателей о ходе проверок.
Схема 6.
Контроль учебно-воспитательного процесса в
МК.
Приложение 1.
Рассмотрено
на заседании методической комиссии по___________________ профессиям
Протокол №
______
от
«____»______________20___г.
Председатель методической
комиссии
____________
_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
|
«Утверждаю»
Заместитель
директора
по учебной методической
работе ФКП образовательного учреждения № 305
___________
Н.М. Куриляк
«____»_________________20___г.
|
ПЛАН
Работы
методической комиссии по _____________________ профессиям
на
20__-20__ учебный год
Цель
и задачи работы методической комиссии_____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
№ п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сроки выполнения
|
Ответственные
|
Отметка о выполнении
|
I.
Организационная
работа
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
II. Учебно-воспитательная
работа
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
III.
Учебно
-методическая работа
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
IV.
Контроль
качества учебно-воспитательного процесса
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
V. Повышение
квалификации преподавателей
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
VI.
Изучение
и обобщение передового педагогического опыта
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
Календарный
план работы методической комиссии по
______________________
профессиям на 20____-20____ учебный год
№ п/п
|
Наименование мероприятий
|
Ответственные
|
Отметка о выполнении
|
Сентябрь
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Октябрь
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Ноябрь
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Декабрь
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Январь
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Февраль
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Март
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Апрель
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Май
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Июнь
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Председатель ЦК
__________ _________________
(подпись
председателя ЦК) (Ф.И.О. председателя ЦК)
Приложение 2.
Методическая
работа
Преподавателя
(мастера п/о) __________________________
на 20___-20___
учебный год
№ п/п
|
Направление
методической работы
|
Содержание
методической работы
|
1.
|
Рабочая
программа
|
|
2.
|
План урока
|
|
3.
|
Темы
методических разработок
|
|
4.
|
Темы
методических указаний
|
|
5.
|
Учебные пособия
|
|
6.
|
Раздаточный
материал
|
|
7.
|
Экзаменационные
билеты, итоговые контрольные работы
|
|
8.
|
Тесты
|
|
9.
|
Внеклассные
мероприятия
|
|
10.
|
Открытый урок
|
|
11.
|
Мастер - класс
|
|
12.
|
Другое
|
|
Председатель МК ________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.
председателя МК)
Приложение 9.
Методический
паспорт преподавателя
ФКП образовательного
учреждения № 305
Общие сведения о
преподавателе, мастере производственного обучения
1. Ф.И.О.__________________________________________________________________
2. Дата
рождения___________________________________________________________
3. Образование
(какое учебное заведение окончил, год окончания)_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Специальность
по диплому________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Квалификация
(категория, разряд, дата получения)____________________________
__________________________________________________________________________
6. Общий
стаж_____________________________________________________________
7. Педагогический
стаж_____________________________________________________
8. Стаж
работы в данном учебном заведении___________________________________
__________________________________________________________________________
9. Занимаемая
должность____________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Аттестация
Год
|
аттестации
|
Квалификационная категория
|
Последняя
|
Очередная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Награды, поощрения
Дата награждения
|
Форма награждения
|
Кем награждался
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Повышение
квалификации
Год прохождения курсовой подготовки
|
Место прохождения курсовой подготовки
|
Тема курсовой подготовки
|
Количество часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Обмен опытом
Учебный год
|
Место выступления
|
Тема выступления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Взаимное
посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Дата
|
Ф.И.О. преподавателя, которого посетил
|
Предмет
|
Тема
|
Цель посещения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Участие в
конкурсах
Год
|
Предмет
|
Название конкурса, его организатор
|
Кто участвовал
|
Результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отчет о
методической работе преподавателя
ФКП
образовательного учреждения № 305
____________________________________________________________________
название
дисциплины_________________________________________________
за 20___/20___
учебный год
Формы работы
|
Тема
(количество)
|
Содержание
|
Открытые
занятия
|
|
|
Открытые
мероприятия
|
|
|
Конкурсы
|
|
|
Выступление
на педсоветах
|
|
|
Участие
в семинарах
|
|
|
Участие
в предметных и методических неделях
|
|
|
Научно
– исследовательская деятельность
|
|
|
Взаимное
посещение занятий (уроков)
|
|
|
Курсы
повышения квалификации
|
|
|
Работа
над темой самообразования
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.