Памятка по безопасности на дороге
В туман
Сегодня на улице туман.
Видимость очень плохая. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по
ней не идёт автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и
переведите через дорогу. В тумане надо быть особенно осторожным.
Памятка для родителей детей
младшего дошкольного возраста по воспитанию грамотного пешехода
Родители – активные помощники
педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице,
соблюдения ими правил безопасности.
Делай, как я!
Уважаемые родители, каждый из вас
желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый
уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не
окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают
волноваться: «все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития
событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится
их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая
в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет
несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.
Профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях на родительских
собраниях
по ПДД (анкеты)
1.
Родительское
собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его
интересным и продуктивным? Воспитание безопасного поведения на дороге является
важной стороной развития личности ребёнка и предполагает сохранение его жизни и
здоровья.
Общие рекомендации по обучению
дошкольника правилам поведения на улице
Недостаточный уровень культуры поведения
взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного
движения приводит к таким же явлениям и у детей. Перед родителями с информацией
о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе,
городе обязательно должны выступать сотрудники Госавтоинспекции. Воспитателям
рекомендуется вести систематический раздел в «Уголке безопасности» -
«Воспитываем пешехода», где будут размещаться материалы по обучению детей
правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки,
ширмы).
Методы
работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями
Чтобы
обсуждение вопросов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма с
сотрудниками и родителями было более содержательным и живым, целесообразно в
процессе бесед по профилактике безопасного поведения на дороге, консультаций,
дискуссий использовать активные методы работы. Предлагаемые ситуативные задания
и вопросы помогут обеспечить неформальный характер общения, активизировать
имеющиеся у взрослых знания о дорожных правилах, их личный опыт и умение
ориентироваться в различных дорожных ситуациях. Кроме того, ситуативные задания
полезно использовать как иллюстрации к выступлениям сотрудников ГИБДД или
педагогов, а также для углубления и пополнения практических знаний взрослых о
дорожной грамотности.
- Вопрос:
Зачем дошкольникам запоминать правила поведения на улице, если они ходят
вместе со взрослыми и должны строго выполнять их указания?
Ответ: Ребенок должен осознанно выполнять правила, ему надо
учиться тому, чтобы правильно вести себя на улице без взрослого. Если он
случайно окажется на улице один, он сможет разумно поступить в сложной
дорожной ситуации.
- Вопрос: Что
является самым важным при переходе проезжей части?
Ответ: Иметь хороший обзор проезжей части во все стороны, не
торопиться, быть внимательным.
- Вопрос:
Можно ли маленькому ребенку во дворе сразу после выхода из подъезда бежать
к игровой площадке?
Ответ: Нельзя. Надо, чтобы туда отвел его сопровождающий
взрослый. Иначе возможен несчастный случай.
- Вопрос: Где
и как надо ожидать автобус, трамвай, троллейбус и такси?
Ответ: Ожидать транспорт разрешается только на специальных
посадочных площадках, а если их нет, то на тротуаре или обочине.
Посадочная площадка для пассажиров трамвая может находиться в середине
проезжей части и несколько приподнята над ней. Ни в коем случае нельзя
ожидать транспорт на проезжей части. Детей необходимо держать за руку так,
чтобы они стояли дальше от проезжей части, чем взрослый.
- Вопрос:
Почему
на остановках транспорта желательно находиться на некотором удалении от
проезжей части, наблюдая за приближающимися транспортными средствами,
особенно в сырую погоду?
Ответ: Если площадка мокрая или скользкая, то можно
поскользнуться и попасть под транспортное средство. При скользкой проезжей
части автомобили может занести на площадку, тротуар или обочину, обдать
грязью.
- Вопрос:
Как
взрослый с ребенком должен входить и выходить из общественного транспорта?
Ответ: При посадке взрослый вначале должен помочь войти ребенку,
а затее войти самому. При выходе надо сначала выйти взрослому, а ребенка
обязательно сразу взять за руку.
- Вопрос:
Почему не рекомендуется задерживаться в транспортном средстве, когда
открыты двери?
Ответ: Водитель, увидев, что никто не выходит, включит механизм,
закрывающий двери. Пассажир кинется к двери, и может застрять в них, что
может повлечь серьезные последствия.
- Вопрос: В
чем заключается опасность для пешехода, когда один автомобиль опережает
другой?
Ответ: В кратчайшие секунды обгона ни пешеход, ни водитель обгоняющего
автомобиля друг друга не видят и заранее принять меры безопасности не
могут. Пешеходу необходимо после перехода каждого ряда убеждаться в
безопасности дальнейшего движения.
- Ситуация: На
перекрестках, в местах с интенсивным движением, на углах улиц стоят
невысокие ограждения, отделяющие тротуары от проезжей части.
Вопрос: Для чего они нужны? Как поступать пешеходу?
Ответ: Ограждения препятствуют выходу пешеходов в этом месте на
проезжую часть. Находиться на проезжей части за ограждениями опасно и запрещено.
- Ситуация:
Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал
грузовик. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль,
которого ребенок не видел из-за грузовика.
Вопрос: Что могло произойти? Как надо поступить ребенку?
Ответ: Ребенок мог попасть в ДТП. Перед переходом проезжей части
по нерегулируемому пешеходному переходу необходимо было ребенку
остановиться , осмотреться, подождать пока проедет транспортное средство
закрывающее обзор проезжей части, убедиться, что все транспортные средства
увидели ребенка и остановились, и только потом начинать переход проезжей
части.
Случайность ценою в жизнь
·
В
дорожно-транспортных происшествиях пострадавший ребенок пожизненно получает
инвалидность или незаживающую психологическую рану, а его родители – тяжкий
крест запоздалых угрызений совести.
·
Так что же
на самом деле происходит? Дорожно-транспортное происшествия или
дорожно-транспортная трагедии?
·
Словари
толкуют «происшествие» как синоним слова «событие». Соответственно,
дорожно-транспортное происшествие – это «событие, возникшее в процессе движения
по дороге транспортного средства и с его участием».
·
Таким
образом, если у вас на дороге отвалилось колесо – это, безусловно, событие.
Водитель будет долго помнить о нем и делиться своими ощущениями и
переживаниями. Если он ударил другую машину – это тоже событие. Другая машина
ударила его машину – и это событие. А какое событие покупка квартиры или
внезапно свалившееся на голову наследство! Не слишком ли много совершенно
разных и даже прямо противоположных по значению событий можно назвать
происшествием?!
·
Действительно,
афганскую войну можно назвать «оказанием братской помощи», чеченскую
–«контртеррористической операцией», а социальный и экономический развал
государства – «перестройкой». На первый взгляд, ничего страшного в этом нет.
Ведь если мы, к примеру, назовем капусту мясом, вкус голубцов от этого не изменится.
И если нас в законодательном порядке принудят говорить «стул» вместо «стол», и
сидеть мы будем «на столе за стулом» - тоже переживем.
·
Но давайте с
этой точки зрения посмотрим на фразу «ребенок пострадал в результате
дорожно-транспортного происшествия». С ребенком произошел некий случай (синоним
– «случайность), в результате которого он получил сильнейшую психологическую
травму, остался нетрудоспособным инвалидом или того хуже….
·
Кто хотел
бы, чтобы такая случайность произошла с его ребенком? Думается, вопрос попросту
некорректен.
·
По выражению
Воланда – одного из главных героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
«случайно никому кирпич на голову не падает».
·
Вот если бы
он падал случайно, это было бы несчастьем. Таким образом, каждая случайность –
это звено в цепи закономерностей. И каждая случайность, счастливая или
несчастливая, должна быть подготовлена.
·
Так как же,
и главное, КЕМ, готовится каждая трагическая случайность?
·
В каждой
дорожно-транспортной случайности есть виновные, и есть пострадавшие, что,
согласитесь, исключает само понятие «случайность».
·
Колесо
отвалилось потому, что водитель не следил за техническим состоянием автомобиля,
и поэтому в происшествии виноват он сам. Но в «случайности», происшедшей на
дороге с ребенком, виноват кто угодно только не сам ребенок. Его жизнь и
здоровье целиком зависят от людей, принимающих участие в его воспитании.
·
О каком
таком «происшествии», «случае» или «случайности» можно говорить, если есть
пострадавшие и есть виновные? Сама формулировка «совершил наезд на пешехода»
говорить о том, что уже есть «подозреваемый». Какой следователь или судья
решится назвать «происшествием» убийство, покушение на убийство, доведение до
самоубийства или даже убийство по неосторожности?
·
Однако все
это относится к разряду юридических терминов. И, как это в юриспруденции
водится, предельно коротко и ясно характеризует ситуацию. Сразу оговоримся, что
термин «водитель совершил наезд на пешехода» в случае с детским
дорожно-транспортным травматизмом выглядит некорректным по отношению к
водителю. Такая формулировка делает его, водителя, заведомо виновным. А это не
всегда так. Как показывает статистика, чаще всего наезд на ребенка происходит
не по вине водителя. Не нужно, наверное, приводить в пример давно навязшую в
зубах ситуацию, когда ребенок выбегает на проезжую часть вслед за выкатившимся
на нее мячиком.
·
Так кто же
виноват больше, водитель или родители, не удосужившиеся объяснить ребенку, чего
можно делать вблизи проезжий части, а чего нельзя.
·
В любом
случае, это не «происшествие», а наезд на пешехода. И как «деяние», наезд тяжел
вдвойне, потому что пешеходом оказался ребенок. У водителя, безусловно,
спросят, что именно он сделал, чтобы избежать наезда. Но почему бы тот же самый
вопрос не задать его родителям? Что именно сделали его родители, воспитатели в
детском саду или учителя в школе, чтобы избежать «происшествия».
·
Хочется
верить: не за горами времена, когда перед лицом закона в равной степени
предстанут все участники такого, с позволения сказать, «ДТП». Только почему-то
мы, взрослые, кто бессознательно, а кто и вполне осмысленно, продолжают
забавляться словесными играми и игнорировать очевидное: ребенок под колесами
автомобиля – это не происшествие– это ТРАГЕДИЯ.
·
Случай,
который я описал, произошел более полугода назад, но он до сих пор стоит у меня
перед глазами. Проработав в «Дорожном патруле» и побывав в «горячих точках», я
считал, что защищен от эмоциональных потрясений. Особенно, когда стоишь перед
окном обыкновенной московской квартиры необыкновенно ясным для осеннего, днем.
·
Страшные
цифры, но еще страшнее думать о том, что и твой ребенок может стать такой же
«Цифрой». Обучая ребенка правильно вести себя на дороге, мы делаем еще один шаг
к тому, чтобы обезопасить от этого и его, и самих себя.
Уважаемый
участник дорожного движения!
Каждый день мы все торопимся куда-то и в этой спешке современной
жизни, чаще всего забываем об элементарных правилах поведения на дороге. Это
касается всех, и водителей и пешеходов. И особенно это касается детей! C
началом нового учебного года сохранение детских жизней должно стать
приоритетной задачей для каждого жителя нашего города. Помните, что порой даже
самое незначительное нарушение ПДД приводит к страшным последствиям, таким как
травмы и гибель. Будьте аккуратны на дорогах, так как дети смотрят за вашим
поведением и перенимают его.
Не забывайте, что проблема ДТП - наша общая проблема! Сегодня горе может
коснуться вашего соседа, коллегу, знакомого, а завтра оно может прийти в вашу
семью. Противостоять этой проблеме лучше вместе! Соблюдение правил движение,
осторожность и взаимоуважение на дороге помогут снизить печальную статистику. А
за сухими цифрами будут стоять тысячи убереженных жизней и сотни счастливых
семей.
ЭТО
ВАЖНО ЗНАТЬ:
Вечером
и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода,
имеющего фликеры, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом
без фликера.
При
движении с ближним светом расстояние увеличивается с 25- 40 метров до 130- 140
метров, а при движении с дальним светом расстояние увеличивается до 400 метров,
что позволяет снизить риск наезда транспортного средства на пешехода на 85%
(более чем в 6,5 раз!)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.