Методические
рекомендации
по
организации урока
в
рамках системно - деятельностного подхода
Подготовила
Минеева Е.П.
Деятельностный
подход в обучении – это личностное включение школьника в процесс, когда
компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
Основные характеристики системно-деятельностного подхода
Ø
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
Ø
Процесс обучения – всегда творческий.
Ø
Обучение деятельности на первом этапе предполагает
совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством
учителя.
Технология системно-деятельностного подхода включает в
себя:
Ø
мотивацию к учебной деятельности;
Ø
актуализацию знаний;
Ø
проблемное объяснение нового знания;
Ø
первичное закрепление во внешней речи;
Ø
самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя
речь);
Ø
включение нового знания в систему знаний и
повторение;
Ø
итог урока
При системно-деятельностном подходе используются
следующие современные образовательные технологии:
Ø
проблемно – диалогическая технология;
Ø
технология мини – исследования;
Ø
организация проектной деятельности;
Ø
оценивания образовательных достижений (учебных
успехов);
Ø
технология сотрудничества;
Ø
ИКТ – технология
Система дидактических принципов:
1)
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не
в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в
их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2)
Принцип непрерывности
– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне
технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических
особенностей развития детей.
3)
Принцип целостности – предполагает формирование
учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
4)
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа
должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной
группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного
минимума (государственного стандарта знаний).
5)
Принцип психологической комфортности – предполагает
снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6)
Принцип вариативности – предполагает формирование
учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7)
Принцип творчества
– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном
процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Критерии
эффективности проведения урока:
- наличие у учителя
плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование
проблемных творческих заданий;
- применение
знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала
(словесную, графическую, условно-символическую);
- создание
положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с
детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось
(не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать
по-другому;
- стимулирование
учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения
заданий;
- оценка
(поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и
анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём
ошибался;
- отметка,
выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду
параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
-
при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно
разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при
выполнении домашнего задания
Типология уроков
в дидактической системе деятельностного метода
Тип урока определяет
формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
- Урок постановки
учебной задачи.
- Урок решения
учебной задачи.
- Урок
моделирования и преобразования модели.
- Урок решения
частных задач с применением открытого способа.
- Урок контроля и
оценки.
Уроки
деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре
группы:
- уроки «открытия»
нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки
общеметодологической направленности;
- уроки
развивающего контроля.
1. Урок
«открытия» нового знания.
Деятельностная
цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия.
Образовательная
цель: расширение понятийной базы за счет включения в
нее новых элементов.
2. Урок
рефлексии.
Деятельностная
цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование
собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и
реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная
цель: коррекция и тренинг изученных понятий,
алгоритмов и т.д.
3. Урок
общеметодологической направленности.
Деятельностная
цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и
алгоритмов.
Образовательная
цель: выявление теоретических основ построения
содержательно-методических линий.
4. Урок
развивающего контроля.
Деятельностная
цель: формирование способности учащихся к
осуществлению контрольной функции.
Образовательная
цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и
алгоритмов.
Теоретически
обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление
контролируемого варианта;
- наличие понятийно
обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление
проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата
сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Структура уроков
ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование
к учебной деятельности.
Данный этап
процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство
учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его
мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются
требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются
тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте
здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и
самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я”
с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе
нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к
их реализации.
2. Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе
организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному
выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация
индивидуального затруднения.
Соответственно,
данный этап предполагает:
1) актуализацию
изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их
обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных
процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его
самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия
или его обосновании.
3. Выявление
места и причины затруднения.
На данном этапе
учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого
учащиеся должны:
1) восстановить
выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию,
где возникло затруднение;
2) соотнести свои
действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на
этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те
конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения
исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение
проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе
учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят
цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают
тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-
алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с
помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью
исследовательских методов.
5. Реализация
построенного проекта.
На данном этапе
осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты,
предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в
языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения
исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер
нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе
учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые
задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
При проведении
данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно
выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово
сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода
реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная
направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика
ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную
деятельность.
8. Включение в
систему знаний и повторение.
На данном этапе
выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых
новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот
этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного
ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем
новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны,
автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка
к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия
учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе
фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся
ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются
дальнейшие цели деятельности.
Использованные
источники.
1. Асмолов
А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.
ФГОС. Публикации. 2010.
2.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н.,
Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС,
2008
3.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период
обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 237с.
4.
Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный
подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта
работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011
5.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.