Инфоурок Русский язык Рабочие программыМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Рассмотрено на заседании                                                         « УТВЕРЖДАЮ»

Методической комиссии                      И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО

Протокол №_ от                                             ______________ / Мельченко В.А./ «__» _______ 2014 г.                                      «______» _______________ 2014 г. Председатель метод объединения                                                   ____________ Павельева З.П.                                       

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

 

для  профессий: 190631.01 «Автомеханик»,

260807.01 «Повар, кондитер»,

080110.02 «Контролер сберегательного банка»,

260103.01 «Пекарь»,

 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

 

 

 

 

 

 

г. Раменское

2014г.

       Методические рекомендации учебной дисциплины Литература разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 «Автомеханик», 260807.01 «Повар, кондитер», 260103.01 «Пекарь», 080110.02 «Контролер сберегательного банка», 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

       Организация-разработчик:

       Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области.

 

Разработчик: 

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. 

 

«___»____________20_______

 

 

 

        Эксперт (ы) от работодателя

__________________________________________________________________ __

__________________________________________________________________ __

 «____»____________201______

Введение

сочинение связный речь школа

Традиционное представление об уровне образования строится на его грамотности – в основе, которой лежат письмо, чтение, арифметический счет, каллиграфический почерк и знание текста наизусть. Изменения в образовательном процессе привели к новому понятию в начальном звене – функциональной грамотности. Функциональная грамотность зависит от требований общества, от новых технологий, которые совершенствуются постоянно. Основным стержнем становится способность отыскивать необходимую информацию, моделировать новые процессы, формулировать правила и изобретать алгоритмы решения задач. Проблема усвоения и использования в речи разнообразных средств языка в начальной школе является одной из важных проблем методики преподавания словесности в современное время. Это связано, в первую очередь, с речевой деятельностью обучающихся, с сформированностью сознательного отношения к языку и его особенностям. Актуальность данного вопроса заключается в том, что все наблюдения за процессом обучения связной речи показывают, что овладение этими навыками остается не на высоком уровне. Навыки устной монологической речи осваиваются гораздо быстрее, письменная речь вызывает затруднения. Это можно объяснить: во-первых, мало уделяется внимания созданию текста по художественному образцу, во-вторых, научить связно выражать свои мысли можно только путем опоры на сознательное усвоение речевых единиц, в-третьих, сам ребенок должен быть заинтересован в овладении навыков связной речи и уметь правильно оценить свои действии. Огромная роль принадлежит психологической установке детей к сочинению: обучающиеся неохотно работают над сочинением, так как это требует большой затраты времени. Модернизация образования дала возможность создать новые программы, учебники и методические пособия, в которых в системе разработаны методы и приемы формирования и развития связной речи обучающихся. Большую роль в системе развития речи в процессе изучения лексического материала на уроках сыграли концепции Занкова Л.В., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. Все эти концепции строились на исследовании гипотезы Л.С. Выготского о взаимозависимости обучения и развития обучающихся. При этом утверждалось, что процесс развития детей не совпадает с процессом обучения в образовательном учреждении. Ученыеисследователи пытались обнаружить все психологические компоненты, возникающие в ходе обучения в начальных классах. В первую очередь обращалось внимание на такие компоненты, как: учебная деятельность и ее субъект, абстрактное мышление обучающихся, произвольное управление. Действия этих ученых послужили почвой для других экспериментаторов, которые подтвердили различия у учащихся между эмпирическими и теоретическими знаниями. [5, с. 18].

Глава 1. Лингвометодические основы развития связной речи

 

1.1 Речь, виды речи

 

В течение многих десятилетий не исчезает интерес ученых, психологов, педагогов, методистов к развитию речи. Это направление рассматривается с разных позиций, предлагаются методические пособия, проводятся семинары, тренинги.

В области философии речь рассматривается во взаимосвязи с мышлением. Предположения об этой связи высказывались еще Аристотелем. Он утверждал, что мышление на поверхности выступает как речение, все слова, высказывания связаны с объективной реальностью, с миром вещей и процессов. По мнению ученых, общение людей может происходить только при помощи мышления, которое связано с языком как со своей формой, ведь мысли людей могут возникать и существовать в виде слов, предложений. Мыслей, обособленных от языка, не бывает. «Язык не есть нечто отрешенное от мысли, а напротив, органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вытекающее, - подчеркивал К.Д. Ушинский [18, с. 19].

Язык дает возможность ребенку понимать общее в предметах и явлениях, их связях и отношениях, соотносить и сравнивать понятия. Таким образом, в философской интерпретации язык «определяется как система знаков, служащая средством человеческого общении, мышления и выражения». 

Язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Прежде чем раскрыть сущность «развитие речи школьников», необходимо рассмотреть два понятия: «речь» и «язык», их взаимосвязь, эта необходимость сопоставления связана с тем, что между этими понятиями много общих компонентов, поэтому их часто путают.

Речь – это процесс двусторонний: один участник такого процесса создает высказывание в устной или письменной речи, другой это высказывание воспринимает (слушает или читает). 

Речь – это человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств.

Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, формирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Язык – это многоуровневая система со своими требованиями и ограничениями по всем уровням [15, с.23].

Эти два понятия неразрывно связаны между собой, их объединяет важнейшая функция – коммуникативная. С помощью речи люди общаются, передают определенные сведения, выражают свои мысли, чувства, идеи и тем самым воздействуют друг на друга. 

Следовательно, речь человека – это продукт речевой деятельности, в ходе которой используются различные виды текста, внутритекстовые связи, стили речи, своеобразные речевые жанры, лексические и грамматические языковые средства, стилистические фигуры, тропы, фразеологические обороты, звукопись, ритмика.. Речь, по мнению исследователя Щерба Л.В., это лишь одна сторона языка, так как язык содержит структуру, механизмы речи, материал языка – все, что написано в лучших литературных образцах. Особое место в общении и передаче информации занимают изобразительновыразительные возможности языка. От того, как будет высказана мысль, как доказана и понята другими зависят межкоммуникативные отношения в детской среде. Для устной выразительности речи используются такие средства: интонация, пауза, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства языка. В письменной речи все оформляется графически – для этой цели есть знаки препинания, шрифт, место расположения текста на листе, символы. Обучению этим навыкам способствуют художественные тексты на уроках чтения в начальных классах.

Семантика авторского текста создается всеми средствами языка: звуковой организацией, интонацией, с которой озвучивается текст, наличие или отсутствие рифмы, аллитерации. Для создания эффективности слов часто используются морфемы – уменьшительно-ласкательные суффиксы, реже приставки. Например, ранние цветочки, клейкие листочки, глазенки, волосенки, красавчик, листочек атласный. [2, с. 24].

В речи часто используют звукопись: это подбор звуков и их расположение в определенном порядке. Это прием помогает звуками передать журчание ручья, пение птиц, шорох листьев, шум деревьев. Среди фонетических средств языка наиболее понятны и используемы звуковые повторы: аллитерация и ассонанс. Для детей младшего возраста эти слова трудны в запоминании, поэтому легче всего употреблять лексическое значение данных слов: повтор согласных и повтор гласных. Употребление повторов звуков в речи помогают расширить смысл высказывания, создать образную картину. Их роль в предложениях разнообразна: с помощью подражания они помогают изобразить предмет, выделяют более значимое слово среди предложения или высказывания, усиливают противопоставление. Звуковые повторы создают высокую степень организованности текста, благодаря этому возникает ощущение красоты, гармонии. Упорядочное звучание или периодически меняющее помогает учащимся почувствовать через слово движение предметов, смену одного явления другим, увидеть гармоничное соединение человека и природы. [7, с. 31].

Письменная речь – это самая многословная, точная и развернутая форма речи. Если в устной речи что-то можно передать не только словами, но и жестами, мимикой, то в письменной речи необходимо делать отбор лексических средств. Вначале это буквы, слова, предложения, а потом уже связная речь. Письменная речь используется для того, чтобы передать готовое сообщение и для того, чтобы сформулировать собственное высказывание. Письменная речь ученика – это показатель умственного развития ребенка. Это работа долгая, трудная и для учителя и для ученика. Учитель ставит определенные задачи:

-                      обеспечить хорошую речевую среду для учащихся – дети должны воспринимать речь учителя, читать книги, слушать передачи;

-                      создать речевые ситуации;

-                      обеспечить правильное усвоение учащимися лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей;

-                      активизировать употребление слов по определенной тематике;

-                      на каждом уроке развивать устную и письменную монологическую

речь;

-                      составлять творческие задания, способствующие развитию письменной речи;

-                      развивать и поощрять фантазию и воображение младших школьников.

[11, с. 53].

Функциональные назначения речи проявляются в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной. Каждая форма выполняет свою роль: например, внешняя речь служит средством общения, внутренняя – средством мышления, письменная – способом запоминания информации. Речь имеет три функции: 

▪ Сигнификативная функция – эта функция отличает речь человека от коммуникации животных. Человек в процессе общения понимает предметы и явления в тесной взаимосвязи, как воспринимающий речь, так и говорящий.

▪ Функция обобщения помогает человеку понять не только конкретный предмет, но и ряд однородных предметов, которые содержат существенные отличительные признаки.

▪ Функция коммуникации характеризуется речевым поведением человека, направленным на взаимодействия с другими людьми [27, с.5].

Психология рассматривает два вида речи: внешнюю и внутреннюю. К внешней речи относится диалог и монолог. Устный диалог – это речь, которая постоянно видоизменяется за счет уточнений, добавлений реплик, чаще всего это беседа. Монологическая речь – это связный рассказ на определенную тему, показывающий знания одной личности. Эта речь соответствует всем требованиям письменной речи, как грамматическим, так и синтаксическим. Выразительность монолога создается языковыми и неязыковыми средствами. Письменная речь – это разновидность монологической речи, она развернута, так как имеет одностороннюю связь. Именно слова, их порядок воздействуют на окружающих. Письменная и устная речь имеют сходства и различия: каждая из них выполняет свою функцию: устная речь используется в ситуации беседы, письменная – это речь деловая, научная, направленная на передачу более отвлеченного содержания [30, с. 22].

Речь выражает наше эмоциональное отношение к тому событию или действию, о котором говорится. Эмоционально-выразительная сторона речи обусловлена интонацией голоса, употребляемой лексикой. Необходимо отметить, что речь отражает психологическую сторону – часто в речи содержится смысловой подтекст. Эта сторона речи отражает цель или мотив речевого общения. Существенные изменения в понятие «речь» внесли работы Выготского Л.С. «Психология искусства» и Джона Дьюи «Как мы думаем». Выготский Л.С. утверждал: «Любой речи способствует творческая жилка воображения, которая есть у всех – у ученого, у инженера; для научных открытий она так же важна, как для создания произведения искусства; в конце конов, она нужна и просто в повседневной жизни. Зародыши творческого воображения проявляются в детском возрасте - в играх. Затем, претерпевая изменения, постепенно переходят в связные рассказы, создавая новые реальности. Эти реальности не только отвечают детским интересам и потребностям, но и дают творческие импульсы и стимулы» [25, с. 406].

Таким образом, речь имеет три вида: устная / письменная, кинетическая, внешняя / внутренняя. Речевые процессы имеют свои функции: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Фундамент для развития речи закладывается под влиянием обучения, имеющего четыре этапа развития. Пятый этап развития связан с взрослой интеллектуальной деятельностью людей, он проходит у всех индивидуально и имеет свои возможности развития речи. 

 

1.2 Виды текстов для создания сочинений

 

Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы над навыками связной речи. Оно контролирует знания учащихся, расширяет учебный материал, заставляет более глубоко читать и осмысливать тексты художественных произведений. В сочинении отражается индивидуальность ребенка, его мировоззрение, так как эта форма требует выражения собственных мыслей и взглядов на жизнь, на героев, на события, факты. Любое сочинение пишется в определенном жанре и стиле.

Многие методисты классифицируют сочинение по-разному, в зависимости от целей и задач сочинений. А.А. Глазунова утверждает, что «классификация письменных работ должна иметь в основе существенные признаки, от которых зависят и из которых вытекают все другие признаки классифицируемых работ». Она предложила следующую классификацию:

-                      письменные         работы,       связанные   с        чтением           художественных

произведений, изучением критических статей и учебника;

-                      критические сочинения – это сочинения, посвященные разбору и оценке изучаемых произведений;

-                      публицистические сочинения, они пишутся на темы, близкие к общественно-политическим вопросам;

-                      художественные сочинения, они обладают признаками повествовательного, лирического или драматического жанра. [28, с. 15].

В основу классификации письменных работ А.А. Липаева положены разные принципы деления: по месту выполнения он выделяет классные и домашние сочинения; в зависимости от задачи – обучающие и контрольные; в зависимости от характера организации работы – коллективные и индивидуальные; в зависимости от формы выражения мысли и чувств учащегося – логистические и образно-эмоциональные. Особо выделяет литературно-критические и свободные темы сочинений логистического типа. Литературно-критические темы он делит на 10 групп:

-                      раскрывающие образы действующих лиц литературных произведений и отношения к ним автора сочинения;

-                      посвященные вопросам идейно-тематического содержания;

-                      раскрывающие идейно-художественное значение элементов композиции;

-                      относящиеся к раскрытию значения произведения;

-                      относящиеся к вопросам языка и стилю произведению или творчество писателя;

-                      посвященные изучению произведений русских критиков;

-                      раскрывающие связи литературы как одного из видов искусства с другими: кино, живописью, графикой, театром;

-                      историко-литературные;

-                      раскрывающие взаимоотношения русской литературы с литературой других народов;

-                      сочинения на биографические темы.

Среди сочинений на свободные темы ученый выделяет сочинение по образцу, сочинение на материале организованных наблюдений и впечатлений, на основе экскурсий, по картинам, по сюжетам. [8, с. 7].

Автор статьи «Руководство подготовкой учащихся творческим сочинениям» В.В.Неверов указывает, что главное в работе над сочинением – это самостоятельность ученика. Эту самостоятельность он рассматривает как что-то неизменное, которое проявляется на различных этапах обучения поразному. Опытный методист Т.А Ладыженская выделяет 3 группы текста сочинений:

1.                  Тексты, в основе которых лежит воспроизведение исходных текстов (пересказ): основных положений литературно-критической или литературоведческой статьи по определенной теме.

2.                  Тексты, которые предполагают определенную интерпретацию исходного текста: аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, предисловия и послесловия к книге, литературные очерки (эссе). Эти тексты отличаются от исходного художественного произведения своим стилем, структурноречевыми или композиционными особенностями.

3.                  Тексты, в которых концепция их автора в отношении исходных текстов дается в оригинальной форме: статьи литературно-критического характера, написанные в публицистическом стиле, статьи теоретиколитературного характера, оригинальные по форме тексты, создаваемые учащимися с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие и речеведческие понятия. [13, с. 63].

Выделяя три группы сочинений, методист исходила из многолетних исследований, она обосновала теоретическую систему обучения сочинениям. Однако в работе методиста не нашло отражение обучение новым жанрам сочинений: реклама, дневник, эссе, речь, произнесенная на открытии памятника. Работа над такими видами сочинений основана на личном опыте учащихся восприятия происходящих явлений и событий, способствует развитию творческих и самостоятельных навыков речевой деятельности. [28, с. 21].

Любой вид сочинения требует формированию осознанного владения видами текста. Рассмотрим три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествование событий ведется с использованием двух стилей: художественного и разговорного (например, в диалоге). В данном тексте используется классическая схема: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Экспозиция представляет вступительную часть, в которой раскрываются мотивы и задачи описания. Завязка – это начало действий, то есть общая характеристика предмета описания или впечатления от него. Развитие действия – это основная часть сочинения, где рассматриваются все признаки предмета. Например, при повествовании с места событий перечисляются предметы, указание их местоположения и сам процесс происходящего. Кульминация повествования характеризуется описанием самого напряженного момента. Здесь важно использовать выразительные средства языка – это эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы. Развязка – это заключительная часть текста сочинения, которая помогает сформулировать основные выводы или комментарии.

Второй вид текста – описание. Описание может быть выполнено в любом стиле. Тематика описания разнообразная: это может быть описание общего вида местности, описание комнаты, описание внешнего вида. В описании места обычно выделяется часть, где говорится о позиции наблюдателя; часть, в которой в логической последовательности описываются характерные для данного места предметы. В описании все глаголы употребляются в одном времени. Сочинение-описание может быть дополнено каким-либо воспоминанием, например, «Встреча после нескольких лет» или «Мечта о встрече». Если описываются действия предмета, то в основе такого текста лежит последовательное описание всех операций – от начала до конца. [12, с. 69].

Рассуждение – это вид текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо процесс – явление, событие, факт, понятие. Рассуждение имеет строгую структуру: тезис, аргументы, способствующие его доказательству, вывод. Тезис – это цитата, кратко излагающая идею текста. Это может быть основная мысль, которую необходимо доказать, объяснить, опровергнуть.

Аргументы – доказательство, довод, обоснование, объяснение своей позиции. Для перехода от тезиса к доказательству часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения: И вот почему. Это можно доказать так.

Это можно доказать следующим образом. Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется таким фактом. Связь одного доказательства с другим осуществляется при помощи вводных слов и сочетаний: во-первых, во-вторых, в-третьих, например, к примеру, предположим, допустим, следовательно. Вывод – это доказанный или отвергнутый тезис. Это итог всему рассуждению. Вывод связывают с доказательством чаще всего с использованием таких слов, словосочетаний, предложений: итак, таким образом, поэтому, вот почему. Обобщим все сказанное. Подведем итоги. Сделаем вывод. [26, с. 18].

Следовательно, выбор типа текста при написании сочинения зависит от самой темы, её основной мысли. В любом случае текст имеет смысловые части: начало, основную часть и конец.

Таким образом, в основе развития связной речи на уроках литературы лежат стилистические свойства языка, которые позволяют использовать в речи разные стили: разговорный, официально-деловой, книжный, публицистический; устную и письменную речь, описание, рассуждение, диалог, монолог. Используя язык в разных сферах своей деятельности, дети употребляют многообразные языковые средства: синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, фразеологизмы. От богатства и мобильности словарного запаса младшего школьника зависит качество связной монологической речи, то есть написания сочинения. Через способность ребенка письменно изложить свои мысли и чувства развиваются все его индивидуальные феномены: память, внимание, мышление. Методические исследования последних лет (Т.О. Скиргайло, Т.А. Калганова, Г.А. Обернихина, М.Г. Ахметзянов) привели к конкретному выводу: важным условием для создания любого вида сочинения является хорошо продуманный и интересный эпизод, взятый из литературного произведения или из жизненной ситуации. Нельзя написать сочинение, если у детей не развито творческое мышление, внимательное наблюдение, воображение и фантазия. 

 

 

Глава 2. Психолого-педагогические основы развития связной речи

учащихся в процессе обучения

 

2.1 Особенности мышления

 

При обучении навыков связной речи – написанию сочинений разных жанров необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Познавательная деятельность учащихся происходит в процессе обучения. Важными и необходимыми становятся такие качества: восприятие нового материала, внимание и мышление. В этом возрасте (особенно к концу третьего класса) восприятие происходящего достаточно глубоко: школьники умеют слушать и слышать, смотреть и видеть, - под влиянием этих качеств развивается «наблюдательность и организованность. Культура внимания формируется на каждом уроке: основу составляет произвольное внимание, так как оно помогает учащимся развивать мотивы учения» [20, с.73].

Динамичность мотивационной сферы дает широкие возможности учителю формировать все необходимые мотивы для эффективного развития авторской индивидуальности. Мотивация к обучению служит компенсаторным в том случае, если дети испытывают недостаток способностей, знаний, умений, навыков, которые нужны для выполнения стандартных заданий. Исследователем Л.И. Божович доказано, что в учебной деятельности проявляются два вида мотивов: познавательные и социальные. Познавательные мотивы возникают в процессе учебной деятельности и связаны с содержанием учебников и других информационных материалов. К сожалению, к третьему классу познавательные мотивы у школьников ослабевают и не имеют ведущей роли Опыт детей постепенно формируется под влиянием их деятельности и становится собственным достоянием. Характеризуя психолого-педагогические особенности детей третьего года обучения, психологи по-разному трактуют их речевой продуктивный опыт. И. Бем предлагает в основу обучения вложить практические навыки школьников, а В.В. Краевский и И.Я. Лернер выделяют опыт творческой деятельности. В основе творчества третьеклассников лежит

«самостоятельный перенос знаний, умений, навыков, усвоенных в первом и втором классе, в новую ситуацию, видение новых знаний в структуре объективного школьного обучения. Комбинируя ранее усвоенные знания, школьники находят оригинальные решения при наличии известных» [1, с. 7].

Все психические феномены оказывают влияние на развитие навыков связной речи: они формируют культуру речи, речевое мастерство каждого ребенка. В речевое мастерство входит точность употребления слов, выразительность речи, чистота, оригинальность. Рассмотрим последовательно следующие ступени требований культуры речи: мысль — содержание — построение — логика — владение механизмами речи — языковая литературная норма — коммуникативная целесообразность — обращенность к адресату — выразительность в пределах языковой нормы — выразительность как преодоление нормы.

Следовательно, обучающиеся осознанно начинают понимать значение речи в жизни человека и важность культуры поведения в речевых ситуациях только в процессе совместной коммуникативной деятельности.  Основная цель всех видов совместной деятельности учителя и учащихся заключается в том, чтобы сформировать умение составлять текст, то есть, выражать свои мысли, суждения, чувства, знания в связных развернутых высказываниях. Главная задача учителя начальных классов – научить детей рассуждать, а это возможно только в процессе развития навыков связной речи. Развитие речи возможно на каждом уроке, особую роль играют уроки словесности, риторики, философии, уроки развития письменной речи (сочинения, изложения

 

 

2.2 Причины появления трудностей при написании сочинений 

 

Написание сочинений всегда вызывает сложности. Эти сложности связаны со сформированными речевыми способностями детей: каждый ребенок уникален, поэтому появляется необходимость учитывать его индивидуальные личностные особенности развития. Трудности связаны с тем, что многие виды сочинения незнакомы детям, темы вызывают затруднения из-за недостатка словарного запаса. Если в устной монологической речи обучающиеся имеют возможность исправить стиль предложения или даже изменить его, то в письменном изложении темы возникают многочисленные орфографические препятствия. Дети начинают размышлять, как написать то или иное слово, как правильно выразить мысль, чтобы её поняли другие, в частности учитель. Трудность вызывает использование выразительных средств, характерных для художественной литературной речи, частое отклонение от темы описания или размышления приводит к отступлению от плана. Страх написать что-то не так не позволяет развить фантазию, не дает воображению развивать, «двигать» мысль. [3, с. 108].

Довольно часто в практике можно наблюдать, как способные к другим видам деятельности на уроках, учащиеся испытывают трудности в создании письменного текста. Одна из причин кроется в психологии детей: они не осознают важность этой работы, не понимают, зачем этот вид деятельности им нужен. Еще одна причина скрывается в однотонности, однообразии вида деятельности: написание сочинения - сложные процесс, который требует правильной конструкции предложений, соблюдения стиля, грамотности. 

Следовательно, трудности в написании сочинения могут исчезнуть, если школьники научатся строиться свои размышления по четкому плану: продуманная композиция устного речевого высказывания способствует лучшему пониманию темы и письменному изложению сути вопроса. 

 

Таким образом, психологическое и педагогическое изучение личности обучающегося доказало, что развитие речи зависит от многих факторов, особенно от уровня сформированности чувственной основы. Эти организованные и хорошо развитые ощущения развиваются в результате развития мышления и речи. В учебниках психологии этому процессу дается такое определение: «Речь не только сообщает готовую мысль, она включается в процесс мышления, в этом состоит ее роль для развития умственных процессов. В деятельности ребенок учится анализировать, синтезировать, обобщать, развивать дедукцию и индукцию. Все качества мыслительной деятельности проявляются через связную монологическую или диалогическую речь» [21, с.32].

Формирование внимания к слову, к его месту в тексте способствует подготовке фундамента для стилистической дифференциации текстов, то есть к проведению изложений и сочинений разных жанров. Любое сочинение отражает литературные способности каждого ребенка, творческие индивидуальные возможности, грамотность и логику построения текста. Границы литературных жанров в современное время очень подвижны и в начальных классах лишь закладывается фундамент для их освоения в старшем возрасте. Жанровое своеобразие сочинений внедряется в образовательном процессе в адаптированном, педагогически обработанном виде.

Одновременно с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение – все это важно не только для сочинения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Глава 3. Методика работы над развитием письменной монологической речи

 

3.1 Традиции отечественной методики в осмыслении проблем написания сочинений учащимися

 

Теория и методика обучения написанию сочинений привлекает внимание всех методистов, занимающихся проблемами русского языка и литературы. В теории и методике обучения сочинению значительный вклад был сделан Ц. Балталон, который считал, что «всякому ученическому сочинению должна предшествовать определенная логическая работа, и автор работы (ученик) должен быть поставлен в строгую зависимость от фактов, событий». Методистом была предложена таблица индуктивных приемов для сочинений по источникам, в ней было отражено три части сочинения: наблюдение фактов, классификация фактов, вывод. [28, с.9].

Большой вклад внесли в методику обучения сочинению А.Д. Алферов, А.В. Миртов, Н.М. Соколов, Г.Г. Тумилин. В.В. Голубков представил стройную систему письменных работ. Суть её состояла в следующем: учащиеся постепенно знакомятся с новыми разновидностями работ логического и образного типа; время от времени для закрепления им предлагаются ранее встречавшиеся виды сочинений. Вся работа должна строиться на учете интересов учащихся и на правильном сочетании работы учителя и самостоятельной деятельностью детей. Впервые В.В. Голубков предложил составить порядок (программу) подготовки к самостоятельной письменной работе: 

-          прочитайте указанный рассказ и ответьте на вопросы;

-          продумайте, что можно сказать на тему, и составьте письменно план своей работы;

-          сравните свой план с нашим планом, внесите поправки; - напишите работу по плану.

Методист М.А. Рыбникова уделяла больше внимания на языковое детское творчество. Её мнение было таково: детские сочинения о жизненных ситуациях и выборе пути при умелом руководстве учителя – это показатель способностей и возможностей школьников. Методист предлагала использовать сочинения на материале экскурсий, так как этот вид деятельности формирует навыки писать о том, что видел, связывая слово с реальными представлениями окружающего мира. Исследователи В.А. Никольский, А.П. Романовский, Н.В. Романова, В.П. Рыбаков определили возможности сочинения логического типа для формирования навыков речи и овладения методом самостоятельной работы. Роль учителя в подготовке к написанию сочинения был отмечен в статье В.В. Неверова «Руководство подготовкой учащихся к творческим сочинениям». Автором было определено пять этапов в обучении творческим сочинениям: установление общих закономерностей какого-либо явления, выявление формы – композиционный план, передача впечатления, самостоятельность детей в передаче личных впечатлений, творческое сочинение, анализ и совершенствование работы. [4, с. 34].

Особое внимание в современной методической литературе уделено теории и практике сочинений разных жанров такими методистами: Т.А. Ладыженской, Ю.А. Озеровым, Л.С. Айзерманом, Т.А. Калгановой и многими другими. В последние годы разработки многих методистов посвящены методике обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ методического обеспечения процесса обучения связной

речи на уроках русского языка

 

Методическое обеспечение процесса обучения литературы представлено комплектами: в их состав входят программы по русскому языку и родному слову, учебники, методические разработки для учителя, дидактические тетради. Рассмотрим, как в программе «Школа России» отражен раздел «Развитие речи». Третий класс занимает центральное место в обучении связной речи: это формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста, создание высказываний. На каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме – только при соблюдении этих условий развивается речь и речевые способности детей. К концу третьего класса школьники должны писать изложение в 60-75 слов по коллективно или самостоятельно составленному плану; определять тему и основную мысль текста; распознавать текстповествование, описание, рассуждение; писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; составлять устный ответ-рассуждение. 

Рассмотрим последовательность деятельности учителя и учащихся по освоению основ создания письменного текста. Вначале Т.Г. Рамзаева предлагает создать базу для написания сочинения – этому служат упражнения в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Цель таких упражнений: развитие умений составлять текст по наблюдениям и картинкам с использованием предложений разных видов (Урок 20, 21; № 4-5 по теме «Предложение»). Затем следует написание сочинения по материалам экскурсии в парк (Урок 26, № 10 по теме «Предложение»). Для подготовки такого вида сочинения заранее обговаривается тема, объекты наблюдения для описания или размышления по увиденному. Основная деятельность детей – это описание явлений природы, деревьев, цветов, листьев, травы, и, конечно, эмоциональное отношение восприятия тех предметов, которые вошли в объект наблюдения детей. 

Тематика сочинения основана на интеграции разных предметов: это темы трудового характера, темы, отражающие события текущей жизни, темы, связанные с историческими событиями, темы, связанные с уроками природоведения, темы эстетического воспитания, составление писем, заметок в газету, поздравительных открыток, свободное творчество детей - рассказы, стихотворения, загадки.

 

3.3 Методика проведения сочинения 

 

Методика работы над сочинением на основе жизненного опыта

1.Подготовка к сочинению – сбор информации.

 Сочинение на основе жизненного опыта основано на наблюдении. Работа начинается со сбора информации и «собиранию» с собственными мыслями. Когда учащиеся пишут сочинение об окружающем мире, им легче всего внимательно наблюдать и собирать разные подробности. Можно предложить им завести маленькие блокнотики, в которых они будут записывать отдельные слова, словосочетания, маленькие короткие предложения по теме. При обсуждении с одноклассниками они вспомнят все подробности. Учитель предлагает вспомнить прогулку или экскурсию, предметы, которые встречались по дороге или в каком-либо месте. При работе в паре или групповой работе учащиеся обсуждают варианты зачинов (начало) сочинения .Учитель предлагает детям написать три разных варианта первого предложения, после этого ученики рассматривают каждое из них, выбирают наиболее понравившееся. Сбор информации по определенной теме требует внимания и дополнительных знаний от ребенка. 

2. Работа над планом.

С начала обучения необходимо учить писать сочинение по плану, хотя мнения педагогов и методистов сейчас по этому вопросу расходятся: многие предлагают просто отказаться от плана. Вначале планы составляются коллективно, в третьем классе – уже самостоятельно, но во всех классах начального звена нужна помощь учителя. М.А. Рыбникова писала: «Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы». Это же относится и к сочинению на основе жизненного опыта. Написание плана рекомендуется начать с беседы по вопросам: 

-                      Что можно написать во вступлении к сочинению?

-                      Из скольких частей (пунктов) может быть основная часть?

-                      Что можно написать в заключении?

-                      Продумайте последовательность плана, переходы от одного пункта к другому. [17, с.105]. 

Беседа помогает понять, что в сочинении о случае из жизни нужно указывать: где, когда и с кем произошел случай, о котором идет речь; почему он запомнился. В заключении следует выслушать рассказы одного - двух учеников об интересных случаях из жизни, обсудить их.

3. Составление чернового текста.

Составление чернового текста – это перенесение мыслей на бумагу. Необходимо воспитать у ребенка понимание процесса создания текста, как составление ряда черновых вариантов.

Научите ребенка создавать черновой материал, используя ряд рекомендаций:

                     Напишите на отдельном листе слово «черновик», это дает понять, что варианты работ не являются окончательными.

                     Предложите учащимся, чтобы они писали через строчку: у них появится место, где можно вписать новый текст или добавить то, что придет им в голову позднее.

                     Покажите учащимся, как с помощью стрелок, прикрепленных степлером добавочных листков или других приемов, указывают на те места черновика, которые требуют правки.

                     Напомните учащимся, чтобы на этапе составления чернового текста они не беспокоились ни об орфографии, ни о почерке, ни о правилах. Преимущества нескольких черновых вариантов очевидна: вначале можно изложить только важные идеи, затем их править – добавлять, убирать.

4. Правка чернового варианта. 

Когда черновой материал готов, можно приступить к его корректировке. Младшему школьнику легче править, если учитель познакомился с текстом, указал на удачные места или понравившиеся, помог обратить внимание на то, что требует изменения или добавления.

Вот наиболее часто задаваемые вопросы:

-                      Что является основой твоего сочинения?

-                      Использовал ли ты свои записи во время беседы?

-                      Нет ли в тексте какого-либо места, где требуется дополнительная информация?

-                      Можно ли опустить (добавить) какие-то слова, чтобы лучше подчеркнуть основную мысль?

-Что ты представляешь, читая свое сочинение? Действительно ли твои слова изображают яркую картинку? Не расходится ли твое описание с тем, что ты видел реально?

-                      Использовал ли ты свой план?

-                      Конкретно ли написана у тебя вводная часть?

-                      Убедительное ли у тебя заключение?

Разумеется, юные авторы не всегда понимают смысл этих вопросов, но, тем не менее, они что-то добавляют. Постепенно ученики усвоят смысл этих вопросов и смогут задавать их друг другу, а потом и самим себе. [10]. 

5. Редактирование или корректурное чтение. 

После исправления чернового текста начинается этап корректурного чтения. Его выполняют в последнюю очередь, так как во время правки появляются или исчезают целые абзацы. Навыкам редактирования надо специально посвятить несколько уроков. Эти навыки состоят из трех компонентов: 

-   заботы о том, чтобы текст не содержал ошибок;

-   умения замечать ошибки;

-   знания того, как их можно исправить.

Чтобы у учеников появился стимул к этой кропотливой и достаточно сложной для них работы, надо организовать издание их творческих работ. Они будут думать о качестве своих работ, так как другие будут читать их работы. Учитель может подготовить для этой работы контрольный список вопросов по орфографии и пунктуацию, этот список индивидуален для каждого возраста, но всегда надо включать работу с такими орфограммами: «Проверяемые гласные / согласные в корне слова», «Непроверяемые согласные / гласные в корне слова» (50% ошибок у младших школьников на эти орфограммы).

6. Издание.

Это последний этап процесса работы над сочинением, но он является движущей силой для развития творчества и фантазии учащихся. Существует несколько видов, которые можно использовать в школьной практике:

          Классная газета – одна из самых классических форм издания. С ее помощью школьники учатся писать в разных жанрах, практикуется раздел обмена мнениями, раздел полезных советов.

          Классный литературный журнал.

          Издание книг. Не все, что пишут ученики, заслуживает печатного издания, но для хороших работ издание в виде книжки – это замечательная кульминация всего процесса. Можно сделать книги на основе сочинений отдельных учащихся, а можно составить книгу из сочинений разных учеников на одну и ту же тему, например, «Это было летом», «В осенний день», «Из жизни моих друзей (моей семьи)».

          Чтение в писательском кресле.

Этот вид защиты самый интересный и привлекательный для младших школьников. Один из учеников усаживается перед одноклассниками в «писательское кресло», специально приготовленное для этого. Его следует поставить в уголок для чтения, вокруг него расставить стулья, чтобы остальным было удобно сидеть и ничего их не отвлекало. Чтобы работа была эффективной, необходимо порекомендовать учащимся прочитать свое сочинение вслух (прием «почитать стенке»), а потом уже чтение для всех.

[19, с. 93]. 

 

Общие рекомендации

 

Сочинение оценивают по целому ряду параметров. Иногда причиной сниженной оценки может стать неаккуратная тетрадь, плохой почерк, недостаточное раскрытие темы. Необходимо учитывать множество факторов, работая над черновым вариантом сочинения и оформляя чистовик.

Выполните несколько рекомендаций, чтобы достичь лучших результатов.

 

1.                 Максимально тщательно выбирайте тему сочинения, если она не обозначена в задании. Нужно писать о том, что хорошо вам знакомо. Желательно ориентироваться в предмете не поверхностно, а глубоко, знать детали.

2.                 Пользуйтесь проверенными источниками. Книги следует брать в библиотеках, академические издания. Электронные версии могут содержать ошибки и неточности. Не обращайтесь к кратким содержаниям, также не стоит сразу начинать подготовку к написанию сочинения с чтения критики, научных статей. Самое главное – ознакомиться с первоисточником и составить о нём личное мнение.

3.                 Следите за почерком, осторожно обращайтесь с тетрадью, листами бумаги. Пишите аккуратно и разборчиво, избегайте исправлений.

4.                 Тщательно отнеситесь к составлению плана, написанию черновика.

5.                 Продумайте заглавие работы, если тема свободная. Заголовок сочинения отражает его тему и идею. Можно придумать проблемный заголовок, заглавие-вопрос.

6.                 Используйте цитаты, факты биографии автора. Хорошо, если в сочинении будет удачная ссылка на критику. Все сведения должны быть уместны, соответствовать теме.

7.                 Обязательно следите за логичностью повествования. Каждое предложение связывайте с предыдущим, избегайте резких переходов и обрывов мысли.

8.                 Разделяйте сочинение на смысловые абзацы: так оно лучше воспринимается. Преподавателю вы продемонстрируете умение выделять смысловые части в тексте.

9.                 Продумайте композицию. Оптимальный вариант – кольцевая композиция, когда начало и конец текста перекликаются, связаны прямой или обратной связью. Например, вопрос-ответ, тезис-антитезис, тезистезис.

10.             Помните: тема должна быть полностью раскрыта. Даже сжатая форма изложения не помешает привести основные доказательства, аргументы, выразить собственное мнение и главную идею сочинения.

11.             Тщательно следите за грамотностью. В тексте не должно быть логических, лексических, смысловых, пунктуационных, орфографических и прочих ошибок. Используйте только те слова, смысл которых точно знаете. Составляйте в меру усложнённые предложения. Если есть возможность (например, сочинение задано на дом), обращайтесь к справочной литературе, учебнику.

 

Учитывайте общие принципы написания сочинения, тогда вам будет легче выполнять данное задание. Рекомендации помогут сделать сочинение грамотным, логичным, исчерпывающим.

 

Написание       сочинений      разных      типов.      Несколько       нюансов

 

Сочинения могут отличаться в зависимости от темы и жанра. Все темы можно условно разделить на три типа:

      тема-вопрос;

      тема-суждение;

      тема-понятие.

 

Основа сочинения заложена в формулировке темы, а от её типа зависит специфика работы по написанию текста. Традиционно считается, что наиболее простой для раскрытия является тема-суждение. В ней заключена идея текста, вы же только подберёте исходя из неё аргументы и доказательства. Не понадобится самостоятельно формулировать идею, определять проблему. Правда, творчески ориентированные ученики предпочитают иметь большую свободу при написании сочинения и не очень любят столь жёсткие рамки, создаваемые    темой-суждением.

 

Тема-вопрос позволит вам раскрыть личное мнение, сформулировать идею и привести собственные аргументы. Работа более сложная, зато предоставляет свободу действий и открывает широкие возможности проявить себя. В сочинении-рассуждении потребуется обоснованно высказать собственное мнение, сделать в конце выводы, обобщение.

 

Когда сочинение пишется по теме-понятию, вам придётся самостоятельно выбрать направление текста, определить проблему и сформулировать идею. Например, если предлагается проанализировать образ конкретного героя произведения, можно выбрать метод исследования: раскрыть одну основную черту, объяснив, почему именно она является определяющей, или дать комплексный анализ.

 

Чтобы правильно писать сочинение, нужно создавать текст в соответствии с заданным жанром. Выделяют три основных жанра сочинений, каждый из которых имеет свои отличительные признаки.

 

1.     Сочинение-повествование. Текст представляет собой рассказ о явлении, событии, человеке. Начните его с завязки, затем плавно переходите к кульминации, а заканчивайте сочинение развязкой. Для написания потребуется собрать и обработать материал, который и станет основой текста. Важно выбирать основные моменты, наиболее яркие детали, отделять существенное. Не стоит пересказывать текст произведения.

 

2.     В сочинении-описании понадобится логично и последовательно перечислить основные признаки предмета, явления, процесса, человека или животного. В итоге у вас должен получиться наглядный образ, раскрывающий описываемый предмет с разных сторон, позволяющий читателю хорошо его представить. Желательно составить план и потом работать по нему.

 

3.     Сочинение-рассуждение строится по классической композиции. Раскройте тему, обозначьте проблему, выдвиньте тезисы и несколько аргументов. Необходимо хорошее знание материала, умение доказывать собственное мнение, делать логичные выводы.

 

Знание нюансов написания сочинений разных жанров поможет создать грамотный текст, соответствующий заданному направлению.

 

Как                       написать                      отличное                       сочинение? 

Алгоритм

Как правильно писать сочинение? Очень важно придерживаться конкретного алгоритма, все действия производить в определённой последовательности. Выполняя инструкции, вы сумеете грамотно изложить свои мысли и целиком раскрыть тему сочинения.

 

1.     Полностью сконцентрируйтесь и сосредоточьтесь на работе. Вас ничто не должно отвлекать. Если есть необходимость, работу можно разделить на два этапа, но основное следует выполнить без перерыва: прочитать нужные материалы, составить план и черновик.

2.     Если вам требуется самостоятельно сформулировать тему, уделите этому достаточное количество времени. Тема должна полностью соответствовать сочинению, именно её вы будете раскрывать в тексте, аргументировать свою позицию по ней.

3.     Тщательно обдумайте заданную тему. Вспомните произведение, факты из биографии автора, запишите цитаты.

4.     Определите основной круг проблем по теме и найдите среди них главную.

5.     Подумайте, как именно вы будете раскрывать тему и анализировать проблему сочинения. Сформулируйте в нескольких предложениях ваше собственное мнение и запишите его.

6.     Кратко запишите по пунктам, что бы вы хотели отразить в сочинении.

Должно получиться минимум 12-15 предложений.

7.     На данном этапе вам потребуется перечитать все черновые материалы. Постарайтесь найти что-то новое, ранее незамеченное. Возможно, какая-то сторона проблемы от вас ускользнула. Помните – сочинение должно максимально исчерпывающе раскрывать тему.

8.     Теперь можно приступать к составлению плана. Продумайте композицию сочинения. В сочинении должны присутствовать вступление, основная часть, ваша позиция, авторская позиция, аргументы, заключение и выводы. Учитывайте заданный объём. В плане укажите для каждого пункта несколько тезисов, но не дублируйте черновик полностью.

9.     Составьте черновой вариант сочинения. Излагайте мысли грамотно, последовательно, следите за логикой повествования. Не забывайте об аргументах и доказательствах, желательно использовать цитаты.

10. Внимательно перечитайте черновик, внесите дополнения. Полностью проверьте его на наличие ошибок, смысловых несообразностей, логических сбоев.

11. Аккуратно перепишите сочинение. Сверяйтесь с черновым вариантом, чтобы не упустить предложение или абзац.

Желательно сделать небольшой перерыв, а после него перечитать и проверить текст ещё раз.

 

Используйте данные рекомендации и алгоритм, чтобы писать грамотные, логичные и содержательные сочинения.

 

Особенности формулировок тем итогового сочинения

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. 

Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми перечень тем сочинений и проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). 

Тематическое направление

Комментарий

1.

«Недаром помнит вся Россия…» (200летний юбилей

М.Ю. Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.  

2.

Вопросы,    заданные человечеству войной 

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).  

3.

Человек и природа в отечественной и

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над

 

мировой литературе

эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

4.

Спор        поколений:

вместе и врозь 

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5.

Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

1.   На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

2.   Почему люди пишут стихи?

3.   Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе:

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем).Сочинение пишите четко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для учащихся при подготовке к сочинению по литературе

 

 

Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, чётко понимая особенности этой формы, представляя требования, которые предъявляют к сочинению.

 

Научиться этому вполне в ваших силах при соблюдении определённых условий:

 

Первое из них — хорошее знание литературных текстов, предложенных  црограммой. Опыт показывает, что распространённое представление о том, что для успешного написания сочинения достаточно овладеть некоей универсальной схемой или запастись набором детально разработанных планов сочинений, несостоятельно. Без знания художественных текстов, особенностей творческого пути писателя, реалий эпохи, в которую создавалось произведение и которую оно отражало, верно, полно, логично раскрыть тему невозможно.

 

Второе условие. В работе над сочинением вам, несомненно, пригодятся знания теоретико-литературных понятий. Повторить этот материал можно по справочным изданиям различного типа: «Словарь литературоведческих терминов», энциклопедический словарь «Юному филологу», энциклопедический словарь «Литературоведение».

 

Овладев этими теоретическими знаниями, вы будете более уверенно чувствовать себя в анализе и проблематики, и системы персонажей, и авторской позиции, и особенностей сюжетно-композиционного строя произведения.

 

 

Общие рекомендации.

 

Сочинение по литературе — это показатель вашего интеллектуального развития, вашего эстетического вкуса. Это — итоговый вид работы, результат всего того, чего вы, изучая художественное произведение, достигли. Сочинение свидетельствует о знании текста художественного произведения, о котором вы пишете, умении его анализировать, зрелости ваших суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения и критической литературой обеспечивает проникновение в авторский замысел, постижение объективного смысла произведения.

 

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме, быть основано на знании текста.

 

В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которую вы используете. Если приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.

 

 

В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей, нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т. д.

 

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо про- слеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).

 

Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также на литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

 

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными. Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо придерживаться соответствия стиля и содержания сочинения.

 

Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идёт речь: вы пишете не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!

 

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

 

 

Композиция сочинения

  Вступление;

  основная часть;

  заключение.

 

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

 

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф в сочинении возможен, но не обязателен.

 

Вступление вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

 

Во вступлении может:

                      содержаться ответ на заданный по теме вопрос;

                      быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть к нему отсылка («Как вы понимаете смысл названия...»);

                      содержаться факт из биографии автора или характеризоваться исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;

                      быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («Тема судьбы...», «Образ героя...»). 

 

              Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основ¬ной части. Если вступление такой функции не выполняет, лучше обойтись без него. Механически привязанное к главной части, оно нарушает композиционно-логическую стройность.

 

              В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе,         когда          было написано    произведение,      или    даёт   краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нём анализируемого произведения. Часто во вступлении излагаются взгляды пишущего сочинение по проблеме, которая стоит в центре рассматриваемого произведения. Интересны нетрадиционные, нестандартные вступления, когда для зачина берут какой-либо факт из жизни или творчества писателя и, отталкиваясь от него, освещают тему сочинения.

                      Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

 

В основной части следует избегать:

                      пересказа литературного произведения;

                      изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

 

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.

 

Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема. 

 

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

 

Заключительная часть должна быть:

                      короткой, но ёмкой;

                      органически связанной с предыдущим изложением.

 

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.

 

Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения.

 

 

Этапы работы над сочинением

 

Итак, написать сочинение — это значит передать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определённым углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора.

I.        Обдумывание и уяснение темы, определение её границ, выявление её содержания

 

Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть написано не на тему, «мимо» темы, «по поводу» темы и т. п. Вы должны понимать, к чему обязывает вас каждое слово в формулировке темы. Ответ на вопрос, поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда чётко осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, то есть сделали набросок плана сочинения.

II.     Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

 

Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — чётко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы.

III.  Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определённом порядке для обоснования тезиса 

 

                 Форма доказательства может быть дедуктивной, когда сначала высказывают тезис (общая мысль), потом называют частные мысли (аргументы), развивающие общую мысль, то есть от общей мысли идут к частным, или индуктивной, при которой сначала называют частные мысли, затем ту общую, которая ими подтверждается. Обычно на экзаменах предлагают темы, допускающие дедуктивный путь их раскрытия.

 

                 От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определённом порядке).

IV. Подбор фактического и цитатного материала

 

Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Что касается отрывков из произведений художественной прозы или литературно-критических статей, которые труднее выучить наизусть, то их можно передать своими словами, разумеется, не заключая в кавычки. В противном случае неточное цитирование может считаться фактической ошибкой.

 

 

Как писать сочинение

                   Приступая к работе над сочинением, нужно помнить, что главное — не торопиться. Основной недостаток многих письменных работ состоит в непонимании содержания текста, что является следствием невнимательного, поверхностного чтения. Это затрудняет и возможность выделить затрагиваемую автором проблему, поэтому во время работы с художественным текстом нужно вникнуть в его содержание, а затем попробовать выписать вопросы, которые волнуют писателя.

                   Для того чтобы выстроить логическую цепочку, обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения.

Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будете делить текст сочинения на абзацы.

                   Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и отправной точкой своего текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от темы сочинения.

                   Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью языковых средств выражайте логические отношения

                   Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на основную мысль сочинения, его идею, сформулированную во вступлении.

                   Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

                   Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.

                   Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки.

                   Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение, можно заменить синонимом. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.

 

 

Рекомендации по оформлению черновика

1.                  Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

2.                  Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите вставку.

3.                  Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.

4.                  Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.

5.                  При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.

6.                  Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по невнимательности ученик забывает это сделать сразу. В результате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамматические ошибки. Чтобы их избежать, помните, что после любого изменения в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы сможете уловить и исправить.

 

 

Анализ стихотворения.

 

Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ стихотворения сродни искусству. Не случайно М, И. Цветаева, говоря о беззащитности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет содержательный смысл, в другом — лирический сюжет свёрнут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения. Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха.

 

Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наиболее общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме последовательность анализа стихотворения условна, хотя и обладает определённой логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нём можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.

 

Последовательность анализа стихотворения

1. Историко-биографический материал. Глубокое понимание стихотворения порой требует знания времени его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания стихотворения.

 

2.Место стихотворения в творчестве поэта. При определении места стихотворения в творчестве автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути поэта хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры.

3.                  Ведущая        тема. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического). Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика, пейзажная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская (медитативная) лирика, тема поэта и поэзии. Выделение этих групп в большой степени условно, однако позволяет начать разговор о стихотворении, то есть может служить отправной точкой анализа произведения. Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При её определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося её с вечными для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов.

4.                  Лирический        сюжет. Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоциональное состояние героя. Наличие в стихотворении развёрнутого сюжета переводит произведение в лироэпический жанр.

5.                  Проблемы.        Проблематика стихотворения определяется постановкой вопросов в тексте или подтексте произведения. Проблематика стихотворного произведения не имеет принципиального отличия от проблематики других родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают свой отклик на вечные философские проблемы.

6.                  Композиция. Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесённость всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения или его миниатюрности. Принцип композиционного членения подскажут строфы.

7.                  Лирический        герой. Содержание и границы понятия «лирический герой» ’спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведёт к постижению образа поэта. При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесённости лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать поэтическим двойником автора. В этом случае можно говорить о лирическом «я» как о способе раскрытия авторского сознания. Иногда в стихотворении мир предстаёт сквозь призму вымышленного «я». Речь идёт не о лирическом герое, а о лирическом субъекте, который порождён авторской фантазией и является способом раскрытия чужого сознания. Таковы многие стихотворения А. А. Ахматовой.

8.                  Преобладающее настроение, его изменение. В стихотворении конкретный план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным для лирического рода литературы является эмоциональное содержание, которое связано с переживаниями лирического героя. Восприятие поэтического текста предполагает подключение к настроению, которым проникнуто произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы.

9.                  Жанр. Основным жанром лирики является лирическое стихотворение. Понятие «стихотворение» стало универсальным и обозначает произведение ,любого жанра лирики. Однако в ряде случаев поэты предпочитают конкретизировать жанр своих стихотворений.

10.             Лексика. Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Умение писать разнообразные виды сочинений – это достаточно сложная работа, требующая от учителя систематической работы на каждом уроке: это работа со Словарем, конструирование предложений по определенной теме, развернутые ответы на вопросы, устные рассказы по наблюдению. Постепенное расширение и обогащение умений и навыков в области связной речи происходит благодаря составлению плана работы на учебный год. 

Развивать связную речь – это значит привить им ряд конкретных умений:

-                      во-первых, умение осмыслить тему;

-                      во-вторых, умение собирать материал по данной теме;

-                      в-третьих, умение составить план;

-                      в-четвертых, подготовить языковые средства: лексику, отдельные предложения, фрагменты текста;

-                      в-пятых, составить весь текст;

-                      в-шестых, уметь корректировать / редактировать текст. [16, с. 3].

Сочинение на основе жизненного опыта тесно связано с сочинением по наблюдению, с чтением научно-познавательных статей, которые помогают обучающимся описывать окружающий мир. В процессе чтения статей и наблюдений обобщается определенный круг знаний, формируются элементы научного мировоззрения, осваиваются жанры сочинений.

Кроме этого было отмечено, что навыки связной речи тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием и являются приоритетными в языковом воспитании и обучении. 

 

Список литературы

 

1.                 Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. – М.: Просвещение, 1998. – 46с.

2.                 Альбеткова Р.И. От слова к словесности / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2008. – 314с.

3.                 Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников / Г.А. Бакулина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 240с. (Библиотека учителя начальных классов).

4.                 Горина Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка / Л.В. Горина. – Инта: Знание, 2010. – 76с.

5.                 Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования / Сборник Начальное образование в России. – М.: Просвещение, 1994. – 98с.

6.                 Евтушёк Т.Е. Методические рекомендации для учителей начальных классов / Автореферат канд. пед. наук Т.Е. Евтушёк. – М.,2009. – 178с.

7.                 Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина. – Педагогика. – 2004. - № 7. – С.23-28.

8.                 Колесова О.В. Развитие речи младших школьников на функциональностилистической основе / Диссертация канд. пед. наук О.В. Колесовой. – Нижний Новгород, 2007. – 199с.

9.                 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.

10.             Корепина Л.Ф., Борисенко Ю.А. Работа над сочинением разных жанров. - Журнал «Начальная школа». – 1997. - № 12.

11 Краевский В.В. Теоретические основы содержания общего среднего образования / В.В. Краевский, И.Я. Лернер. – М., 1997. – 86с.

12.             Крючкова Л.Ю. Речь – канал развития интеллекта / Начальная школа. – 1997. - № 2. – С.68-70.

13.             Ладыженская Т.А. Речевые секреты / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1999. – 48с.

14.             Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1995. – 138с.

15.             Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития: Пособие для учителя / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1995. – 197с.

16.             Начальная школа: традиции и инновации / Сборник статей. – 2009. - №

21.

17.             Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи / Е.И. Никитина. - М.: Просвещение, 1998. – 180с.

18.             Нуруллина Н.Н. Как я учу писать детей сочинения / Начальная школа. – 1998. - № 3. – С.18-24.

19.             Обернихина ГА., Карнаух Н.Л., Мацыяка Е.В., Поремузова О.Е. Обучение написанию сочинений разных жанров. - М.: Academia, 2000.

20 Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов / И.И. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.

21. Политова Н.Н. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.Н.

Политова. – М.: Просвещение, 1998. – 186с.

22 Пономарев А.Я. Знание, мышление, умственное развитие / А.Я.

Пономарев. – М., 2001. – 48с.

23.             Рамзаева Т.Г. Программа для общеобразовательных учреждений, 1-4 классы/ М.: Дрофа, 2006. – С.19.

24.             Рамзаева Т.Г. Русский язык, 3 класс. – Издательство Дрофа, 2007.

25.             Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая Университетская библиотека).

26.             Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990. – 296с.

27.             Рождественский Н.С. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Н.С. Рождественский, Г.А. Фомичева. – М., 1997. – 98с.

28.             Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров / Т.О. Скиргайло. – М.: Русское слово, 2006. – 353с. 29 Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. – М.:

Просвещение, 1999. – 383с.

30 Шихова О.В. Педагогика и методика начального образования: Учебнометодический комплект / О.В. Шихова. – Вологда: Русь, 2003. – 460с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Методические рекомендации учебной дисциплины Литература разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 «Автомеханик», 260807.01 «Повар, кондитер», 260103.01 «Пекарь», 080110.02 «Контролер сберегательного банка», 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

       Организация-разработчик:

       Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области.

 

Разработчик:

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 266 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.04.2015 334
    • PDF 708.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Капин Артем Витальевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Капин Артем Витальевич
    Капин Артем Витальевич
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 455309
    • Всего материалов: 377

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 314 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 381 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 226 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 780 человек

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе