Нечипоренко Любовь
Николаевна
Преподаватель
КГАПОУ «Ачинский
колледж транспорта и сельского хозяйства», Красноярский край
Методические
рекомендации по использованию картин В.Верещагина на уроках литературы при
изучении творчества Л.Н. Толстого, 10 класс
При изучении темы «Севастопольские
рассказы», реалистическое изображение войны, истинный героизм и патриотизм
в понимании Толстого, отношение Толстого к войне как к убийству и преступлению
хорошо подчеркивает картина В. Верещагина «Апофеоз войны».
На раме этой картины художник
написал: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и
будущим» Не переднем плане картины – груда черепов, покрытых шрамами от
сабельных ударов, дырками от пуль, - все, что осталось от великих армий.
Выразительный желтый колорит картины символизирует умирание,
ясное небо еще резче подчеркивае6т мертвенность окружающего. Вдали – мертвые
деревья, полуразрушенный город, высохшая трава органически подчеркивает антивоенную
идею картины.
Говоря о героизме русских солдат в
«Севастопольских рассказах», можно обратиться к картинам Верещагина: «Перед
атакой», «После атаки», «Не замай, дай подойти!».
На картине «Перед атакой»
изображены лежащие перед атакой солдаты – на переднем плане и группа офицеров –
в правом углу картины. Настроение двух групп контрастно: у офицеров оно деловое,
тревожное, они обсуждают будущую атаку; солдаты же спокойно лежат, просто и терпеливо
ожидая атаки. Быть в момент такой опасности таким же, как всегда, этот особый
характер русской храбрости, ее простота глубоко поняты Верещагиным, так же, как
и Толстым. Обломанные, искалеченные деревья на заднем плане картины
предупреждают о том, что ожидаемая атака будет кровопролитной.
Вторая картина «После атаки»
может быть продемонстрирована при анализе рассказа «Севастополь в мае».
Хотя эта картина рисует перевязочный пункт под Плевной, ее можно соотнести с
изучаемым произведением. Шатры полевого госпиталя и масса раненых, ожидающих
врачебной помощи. В правом углу картины выделяется фигура перевязанного
солдата, опирающегося на ружье, - человека мужественного и терпеливого.
Работа с картиной сочетается с
работой по карточкам. Демонстрируется на экране три картины в,
Верещагина: «Апофеоз войны», « Перед атакой», После атаки», с
содержание которых преподаватель знакомит студентов в результате предыдущей
работы на уроке литературы.
На
интерактивной доске запись:
Продумайте, в чем сходство в изображении войны у Л.Н.
Толстого и у Верещагина, докажите свою точку зрения.
Далее
студентам раздаются для работы индивидуальные карточки-задания, в карточке
содержатся фрагменты из текста «Севастопольских рассказов» и
индивидуальное задание. Отвечая на вопрос индивидуального задания, студент
должен раскрыть содержание целевого задания, записанного на интерактивной
доске. В ответах на вопросы должно отразиться основное содержание усвоенного на
уроке: Л.Н. Толстой и В.Верещагин изображают войну реалистически – в
крови, в страданиях, в смерти.
Карточка 1.
1. Почему Л. Толстой изображает героизм как будничное
явление?
2. На каких картинах Верещагина героизм изображен в
такой манере?
«
Напрасно вы будете хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или
даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости; - ничего этого нет: вы видите
будничных людей, спокойно занятых будничным делом…»
Карточка 2.
Какой из картин Верещагина соответствуют слова Л.
Толстого?
«…не
стыдитесь подойти и поговорить с ранеными, несчастные любят видеть человеческое
сочувствующее лицо, любят рассказывать про свои страдания и услышать слова
любви и участия».
Карточка
3.
Прокомментируйте слова Л.Н. Толстого
«Что
значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с
столькими смертями и столькими страданиями?»
Карточка
4.
Почему человек говорит без страха, а с гордостью о
своем пребывании на 4-ом бастионе?
«
Когда кто-нибудь говорит, что он был на 4-ом бастионе, он говорит это с
особенным удовольствием и гордостью»
Карточка
5.
В чем реализм описания?
«…вы
замечаете вокруг себя уже не дома, а какие-то странные груды развалин-камней,
досок, глины, бревен; впереди себя на крутой горе видите какое-то черное,
грязное пространство, изрытое канавами, и это-то впереди и есть 4-й бастион».
Карточка
6.
Как раскрыта психология русского солдата у Л.Н.
Толстого и у. Верещагина?
«
Вглядитесь в лица, в осанки, в движения этих людей:…в каждом движении,
спокойном и твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу
русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что
опасность, злоба, страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще
следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».
Карточка
7.
Почему Л. Толстой уверен в том, что Севастополь нельзя
взять?
«Главное,
отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности
поколебать где бы то ни было русского народа»
Карточка
8.
Как Л. Толстой относится к русским солдатам?
«
То, что они делают, делают они так просто, так мало напряженно и усиленно, что
вы убеждены, они еще могут сделать во сто раз больше…они все могут сделать»
Карточка
9.
Подходят ли эти слова к картине В. Верещагина «Не
замай, дай подойти»?
Почему?
«
Вы понимаете, что чувство, которое заставляет работать их, не есть чувство
мелочности, тщеславия, забывчивости, …которое сделало из них людей, так же
спокойно живущих под ядрами, при ста случайностях смерти вместо одной, которой
подвержены все люди, и живущих в этих условиях среди беспрерывного труда,
бдения и грязи…. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в
русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к Родине
Карточка
10.
1. Почему Л.Толстой показывает войну во всей ее
жестокости?
2. Какие картины Верещагина перекликаются с
«Севастопольскими рассказами»?
«
Вы видите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело;…увидите, как
фельдшер бросит в угол отрезанную руку;…увидите войну не в правильном, красивом
и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и
гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в
страданиях, в смерти…»
Когда
студенты будут отвечать на поставленные вопросы, в аудитории может между ними возникнуть
диспут, преподаватель должен обязательно поддержать эту идею и дать возможность
студентам выразить свою точку зрения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.