Иванова Любовь
Михайловна
педагог
дополнительного образования
Методические
рекомендации организации деятельности, развивающей креативность детей на
занятиях по бисероплетению
Умения и
навыки по бисероплетению на занятиях у детей формируются через творческие
способности.
Развитые творческие способности влияют на качество будущей
профессиональной деятельности, потому что цель образования на современном этапе
– развитие не исполнительских качеств, а инициативного работника, умеющего
творчески подойти к любой деятельности.
Творческие способности – это умение:
-
сочетать различные
материалы и техники;
-
организовать творческий
процесс при работе над художественным образом;
-
мыслить нестандартно;
-
применять приемы обработки
материалов в новых условиях;
-
проявлять
изобретательность в выборе инструментов и приспособлений;
-
способность к
импровизации;
-
умение предвидеть
результаты работы.
Наличие
творческих способностей сказывается на более успешном формировании
практических умений и навыков, таких как:
-
разработка композиции;
-
выбор техники;
-
отбор материала;
-
творческий подход в соединении различных техник.
В свою
очередь перечисленные умения и навыки оказывают обратное влияние на развитие
творческих способностей. Чем лучше будут развиты творческие способности, тем
легче будет проходить процесс обучения практическим умениям и навыкам.
Умения
выполнять задания по бисероплетению (по образцу или самостоятельно) развивают
глазомер, моторные навыки: точность движений, их скорость; а так же творческое
воображение, художественный вкус.
Исходя из
вышесказанного, определяется перечень умений и навыков, формируемых на занятиях
по бисероплетению.
К ним
относятся:
-
общетрудовые умения;
-
художественные умения;
-
специфические умения.
Формирование умений и навыков – процесс более
сложный и длительный, чем процесс усвоения знаний. Этим и объясняется тот факт,
что знаний у человека всегда больше, чем умений и навыков.
Процесс творческого обучения опирается на
следующие принципы:
-
от простого к сложному;
-
посильности;
-
систематичности;
-
общественной значимости работ.
Правильный выбор методов обучения влияет на качество формирования
общетрудовых, художественных и специфических умений и навыков. Так же занятия
по бисероплетению способствуют как эстетическому воспитанию детей, так и
развитию художественно-творческих способностей. Эти способности развиваются
через знакомство с конкретным видом декоративно-прикладного искусства и
народных ремесел в целом, зарождая в них интерес к народной культуре,
традициям, активизируя их воображение, пробуждая их творческий потенциал.
Помимо вышесказанного нужно учитывать:
-
создание условий работы в кабинете;
-
личность педагога;
-
использование культурного наследия того народа,
который живет в конкретном регионе;
-
содержание программы;
-
наличие литературы;
-
использование наглядных пособий.
Все это влияет на качество обучения.
На занятиях не только углубляются знания детей и совершенствуются
практические навыки, но и развивается мастерство.
Занятия влияют на профессиональную ориентацию детей и даже
если они не связывают свою дальнейшую жизнь с декоративно-прикладным
искусством, приобретенные знания об истории народных традиций, о культуре
народов, о свойствах материалов, умения работать с инструментами, составлять
орнаменты, стилизовать, одним словом, творческие умения пригодятся в любой
профессии. Кроме того, у детей формируется эстетический вкус. Они могут
правильно оценивать произведения искусства и иметь собственную точку зрения на
явления в искусстве.
Развитие творческих способностей детей напрямую зависит от
развития творческих способностей педагога.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим
творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
-
поощрять самостоятельные мысли и действия ребят,
если они не причиняют вреда окружающим;
-
не мешать желанию ребенка сделать, изобразить
что-нибудь по-своему;
-
уважать точку зрения учащегося, какой бы она ни
была «глупой» или «неправильной» – не подавлять ее своим «правильным»
отношением и мнением;
-
предлагать детям больше делать свободных рисунков,
интересных движений и других творческих проявлений в ходе занятий;
-
безоценочность в отношении к детскому творчеству,
т.е. не применять явной системы оценок работ ребенка, не сравнивать с другими
детьми, а только с ним самим, с его прошлыми опытами;
-
творить и играть вместе с детьми – в качестве
рядового участника процесса;
-
не навязывать свою программу образов и действий,
манеру изображения и мышления, а наоборот пытаться понять логику воображения
ребенка;
-
больше внимания уделять организации творческого
процесса созидания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам;
-
развивать чувство меры в отношении детей к
какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные
задания, включая в занятия разминки;
-
поддерживать на занятиях положительные эмоции,
веру в свои силы и в возможности каждого ребенка.
На занятиях по бисероплетению стремлюсь создать ситуацию успеха
для каждого ребенка: подобрать оптимальные приемы и методы, способствующие
включению ребенка в активную деятельность на уровне потенциальных возможностей,
расширяющие эти возможности, воздействующие на эмоционально-волевую и
интеллектуальную сферы личности ребенка, потому что:
-
переживание успеха внушает ребенку уверенность в
собственных силах;
-
у ребенка появляется желание достичь хороших
результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха,
признание сверстников;
-
положительные эмоции, рождающиеся в результате
успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь
благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
На занятия в кружок по бисероплетению приходят дети, начиная с
7-летнего возраста. На этом этапе развиваются навыки общения. Ребенок
учится ставить перед собой реальные задачи, у него появляется стремление
получать похвалу, положительную оценку своих поступков.
Развивающее образование – такое образование, при котором во главу
угла ставится развитие личности ребенка, его познавательных, физических,
художественных и творческих способностей, а не просто достижение
определенного уровня знаний, умений и навыков. При этом педагог выступает не
только как носитель знания, но и как помощник в становлении личности воспитанника;
утверждается позиция сотрудничества, неформального общения.
На занятиях кружка вначале года и с вновь прибывшими детьми
проводится диагностика импульсивности, рефлексивности.
Все дети делятся на 4 типа:
-
рефлексивные;
-
импульсивные;
-
точные;
-
медленно-неточные.
Для этой цели используются тестовые задания. Ребенок, отвечавший
дольше среднего нормативного времени и с меньшим количеством ошибок, считается
рефлексивным, ребенок с более коротким временем ответа и большим количеством ошибок
– импульсивным. Оставшиеся варианты: быстрые – аккуратные дети (точные) и
медленные – неточные.
Для занятий в кружке наиболее подходят дети рефлексивного типа,
так как они точнее воспринимают информацию, успешнее справляются с тестами на
концентрацию, переключение внимания.
После проведения такого тестирования, все дети разбиваются на
группы. Каждой группе предлагаются различные задания в рамках одной темы.
К концу занятия все обучающиеся в каждой группе успевают закончить
работу. Такое распределение задания направлено на достижение ребенком ситуации
успеха.
Схема сопровождения образовательной программы развивающими
мероприятиями:
1.
диагностика импульсивности, рефлексивности;
2.
распределение детей по группам, согласно типам;
3.
выбор занятий по бисероплетению по программе;
4.
подбор специальных заданий для повышения
эффективности творческого развития детей.
В
результате таких занятий с детьми четко прослеживается положительная динамика
по уровню сформированности навыков учебной деятельности, стремления довести
начатое до конца, принять нестандартное решение при изготовлении изделий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.