ГБОУ
СПО Самарский социально-педагогический колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
к
выполнению самостоятельных работ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
для
студентов
специальности
050601.51 «Музыкальное образование»
специальности
230105.51 «Программное обеспечение ВТ и АС»
г.о.
Самара, 2010 г.
Методические
рекомендации составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой по
дисциплине «Русский язык и культура речи».
Автор-составитель
– Панина Е.С., преподаватель ГОУ СПО Самарский
социально-педагогический колледж
В методических
рекомендациях содержатся материалы для самостоятельной внеаудиторной работы
студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи», разработанные в
соответствии с рабочей программой.
ВВЕДЕНИЕ
Освоение содержания дисциплины (курса)
"Русский язык и культура речи" предполагает:
1.
Владение системой достаточных знаний по всем уровням языка:
фонетическому (орфоэпия, орфография), грамматическому (морфология, синтаксис,
словообразование, пунктуация), лексическому (выбор слова, сочетаемость слов и
т.д.), стилистическому (стили языка и речи).
2.Владение
умениями организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения, а
также правилами речевого этикета.
3.Умение
осуществлять речевое общение в письменной и устной форме в социально и
профессионально значимых сферах: социально-бытовой, социокультурной,
научно-практической, профессионально-деловой.
4.Владение
умениями трансформировать вербально (словесно) и невербально представленный материал
в соответствии с коммуникативной задачей, осуществлять переход от одного типа
речевого высказывания к другому (от описания к повествованию и рассуждению
т.д.).
Цели и задачи, которые ставятся перед студентом в
период изучения дисциплины.
Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой
личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым
в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста -
участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на
русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей,
инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в
социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и
др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.
Важнейшими задачами дисциплины являются:
· закрепление
и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
· формирование
коммуникативной компетенции специалиста;
· обучение
профессиональному общению в области избранной специальности;
· развитие
речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения
(ведение переговоров, дискуссии и т.п.);
· повышение
культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и
поддержания доброжелательных личных отношений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Наименование
разделов и тем
|
Макс.
учебн. нагрузка,
ч.
|
Обязательные учебные занятия
|
Самост.
учебн.
нагрузка,
ч.
|
Всего
часов
|
Лекции
|
Практич.
занятия
|
Раздел
1.
Стилистика
и культура речи.
|
Тема
1.1.
Культура
речи: история учения
|
5
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Тема
1.2.
Литературный
язык — основа культуры речи.
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
Тема
1.3.
Устная
и письменная формы русского литературного языка.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Практикум.
Формирование
орфографического минимума.
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
Тема 1.4.
Функциональные
стили речи.
|
5
|
5
|
5
|
-
|
-
|
Практикум.
Использование
языковых средств в функциональных стилях речи.
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
Тема 2.4.
Языковые
средства оформления письменного текста.
|
3
|
3
|
3
|
-
|
-
|
Практикум.
Письменный научный текст: структура и языковое оформление.
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
Итого по разделу:
|
19
|
17
|
14
|
3
|
2
|
Раздел
2.
Трудности
русской орфографии и пунктуации.
|
Тема
2.1.
Графика.
Особенности употребления некоторых букв.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
1
|
Тема
2.2.
Орфография.
Принципы русской орфографии.
|
3
|
3
|
3
|
-
|
-
|
Тема
2.3.
Пунктуация. Принципы русской пунктуации.
|
3
|
3
|
3
|
-
|
-
|
Практикум.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
Итого по разделу:
|
9
|
8
|
7
|
1
|
1
|
Раздел
3.
Основы красноречия.
|
Тема
3.1.
Содержательность
речи.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Тема
3.2.
Точность,
ясность речи.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Тема
3.3.
Богатство
речи.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Тема
3.4.
Правильность
речи.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
|
Практикум.
Правильное
использование грамматических форм.
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
Итоговая
контрольная работа.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Тема
3.5
Литературное
произношение.
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
Тема
3.6.
Логичность
речи.
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
Практикум.
Логические
ошибки в словоупотреблении.
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
Итого по разделу:
|
18
|
14
|
12
|
2
|
4
|
Раздел 4.
Основы ораторского искусства.
|
Тема
4.1.
Ораторское
искусство как социальное явление.
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
Тема
4.2.
Истоки
риторики. Античная риторика.
|
3
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Тема
4.3.
Развитие
риторических традиций в России.
|
6
|
3
|
3
|
-
|
3
|
Практикум
Ораторское
искусство.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
-
|
Итого по разделу:
|
12
|
8
|
6
|
2
|
4
|
Раздел
5.
Основы
мастерства публичного выступления
|
Тема
5.1.
Композиция
публичного выступления.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Тема 5.2.
Приемы
изложения и объяснения содержания речи.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Тема
5.3.
Контакт
с аудиторией.
|
4
|
1
|
1
|
-
|
3
|
Тема
5.4.
Звучащая
речь и её особенности.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Практикум
Мое
первое выступление
|
2
|
2
|
-
|
2
|
-
|
Итого по разделу:
|
12
|
9
|
7
|
2
|
3
|
Итого:
|
70
|
56
|
46
|
10
|
14
|
Раздел 1. Стилистика и культура речи.
Тема 1. Культура
речи: история учения
Работа с литературой: подготовьте реферат
по одной из предложенных тем:
1. Культура
речи как научная дисциплина.
2. Культура
речи в системе культуры.
3. Русские
языковеды.
4. Современная
теоретическая концепция культуры речи.
Литература:
1.
Головин
Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. испр. – М., 1988
2.
Введенская
Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001
3.
Русский
язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. ВИ. Максимова. – М., 2002
4. http://gramma.ru/
5. http://www.gramota.ru/
Раздел 2. Трудности русской орфографии и
пунктуации.
Тема 1. Графика. Особенности употребления
некоторых букв.
Работа с литературой: составьте
краткий конспект «Особенности употребления букв» по следующему плану:
1.
Графика.
Особенности употребления некоторых букв
2. Употребление
ь и ъ как разделительных знаков
3. Употребление
ь при обозначении на письме мягкости согласных
4. Употребление
ъ для обозначения грамматических форм
5. Буквы е,
ё, ю, я
6. Буква э
7. Слоговой
принцип русской графики
Литература:
1.
Русский
язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. ВИ. Максимова. – М., 2002
2. http://gramma.ru/
3. http://www.gramota.ru/
Раздел 3. Основы
красноречия.
Тема 1. Содержательность речи.
Творческая работа: составьте
тематическую таблицу, которая бы отражала следующие моменты:
1.
Формы
многословия (плеоназм, тавтология, повторение слов) и их особенности.
Тема 3. Богатство речи.
Творческая работа: составьте
тематическую таблицу «Выразительность и богатство как качества грамотной
речи», отразите в ней лексические средства выразительности.
Литература:
1.
Головин
Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. испр. – М., 1988
2.
Введенская
Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001
3.
Русский
язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. ВИ. Максимова. – М., 2002
4. http://gramma.ru/
5. http://www.gramota.ru/
Раздел 4. Основы ораторского искусства.
Тема 2. Истоки риторики. Античная риторика.
Работа с литературой: Ознакомьтесь
с материалом по классификации ораторского искусства и подготовьте конспект по
следующему плану:
1.
Ораторское
искусство античности.
2.
Общее
представление об ораторском искусстве.
3.
Роды
и виды ораторского искусства.
4.
Структура
ораторской речи.
Заполните таблицу по классификации
ораторского искусства:
Род красноречия
|
Вид красноречия
|
Социально-политическое красноречие
|
|
Академическое красноречие
|
|
Судебное красноречие
|
|
Социально-бытовое красноречие
|
|
богословско-церковное красноречие
|
|
Тема 3. Развитие риторических традиций в
России.
Работа с литературой: подготовьте
доклад: «Развитие
риторических традиций в России».
В докладе обратите внимание на следующие
моменты:
1. Риторические
традиции в России;
2. Риторические
традиции Ломоносова;
3. Современная
классификация ораторского искусства.
Литература:
1.
Нефёдов
Н. В. Основы классической риторики: Учеб. пособие. – Новочеркасск, 1999.
2.
Русский
язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. ВИ. Максимова. – М., 2002
3. http://gramma.ru/
4. http://www.gramota.ru/
Раздел 5. Основы мастерства публичного выступления
Тема 3. Контакт с аудиторией.
ИКТ: подготовьте презентацию на одну из
предложенных тем:
1. Жанры
речевого общения.
2. Функции
речевого этикета.
1. http://gramma.ru/
2. http://www.gramota.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.