Методические рекомендации к выполнению самостоятельной
работы учащимися по разделу «Этапы формирования политической карты мира. Типология
государств» в курсе «Социальная и экономическая география мира».
Структура работы:
1. Тема
работы
2. Вид
работы (внеаудиторная, аудиторная, индивидуальная, групповая)
3. Дидактические
цели работы, метапредметная связь, планируемые результаты.
4. Учебно-методические
средства (дидактические, технические) и методы их использования.
5. Рекомендации
обучающимся по использованию рабочего времени (по этапам)
6. Задание
по работе
7. Вопросы
для самооценки результатов.
8. Виды
проверки сформированных умений и знаний (контроль знаний)
9. Критерии
оценки
10. Список
литературы по теории работы (основная и дополнительная)
Тема работы:«Этапы
формирования политической карты мира»
Тип работы:
Индивидуальная внеаудиторная самостоятельная работа.
Задание:Составить
таблицу "Этапы формирования политической карты мира", используя
предложенный образец.
Дидактические цели работы:В
процессе работы обучающиеся формируют навыки систематизации (задание в виде
таблицы), сравнения (различные этапы формирования политической карты) и
использования дополнительных знаний (из курса мировой истории). Происходит
тренировка процесса самостоятельного поиска информации и ее интерпретация,
согласно заданию.
Метапредметная связь: Материал
работы, необходимый для ее выполнения, включает темы из курса истории всех
временных периодов, от древнейшего до новейшего. Знания, полученные
обучающимися в курсе истории практически используются для выполнения работы и
одновременно дополняются информацией из курса политической географии мира.
Планируемые результаты:
В результате выполнения задания работы обучающиеся систематизируют знания по
разделу географии «Формирование политической карты мира» и получают навыки
работы с источниками географической информации для дальнейшего обучения по
курсу «Экономическая и социальная география мира».
Учебно-методические средства
(дидактические, технические) и методы их использования:
Для выполнения работы обучающимся понадобятся различные источники
географической информации: учебники по географии для СПО, учебники по истории с
7 по 11 класс и учебник истории для СПО, интернет-ресурсы: www.istorya.ru,
www.un.org,
атласы по истории за 7-11 классы общеобразовательной школы и географии за 10
класс. Также для составления таблицы понадобятся канцелярские принадлежности:
карандаш, линейка, ластик, авторучка.
Рекомендации обучающимся по использованию
рабочего времени:На выполнение работы отводится 2
академических часа (90минут). Обучающимся рекомендуется потратить на поиск и
анализ информации не более 50 минут. На составление таблицы отводится 25минут.
На самооценку 15 минут.
Ход работы:После
поиска и анализа информации в рекомендованных источниках информации обучающимся
необходимо заполнить следующую таблицу:
Название
этапа
|
Название
новых стран на карте
|
Тип
государственного строя
|
Предпосылки
возникновения
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
В первом столбце таблицы должны быть
указаны следующие этапы:
1. Первые
государства (IIIв. до н.э.- I
в. нашей эры)
2. Первые
империи (I – Xвв
нашей эры)
3. Средневековье
4. Период
Великих географических открытий
5. Колониальные
государства 17-19 веков.
6. Начало
XX
века-конец Второй Мировой Войны
7. Период
с 50-х до 90-х годов XXвека
8. Современный
период XXI
век
Во второй столбец вписываются страны,
появившиеся на карте в течение определенного этапа формирования политической
карты мира.
В третьем столбце указывается преобладающий
тип государственного устройства стран.
В четвертом столбце таблицы необходимо
отметить предпосылки возникновения указанных государств: политические, военные
или иные, в результате которых эти государства появились на карте мира.
Вопросы для самооценки: Какие
причины легли в основу появления первых государств на карте мира? Назовите
общие предпосылки возникновения новых государств на карте мира после окончания
Второй Мировой войны. Какие процессы лежат в основе появления большинства новых
государств в современном мире?
Виды проверки сформированных умений и
знаний (контроль знаний):
Выполнение работы проверяется на занятии.
Проверяется наличие и правильность заполнения таблицы и задаются обобщающие
вопросы по материалу: Что общего между процессами формирования политической
карты мира 2-го и 5-го этапов? Назовите причины однообразия государственного
строя стран мира в 1-3 периоды формирования политической карты. Какие
политические и экономические процессы формировали политическую карту мира на
5-м и 7-м этапах?
Критерии оценки результатов работы:
Оценка «5-отлично»
- задание выполнено в полном объеме без исторических и географических ошибок.
На контрольный вопрос дан правильный, исчерпывающий ответ.
Оценка «4-хорошо»
- задание выполнено в полном объеме, но имеются исторические и географические
ошибки (неверно указаны некоторые даты, страны, а также последовательность
исторических событий). Ответ на контрольный вопрос содержал неточности или не
был подробный, лаконичный.
Оценка «3-удовлетворительно»
- задание выполнено на 50% (полностью заполнена информация по четырем и ли
менее периодам).На контрольный вопрос не дан правильный ответ.
Оценка «2-неудовлетворительно»
- задание не выполнено полностью или выполнено менее половины задания.
Список основной литературы, необходимой
для выполнения работы:
№ п/п
|
Наименование
|
Автор
|
Издательство и год издания
|
1
|
География.
Учебник для студентов образовательных учреждений СПО
|
Баранчиков
Е.В.
|
М.,
«Академия», 2013
|
2
|
Экономическая
и социальная география мира. 10 класс
|
Максаковский
В.П.
|
М.,
«Просвещение», 2013
|
Список дополнительной литературы,
необходимой для выполнения работы:
№ п/п
|
Наименование
|
Автор
|
Издательство и год издания
|
1
|
История.
Учебник для студентов образовательных учреждений СПО
|
Артемов
В.В.
|
М.,
«Академия», 2014
|
2
|
История,
6-9 классы
|
Черникова
Л.М., Волобуева О.В.
|
М.,
«Дрофа»,
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.