ЧТО
ТАКОЕ ПАМЯТЬ И КАК ОНА РАЗВИВАЕТСЯ? Мы часто используем термин» память», не
задумываясь, что память – термин собирательный. Процессы памяти включают
кодирование информации, для чего нужна кратковременная память. В
кратковременной памяти информация хранится недолго, удерживаться может только
благодаря повторению. Из кратковременной памяти коды поступают и сохраняются в
долговременной памяти. Воспоминание или воспроизведение по памяти или узнавание
– также особые процессы. После того, как информация попала в долговременную
память, она может изменяться и дополняться под влиянием нового опыта, который
также кодируется и запечатлевается в долговременной памяти. Это и есть
обучение. Между кратковременной и долговременной памятью нет чёткой границы,
однако функционально они различаются. Так у некоторых детей страдает
кратковременная память при сохранности долговременной, а у других – наоборот.
Долговременная
память человека содержит значительно больше, чем мы осознаём. Часто
воспоминание бывает блокировано, мы не можем найти имя или слово. Неспособность
подыскать нужное слово – довольно частый дефект с трудностями обучения.
Частично с этим в некоторых случаях связаны трудности обучения чтению.
Зрительное узнавание слова, то есть сопоставление его со звуковым эталоном и
его значением также может быть затруднено.
Кратковременная
память – часть рабочей памяти. Рабочая память включает осознание конкретной
ситуации во всех её проявлениях. По-видимому, рабочая память тесно связана с
вниманием.
С развитием
ребёнка растёт объём слуховой кратковременной памяти. Трёхлетний ребёнок
запоминает 3 слова, семилетний – 5, а взрослый – от 7 до 9 слов. Но
действительно ли растёт объём кратковременной памяти или возможно влияние
других факторов? Взрослые повторяют быстрее, особенно длинные слова. В
специальных экспериментах, когда их такой возможности лишают, было показано,
что объём их кратковременной памяти не больше, чем у детей. Процессы забывания
также сходны у детей и взрослых. Так что же развивается? Развиваются способы
(стратегии) запоминания и воспроизведения материала.
В дошкольный
период жизни ребёнка происходят процессы, приводящие к формированию
произвольной памяти. Дело в том, что до 3 – 4 лет процессы запоминания и
воспроизведения материала являются несамостоятельными, включёнными в состав
деятельности ребёнка. Другими словами, память ребёнка непроизвольна. В старшем
дошкольном возрасте совершается переход от непроизвольного запоминания к
произвольному, активному запоминанию. На примере исследований З.М. Истоминой,
изучавшей механизмы становления памяти у детей, покажем, что же именно
происходит.
В исследовании
участвовали дети 5-6 лет. Группе детей прочитывали 10 слов и просили запомнить
их, чтобы затем назвать. Эти результаты сравнивали с запоминанием такого же
количества слов, когда оно было включено в игру. Дали две игры «в магазин» и в
«детский сад», которые объединялись в общий сюжет. Ребёнок покупал в магазине
предметы, необходимые для детского сада. При этом он должен был запомнить, что
ему надо купить в магазине. Оказалось, что дети 5 – 6 лет значительно лучше
запоминают в игре, то есть непроизвольно. Лишь старшие дошкольники не только
выслушивали поручение, но и пытались запомнить, повторяя за учителем вслух или
беззвучно шевеля губами. Повторение и есть самый простой, ранний приём
запоминания. Он легко осознаётся детьми. На вопрос, как им удалось запомнить
задаваемое, дети отвечали – я повторял. Впоследствии ребёнок начинает повторять
не во время восприятия материала, а после. Существенное значение имеет
следующая фаза развития – переход к мысленному повторению. Становление
запоминания как внутреннего процесса делает возможным его развитие. Процесс
запоминания обычно сформировывается к 6 – 7 годам. Ребёнок этого возраста уже
умеет группировать слова, данные ему для запоминания, находя между ними
смысловые связи, меняя в соответствии с этим их порядок при воспроизведении.
Это становится возможным потому, что знания шестилетнего ребёнка позволяют не
запоминать в чистом виде, как он это делал в 3 – 4 года, а ассоциировать новую
информацию с уже имеющейся, встраивать её в сложившуюся систему. Другими
словами, изменяется стратегия обучения. Ребёнок старшего дошкольного возраста с
хорошим уровнем развития произвольной памяти может использовать специальные
приёмы припоминания. Эту возможность можно и нужно использовать при воспитании
произвольной памяти ребёнка, при обучении его тому, как легче запомнить и
припомнить. Дети с отклонением речевого развития часть обнаруживают и
недостаточность долговременной памяти. Дело в том, что у них затруднено
ассоциативное обучение. Причём, с возрастом проблема имеет тенденцию к
нарастанию.
Дети старшего
дошкольного возраста хорошо запоминают лица, события, места. Однако, им трудно
расположить их на временной оси. Хотя кажется, что многие дети уже в три года
понимают, что такое время, однако, реально такие слова как «позавчера»,
«вчера», «завтра», «послезавтра», становятся осмысленными для них только к
шестилетнему возрасту.
Отметим, что
необходимо будет уметь запоминать по словесной инструкции, вне игровой
ситуации. Кстати, проверить, насколько различаются у ребёнка запоминания в по
инструкции от запоминания в игре можно, воспользоваться приёмом, который был
использован в исследовании З.М. Истоминой. Невысокое качество запоминания по
инструкции (без игры) говорит о несформированности произвольного запоминании,
что может повлечь за собой трудности на начальной ступени обучения. Ведь в
школе ребёнку придётся запоминать очень много информации по инструкции учителя.
При подготовке
детей 6-7 лет к школьному обучению, хотелось бы порекомендовать родителям,
рассказать своему ребёнку, что наш мозг обладает важным свойством. Он не только
получает информацию об окружающем мире, но и хранит и накапливает её. Память –
это способность человека запоминать, хранить и накапливать то, что он думал,
чувствовал, о чём дума, что запомнил. Она бывает разная: слуховая, зрительная,
двигательная, образная, эмоциональная, сенсорная. Необходимо нацелить и на то,
что память и внимание тесно взаимосвязаны. Для того, чтобы развивать память у
детей родители могут использовать в качестве упражнений такие игры.
«Запомни движения»
Взрослый
делает движения руками (хлопает в ладоши над головой; потом за спиной и по
коленям; движения ногами, топает) и просит ребёнка запомнить и повторить в
обратном порядке.
«В магазине
зеркал»
В
магазин приходит человек с обезьянкой. А в нём было много зеркал. Обезьянка
стала делать движения, а в зеркале всё отражалось. Выбираем обезьянку, она
делает любые движения, а остальные запоминают и повторяют зеркально.
«Что
просил купить сын»
Маму
в магазин провожает сын.
Три
копейки он даёт.
Вот!
Купи
мне самолёт, а ещё лошадку,
Танк,
картинку, шоколадку,
Сказки,
маски.
Постарайся
не забыть!
А
на сдачу можно даже и свистульку мне купить.
-
Что же просил купить сын в магазине?
«Что изменилось?»
На
столе лежать 10 предметов. После запоминания несколько фигур переставляются.
Проверка. Потом несколько фигур убираются. Проверка.
«Клеточки»
Для
игры нужно приготовить один большой лист бумаги, разлинованный в клетку и
маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и
большой (можно их нарезать из тетради в клетку). На большом листе зачёркнуто
несколько клеток в разных местах. Смысл игры заключается в том, что играющие в
течение минуты должны запомнить, какие именно клетки зачёркнуты на большом
листе, и после того. Как большой лист убирается, зачеркнуть в своих листочках
те же самые клетки.
Выигрывают те ребята,
которые выполнили это задание правильно. Игру можно при желании усложнить,
зачёркивая клетки на большом листе разными цветами. В этом случае участники
игры должны не только запомнить, какие клетки зачёркнуты, но и то, какого они
цвета.
«Руки всё помнят»
Ведущий
раскладывает на столе 6 – 10 различных предметов, которые необходимо запомнить
за 20 – 30 секунд. Перед этим дав подержать их детям в руках, хорошенько
ощупать. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и
предлагает ему поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При
этом надо безошибочно положить руки, на те предметы, которые называет ведущий.
При первой же ошибке водящий лишается права продолжить игру. Если же он
справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами ещё два предмета
и так далее. Победит тот, кто сумеет переложить большее количество предметов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.