Выбранный для просмотра документ Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО.doc
Скачать материал ""Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Презентация IIСодержательный раздел.ppt
Скачать материал ""Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
II.Содержательный раздел Программы
1.Психолого-педагогическое сопровождение программы формирования УУД
2.Психолого-педагогическое сопровождение программы воспитания и социализации
3.Психолого-педагогическое сопровождение программы коррекционной работы
4.Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми
5.Психолого-педагогическое сопровождение программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
6.Планы реализации Программы
2 слайд
1. Психолого-педагогическое сопровождение программы формирования УУД.
ЦЕЛЬ : Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для успешного освоения основной образовательной программы основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО
3 слайд
Задачи психолого-педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся:
выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;
выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;
подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
4 слайд
Направления работы:
создание развивающей социально-педагогической среды, обеспечивающей развитие универсальных учебных действий;
непосредственная психологическая работа с обучающимися по развитию универсальных учебных действий.
5 слайд
Формы работы:
Просвещение и консультирование педагогов и родителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС ООО, развития универсальных учебных действий.
Психолого-педагогический мониторинг. Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей сформированности универсальных учебных действий и социальной адаптации обучающихся является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения. Планируемые результаты, этапность формирования УУД определяют показатели, по которым предполагается оценка качества формирования у обучающихся УУД с пятого по девятый класс с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка
6 слайд
Личностные УУД
- ценностные ориентации обучающихся;
- личностные смыслы;
- мотивы;
- социальная адаптация (сформированность умения выполнять различные социальные роли - «я-природа», «я и общество», «я и другие люди», «я и я»)
Регулятивные УУД
- способность целеполагания;
- учебная мотивация;
- способность к рефлексии;
- самоконтроль и саморегуляция в деятельности и поведении;
- критичное отношение к результатам собственной деятельности.
Познавательные УУД
- развитие творческого мышления;
- развитие познавательной активности, учебного интереса;
- сформированность операций мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
- развитие других познавательных процессов (память, внимание, воображение);
- самостоятельность мышления.
Коммуникативные УУД
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование навыков общения;
- навыки регулирующей речи (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения), как показатель интериоризации.
7 слайд
Развивающая работа
В целях формирования метапредметных УУД у учащихся реализуются программы внеурочной деятельности, направленные на освоение исследовательских, коммуникативных и познавательных компетенций (курсы «Методика научного исследования» (5 класс), «Я учусь общаться» (5-6 класс)).
8 слайд
Коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий.
Развивающие занятия с детьми, направленные на укрепление позиции школьника, развития положительной самооценки, учебной мотивации, познавательных процессов, необходимых для успешного овладения учебной программы.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, проявляющими стойкую неуспеваемость по причине задержанного психического и речевого развития или недостатков интеллектуальной деятельности. Здесь обязательно тесное взаимодействие специалистов ПМПк, направленное на обеспечение комплексной коррекционной помощи.
9 слайд
Консультативная и просветительская работа с родителями, направленная на повышение психолого-педагогической грамотности, разъяснение целей и смыслов коррекционно-развивающей работы, а так же предполагаемых результатов.
Методическая и консультативная работа с учителями и классными руководителями по вопросам результатов психодиагностики, результатов и содержания коррекционно-развивающей работы с учениками. Оказание методической поддержки педагогов по вопросам возрастной психологии, организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.
10 слайд
Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся 9-х классов
Итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы включает в себя следующие процедуры:
Психолого-педагогическая диагностика сформированности УУД у каждого обучающегося в соответствии с требованиями модели выпускника, качественный анализ на основе изучения корреляции показателей по четырём группам УУД и результатов учебной деятельности.
Изучение динамики развития профессионально-педагогических компетенций педагогов в ходе реализации ФГОС ООО, анализ педагогических затруднений.
Изучение мнения родителей, удовлетворённости результатами работы школы в условиях реализации ФГОС ООО.
Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с учётом аналитических данных мониторинга.
11 слайд
Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:
‒ ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
‒ четкого представления о планируемых результатах обучения на каждой ступени обучения;
‒ целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.
12 слайд
Ожидаемый результат психолого-педагогического сопровождения универсальных учебных действий определен основной образовательной программой МАОУ СОШ № 15 как планируемые результаты её освоения обучающимися.
13 слайд
2. Психолого-педагогическое сопровождение программы воспитания и социализации.
Цель: Создание психолого-педагогических условий по сопровождению процесса воспитания и социализации подростков в образовательном пространстве.
Задачи:
- создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей на разных ступенях школьного обучении;
- мониторинг развития личностных универсальных учебных действий;
- реализация проектов, направленных на психолого-педагогического сопровождение процесса духовно-нравственного развития, воспитания и социализации подростков в образовательном пространстве.
14 слайд
Направления работы:
1. укрепление психосоматического здоровья обучающихся, формирование основ ментальной культуры;
2. формирование основ учиться и способности организовать свою жизнедеятельность (умение принимать, сохранять цели, следовать им, планировать свою деятельность, жизненные перспективы, осуществлять контроль и оценку достижения поставленных целей, взаимодействовать с другими);
3. принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
4. раскрытие личностных ресурсов и ценностного восприятия своей личности.
15 слайд
Формы психолого-педагогического сопровождения:
1. Диагностика личностных УУД (индивидуальная и групповая). Критерии оценивания личностных универсальных учебных действий (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) в 5-9 классах:
Самоопределение -
Внутренняя позиция школьника.
Самооценка и уровень притязаний.
Самосознание
Смыслообразование -
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных, социальных и учебных мотивов).
Нравственно-этическая ориентация -
Сформированность морально-этических представлений.
Ценностные предпочтения.
Нравственно-этическое поведение.
Эмпатические способности.
16 слайд
2. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (релаксация, уроки психологического здоровья, игры и упражнения на позитивное мышление, развитие высших психических функций у детей)
17 слайд
3. Психологическое просвещение:
Повышение психологической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов, круглых столов.
Повышение психологической культуры учителей путем проведения семинаров, деловых игр, круглых столов, педагогических советов и тематических расширенных педагогических советов, тренингов, выпуска информационных материалов.
18 слайд
4. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития самосознания личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
5. Развивающая работа (групповая) - формирование потребности в самосовершенствовании в деятельности и общении через психологические программы по личностному самоопределению и эмоциональному развитию, сохранению психического и психологического здоровья.
19 слайд
6. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения в реализации программы воспитания и социализации.
20 слайд
3. Психолого-педагогическое сопровождение программы коррекционной работы.
Цель:
— создание условий для обеспечения психолого-педагогической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей-инвалидов), детей с особыми образовательным потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы и успешной интеграции в образовательное учреждение и социум.
21 слайд
Задачи:
- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
- осуществить индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: уменьшить степень выраженности патологии, ее поведенческие последствия, предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка;
- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки их родителям (законным представителям), консультативной помощи - педагогам;
- формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
22 слайд
Направления психолого-педагогического сопровождения программы коррекционной работы :
психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
23 слайд
Формы работы по психолого-педагогическому сопровождению связаны с модульным подходом:
1. Диагностический модуль: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи. Проводится углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью анализа причин возникновения трудностей в обучении, выявления резервных возможностей.
24 слайд
2. Коррекционно-развивающий модуль: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Сюда входят специальные занятия индивидуальные и групповые, обеспечивающие овладение навыками адаптации учащихся к социуму, развитие метапредметных и личностных УУД.
25 слайд
3. Консультативный модуль: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся. Информирование всех участников образовательного процесса (педагогов, администрацию, родителей) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
26 слайд
4. Информационно – просветительский модуль: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса.
Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и включает в себя: обеспечение психологической безопасности ребёнка разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень; формирование толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья.
27 слайд
28 слайд
Ожидаемый результат:
успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды;
обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
достижение целей основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом, его качества, доступности и открытости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей).
29 слайд
4. Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми.
Цель: Создание условий для выявления, развития и поддержки различных видов одаренности в образовательной среде МАОУ СОШ № 15.
30 слайд
Задачи:
разработка и внедрение в школьную практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому одаренному ребенку возможности решения своих актуальных потребностей – образовательных, возрастных, индивидуально-личностных.
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающихся с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития;
создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития “психологически благополучных” одаренных детей, учитывающих их потенциал, психологические особенности, интересы и потребности;
создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния одаренных детей, испытывающих психологические трудности самореализации.
повышение психологической компетентности педагогов и родителей в поддержке и развитии способностей, проявлений одаренности у детей.
31 слайд
Направления работы:
овладение навыками адаптации одаренных учащихся к социуму;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
создание развивающей социально-педагогической среды, благоприятно влияющей на развитие одаренных детей, освоение ими планируемых результатов основного общего образования на высоком и повышенном уровнях.
32 слайд
Формы работы:
Диагностика видов одаренности, выявление одаренных детей. Проводится через мониторинг определения возможностей и способностей обучающихся, познавательной мотивации и мотивации достижений в различных сферах деятельности;
Коррекция и развитие потенциалов одаренных детей, направленные на развитие личности учащихся. Непосредственная психологическая работа с обучающимися по совершенствованию универсальных учебных действий и развитию одаренности, предотвращению отклонений в личностном развитии; проводится на основе психолого-педагогических развивающих программ для одаренных детей и профилактических программ.
Профилактика отклонений в развитии личности одаренных детей, создание условий для реализации творческого потенциала. Связана с психолого-педагогическим сопровождением в адаптационные переходные периоды с соблюдением принципа преемственности и опоры на психофизические и возрастные особенности обучающихся.
33 слайд
В работе с педагогами используется развитие методического потенциала: повышения методологической культуры, внедрения интерактивных инновационных технологий обучения и воспитания, технологий работы с одаренными детьми (семинары, мастер-классы, методические совещания).
34 слайд
Задачи в работе с родителями:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития личности одаренного ребенка, его способностей;
2) коррекция психологических родительских установок, стилей семейного воспитания;
3) оптимизация форм родительско-детских отношений и сотрудничества родителей с педагогами.
35 слайд
Консультирование. Взаимодействие с обучающимися, педагогами и родителями с целью развития личности и способностей одаренных детей, предотвращения отклонений в поведении, общении и психическом самочувствии, способствование социализации.
Экспертно-аналитическая деятельность. Проводится экспертиза психологической грамотности педагогических воздействий (способность педагога работать с одаренными детьми); психологический анализ и экспертиза методических материалов; психологический анализ и оценка социально-педагогической среды (с точки зрения её благоприятного воздействия на развитие одаренных детей).
36 слайд
Этапы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся:
1. Диагностический
На этом этапе обобщаются сведения о высоких успехах ребенка в какой-либо деятельности (от родителей и педагогов); результаты проведенного диагностического скрининга.
2. Дифференциации
--индивидуальная оценка творческих возможностей, интересов и склонностей, особенностей нервно-психического статуса ребенка, выявление предпочтительного варианта потенциальных возможностей (углубленная психодиагностика);
-- создание групп учащихся по типам одаренности;
-- создание групп учащихся “психологически благополучных” и испытывающих психологические трудности в обучении, общении или психическом состоянии.
37 слайд
3. Коррекционный
--работа коррекционных групп учащихся по обучению методам эмоциональной саморегуляции, по развитию интеллектуальной сферы, коммуникативных УУД;
-- разработка адресных рекомендаций педагогам и родителям по развитию мотивации обучения детей, их интересов, использованию в педагогической практике индивидуально-психологических особенностей учащихся;
-- индивидуальное психологическое консультирование учащихся;
-- индивидуальная психокоррекционная и развивающая работа с учащимися, направленная на разработку оптимальных моделей их развития, общения и обучения.
38 слайд
4. Аналитический
-- ретестирование учащихся (выборочно) по результатам коррекционной и развивающей работы;
-- постановка целей в зоне ближайшего развития ребенка (для предметников, классных руководителей, родителей);
-- обобщение результатов психолого-педагогической поддержки учащихся в масштабах школы.
39 слайд
Ожидаемый результат:
1. сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.);
2. постоянное сотрудничество между педагогами – психологами социально-психологической службы, педагогами школы и родителями для эффективной работы с одаренными детьми;
3. формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей.
40 слайд
5. Психолого-педагогическое сопровождение формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель: Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности посредством формирования условий для саморазвития и самовыражения ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.
41 слайд
Задачи:
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
42 слайд
Направления работы:
1. формирование здоровьесберегающей образовательной среды;
2. формирование психологической культуры участников образовательных отношений, включающей укрепление психосоматического здоровья обучающихся, формирование основ ментальной культуры.
43 слайд
Виды деятельности и содержание работы:
1. Профилактическая работа с родителями проводится с целью расширения знаний родителей о негативных факторах риска здоровью детей, о причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; развития мотивации родителей на сохранение и укрепление здоровья детей.
2. В рамках просветительской работы с родителями классные руководители, медицинский работник школы, специалисты социально-психологической службы проводят родительские конференции, родительские собрания, посвященные вопросам сохранения здоровья детей и профилактики вредных привычек, приглашают на мероприятия для родителей специалистов учреждений здравоохранения, управления по делам молодежи, социальной защиты.
44 слайд
2. Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
45 слайд
3. Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, решение следующих задач:
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- обучить элементарным приёмам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
46 слайд
В рамках психолого – педагогического сопровождения проводятся консультативные, развивающие занятия для подростков в рамках уроков психологического здоровья и адаптационных классных часов, для девятиклассников занятия по развитию навыков саморегуляции - в предэкзаменационный период.
47 слайд
Ожидаемый результат:
формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
формирование установки на здоровый образ жизни;
усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
48 слайд
В организационном разделе
описываются психологические программы сопровождения, обеспечивающие условия для формирования универсальных учебных действий: это различного рода профилактические программы по адаптации, социализации, профориентации. А также психологические программы, способствующие развитию таких психических свойств и качеств школьников, которые обеспечивают успешное формирование универсальных учебных действий. Это программы эмоционального развития, сохранения психического и психологического здоровья, знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Презентация по ППС ФГОС ООО 1.ppt
Скачать материал ""Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Руководитель социально-психологической службы,
зам. директора по УВР
МАОУ СОШ № 15
Хорошева И.В.
2 слайд
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
3 слайд
Введение ФГОС
основного общего образования
подготовка условий и введение по мере готовности – с 01 сентября 2012 года
пилотное введение – с 01 сентября 2012 года в
67 ОУ Челябинской области
обязательный переход общеобразовательных учреждений на ФГОС ООО - с 01 сентября 2015 года
4 слайд
Критерии готовности
общеобразовательного учреждения к введению ФГОС ООО
нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО
кадровое обеспечение введения ФГОС ООО;
психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО
финансовое обеспечение введения ФГОС ООО
материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО
информационно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО
5 слайд
Психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ (п.25)
Критерии/ Показатели
Подтверждающие документы
6 слайд
Критерии/ Показатели
Подтверждающие документы
7 слайд
Критерии/ Показатели
Подтверждающие документы
8 слайд
Методическое обеспечение введения ФГОС ООО
Методические материалы
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост.Е.С. Савинов]. – М.:Просвещение, 2011;
2.Основная образовательная программа основного общего образования для школ, работающих по системе «Инновационная школа»/ авт.-сост. Е.Е. Вяземский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012;
9 слайд
Методические источники регионального уровня
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 20 августа 2012 «О порядке введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 года»
Методические рекомендации «Об организации в 2012 — 2013 учебном году образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования»
10 слайд
Методические источники регионального уровня
Письмо Управления по делам образования г. Челябинска от 27.02.2014 № 16 -02 /699 «Рекомендации по созданию в общеобразовательном учреждении нормативно — правовых, психолого — педагогических, содержательных и учебно — методических условий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования»
10
11 слайд
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15 апреля 2014 № 03-02/2669 «О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области»
«Методика оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования общеобразовательными организациями Челябинской области» (электронный мониторинг)
Методические источники регионального уровня
12 слайд
Введение федеральных государственных стандартов общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
13 слайд
Основным приоритетом работы, предметом деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы
образовательного учреждения и достижение планируемых результатов её освоения.
14 слайд
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
15 слайд
Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС ООО (организационные условия)
16 слайд
Основой организации психолого- педагогического сопровождения является:
Модель - система,(фр. modèle, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. (А.И.Бочкин,Н.В.Макарова)
Программа -(от греч. προ — пред, греч. γράμμα — запись) — термин, в переводе означающий «предписание», то есть предварительное описание предстоящих событий или действий. Данное понятие непосредственно связано с понятием алгоритм.
17 слайд
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях введения и реализации ФГОС ООО
18 слайд
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе психолого-педагогическим условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
19 слайд
Структура ООП ООО
1. Целевой раздел
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;
система оценки достижения планируемых результатов
2. Содержательный раздел
программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков)
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа воспитания и социализации обучающихся;
программа коррекционной работы.
3. Организационный раздел
учебный план ООП
план внеурочной деятельности (рекомендуемый)
система условий реализации ООП
19
20 слайд
Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. По этому же пути логично пойти при проектировании Программы психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС.
21 слайд
По аналогии Программа психолого-педагогического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО
включает в себя требования к:
1) структуре программы;
2) условиям её реализации;
3) результатам психолого-педагогического сопровождения.
22 слайд
Структура Программы психолого-педагогического сопровождения
23 слайд
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Основные направления , формы, уровни, модель и этапы психолого-педагогического сопровождения
Планируемые результаты Программы
Нормативная база
Содержа-тельный раздел
Психолого-педагогическое сопровождение подпрограмм ООП ООО
Планы реализации Программы
Организационный раздел
Профилактические, развивающие, коррекционные психологические программы для сопровождения всех участников образовательного процесса
24 слайд
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Актуальность
Особенности уровня образования (характеристика психологических особенностей возраста)
Теоретико-методологические основы разработки Программы
25 слайд
Принципиальное отличие федеральных государственных стандартов заключается в том, что целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе должны занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
26 слайд
В качестве основных образовательных результатов выступают компетенции: предметные, метапредметные и личностные, - именно они и становятся теми критериями, по которым будет оцениваться работа по психолого-педагогическому сопровождению. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.
27 слайд
В связи с этим возникла необходимость разработки Программы и применения системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС ООО в 5-9 классах, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
28 слайд
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО» основывается на учете возрастной специфики обучающихся на ступени основного общего образования и обеспечивает преемственность с содержанием и формами психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования.
29 слайд
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
30 слайд
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ, телевидение, Интернет).
31 слайд
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности всех уровней общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
32 слайд
Теоретико-методологическими основами разработки Программы являются общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
33 слайд
2.Цель и задачи Программы
Цель Программы: Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и успешного освоения основной образовательной программы основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО.
34 слайд
создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;
разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
Для достижения цели и требований Стандарта в Программе решаются следующие задачи:
35 слайд
использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа (программы развивающие, профилактические и коррекционные);
участие в проектировании индивидуально-ориентированных образовательных траекторий детей разных категорий (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска, опекаемые дети);
психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся (проектная и исследовательская деятельность, поддержка олимпиадного движения, дистанционное обучение).
36 слайд
Программа обеспечивает вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
37 слайд
Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО.
Сохранение и укрепление психологического
здоровья
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся
Психолого-педаго-гическая поддержка участников олим-пиадного движения
Выявление и поддержка одарённых детей
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни
Развитие экологической культуры
Дифференциация и индивидуализа-ция обучения
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности
Формирование комму-никативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников
38 слайд
4. Уровни системы психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса
В целях реализации принципа диверсификации психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне образовательного учреждения.
При этом особое внимание уделяется переходным этапам в развитии и образовании детей.
Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребёнок выступают активными субъектами психолого-педагогического сопровождения, организующими деятельность в рамках сопровождения.
39 слайд
Уровни психолого-педагогического сопровождения
40 слайд
5. Основные формы сопровождения
Консультирова-ние
Развивающая работа
Профилактика
Просвещение
Экспертиза
Диагностика
Коррекционная работа
41 слайд
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся
формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации.
42 слайд
43 слайд
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.
Задачи сопровождения:
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации;
- повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;
- предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.
44 слайд
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов
Групповое
На уровне ОУ
Диагностика (профессиональных компетенций, уровня удовлетворенности образовательным процессом)
Профилактика (информирование по формированию УУД, психолого-педагогическим условиям введения ФГОС ООО )
Экспертиза (психологическая экспертиза педагогических воздействий; методических материалов)
Просвещение (разъяснительная работа по требованиям ФГОС, формированию индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальным и возрастным особенностям)
Диагностика (профессиональных затруднений, мотивации, креативности, профес. деформации и выгорания и др.)
Консультирование (по вопросам формирования и развития УУД, совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий) )
Развивающая работа (использование технологии фасилитации для формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и развития учащихся)
Диагностика
Консультирова-ние
Коррекция
(все формы и методы работы используются в зависимости от запроса)
Индивидуальное
45 слайд
Цель психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.
46 слайд
Психолого-педагогическое сопровождение родителей обучающихся
Индивидуальное
Групповое
На уровне класса
На уровне ОУ
Диагностика (образовательных потребностей, уровня удовлетворенности образовательным процессом)
Профилактика (информирование по особенностям образовательного процесса в ходе реализации ФГОС)
Экспертиза (комфортности образовательной среды, психологической безопасности детей в семье)
Просвещение (разъяснительная работа по требованиям ФГОС, формированию индивидуальных образовательных траекторий)
Диагностика (стиль семейного воспитания, родительских установок, отношение к педагогам, и др.)
Консультирование (по вопросам воспитания, обучения и развития детей)
Развивающая работа (использование технологии фасилитации для формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и развития своих детей)
Диагностика
Консультирова-ние
Коррекция
(все формы и методы работы используются в зависимости от запроса)
47 слайд
6. Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение с учетом современных требований является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
48 слайд
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность
системность
комплексность
превентивность
открытость
технологичность
49 слайд
Просветительская работа
Диагностическая работа
Психопрофилактическая работа
Индивидуальная консультация
Социально-психологический заказ
Профориентационная работа
Групповая развивающая работа
Консультативная работа
Индивидуальная развивающая
Индивидуальная психодиагностика
Психологическая служба
Социальный заказ
Запрос на обеспечение педагогической системы
Групповая работа
Ученический коллектив
Индивидуальная работа
Просветительская и консультативная работа
Родительский коллектив
Администрация
Педагогический коллектив
Просветительская и консультативная работа
50 слайд
Организационная структура психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
51 слайд
7. Этапы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
I этап (5 класс)
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Проводится фронтальная (скрининг) и индивидуальная диагностика. Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
52 слайд
II этап (6-8 класс)
Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения. Наиболее продуктивной станет развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС ООО (1 час в неделю в сетке часов).
Кроме того, упор – на развивающие и профилактические программы, реализуемые на уровне групп учащихся по результатам психолого-педагогической диагностики, направленные на формирование у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
53 слайд
III этап (9 класс)
Проведение психолого-педагогических элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;
Проведение профильных элективных курсов;
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;
Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;
Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
54 слайд
8. Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся, профессиональных возможностей и потребностей участников образовательных отношений;
Психологизация учебно-воспитательного процесса, создание комфортной развивающей образовательной среды в свете требований ФГОС ООО;
Улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ООО.
55 слайд
9. Нормативная документация
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (статья 42).
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года».
Конвенция о правах ребенка. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г. и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 г.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ», в редакции Федерального закона от 20.07.2000г № 103-ФЗ.
«Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную». Письмо МО РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004г.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.2000
Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 1998г.Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах» № 95 от 24.03.2009г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16
«О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».
56 слайд
Содержательный раздел
Описывает психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы школы и включает в себя описание психолого-педагогического обеспечения
программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования,
программы воспитания и социализации обучающихся,
программы коррекционной работы,
программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
работы с одаренными детьми .
57 слайд
Планы реализации Программы также разрабатываются по этим подпрограммам, включая дополнительное планирование по другим направлениям.
58 слайд
Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению определяется исходя из следующих аспектов:
· содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся;
· психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
· планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная статья и презентации предназначены для педагогов-психологов, школьных психологических служб, работающих в инновационном режиме по психолого-педагогическому сопровождению введения ФГОС ООО. Необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения обусловлена требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы школы. Ведь введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В материалах приводится пример разработки программы сопровождения, который мжет рассматриваться как рекомендации по разработке структуры, разделов программы и их содержания.
6 656 315 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Богатырева Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.