Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Методические указания по выполнению самостоятельной работы дисциплины ОБЖ.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы дисциплины ОБЖ.


Министерство образования Красноярского края


КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина»











МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специальностей:


13.02.03 – Электрические станции, сети и системы

13.02.04 – Гидроэлектроэнергетические установки

23.02.04 – Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

08.02.02 – Строительство и эксплуатация инженерных сооружений











2015


Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе рабочей программы учебной общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» рассмотренной и одобренной на заседании комиссии общеобразовательного, социально-экономического и математического цикла «02» сентября 2015г. протокол № 1




Рассмотрено и одобрено

на заседании комиссии

«_____»_________2015г.

Протокол № ____

____________Василенко А.Ю.




Составитель: Романова Н.В., преподаватель

Сомова Г.А., преподаватель























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для студентов 1 курса специальностей 13.02.03 – Электрические станции, сети и системы, 13.02.04 – Гидроэлектроэнергетические установки, 23.02.04 – Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), 08.02.02 – Строительство и эксплуатация инженерных сооружений.


Внеаудиторная самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирования общих и профессиональных компетенций.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

для овладения знаниями:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

  • составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

  • конспектирование текста;

  • выписки из текста;

  • работа со словарями и справочниками;

  • ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа;

  • использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернет-ресурсов и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекции (обработка текста);

  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

  • составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, кроссвордов, глоссария для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; словарей, справочников;

  • ответы на контрольные вопросы;

  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);

  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;

  • составление библиографии, заданий в тестовой форме и др.;

для формирования умений:

  • решение задач  и упражнений по образцу;

  • решение вариативных задач и упражнений;

  • составление схем;

  • выполнение расчетно-графических работ;

  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым и ролевым играм;

  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка презентаций, творческих проектов; подготовка курсовых и выпускных работ;

  • опытно-экспериментальная работа;

  • упражнения на тренажере;

  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

  • рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.


Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- уровень умения четко сформулировать проблему и предложить пути ее решение;

- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы рассчитаны на 35 час.





















ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Кол-во часов

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Сообщение на тему (по выбору обучающихся):

Эволюция среды обитания, переход к техносфере.

•Взаимодействие человека и среды обитания.

•Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.

•Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в

современном обществе.

•Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.

•Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Подготовка и презентация индивидуальных проектов на тему (по выбору обучающихся):

•Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

•Табакокурение и его влияние на здоровье.

•Наркотики и их пагубное воздействие на организм.

•Компьютерные игры и их влияние на организм человека.


6

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

Решение ситуационных задач на тему «Природные и техногенные чрезвычайные ситуации моего региона»

Подготовка и защита реферата на тему (по выбору обучающихся):

•Терроризм как основная социальная опасность современности.

•Космические опасности: мифы и реальность.

•Современные средства поражения и их поражающие факторы.


10

Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

Подготовка и защита презентации на тему (по выбору обучающихся):

•МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от

чрезвычайных ситуаций.

•Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

•Символы воинской чести.

•Дни воинской славы России.

•Города-герои Российской Федерации.

•Города воинской славы Российской Федерации.


6

Раздел 4. Основы медицинских знаний


Решение ситуационных задач на тему «Первая помощь при острой сердечной недостаточности», «Оказание первой помощи при бытовых травмах».

Подготовка и защита реферата на тему (по выбору обучающихся):

•Профилактика инфекционных заболеваний.

•СПИД — чума XXI века.

•Духовность и здоровье семьи.

•Здоровье родителей — здоровье ребенка.

•Формирование здорового образа жизни с пеленок.

•Как стать долгожителем?


13


Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерные презентации являются эффективным средством представления информации по какой-либо теме. Презентации могут использоваться студентами в тематических докладах, при защите курсовых и дипломных работ и т.п. Подготовку компьютерной презентации осуществляют в программе PowerPoint.


Основные этапы подготовки компьютерной презентации

Этап 1. Выбор темы, по которой будет готовиться компьютерная презентация; изучение теоретического материала по заданной теме.

Этап 2. Разработка плана презентации по выбранной теме.

При составлении плана следует, прежде всего, учитывать:

  • технологические принципы создания компьютерных презентационных материалов, которые поддерживаются программой создания компьютерной презентации

  • наличие информационных ресурсов, необходимых для реализации плана

Этап 3. Подбор информационных материалов, с использованием которых будет строиться презентация.

Информационный материал, необходимый для построения презентации, может включать отдельные текстовые фрагменты, графические рисунки, схемы, графики и т.д., представленные на бумажных носителях или в электронном виде. Этот материал может быть взят из книг, из изданий периодической печати, из рекламных печатных изданий и проспектов, из сети Интернет. Если нужный для воплощения идеи материал не найден, его можно создать своими силами: написать текст, нарисовать схему или рисунок, построить таблицу или график.

Этап 4. Подготовка отдельных информационных ресурсов на электронных носителях в виде слайдов с использованием специальных программ (PowerPoint)

Слайды можно подготовить, используя следующие стратегии подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;

  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.

  • Тексты презентации не должны быть большими. В компьютерной презентации используется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание слушателей.

Этап 5. Проведение презентации с использованием разработанных презентационных ресурсов (слайдов)

Необходимо учесть следующие моменты:

  • Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеют осознать содержание слайда.

  • Лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Структурные элементы компьютерной презентации

  • Титульный лист

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторе.

  • Информационный материал

Для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов

  • Последний слайд

Содержит список использованных источников


Оформление презентации

Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления.

Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации.

Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Проверьте презентацию на удобство её чтения с экрана.

Критерии оценивания презентаций:

Оценка «Отлично»

  1. Содержание:

  • Работа полностью завершена.

  • Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов.

  • Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика.

  • Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы.

  • Везде, где возможно выбирается более эффективный процесс.

  1. Дизайн:

  • Дизайн логичен и очевиден.

  • Имеются постоянные элементы дизайна.

  • Дизайн подчёркивает содержание.

  • Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

  1. Графика:

  • Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание.

  1. Грамотность:

  • Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических.

Оценка «хорошо»

  1. Содержание:

Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы.

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются.

Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

Обучающийся в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы.

Почти везде выбирается более эффективный процесс.

  1. Дизайн:

Дизайн есть.

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

  1. Графика:

Графика соответствует содержанию.

  1. Грамотность;

Минимальное количество ошибок.

Оценка «удовлетворительно»

  1. Содержание:

Не все важнейшие компоненты работы выполнены.

Работа демонстрирует понимание, но неполное.

Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию.

Обучающемуся нужна помощь в выборе эффективного процесса.

2.Дизайн:

Дизайн случайный.

Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию.

3.Графика:

Графика мало соответствует содержанию.

4. Грамотность:

Есть ошибки, мешающие восприятию.

Оценка «неудовлетворительно»

  1. Содержание:

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя.

Работа демонстрирует минимальное понимание.

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов.

Интерпретация ограничена или беспочвенна.

  1. Дизайн:

Дизайн не ясен.

Элементы дизайна мешают содержанию.

Параметры не подобраны и делают текст трудночитаемым.

  1. Графика:

Графика не соответствует содержанию.

  1. Грамотность:

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым.


Методические рекомендации по подготовке сообщения, доклада.

Доклад – это одна из разновидностей самостоятельной работы студента, в которой, в краткой форме, отражают суть того или иного вопроса.

Подготовка доклада или сообщения позволяет сформировать навыки сбора, систематизации и анализа информации по заданной теме.

Составление доклада, сообщения осуществляется по следующему алгоритму

  1. Выбор темы

Если Вам даётся список тем, по которым можно написать доклад или сообщение, то старайтесь выбрать из этого списка такую тему, к которой у вас есть определённый интерес. Или некоторые наработки по другим темам, которые, однако, вполне можно включить и в нынешний доклад

  1. Выбор источников информации по данной теме, ознакомление с её содержанием.

Комбинируйте различные источники информации. Позаботьтесь о том, чтобы ваш доклад включал в себя как можно больше качественных источников и не ограничивался только информацией из Интернета.

3.Составление плана доклада, сообщения.

4. Написание доклада

Как правило, доклад или сообщение состоит из:

  • вступления

  • основной части

  • заключения.

После написания доклада необходимо прочитать текст, отредактировать его и подготовиться к устному публичному выступлению.

 Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям:

  • критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам,

  • критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности,

  • критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Устное выступление состоит:

  • вступление,

  • основная часть,

  • заключение.

Вступление включает в себя представление автора, название доклада, определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

В основной части должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. Можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.


Ошибками в основной части доклада являются:

  • выход за пределы рассматриваемых вопросов,

  • усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями,

  • обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность),

  • отсутствие связи между частями выступления,

  • несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. В заключении желательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.

Необходимо помнить:

Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы.

Особое место во время сообщения занимает обращение к аудитории.. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Критерии оценки доклада или сообщения:

На «отлично»

1. Качество доклада:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен.

2. Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался.

3. Качество ответов на вопросы:

- отвечает на все вопросы полно и грамотно.

4. Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

5. Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу.

На «хорошо»

1. Качество доклада:

- сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен.

2. Использование демонстрационного материала:

- материал использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности.

3. Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы не всегда полно.

4. Владение научным и специальным аппаратом:

- использованы общенаучные и базовые термины;

- мало показано владение специальным аппаратом.

5. Четкость выводов:

- нечетки.

На «удовлетворительно»

1. Качество доклада:

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

2. Использование демонстрационного материала:

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

3. Качество ответов на вопросы:

-не может четко ответить на вопросы.

4. Владение научным и специальным аппаратом:

-показано владение только базовым аппаратом.

5. Четкость выводов:

- имеются, но не доказаны.


Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат - (от латинского referro - сообщаю, докладываю) - краткое изложение в письменном виде содержания исследования по выбранной проблеме (словарь иностранных слов). Реферат - это своеобразный отчет о самостоятельном изучении материала, анализе теоретических источников и практической деятельности по выбранной теме. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; а изложение материала носить проблемно-тематический характер. Реферат должен иметь определенную структуру, которая включает набор обязательных и необязательных элементов.

Общие требования к оформлению реферата:

поля - левое – 2,5 см;

верхнее, правое, нижнее – 2 см,

шрифт – 14,

интервал – полуторный;

TimesNewRoman.

Общее число страниц реферата (без списка использованных источников и приложений) – не менее 25 страниц.

Обязательными элементами реферата являются:

1. титульный лист;

2. оглавление;

3. введение;

4. основная часть документа;

5. заключение;

6. список источников.



Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:

1. наименование вышестоящей организации;

2. наименование организации, где выполнялась работа;

3. наименование работы: (реферат);

4. тема;

5. сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы);

6. населенный пункт и год выполнения работы.

Оглавление включает: введение, наименования всех глав разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников, приложения (при наличии).

Строки оглавления заканчиваются указанием номеров страниц, на которых расположено начало соответствующей части реферата.

Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости полученных результатов.

Основная часть должна содержать:

а) обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи, описание выбранной методики проведения эксперимента;

б) процесс теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики;

в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.

Список источников должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.

В приложения могут быть включены

1. иллюстрации вспомогательного характера;

2. инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;

3. таблицы вспомогательных цифровых данных.

Работа должна быть логически выдержана, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность.

Качество реферата оценивается по следующим показателям:

1. соответствие содержания работы заявленной теме;

2. грамотность изложения и качество оформления работы;

3. самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование справочной литературы.

Критерии оценки реферата:

- Актуальность темы

- Соответствие содержания теме

- Глубина проработки материала

- Правильность и полнота использования источников

- Соответствие оформления реферата стандартом.

На «отлично»:

1. присутствие всех вышеперечисленных требований;

2. знание изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;

3. присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;

4. умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, анализировать фактический материал и статистические данные проекта;

5. наличие качественно выполненного презентационного материала, не дублирующего основной текст, а являющегося его иллюстративным фоном.

На «хорошо»:

1. мелкие замечания по оформлению реферата;

2. незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.

На «удовлетворительно»:

1. тема реферата раскрыта недостаточно полно;

2. неполный список литературы и источников;

3. затруднения в изложении, аргументировании.



Методические рекомендации по работе  с литературой

 Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.

  Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует  на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и  закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные  сведения с ранее известными.

 Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

 Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План  - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых,  план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике  нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.  Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К  написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Написание аннотации – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов понаписанию краткой характеристики книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.

Аннотация представляется на практическом занятии и проверяется преподавателем.

Порядок работы при написании аннотации:

  • внимательно изучить информацию;

  • составить план аннотации;

  • кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;

  • оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Форма контроля и критерии оценки

Формой контроля выполнения самостоятельной работы является представленная к проверке аннотация по теме самостоятельной работы.

Критерии оценки (каждый оценивается в 1 балл):

  • содержательность аннотации;

  • точная передача основных положений первоисточника;

  • соответствие оформления требованиям;

  • грамотность изложения;

  • аннотация сдана в срок.


Написание рецензии – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию критического отзыва на первоисточник (книгу, статью, сочинение и пр.) В рецензии необходимо обязательно отразить область интересов, исследованию которых посвящена данная работа, ее отличительные признаки от имеющихся аналогичных изданий, положительные стороны и недостатки работы, вклад автора в разработку исследуемых проблем и широту их охвата, оригинальность идей, подходов, стиль изложения.


Затраты времени на написание рецензии зависят от сложности рецензируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.


Рецензия может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.

Порядок выполнения работы:


  • внимательно изучить информацию;


  • составить план рецензии;

  • дать критическую оценку рецензируемой информации;


  • оформить рецензию и сдать в установленный срок.


Форма контроля и критерии оценки


Формой контроля является проверка выполненной рецензии.

Критерии оценки (каждый оценивается в 1 балл):

  • содержательность рецензии;


  • выражение личного мнения студента на рецензируемый источник;


  • соответствие оформления требованиям;


  • грамотность изложения;


  • рецензия сдана в срок.


Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего, выводов.  Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Резюме — это конспект лекции, книги и т.п. Это — выделение главных мыслей, и хорошее резюме дает представление о том, о чем была лекция, книга и т.п.

Алгоритм составления резюме состоит в следующем:

  1. Внимательно прочитайте задание. Вам надо только резюмировать текст или также интерпретировать его? Уточните, краткое это резюме или просто резюме. Обычное резюме составляет часть от текста оригинала.

  2. Бегло прочитайте текст с охватом общего содержания (первое прочтение).

  3. Прочитайте текст во второй раз. Попытайтесь понять главную цель автора: проинформировать, убедить, доказать, развлечь и т.п. Подчеркните основные мысли. Сделайте карандашом пометки на полях, чтобы подытожить главные мысли абзаца в нескольких словах.

  4. Обратите внимание, сколько места выделяет автор тому или иному вопросу. Если одному вопросу выделяется 2 страницы, а другому — 2 абзаца, это значит, что автор придает большее значение первому вопросу. Это следует учитывать при составлении резюме.

  5. Напишите черновик своего резюме, назвав автора и его книгу или статью, а также издание, в котором она опубликована. Если говорится о книге, следует сказать несколько слов и об авторе.

  6. Основное содержание резюме включает главные пункты статьи или книги, и если позволяет пространство, также некоторые примеры и факты, доказывающие эти идеи. Заключение статьи должно совпадать с заключением вашего резюме.

  7. Опустите второстепенные детали.

  8. Если вы хотите передать дух статьи или книги, включите цитату: полную или сокращенную.

  9. Резюме можно ещё больше сократить, убрав все повторы, но не в ущерб логике изложения и ясности языка.


Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Задание. Подготовка и написание конспекта (статьи, учебника, монографии по проблематике в области безопасности жизнедеятельности).

Пример задания. Подберите из любого предложенного выше журнала статью или из литературы главу по вопросу безопасности жизнедеятельности, подготовьте ее конспект.

Требования к выполнению

Конспект должен содержать исходные данные источника, конспект которого составлен.

В нём должны найти отражение основные положения текста.

Объём конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Текст может быть как научный, так и научно-популярный.

Сделайте в вашем конспекте широкие поля, чтобы в нём можно было записать незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы.

Конспект – это сокращённая запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и, в то же время, краткими примерами.

Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Виды конспектов: плановый, тематический, текстуальный, свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой информацию по определенной проблеме.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

Методические   рекомендации  по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте весь текст или его фрагмент – параграф, главу.Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Используйте разные цвета маркеров, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить наиболее важные фрагменты текста.Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Опорный конспект - краткая логическая информационная структура, обобщающая и отражающая суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта — облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) — опорные сигналы. Опорный конспект это — наилучшая форма «шпаргалки» при подготовке к ответу и в процессе ответа. Он может быть представлен: системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

При составление опорного конспекта (алгоритм):

изучите материал темы, выберите главное и второстепенное;

установите логическую связь между элементами темы;

представьте характеристику элементов в краткой форме;

выберите опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразите их в структуре работы;

оформите опорный конспект.


Кроссворд

Правила составления кроссвордов:

1.Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд.

2.Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их.

3.Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку.

4.Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.

5.Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.

6.Пронумеруйте слова.

7.В соответствии с номерами выпишите определения понятий.

8.Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове).

9.Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).

10.Оформите кроссворд. Подпишите его.

11.Слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже;

12.Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватитьвсю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой).

Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же кроссворда без решения.

Кроссворд оформляется на листах формата А 4.

Форма контроля и критерии оценки.

Составленные кроссворды проверяются и оцениваются.

Критерии оценки:

  • смысловое содержание;

  • грамотность;

  • выполнение правил составления кроссвордов;

  • эстетичность.

При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.

Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов.

Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.;

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.


Интернет-РЕСУРСЫ в самостоятельной работе


Процедура поиска информации в Internet

Для поиска информации в Internet существуют специальные каталоги Web и поисковые серверы.

Среди наиболее известных поисковых серверов можно назвать следующие: Яndex http://yandex.ru, Rambler http://www.rambler.ru.

Пробуйте свой запрос на разных поисковых серверах. Зачастую тот же запрос на другом сервере дает совершенно иные результаты.

После того как вы просмотрели каталоги и задействовали поисковые серверы, в вашем распоряжении оказывается целый ряд Web-страниц и программных средств, которые помогут вам разыскать все, что нужно.

Ниже приведены адреса наиболее известных российских библиотек, где можно нужный материал найти в электронных базах данных.

Российская национальная библиотека

http://www.nlr.ru/.

Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге только недавно открыла доступ к своим электронным каталогам. Но из Интернета пока существует доступ только к разделу «Книги на русском языке».

Российская государственная библиотека

http://www.rsl.ru/.

В библиотеке существует доступ к разделам «Отечественные книги», «Зарубежные периодические издания», «Диссертации», «Авторефераты».

ГПНТБ России:

http://www.gpntb.ru/.

Наиболее полон электронный каталог ГПНТБ России, который является центральным органом НТИ. Здесь наиболее широко представлена информация о научно-технической литературе, причем в результатах поиска указывается, где можно ознакомить­ся с данной книгой.

Интересно, что для доступа к общедоступным базам данных не требуется предварительная регистрация, как в библиотеках, указанных выше.


Официальные сайты государственных служб и организаций

Охрана труда

http://www.mintrud.ru/ - Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

http://www.gosnadzor.ru/ - Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации.

http://www.gan.ru/ - Федеральный надзор РФ по атомной и ядерной безопасности.

http://www.fcgsen.ru/- Госсанэпидемнадзор Российской федерации.

http://www.fss.ru/ - Фонд социального страхования Российской федерации.

http://www.mchs.gov.ru/ - МЧС Российской Федерации.

http://www.emercom.gov.ru/ - министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.


Охрана окружающей среды

http://www.mnr.gov.ru/ - Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

http://www.mecom.ru/- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

http://uvipr.udmnet.ru/ - Управление водолесопользования и природных ресурсов Удмуртской Республики.

http://minpriroda.ru/ - Министерство природных ресурсов Удмуртской Республики.

http://www.priroda.ru/ - Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» - каталог ссылок по природной и экологической тематике.


Журналы

http://ecip.newmail.ru/ - «Экология и промышленность России» (ЭКиП). На сайте помещено содержание всех номеров журнала с 1999 года, а также аннотации статей.

http://www.novtex.ru/bjd/ - «Безопасность жизнедеятельности». На сайте размещены указатели и аннотации статей с 2002 года.

http://www.safety.ru/ - «Безопасность труда в промышленности». Сайт ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность»


Специализированные сайты по охране труда и экологии.

http://www.priroda.ru/ - Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» - каталог ссылок по природной и экологической тематике.

http://www.niiot.ru/ – Санкт-Петербургский НИИ охраны труда. На сайте размещены нормативные документы, публикации, новости, а также приведены ссылки на другие сайты, посвященные охране труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, СИЗ.

http://www.ohranatruda.ru/ - Охрана труда. Информационный сайт в области охраны труда и промышленной безопасности. Статьи, посвященные вопросам охраны труда; большая база нормативно-правовых актов; мнения специалистов;  другая полезная информация для инженеров по охране труда.

http://www.otipb.narod.ru - материалы по охране труда и промышленной безопасности. Информация о несчастных случаях на производстве, авариях, катастрофах (описание, свидетельства очевидцев, лента новостей, статьи и т.д.). Инструкции, законодательные акты, положения, ГОСТ, рефераты и т.д. в свободном доступе.

http://www.snti.ru/ - служба НТИ «Современные информационные услуги».

Служба НТИ предлагает электронные библиотеки нормативных документов на CD по строительству, пожаробезопасности, энергетике, «ведомственные нормативные документы», готовится диск «Охрана труда. Безопасность труда».

http://www.ols-komplekt.ru - Центр охраны и условий труда «ОЛС – комплект». На сайте большая база нормативных документов по охране труда. Также работает форум по охране труда и аттестации рабочих мест.

http://www.promanalitika.ru/ - ООО «Проманалитика» - научно-технологическая компания и аналитический центр в сфере охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды осуществляющая свою деятельность в соответствии с российскими и международными стандартами серий ISO 9000, 14000, ОHSAS 18000. На сайте описание деятельности компании, области аккредитации, база нормативных документов.






Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Горячев, С. Ф. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / С. Ф. Горячев. – Ростов н / Д. : Феникс, 2009. – 576 с.

  2. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. – М. : Дрофа; ДИК, 2009. - 320 с.

  3. Марков, В. В. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс [Текст] : учебник для учащихся 11 класса / В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов и др. – М. : Дрофа; ДИК, 2009. - 228 с.

  4. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2007. – 161 с.

  5. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс [Текст] : учебник для учащихся 11 класса / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов. – М. : ООО Фирма «Издательство АСТ» , 2008. – 320 с.

  6. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. Я. Ястребов; под редакцией Б. В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 397 с.

  7. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник /Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко и др. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 176 с.

  8. Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.

  9. Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.

  10. Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.

  11. Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.

  12. Портал Правительства России: http://government.ru.

  13. Портал Президента России: http://kremlin.ru.

  14. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html.




  • Другое
Автор Сомова Галина Анатольевна
Дата добавления 10.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 321
Номер материала MA-073320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»