Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Методические указания для выполнения лабораторных работ по разделу «Разработка и эксплуатация локальных БД»

Методические указания для выполнения лабораторных работ по разделу «Разработка и эксплуатация локальных БД»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Мурманской области

«Мурманский колледж экономики и информационных технологий»








Методические указания

для выполнения лабораторных работ


по разделу «Разработка и эксплуатация локальных баз данных»



МДК 2.2 Технология разработки и защиты баз данных


профессионального модуля

ПМ-02 РАЗРАБОТКА И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ



для специальности

09.02.03 Программирование в компьютерных системах





Мурманск

2017 г.

Методические указания для выполнения лабораторных работ по разделу «Разработка и эксплуатация локальных баз данных» МДК 02.02 «Технология разработки и защиты баз данных» профессионального модуля ПМ-02 «Разработка и администрирование баз данных» разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в компьютерных системах базовый курс.



Разработчик:

Егорова Наталья Александровна – преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»





Лабораторная работа 1. Анализ предметной области


Цель: научиться выполнять анализ предметной области, выявлять информационные потребности пользователей


Порядок выполнения работы:

В соответствии с индивидуальным заданием

  1. Обследовать предметную область.

  2. Выявить пользователей базы данных.

  3. Определить информационные потребности пользователей, сформулировать функции приложения.

  4. Описать входную и выходную информацию.

  5. Определить ограничения на предметную область.


Оформление отчета

В отчет по лабораторной работе включить следующие разделы:

  1. Пользователи базы данных.

  2. Описание технологии.

  3. Перечень функций базы данных.

  4. Ограничения предметной области.

  5. Описание входной и выходной информации (в виде таблицы).


Контрольные вопросы:

  1. Что такое предметная область?

  2. Какие основные требования к базе данных?

  3. Что такое модель данных? Какие существуют модели данных? Какая модель реализована в вашей базе данных?

  4. Каковы основные этапы проектирования баз данных?



Индивидуальное задание 1

Проект ПОЛИКЛИНИКА

Поликлиника оказывает различные медицинские услуги. Прием пациентов осуществляется врачами строго по талонам. Для врача каждой специальности определен набор талонов, используемый ежедневно. На каждого пациента заводится медицинская карта.

Оплата услуги осуществляется после приема и постановки диагноза. Стоимость визита к врачу зависит от категории врача (1-я, 2-я, 3-я) и цели посещения: консультация, обследование, лечение и др. Некоторым пациентам предоставляется скидка на обслуживание.

Необходимо спроектировать базу данных ПОЛИКЛИНИКА, информация которой позволит хранить сведения о заболеваниях пациентов, частоте их обращения, загрузке врачей, выручке от оказания медицинских услуг и др.

В БД должна храниться информация:

  • о врачах: Ф.И.О. врача, специальность, категория;

  • пациентах: номер медкарты, Ф.И.О. пациента, дата рождения, адрес, пол, скидка на обслуживание (%);

  • ежедневном приеме пациентов: номер талона на прием к врачу, дата визита, цель посещения, стоимость визита (руб.);

  • диагнозах: код диагноза, наименование диагноза.

При проектировании БД необходимо учитывать следующее:

  • врач осуществляет по талонам ежедневно несколько приемов. Каждый прием осуществляется одним врачом;

  • пациент может приходить на прием к одному врачу несколько раз. На прием по талону приходит только один пациент;

  • один и тот же диагноз выставляется на приеме нескольким пациентам. На одном приеме выставляется один диагноз.

Кроме того следует учесть:

  • каждый врач обязательно принимает пациентов, которые взяли талон. Каждый прием обязательно осуществляется врачом;

  • каждый пациент обязательно приходит на прием по талону. На каждый прием обязательно приходит пациент;

  • возможный диагноз не обязательно выставляется на приеме (его может не быть у принятых врачом пациентов). На приеме обязательно выставляется диагноз.



Индивидуальное задание 2

Проект ГИБДД

ГИБДД города производит регистрацию автомобилей. Инспектора дорожно-патрульной службы следят за безопасностью дорожного движения. В случае нарушения правил дорожного движения к водителям применяются меры взысканий. Виды нарушений и меры взысканий определяются Кодексом об административных правонарушениях.

Необходимо спроектировать базу данных ГИБДД, информация которой будет использоваться для подведения статистики совершаемых водителями нарушений правил дорожного движения; выявления водителей, многократно совершающих нарушения правил дорожного движения; определения наиболее аварийных районов города, размера штрафа за совершенное нарушение и др.

В БД должна храниться информация:

  • о водителях: номер водительского удостоверения, Ф.И.О., адрес, телефон;

  • автомобилях: номер автомобиля, марка, модель, цвет, год выпуска, дата регистрации в ГИБДД;

  • нарушениях правил дорожного движения: код нарушения, вид нарушения (превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и др.), штраф за нарушение, предупреждение сделать или не сделать (Да/Нет), срок лишения права управления автомобилем (диапазон месяцев. Например, срок за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения составляет 12 – 36 месяцев);

  • взысканиях с водителей-нарушителей: код нарушения, дата и время нарушения, номер водительского удостоверения, район совершения нарушения, размер штрафа, оплачен штраф или не оплачен (Да/Нет), срок лишения права управления автомобилем (количество месяцев, определяемое инспектором по Кодексу об административных правонарушениях), личный номер инспектора ДПС, установившего нарушение.

При проектировании БД необходимо учитывать следующее:

  • водитель может иметь несколько автомобилей. Автомобиль принадлежит одному водителю;

  • водитель может получить несколько взысканий (он может совершить несколько нарушений). Взыскание применяется к одному водителю;

  • одному и тому же нарушению могут соответствовать несколько взысканий (взыскания к водителям могут применяться за один и тот же вид нарушения). Взысканию соответствует единственное нарушение.

Кроме того следует учесть:

  • каждый водитель обязательно имеет автомобиль (ГИБДД хранит сведения только о тех водителях, которые зарегистрировали автомобиль). Каждый автомобиль обязательно принадлежит водителю (ГИБДД хранит сведения только о зарегистрированных автомобилях);

  • водитель не обязательно получает взыскания (водитель может не совершить ни одного нарушения). Каждое взыскание обязательно применяется к водителю;

  • нарушению не обязательно соответствует взыскание (нарушение может ни разу никем не совершаться). Каждому взысканию обязательно соответствует нарушение.


Лабораторная работа 2. Нормализация отношений, построение

инфологической модели БД


Цель: научиться создавать универсальное отношение, выполнять нормализацию отношений, выделять информационные объекты, строить инфологическую модель БД.


Порядок выполнения работы:

  1. Создать универсальное отношение (при заполнении кортежей предусмотреть все возможные варианты).

  2. Выполнить нормализацию отношений.

  3. Выделить информационные объекты.

  4. Составить справочники.

  5. Построить инфологическую модель БД на языке «Таблицы-связи».


Содержание и оформление отчета

  1. Представить универсальное отношение.

  2. Нормализованные таблицы, справочники.

  3. Перечень объектов и атрибутов в виде таблицы. Обозначить ключевые поля. Описать зависимости между атрибутами.


Таблица 1 - Перечень объектов и атрибутов

Информационный объект

Атрибуты




  1. Инфологическая модель БД (схема БД) на языке «Таблицы-связи».


Контрольные вопросы:

        1. Что такое универсальное отношение?

        2. Что называют нормализацией? Каковы её цели?

        3. Какие существуют нормальные формы?

        4. Что такое информационный объект, атрибут?

        5. Что такое ключевое поле? Какие виды ключей существуют?

        6. Что называют инфологической моделью?

        7. Какие существуют типы связей между ИО?



Лабораторная работа 3. Определение структуры таблиц

Цель: научиться проектировать структуру таблиц


Порядок выполнения работы:

  1. На основе инфологической модели спроектировать таблицы базы данных.

  2. Определить названия таблиц.

  3. Определить состав и названия полей в таблицах.

  4. Определить тип и свойства полей. Использовать различные типы полей и различные свойства полей:

  • формат поля;

  • число десятичных знаков;

  • маска ввода;

  • подпись;

  • значение по умолчанию;

  • условие на значение;

  • сообщение об ошибке.

  1. Выделить ключевые поля.


Контрольные вопросы:

  1. Какую базу данных называют реляционной?

  2. Какими свойствами должна обладать реляционная таблица?


Лабораторная работа 4. Создание файла базы данных. Создание

структур таблиц и схемы данных


Цель: научиться создавать файл БД, структуру таблиц и схему данных


Порядок выполнения работы:

  1. Создать файл БД, присвоить имя БД в соответствии с предметной областью индивидуального варианта.

  2. Установить пароль на БД.

  3. Создать структуры таблиц БД.

  4. Просмотреть видео-урок «Создание схемы данных в Microsoft Access».

  5. Создать схему данных БД.

  6. Заполнить таблицы данными.

  7. Подготовиться к контрольным вопросам.

  8. Продемонстрировать результат работы.





Контрольные вопросы:

  1. Перечислить объекты Microsoft Access.

  2. Что такое объект БД таблиц?

  3. Какие существуют способы создания таблиц?

  4. Как создается таблица в режиме Конструктора?

  5. Назовите типы данных в Microsoft Access.

  6. Какие могут быть заданы свойства для полей таблицы?

  7. Что называют схемой данных?

  8. Какие существуют типы связей между таблицами? Какие типы связи в вашей БД?


Лабораторная работа 5. Создание экранных форм базы данных


Цель: научиться создавать и корректировать однотабличные и многотабличные формы, создавать вычисляемые поля в формах


Порядок выполнения работы:

  1. Создайте формы для таблиц со справочной и учетной информацией, используя Мастер форм и Конструктор форм.

  2. Формы, созданные с помощью Мастера форм, откорректируйте в режиме Конструктора.

  3. С помощью группы Элементы управления вкладки Конструктор добавьте на каждую форму кнопки для добавления и удаления записи, кнопки перехода к следующей и предыдущей записи, кнопку для поиска записей, кнопку для выхода из формы.

  4. Добавьте на формы, где это необходимо кнопки для открытия других форм (справочники).

  5. Отключите кнопки перехода и закрытия формы с помощью Окна свойств (открыть форму в режиме Конструктора, на вкладке Конструктор нажать кнопку Страница свойств, далее в открывшемся окне выбрать вкладку Макет, найти свойства Кнопки навигации и Кнопка закрытия, выбрать значение Нет).

  6. Создайте форму, содержащую вычисляемое поле (или добавьте вычисляемое поле в уже созданную форму).

  7. Создайте многотабличные формы.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое формы? Для чего создаются формы?

  2. На основе каких объектов БД создаются формы?

  3. Какие существуют виды форм?

  4. Какие существуют способы создания форм?



Лабораторная работа 6. Создание запросов на выборку, на обновление, удаление и добавление данных в БД, перекрестных запросов


Цель: научиться создавать различные запросы на выборку, на обновление, удаление и добавление данных в БД, перекрестных запросов, создавать вычисляемые поля в запросах, использовать группировку в запросах


Порядок выполнения работы:

  1. В соответствии с индивидуальным заданием создайте запросы следующих типов:

  • запросы на выборку по различным критериям;

  • запросы на выборку с параметром;

  • запросы на выборку с вычисляемыми полями;

  • запросы на выборку с группировкой данных;

  • запрос на добавление данных (в один из справочников по выбору);

  • запрос на обновление;

  • запрос на удаление;

  • перекрестный запрос.

  1. В базе данных должны быть созданы все запросы для реализации функций предметной области и формирования выходных документов.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое запрос?

  2. На основе каких объектов БД строятся запросы?

  3. Какие существуют типы запросов?

  4. Что такое запрос с параметром?

  5. Для чего в запросах используется группировка?

  6. Как в запросе создать вычисляемое поле?





  • Другое
Автор Егорова Наталья Александровна
Дата добавления 19.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 194
Номер материала MA-072772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы