Инфоурок Информатика Другие методич. материалыМетодические рекомендации «Создание и использование алгоритмов учащимися при подготовке к экзамену по информатике».

Методические рекомендации «Создание и использование алгоритмов учащимися при подготовке к экзамену по информатике».

Скачать материал

Методические рекомендации «Создание и использование алгоритмов учащимися при подготовке к экзамену по информатике».

У нас в школе достаточно большое количество учеников, выбирающих на итоговую аттестацию 9 и 11 класса предмет информатику, а, следовательно, на уроке мы рассматриваем задания, вынесенные на аттестацию. На протяжении нескольких лет практикую методику подготовки к экзаменам - создание алгоритмов совместно с учениками. На примере решения экзаменационных задач ЕГЭ по теме «Логика» (задания №2 и №18) предлагаю конкретные, действующие алгоритмы, созданные и апробированные учениками 10 класса этого учебного года.

В рабочей программе профильного курса «Информатика и ИКТ», для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений отводится 4 часа в неделю.

Разделу «Логические основы обработки информации» отводится 17 часов включая теорию и практику. Рассматриваются следующие темы «Логика и логические операции. Логические формулы и функции. Логические формулы и логические схемы. Методы решения логических задач. Логические функции на области числовых значений.»

На экзамене раздел «Логика» представлен в 4 заданиях: 2, 17, 18, и 23.

Задание 2 (базовый уровень, время – 3 мин). Тема: Построение и анализ таблиц истинности логических выражений.

Задание 17 (повышенный уровень, время – 2 мин). Тема: Составление запросов для поисковых систем с использованием логических выражений.

Задание 18 (повышенный уровень, время – 3 мин). Тема: Основные понятия математической логики.

Задание 23 (высокий уровень, время – 10 мин). Тема: Преобразование логических выражений.

Раздел «Логические основы обработки информации» достаточно непростой в области информатики и судя по заданиям на итоговую аттестацию постоянно претерпевают усложнения. И за малое количество времени (уроки) необходимо с учениками освоить теоретические знания и на практике научиться применять полученные знания.

Изучение темы мы выстраиваем по следующему плану:

-       изучение нового материала: вспоминаем материал 9 класса (логические операции),

-       знакомство с законами логики, кратко фиксирование материала в тетради в виде таблицы, знакомство с методами решения логических задач, знакомство с логическими схемами;

-       применение полученного материала на практике.

Используя задания с сайта Полякова и открытый банк заданий подготовки к экзамену на ФИПИ, я предлагаю учащимся решить задания увеличиваю сложность. Ребята предлагают по очереди различные способы решения (порой на интуитивном уровне). Мы выбираем наиболее нам понятное, корректируем и разрабатываем алгоритм, проверяем на нескольких примерах, полученный алгоритм, доводим его до совершенства. Для подготовки к экзамену используем нами разработанный и принятый алгоритм. Составленный самими учениками алгоритм для них более понятен и остается в памяти на более долгое время. А также мы учимся именно составлению алгоритма, что в жизни для выполнения различных дел не маловажно. Каждый год ученики составляют свой алгоритм, понятный им.

Сегодня мы, представим алгоритмы и их использование на примере заданий ЕГЭ в №2 и №18.

Рассмотрим задание №2. Ваша задача ребята показать правильное решение, используя алгоритмы, составленные вами. Показать так, чтобы всем присутствующим было понятно и не возникло вопросов. Во время решения, все ученики внимательно контролируют решение и задают вопросы если такие возникают. Или указывают на ошибки, если такие возникнут в ходе решения.

Для удобства работы задания распечатаны на карточках.

Пример 1

x1

x2

x3

x4

x5

x6

F

0

1

 

 

 

 

1

 

 

1

1

 

 

1

 

 

 

 

0

0

0

Дан фрагмент таблицы истинности для выражения F:

Каким выражением может быть F?

1)  ¬x1 Ù ¬x2 Ù x3 Ù  ¬x4 Ù ¬x5 Ù x6

2)  x1 Ú x2 Ú x3 Ú  x4 Ú ¬x5 Ú ¬x6

3)  x1 Ù ¬x2 Ù ¬x3 Ù  x4 Ù ¬x5 Ù ¬x6

4) x1 Ú x2 Ú ¬x3 Ú  ¬x4 Ú x5 Ú x6

(Ответ 4)

Алгоритм

1.     Прочитать условие задачи.

2.     Подставить предложенные значения.

3.     Сравнить с результатом в таблице. (возможны двоякие ответы, так как не все значения в таблице известны)

4.     Сделать вывод.

5.     Записать ответ.

Пример решения

x1

x2

x3

x4

x5

x6

F

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

0

Пример 2

Дан фрагмент таблицы истинности для выражения F:

Укажите максимально возможное число различных строк полной таблицы истинности этого выражения, в которых значение выражения x3 Ù x4 не совпадает с F. 

(ответ 63)

Алгоритм

1.     Прочитать условие задачи, выделить и подчеркнуть ключевые слова.

2.     Выполнить предложенное действие.

3.     Отметить совпадения по таблице.

4.     Найти общее количество строк, используя формулу N=2i, где N - количество строк, i -количество переменных.

5.     Проанализировать и сделать вывод: если найти максимальное, то max=из всего вычесть совпало; если найти минимальное, min= совпало.

6.     Записать ответ

Пример решения

Пример 3

?

?

?

F

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

 Логическая функция F задаётся выражением (a Ù b) Ú (a Ù ¬c). Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных a, b, c.

В ответе напишите буквы a, b, c в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы. (Ответ bca)

Алгоритм

1.     Прочитать условие задачи, выделить и подчеркнуть ключевые слова.

2.     Записать выражение, используя математические обозначения

3.     Выполнить математические преобразования, если это возможно.

4.     Проанализировать и сделать вывод: если главным действием является умножение, то возьмем из таблицы строки с 1, если сложение, то строки с 0.

5.     Подставить, сделав предположения и осуществить проверку.

6.     Записать ответ.

Пример решения

 

Рассмотрим задания №18

Пример 1.

На числовой прямой даны два отрезка: P = [25, 37] и Q = [32, 47]. Отрезок A таков, что формула ((x Î A) Ù ¬(x Î P)) ( (x Î P) Ù (x Î Q)) тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной х. Какова наибольшая возможная длина отрезка A? (Ответ 12)

Алгоритм

1.     Прочитать условие задачи, выделить и подчеркнуть ключевые слова.

2.     Осуществить замену.

3.     Используя законы логики упростить выражение.

4.     Используя числовые прямые отметить отрезки

5.     Проанализировать и сделать вывод: А - закрыть пустоту, Не А - не попасть в пустоту.

6.     Записать ответ.

Пример решения

Пример 2.

 Элементами множества А являются натуральные числа. Известно, что выражение

¬(x Î {2, 4, 6, 8, 10, 12}) Ú (¬(x Î {3, 6, 9, 12, 15}) (x Î A))

истинно (т. е. принимает значение 1) при любом значении переменной х. Определите наименьшее возможное значение произведения элементов множества A.  (ответ 640)

Алгоритм

1.     Прочитать условие задачи, выделить и подчеркнуть ключевые слова.

2.     Осуществить замену.

3.     Используя законы логики упростить выражение.

4.     Используя числовые прямые отметить точки

5.     Проанализировать и сделать вывод: А - закрыть пустоту, Не А - не попасть в пустоту.

6.     Найти произведение, сумму или количество выбранных элементов

7.     Записать ответ.

Пример решения

 

Пример 3. 

 Введём выражение M & K, обозначающее поразрядную конъюнкцию M и K (логическое «И» между соответствующими битами двоичной записи). Определите наименьшее натуральное число A, такое что выражение

(x & 21 = 0) Ú ( (x & 11 =  0) ®  (x & A ¹ 0) )

тождественно истинно (то есть принимает значение 1 при любом натуральном значении переменной x)?  (Ответ 20)

Алгоритм

1.     Прочитать условие задачи, выделить и подчеркнуть ключевые слова.

2.     Осуществить замену.

3.     Используя законы логики упростить выражение.

4.     Получить двоичный код чисел, одинаковый по количеству разрядов.

5.     Выписать степени разрядов, где истинно - 1, ложно- 0

6.     Изобразить числовую прямую, включая все степени и отметить на ней выписанные номера разрядов.

7.     Проанализировать и сделать вывод: если найти не А, то фиксируем все двойные значения и находим сумму два в степени фиксированных значений, если просто А, то сумма два в степени всех не двойных значений.

8.     Записать ответ.

Пример решения

 Пример 4. Данный тип задач вызывает наибольшее затруднение. При решении задач такого типа, ребята заметили закономерность и составили опорный конспект в виде таблицы.

наименьшее

наибольшее

Алгоритм:

1.     Разложить на множители (солнышко).

2.     Вычеркнуть одинаковые.

3.     Ответ берем из положительного С (наименьшее из оставшихся).

или

Закрыть не (берем отрицательное значение)

НОК (наименьшее общее кратное)  (число больше или равно этим числам)

НОК (наименьшее общее кратное)  (число больше или равно этим числам)

Берем наименьшее  В или С

НОД (наибольший общий делитель)

Алгоритм:

1.     Разложить на множители (солнышко)

2.     Вычеркнуть разные

3.     Выбрать наибольшее из оставшихся.

Пример 4.

Обозначим через ДЕЛ(n, m) утверждение «натуральное число n делится без остатка на натуральное число m». Для какого наименьшего натурального числа А формула

ДЕЛ(x, A) ® (¬ДЕЛ(x, 28) Ú ДЕЛ(x, 42))

тождественно истинна (то есть принимает значение 1 при любом натуральном значении переменной х)?

Алгоритм

1.     Прочитать условие задачи, выделить и подчеркнуть ключевые слова.

2.     Выполнить замену.

3.     Используя таблицу определить алгоритм.

4.     Выполнить задание по алгоритму из таблицы.

5.     Записать ответ.

В завершении нашей встречи хочу отметить, что на своих уроках я формирую и развиваю следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

      отстаивать свою точку зрения, аргументируя её,

      слушать других,

      быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные:

      осуществлять поиск информации из различных источников,

      выполнять анализ,

      выстраивать логическую цепь рассуждений,

      уметь передавать информацию в сжатом виде;

      умение составлять алгоритм.

Регулятивные:

      понимать причины своего неуспеха и нахождение способов выхода,

      формулировать цели,

      осуществлять действия по алгоритму.

Личностные:

      проявлять интерес к новому содержанию,

      оценивать усвоение материала.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации «Создание и использование алгоритмов учащимися при подготовке к экзамену по информатике»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методика "Создание и использование алгоритмов учащимися при подготовке к экзамену по информатике" используется на уроках. На примере решения экзаменационных задач ЕГЭ по теме «Логика» (задания №2 и №18) предлагаю конкретные, действующие алгоритмы, созданные и апробированные учениками 10 класса этого учебного года.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.06.2020 177
    • DOCX 5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мадьяров Наиль Калимуллович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мадьяров Наиль Калимуллович
    Мадьяров Наиль Калимуллович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 103772
    • Всего материалов: 248

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 102 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек