Методика обучения письму цифр включает следующие этапы:
1. Анализ образца. Прежде чем приступить к объяснению написания цифры,
необходимо показать детям ее образец, вместе рассмотреть его, выяснить, из
каких элементов состоит цифра (палочки, закругления, волнистая линия), в каких
цифрах эти элементы уже встречались.
2. Демонстрация педагогом наглядного написания цифр. Показ учителем
написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, какая линия
проводится, где она начинается, в каком направлении ведется и где
заканчивается, какой будет следующая линия.
3. Подготовка к написанию цифр:
а) «письмо в воздухе» - дети, взяв ручки, в
воздухе повторяют порядок и последовательность написания цифры, что позволяет
запомнить общее движение руки;
б) письмо по кальке или пластмассовому трафарету
– следующий этап, помогающий перейти к написанию цифры нужного размера.
4. Письмо цифр детьми. За написанием первых цифр педагог должен понаблюдать,
чтобы своевременно подкорректировать правильность написания.
Приступая к обучению написанию цифр, педагогу
необходимо помнить следующее:
• все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее
половине и «опираются» на правую ее сторону;
• ширина цифры должна быть примерно в 2 раза
меньше ее высоты.
Гигиенические правила письма:
• сидеть надо прямо, не касаясь грудью
стола;
• ноги должны стоять всей ступней на полу или
подставке;
• голову при письме необходимо склонять чуть
влево (для тех, кто пишет правой рукой) и вправо (для тех, кто пишет левой
рукой);
• ручку следует держать тремя пальцами: большим,
указательным и средним, а безымянный и мизинец при этом необходимо подогнуть к
ладони. Пальцы от стержня располагаются на расстоянии 1-1,5см;
• тетрадь лежит под углом к краю стола. Начало
строки на странице, где идет работа, приходится на середину груди;
• нельзя менять наклон тетради во время письма.
Шестилетний ребенок во время письма быстро
утомляется, так как еще не в полной мере окреп его позвоночник, недостаточно
развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Перед
письмом, во время, а также после письма ему требуется подготовить руку,
расслабить мышцы, изменить позу. В этом могут помочь следующие упражнения:
• соедините руки ладонями вместе и вытяните их
вперед. Разведите кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
• сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы
получился кулак. По одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой
рукой;
• вытяните руки вперед перед грудью. Пальцы
правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы правой руки. Пальцы правой руки
сожмите в кулак. Разожмите пальцы левой руки. Выполняйте попеременно;
• ладони вместе, пальцы сцеплены в замок.
Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы;
• руки с разведенными пальцами положите на стол.
Поочередно постукивайте по столу каждым пальцем то одной, то другой руки.
В каждую физкультминутку необходимо включать 2-3
упражнения.
Комментарий к написанию цифр:
Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых
короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать ее немного
выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную
наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.
Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и
волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию
вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине
нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию
(вверх, вниз, вверх).
Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов.
Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части
клетки, что и цифру 2). Начало написания первого элемента цифры 3 очень похоже
на первый элемент цифры 2. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и,
не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного
больше верхнего.
Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую
палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру
клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть
выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней
стороны клетки.
Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого
полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая
палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как
и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут малый правый
полуовал такой же, как второй элемент у цифры 3. Затем вверху слева направо
пишется последний элемент (слегка прогнутая вниз палочка). Начало его совпадает
с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу
клетки.
Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого
полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. В
правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал,
касаются середины нижней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляя ее влево
немного выше середины клетки.
Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой
палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны
клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента
цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры 2 (движение ручки
вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на
нижней линии клетки, а у семерки – под верхней линией клетки. Из верхнего
правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у
цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку
примерно посередине.
Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний
овал немного меньше нижнего. Начинают писать ее немного ниже и правее середины
верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу
клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и
поднимаются вверх к начальной точке.
Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала.
Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки (примерно там,
где и начало цифры 6), ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки,
затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый
полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.
Цифра 0 представляет собой овал. Начинают писать цифру
немного ниже верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается
написание цифр 6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В
правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал,
касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведется вверх к
исходной точке.
Примечание: Нельзя добиваться от детей устного воспроизведения
последовательности написания цифр. Взрослый помогает ребенку проговаривать
вслух производимые действия: отступаю 2 клетки вниз, одну клетку в сторону,
веду линию из уголка на середину нижней стороны клетки, вверх, вниз, вверх и
т.д.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.