Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Методические рекомендации «интеллектуальные игры»

Методические рекомендации «интеллектуальные игры»

Методические рекомендации «Экологические игры»


Игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Очень важно уметь применять ее в развитии и образовании обучающихся всех возрастов, в том числе и в воспитании экологической культуры.


Цель: Рассказать о возможности применения экологических игр в воспитании экологической культуры обучающихся.


Задачи:

1. Определить понятие – игра

2. Значение игры в образовательном процессе и в жизни в целом

3. Значение экологических игр

4. Требования к экологическим играм

5. Виды экологических игр


Игра - сложное социально-психологическое явление, это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека.

Бесспорно, игра стала одним из самых популярных видов человеческой деятельности. Играют дети, школьники, студенты, дипломированные специалисты. Игра заполонила телеэкран развлекательными шоу-программами, стала необходимым атрибутом праздников и обрядов, проникает в солидные учреждения в виде деловых, ролевых и коммуникативных игр.

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей она имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства».


Для детей игра – это спонтанная, прирожденная, полная радости своеобразная деятельность ребенка, которая происходит не ради какой-либо внешней цели, а для собственного удовольствия. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Наиболее простым и одновременно гениальным остается объяснение игры, сделанное автором “Приключений Тома Сойера” Марком Твеном “Игра – все, что мы делать не обязаны”.

Из этого утверждения выплывают важнейшие характеристики игры. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Следовательно, игра для ребенка – это обстоятельства, в которых он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышено. Именно в такой непринужденной ситуации, незаметно для себя, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить. Умение создать игровую ситуацию, перенести участников в иную, частично условную, плоскость реальности, задержать течение времени и вызвать восхищение – все это является проявлением высокого профессионализма организатора игровой деятельности. 


Одно из актуальных направлений в современной педагогике – экологическое воспитание подрастающего поколения. Под «экологическим воспитанием» детей понимают воспитание любви к природе, а значит, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно научить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, то стоит подобрать, придумать такие игры, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие проблем и знаний.


Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

- Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования школьников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Игры для детей отличаются большим разнообразием. Все это чрезвычайно затрудняет их классификацию, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.


Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

К ним относятся:


- сюжетно-ролевые

Основной вид творческой игры. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Играя, ребенок отражает в игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их.

При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему можно вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности обучающихся.

Например:

«Дедушка Мазай и зайцы» (5-10 лет)

Задачи: учить обучающихся доброте на примере литературного героя, который помог бедствующим животным.

Содержание и методика: Педагог зачитывает стихотворение Н.А.Некрасова о дедушке Мазае, который спасал зайцев в половодье. Он был добрым человеком. Люди должны помогать животным, попавшим в беду.

Педагог предлагает следующую игру: два-три деда Мазая, у них лодки (обруч), остальные дети – зайцы, которых нужно на своей лодке переправить с одного берега на другой. Спасенные зайцы прыгают вокруг деда Мазая и выражают ему свою благодарность.

На роль Мазая нужно выбрать тех детей, которые чаще других совершают плохие поступки. Когда зайцев спасли, необходимо сделать акцент на том, как замечательно делать хорошие поступки.

- игры-драматизации

Игры-драматизации можно организовать с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила. Игры-драматизации часто включают в содержание детских праздников.

Например:

«Козы, кыш от берез» (5-10 лет)

Задачи: Учить обучающихся беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

Содержание и методика: Дети поют песню Е.Тиличеевой на слова П.Воронько «Березка» (девочки изображают березы, два-три «козленка» прыгают вокруг них, выбегают дети и становятся вокруг берез).

Когда песню спели, защитники берез направляются к ней, отгоняют коз. Дети топают ногами, хлопают в ладоши, все вместе кричат:

-Кыш отсюда, козы!

Козы снимают свои шапочки с рожками, и все вместе с хороводом вокруг берез, поют песню Т.Потапенко на слова Ж.Агаджановой.

Эту игру можно подготовить для праздника «Мы – друзья природы». Важно в качестве защитников берез выбрать мальчиков, которые часто проявляют агрессивность к живому: ломают деревья, кусты, обижают животных. Такая роль должна положительно повлиять на их поведение, тем более, если они будут неоднократно репетировать ее, готовясь к празднику.


Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначены для детей разного возраста.

Центральное звено таких игр – правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.


К ним относятся:

- дидактические

Среди всего многообразия игр с правилами особое внимание следует уделять дидактическим играм. Уже само название – дидактические – говорит о том, что цель этих игр – умственное развитие детей.

Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов проводить сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на:


- предметные игры

Это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д. ).

Например:

«Цветы и семена» (7-10 лет)

Задачи: закрепить названия ранее изученных садовых цветов, умение определять название цветов по их семенам, научить обучающихся видеть и воспринимать их красоту, уважать труд людей, посадивших цветы для общей радости.

Содержание и методика: Педагог читает стихотворение Т.Собакина: «Если я сорву цветок…», подводит к тому, что нельзя рвать цветы на газонах, клумбах, что цветы сажают, для того чтобы было красиво и люди любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.

Для игры выдают семена садовых растений (виола, бархатцы, календула), которые ранее дети сами собирали и карточки с изображением цветов. Дети должны выбрать карточки с изображением тех цветов, которые соответствуют предложенным семенам. Можно предложить выбрать те цветы, которыми бы дети хотели украсить клумбы.

- настольно-печатные игры

Направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д.

Например:

«Времена года» (5-10 лет)

Задачи: учить обучающихся различать признаки времен года. Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят.

Содержание и методика: Педагог раздает детям картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, так, чтобы у всех были представлены все сезоны года. Дети должны показать картинку с изображением того сезона, о котором говориться в стихотворении, прочитанном педагогом.


- словесные игры

Словесно-дидактическими играми можно скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Например: «Народные изречения» (7-12 лет)

Задачи: Научить детей запоминать мудрые изречения, помочь понять смысл и их значение. Учить детей наблюдать, подтверждается та или иная примета.

Содержание и методика: Озвучивается первая часть изречения, необходимо продолжить вторую. Игру может проводить ведущий, тогда каждая команда отвечает по очереди. Если команда одна, то ведущий кидает мяч тому, от кого хочет услышать ответ, а тот отвечает и возвращает мяч ведущему. В игре могут участвовать две команды, которые по очереди предлагают продолжить изречения. Эту игру можно использовать на празднике «Мы - друзья природы. К игре детей готовят заранее, изучая народные изречения. Важно, чтобы дети давали не точное, а осмысленное продолжение фразы.


Очень интересны детям игры в загадки-описания – в них они упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Например: «Прогулка по лесу» (5-10 лет)

Задачи: Рассказать обучающимся о дарах природы, которые нам дает лес. Привить культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему: что там растет и живет.

Содержание и методика: Педагог предлагает отгадать загадки на тему лесной фауны. Потом резюмирует, что лес щедрый друг, и если правильно себя вести (вспоминает вместе с детьми правила поведения в лесу), тогда лес не скупясь, одарит людей.


- подвижные

Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.

Например:

«Ласточки и мошки» (5-10 лет)

Задачи: объяснить обучающимся, что птицы очень полезны, что многие из них истребляют назойливых и вредных насекомых.

Содержание и методика: Педагог спрашивает у детей:

- Кого кусали комарики и мошки? Многих. А вот ласточки их ловят и уничтожают. Ласточки – очень полезные птицы.

Зачитывает следующие слова:

- Ласточка-касаточка день-деньской летает, покоя не знает: ловит мошек, кормит своих крошек.

Предлагает детям поиграть. Ласточка ловит мошек. Того, кого «ласточка» коснется рукой, становиться тоже «ласточкой», и уже вдвоем ловят «мошек». Игра продолжается до тех пор, пока все «мошки не станут ласточками».


Итак, игра развлекает, развивает, нарабатывает навыки, как и положено любой игре. Ведь игра всегда модель жизни. Кроме того, игра обязательно обучает, в данном случае экологии. Повторим главную мысль, диктующую организацию игры, в ней должна присутствовать экологическая компонента, причем именно она должна быть внятно донесена до сознания играющего и закреплена в нем как экологическое правило, приспособление, прием, используемый организмами. Без этого игра становится непригодной для экологического обучения и воспитания. Сколько бы в ней не было призывов обратить внимание на красоту природы и полюбить все живое, она не станет от этого экологической.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.



Список используемой литературы:


1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. Группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 144 с.: ил.


2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.: ил.


3. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.)». В 2 ч. Ч 2. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.


4. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада/ Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Сост. Л.А. Каменева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с., ил.

  • Другое
Автор Годеев Александр Алексеевич
Дата добавления 12.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 264
Номер материала MA-072580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»