Главная / Начальные классы / Методические рекомендации "Арт – технологии в коррекционной работе учителя начальной школы"

Методические рекомендации "Арт – технологии в коррекционной работе учителя начальной школы"

Скачать материал

«Причины несформированности мелкой моторики у детей. Использование приёмов арт – технологии в преодолении проблемы»


Ефимова Вера Николаевна

учитель начальных классов,

МАОУ «Гимназия №4»


Введение

Говоря об актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей, достаточно обратиться к статическим данным: за последние 20 лет число детей с нарушениями речи выросло в 6 раз. «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Работая в начальной школе, я заметила, что большинство детей – логопатов имеют слабо развитую мелкую моторику. Результаты наблюдения за детьми младшего школьного возраста, диагностические задания (шнуровки, штриховки и т.д.) подтвердили это утверждение.

Нарушения речи у детей младшего школьного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

Рассматривая проблему в физиологическом плане, обратимся к трудам русского физиолога Ивана Сеченова. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Отечественные психологи: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская, показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребёнка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей дошкольного возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению.

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авторские дидактические игры с предметами Л. Павловой. Известный исследователь детской речи, советский педагог М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Особенности общей и мелкой моторики у детей

В младшем школьном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застёгивание и расстёгивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Неловкость движений младших школьников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей. Так, их рисунки выполнены нетвёрдыми, кривыми линиями, отдалённо передающими контур предмета.

Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят своё отражение и в их речевой деятельности.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Нарушения мелкой моторики может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учёбе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в младшем школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала даёт возможность мне сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Арт – технологии в коррекционной работе учителя начальной школы.

Для успешной коррекционной работы необходим комплексный подход к обучению. В дополнение к общепринятым пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всей начальной школы.

Поэтому тренировка движений пальцев 
рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и имеет большое значение.

Я заметила, что приёмы атр – технологий позитивно воспринимаются детьми.  Эти методы нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Кроме того, для некоторых детей характерны нарушения в эмоционально – волевой сфере, которые проявляются или в агрессивности и беспокойстве, или, напротив, в вялости и пассивности. Кроме развития мелкой моторики арт – технологии благотворно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой. Важная роль отводится ей в педагогическом направлении арт-терапии, получившей наиболее широкую известность в середине XX века. Актуальность данной отрасли в системе педагогического образования в настоящее время признается многими учеными.

Арт-терапия как новое интегративное направление, заимствует фундаментальные теории в педагогике, психологии, психотерапии и в искусстве, прежде всего, изобразительном. Теоретический и практический опыт арт-терапии значим для развития системы педагогических наук. В частности, отмечается очевидная взаимосвязь арт-терапии с коррекционной педагогикой.

Исходя из понятия «терапия» (от греч. – забота, уход, лечение) особый статус в педагогическом направлении приобретает забота о ребенке. Арт-терапия базируется на взаимодействии участников процесса (взрослый – ребенок). С этой точки зрения можно рассматривать арт-терапию как процесс сопровождения, являющийся основополагающим в личностно-ориентированном подходе к обучению детей с недостатками речевого развития.

Использование приёмов арт – технологии в преодолении проблемы неразвитости мелкой моторики детей.

В понятие арт – технологии входят разнообразные компоненты. Я считаю изотерапию наиболее действенным приёмом в развитии мелкой моторики руки.

Изобразительная деятельность напрямую сопряжена и направлена на развитие важнейших функций организма – зрительного восприятия, двигательной координации, речи, мыслительной деятельности.

Более подробно я хочу остановиться на отдельных приёмах изотерапии.

Рисование пальцами.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребёнка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребёнка.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребёнку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

Рисование пластилином (пластилинография).

Зачем рисовать пластилином? — спросите вы. Очень просто. Далеко не каждый научился писать маслом. Этому в школе не учат. А создать рельефный шедевр хочется уже сегодня. Пожалуйста, к вашим услугам пластилин. Пластилином можно не только лепить, но и с помощью его рисовать.

Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позволяют добиваться следующих результатов:

- улучшает речевое развитие детей;

- формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками;

- развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца работу, увидеть свой конечный результат);

- развивается общая и мелкая моторика.

С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:

раскатывать «колбаски» и «шарики»,

сплющивать «лепешки»,

вытягивать пластилин,

слеплять детали друг с другом.

Регулярная работа с пластилином уже к младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

выполнение декоративных налепов разной формы,

прищипывание,

сплющивание,

оттягивание деталей от общей формы,

плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В

и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».


Обрывная аппликация.

Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении. Кроме того, здесь не нужно чётких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполняем работу вместе, придумываем сюжет или выбираем любимого героя.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы с ребятами разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с  помощью гуаши и воды.


В каждом изобразительном материале заложены определённые возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску изобразительных решений.

Включение в процесс обучения детей изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.

Умелое использование нетрадиционных техник с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создаёт «ситуацию успеха» для ребёнка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.


Литература:

  1. А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2012г.

  2. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных исследований, 2012, С.96

  3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005.

  4. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2004. - 272 с

  5. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Издательство: Академия Развития, 2000.

  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

  7. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336.

  8. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007, С.98.





Источники

http://0after.avinar.org/avto/books-3264

http://www.elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/48994-gg-galkina-ti-dubinina-palcy-pomogayut-govorit.html

http://pedlib.ru/Books/1/0269

http://www.solnushki.ru/content/лепим-из-пластилина/библиотека-мастерилка-всгоричева-минагибина-сказку-сделаем-из-глины-тест

http://beriknigi.ru/melkaya-motorika/krupenchuk-o-i-ladushki-palchikovyie-igryi-dlya-malyishey.html

http://libed.ru/knigi-nauka/1201574-1-m-kiseleva-art-terapiya-prakticheskoy-psihologii-socialnoy-rabote-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-obedineniem.php











Методические рекомендации "Арт – технологии в коррекционной работе учителя начальной школы" Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала даёт возможность мне сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Для успешной коррекционной работы необходим комплексный подход к обучению. В дополнение к общепринятым пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всей начальной школы.

Поэтому тренировка движений пальцев
рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и имеет большое значение.

Автор Ефимова Вера Николаевна
Дата добавления 14.06.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 160
Номер материала MA-071438
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы