Ю.Ю. Панкратова,
МБОУ
«Средняя общеобразовательная
школа № 103», г.Барнаул
Роль здоровьесберегающих технологий в
обучении
младших школьников
В условиях внедрения ФГОС второго
поколения в начальной школе ученику предоставляется возможность быть активным
участником познавательного процесса, рассуждать, свободно высказываться, а если
необходимо и доказывать свое мнение. Помимо этого в начальной школе важно
научить ребёнка осознавать себя как часть природы и понимать ответственность
перед обществом за сохранение своего здоровья. Актуальность данной проблемы очевидна и неоспорима. Учёные отмечают, что именно
в младшем школьном возрасте происходит увеличение числа детей, страдающих хроническими
заболеваниями. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса,
несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях,
неблагополучная экологическая ситуация являются одними из главных причин.
Здоровье детей на
сегодняшний день – предмет особой заботы и тревоги всех уровней власти,
педагогов, родителей, широкой общественности. Необходим целый комплекс
мероприятий, организуемых администрацией школы, педколлективом, учащимися и их
родителями в направлении сохранения и укрепления здоровья. Что касается
выполнения норм САНПиН, то каждое учебное учреждение несёт административную
ответственность за их соблюдение. Создание комфортных условий всем
участникам образовательного процесса – одна из основных задач школы. МБОУ «СОШ
№ 103» – одно из старейших общеобразовательных учреждений города Барнаула. Быть
современной школе, имеющей свою 90-летнюю историю, совсем непросто. Однако,
светлые коридоры, «зеленые» зоны в рекреациях, новые софиты в учебных
кабинетах, обновленный интерьер – яркое подтверждение тому, что обновляться
школе не столько возможно, сколько нужно! При этом важно формировать в детях
ценностное отношение к личному здоровью, научить их основам здорового образа
жизни, пробудить в учащихся желание стать здоровой нравственной личностью.
Современный
образовательный процесс включает широкий спектр здоровьесберегающих технологий.
В педагогической практике нашего учебного учреждения
предпочтение отдано здоровьесберегающим образовательным технологиям по Н.К.
Смирнову.
Эксперт
в области психологии здоровья, профессор Никита Константинович Смирнов
определяет здоровьеформирующие образовательные технологии, как все те
психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на
воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Концепцию здоровьесберегающего обучения можно представить следующей логической
схемой (схема 1):
Схема 1
Для реализации здоровьесберегающей
направленности в педагогической деятельности целесообразно применять элементы некоторых
образовательных технологий. Так, например, в центр личностно-ориентированного
обучения ставится личность ребёнка, комфортные условия её развития и
реализации природных возможностей. Главная роль в педагогике сотрудничества
отводится созданию условий для реализации задач сохранения и укрепления
здоровья учащихся и педагогов.
Программа
«Гармония» как нельзя лучше отвечает принципам здоровьесберегающей педагогики.
Технология развивающего обучения позволяет в максимальной степени учесть
способности ученика, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и
условий.
Технология уровневой
дифференциации обучения позволяет осуществлять индивидуализацию обучения,
каждый учащийся выбирает свой уровень для достижения учебных и творческих
задач. Ведётся учёт индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использование
трёхуровневых заданий, в том числе и в контрольных работах.
Целью игровых
оздоровительных технологий является удовлетворение потребностей ребёнка в
движении, стабилизирование эмоций, развитие не только физических, но умственных
и творческих способностей.
В настоящий момент я имею
определенный опыт апробации основных элементов здоровьесберегающих технологий
на практике. Отправной точкой отсчёта стало составление индивидуального «портрета здоровья»
каждого ученика моего класса по результатам диагностики совместно с
педагогом-психологом, медицинским работником школы и учителем физкультуры. «Портрет
здоровья» включает в себя анкетные данные ребёнка, группу здоровья, показатели,
характеризующие рост и развитие, оценку уровня физической подготовленности,
индивидуальные психологические особенности школьника.
С целью
определения состояния здоровья первоклассников
на начало 2014/2015 уч.г. мною совместно со школьным фельдшером и
педагогом-психологом проводился анализ медицинских карт. Мониторинг уровня здоровья
позволил определить следующие показатели: нарушение остроты зрения – 7 чел., заболевания
костно-мышечной системы – 14 чел., ЛОР-заболевания – 8 чел., заболевания
органов дыхания – 6 чел., эндокринная патология – 4 чел., заболевания желудочно-кишечного
тракта – 9 чел., вегетососудистая дистония – 5 чел., аллергические заболевания
– 5 чел. Больше всего поразило то, что из 30 детей,
относительно здоровыми оказались лишь шестеро. Именно данный факт побудил меня
серьёзно подойти к проблеме сохранения здоровья ребёнка в период обучения в
начальной школе.
В связи с этим,
основной целью работы считаю создание здоровьесберегающего образовательного
пространства в классе, в основу которого положены здоровьесберегающие
образовательные технологии Н.К. Смирнова.
Не
секрет, что важной составной частью здоровьесберегающей работы школы является
рациональная организация урока. В соответствии с классификацией этапов урока
(по Рахимову А.З.), на каждом из них имеет смысл применения
здоровьесберегающих элементов следующих педагогических технологий.
На
ориентировочно-мотивационном этапе обязательна
психологическая установка на общение. На первом этапе урока ученики повторяют
не просто прошлый урок, но активизируют все необходимые знания. Таким образом,
происходит выравнивание знаний учащихся для того, чтобы все они находились на
одинаковой стартовой позиции. Происходит активизация творческого потенциала
учащихся, создаётся атмосфера поиска.
На операционально-исполнительском
этапе включаются физкультминутки с развитием первой фазы умственного утомления
у значительной части учащихся класса. При этом учитывается специфика предмета,
иногда присутствуют музыкальное сопровождение, элементы самомассажа и другие
средства, помогающие восстановить оперативную работоспособность. На данном
этапе определяется и фиксируется психологический климат, проводится
эмоциональная разрядка, применяются занимательные и творческие задания,
способствующие раскрытию личности ребёнка, его потенциала. Обязательным
является соблюдение учащимися правильной осанки, допуская свободную посадку за
партой. Уставший ребёнок может постоять за конторкой, продолжая работать с
классом.
Объяснение нового
материала строю посредством проблемно-поискового метода. Так, со 2 класса по
программе «Гармония» вводится особый способ письма – с «окошками»: для развития
орфографической зоркости учащихся, для реализации желания правильно писать, для
психологической разгрузки ребёнка.
Рефлексивно-оценочный
этап характеризуется спокойным, размеренным
темпом окончания урока, ответами учителя на вопросы учащихся. Обязательно
должно быть прокомментировано домашнее задание. Очень важен настрой на успех +
улыбка учителя!
Опираясь
на президентскую инициативу «Наша новая школа», совместно с родителями,
учитывая пожелания детей, в сентябре 2011 года мною была разработана программа
«Школа – территория здоровья», в которую включены мероприятия
учебно-воспитательного процесса с целью улучшения здоровья школьников,
профилактики заболеваний. Данная программа направлена
на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, общее оздоровление
организма. Обеспечивает непрерывность обучения детей правильным действиям в
опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Невозможно решить
проблему сохранения и укрепления здоровья без взаимодействия с родителями
учащихся. Педагогическое сотрудничество способствует организации внеурочной деятельности
учащихся в спортивных учреждениях. Так, 100% учащиеся моего класса посещают
бассейн «Обь», многие дети занимаются в спортивных и танцевальных кружках. Это
позволяет формировать устойчивый интерес к физической культуре и спорту,
способствует укреплению здоровья младших школьников.
Воспитанию внимательного ценностного отношения к своему
здоровью я посвящаю и многие внеклассные мероприятия. Одной из форм
здоровьесберегающих мероприятий являются уроки здоровья, уроки-экскурсии,
предполагающие активную физическую деятельность. Все мероприятия проходят
совместно с родителями обучающихся.
Говоря
о физическом здоровье детей, нельзя упускать из внимания и то, что одной из его составляющих является
регулярное и правильное питание. 100
% обучающихся моего класса питаются комплексным обедом в школе. Нами был разработан интересный
проект «Школьная столовая». Целью данного проекта являлось повышение статуса школьного питания. Работу
презентовали на внеклассном мероприятии для учащихся 3 – 5 классов, в ходе
которого ребята провели разъяснительную
работу, направленную на повышение популярности здорового питания, познакомили с
результатами исследования пищевой ценности продуктов школьного меню.
Социальное
взаимодействие с педагогическим
отрядом «Феникс» (АлтГПА), пропагандирующим здоровый образ жизни, позволяет
студентам
в игровой форме обучать
детей двигательным умениям и навыкам, сознательному
применению их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и
укрепления здоровья.
В
целях реализации проекта Министерства образования и науки «Паспорт здоровья
школьника» с октября 2011 года школа
№ 103 является
краевой пилотной площадкой для реализации проекта «Паспорт здоровья школьника»
Алтайского края. Паспорт здоровья поможет специалистам правильно
оценить здоровье школьника, определить работоспособность и физическую
подготовленность. В данной работе школе помогает городской Центр здоровья и валеологический центр.
Ежегодно для всех учащихся нашей школы там было проведено бесплатное медицинское обследование
функционального состояния ребёнка, которое включало в себя такие диагностики,
как: определение уровня физического развития, измерение артериального давления,
экспресс-оценка состояния сердца, комплексная детальная оценка функций
дыхательной системы, пульсоксиметрия, биоимпедансметрия.
Также все дети были осмотрены стоматологом-гигиенистом. Проводились индивидуальные
консультации врачей для родителей учащихся.
Наш
класс активно участвует в проекте «Паспорт здоровья школьника». В настоящее
время родители всех моих воспитанников получили медицинские рекомендации
специалистов, которые помогут им в дальнейшем правильно выбрать пути решения
проблем, связанных со здоровьем ребёнка.
Подводя
итог вышесказанному, могу с уверенностью сказать о том, что у учащихся моего
класса приоритет здорового образа жизни стоит на одном из первых мест. Большую
часть внеклассных мероприятий занимают те, в которых, так или иначе, говорится
о здоровье. Дети сами проводят, иногда и сами придумывают, физкультминутки,
спортивные мероприятия. Упражнения по дыхательной гимнастике, самомассажу
ребята применяют не только в школе, но и дома с родителями. Высока занятость
учащихся в спортивных кружках – 70% от всего количества учащихся в классе.
При
помощи родителей и администрации школы в классе была установлена современная
мебель, соответствующая
детям младшего школьного возраста, интерактивная доска с медиапроектором,
заменено освещение, вставлены пластиковые окна, шторы заменены на жалюзи. В классе
много цветов, установлен куллер с питьевой водой.
По заключению педагога-психолога школы на
начало учебного года в классе сложилась исключительно
положительная динамика психологического состояния учащихся. Уровень
сплочённости взаимоотношений школьников высокий. Уменьшилась тревожность
школьников, наметилась тенденция к уменьшению уровня социальной
дезадаптации учащихся, повысилась мотивация к учебе. Мониторинг
внедрения здоровьесберегающих технологий выявил переход числа учащихся из
подготовительной группы здоровья в основную, снижается число пропусков
по болезни, хронически больные дети практически не пропускают занятий, находясь
в состоянии стойкой ремиссии.
Говоря
о здоровьесберегающих технологиях, следует отметить, что только
систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и
дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными
знаниями, но и осознанными умениями по охране своего здоровья,
обеспечит формирования позитивных установок на соблюдение гигиенических
правил.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.