Инфоурок Химия Другие методич. материалыМетодическая разроботка по теме :

Методическая разроботка по теме :

Скачать материал

Методическая   разработка урока для 9 класса по программе Л.М.Кузнецовой (учебник Кузнецова Л.М. «Химия -9») с использованием ИКТ-технологий.

                                                                                                                                         Учитель химии МОУ «СОШ №9»

                                                               Волжского района г. Саратова Мамунц Светлана Самвеловна

 

Тема урока:  «Электроотрицательность элементов и полярность связи».

Тип урока: урок формирования и совершенствования   знаний.

 Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • формировать систему комплексного восприятия химических процессов, как части мирового движения материи;

•закрепить понимание сущности химической связи и ковалентной связи, в частности;

     •начать формирование понятия электроотрицательности атомов элементов, полярных и неполярных связей.

                    

Задачи урока:

 активизировать межпредметные связи, используя комплексный подход к рассмотрению образования химической связи ;

·          развивать навыки аналитического мышления;

    •  формировать умение объяснять внешние признаки путем понимания особенностей внутреннего строения вещества ;

·         воспитывать  культуру научного труда ;

·         повышать  интерес к проблемам современной науки ,

 Оборудование урока:

 ·        Мультимедийный проектор, экран, системный блок с установле­нным Office XP ( не ниже  Windows 2000),колонки.

 ·        Презентация , выполненная в программе Mikrosoft  Power Point XP;

 ·        Раздаточный материал:  карточки с   заданиями

 ·        Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

 ·        Электронные материалы к учебнику «Химия-9» Л.М.Кузнецовой                (по теме «Химическая связь»)

 

Содержание урока

 

1.  Проверка домашнего задания.  ( слйд 3 )  (Приложение 1)

      2. Опрос по теме: «Строение атома»(пока работают у доски)

Работа по пер. таблице (фронтальная работа с классом):

Возвращаемся к проверке домашнего задания. (слайд 4)

2. Актуализация знаний

1. Вводное слово: Тема нашего урока:  Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связь. (Тему урока  учащиеся записывают в тетрадях) (слайд 5)   

        Давайте вспомним, как могут взаимодействовать друг с другом атомы химических элементов? Какие силы заставляют их притягиваться друг к другу? Как связаны атомы в молекуле? Что является причиной связывания атомов? Какие частицы более устойчивы: молекулы или разрозненные  атомы?Посмотрим видеофрагмент опыта « Взаимодействие серы и железа»

2. Видеофрагмент. Взаимодействие серы и железа.(Приложение 2)

3. Беседа по  материалу видео.

4.Работа с электронными материалами по УМК Кузнецовой. Эвристическая беседа по вопросам. (Приложение 3)

   3. Выводы :  (по вопросам)( Слайды 5- 10)

• Что такое химическая связь?                           

Какая химическая связь называется ковалентной?               

•Какие  разновидности ковалентной связи  по способу  взаимодействия электронных облаков вам известны?

•Дать определение  σ-  и   π – связям. Привести примеры.

     4.Физкультминутка. Видеозаписи (образование связей в молекулах азота и водорода). (Приложение 4)

5.Изучение нового материала

1.Работа с рисунками №9,10  в учебнике.  

Учитель.

 Прочность химической связи между атомами  зависит от  межъядерного расстояния и электронной плотности.

 Чем выше электронная плотность между ядрами связываемых атомов и чем меньше длина связи,тем больше прочность ковалентной связи.(записи в тетрадях). (Слайд 11)

Собеседование по вопросам:

• Как распределяется электронная плотность  в молекулах водорода и хлора?

• Одинаково ли воздействуют ядра атомов водорода и хлора на общие электронные облака?

•Каковы заряды ядер атомов водорода и хлора?

• На каком атоме электронная плотность концентрируется в большей степени, а на какой меньше?

Вывод: общее электронное облако между ядрами атомов в молекуле хлороводорода распределяется несимметрично, так как ядро атома хлора сильнее притягивает электронную плотность, чем ядро атома водорода.

Учитель даёт четкое определение понятию «Электроотрицательность».

 Свойство ядер атомов притягивать к себе электроны называется электроотрицательностью.(Учащиеся записывают в тетрадях) (слайд12)

2.Учитель. Давайте посмотрим, как изменяется электроотрицательность элементов в периодах и группах.  

Серия вопросов учителя и ответов учащихся

по периоду и группе  в периодической системе:

 •От чего зависит притяжение противоположных зарядов?

 •Как  меняется заряд ядра в атомах элементов в периоде,например,  во втором периоде ?

 •Меняется ли число электронных слоев в электронных оболочках этих атомов?

 •Влияет ли сила притяжения электронных слоев на размер электронной оболочки?

  • Как меняется сила притяжения валентных электронов к ядру ,то есть ЭО, у атомов элементов второго периода? (слайды13)

 

 Учитель.(Дает краткую информацию о великом ученом) Американский ученый Льис Полинг   предложил шкалу,в которой ЭО фтора принята за 4,0; ЭО калия равна 0,8. (Слайд 14-15)

Работа с таблицей Д.И.Менделеева

Выводы делают учащиеся с помощью учителя .

•С увеличением заряда ядра атомов элементов: в периодах размеры(радиусы)атомов уменьшаются,   ЭО возрастает ,а в группах размеры атомов увеличиваются, ЭО ослабевает

 •Элементы-неметаллы обладают наибольшей ЭО (Фтор- самый ЭО).

 • Элементы- металлы обладают меньшей ЭО. (слайд16)

Учитель.  По  убыванию ЭО элементы располагаются в ряд

  F, O, N, Cl,  Br, S, I, C, Р, H, В, Si, Cu, Fe, Zn, Al, Mg, Li, Ca, Na ,K(Слайд 17)

   3.Таким образом, в молекуле HCl  электронная пара смещается к более электроотрицательному атому хлора.         На атоме хлора создается избыточный отрицательный заряд, а на атоме водорода – положительный. Заряды на атомах меньше единичного заряда электрона, так как электронное облако лишь частично смещается к одному из атомов. Этот заряд обозначается буквой δ (дельта). В молекуле возникают два полюса: положительный и отрицательный.

 Это можно изобразить так: HCl- δ

(Кто-то из   учащихся изображает на доске).

Учитель.    Если на концах связи возникают разноименно заряженные полюса, то такую связь называют полярной (термин «полярный» возник от слова «полюс»). А если электронное облако распределяется симметрично относительно двух ядер, то связь будет неполярной.

Определения полярной и неполярной связи        

 Учитель.В каком случае связь бывает неполярной?

4. Далее совместно с классом обсуждаем схему классификации ковалентной связи, механизмы образования ковалентной полярной и  неполярной связей и разбираем несколько примеров  на доске и в тетрадях.(Слайды18-23)

 После обсуждения учитель дает четкое определение понятиям «Ковалентная полярная и ковалентная неполярная связи». Учащиеся записывают в тетрадях. (Слайды 24 )

6.Физкультминутка. Видеозаписи(образование связей в молекулах хлора и воды).(Приложение 4)

 7.Закрепление темы урока: 

Самостоятельная работа

  1.       Мини-тест по теме:  « Электроотрицательность»

    1.   В ряду элементов F  Cl  Br  I с увеличением порядкового номера химического элемента электроотрицательность  1) увеличивается      2)уменьшается      3) не изменяется      4) изменяется периодически

 2. В ряду элементов  С  N  О  F  с увеличением порядкового номера химического элемента  электроотрицательность

   1) увеличивается   2) уменьшается    3) не изменяется      4) изменяется периодически

  3. Как изменяется электроотрицательность (ЭО) в группе галогенов?

      1) ЭО (F) > ЭО (Cl) > Э О Br) > ЭО (I)       2) ЭО (F) = ЭО (Cl) = ЭО (Br) = ЭО (I)

      3) ЭО (I) > ЭО (Br) > ЭО (Cl) > ЭО (F)       4) ЭО (F) < ЭО (Сl) < ЭО (Br) < ЭО (I)

 2.       В каких веществах связь полярная ,   а в каких- неполярная:

 AlCl3, PF3, S8, SiCl4, P4, H2SУкажите  какие заряды возникают на атомах.

Карточки  с  выполненными    работами  учащиеся  сдают на проверку   и затем обсуждаются фронтально.

  Следующее задание выполняется совместно с учителем.

                   

•  В каких веществах полярность связи больше, в каких - меньше:

 HF, HCl, H2O, H2S, HI. Какие заряды возникают на атомах?    

   Вывод  по  выполненным  заданиям .

8.Выводы   по уроку(фронтальная беседа)

 •О каких новых понятиях мы с вами сегодня узнали? (слайд25)

•Каковы закономерности изменения ЭО в периодах и группах? Привести примеры..

•От чего зависит полярность связи? ( Учащиеся в большинстве дают правильные ответы).

(Количество вопросов  зависит  от того, сколько времени остается до окончания урока)

9.Домашнее задание. § 4,повт.§1,§3;задания 4, 7,8.

10.Рефлексия

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

-  Было ли интересно на уроке?

- Удалось ли получить новые знания?

- Пригодятся ли Вам эти знания?

 

Список использованной литературы:

  1. Нифантьев Э.Е. Химия .10 класс:учебник для общеобразовательных учреждений(базовый уровень)/Э.Е.Нифантьев,П.А.Оржековский.-2-е изд.,стер.—М.:Мнемозина,2011.
  2. Ромашина Т.Н. Органическая химия.11 (10)класс: методическое пособие для учителя (к учебнику Э.Е.Нифантьева)/Т.Н.Ромашина.-М.:Мнемозина,2007.
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разроботка по теме :"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока:  «Электроотрицательность элементов и полярность связи».

Тип урока: урок формирования и совершенствования   знаний.

 Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • формировать систему комплексного восприятия химических процессов, как части мирового движения материи;

•закрепить понимание сущности химической связи и ковалентной связи, в частности;

     •начать формирование понятия электроотрицательности атомов элементов, полярных и неполярных связей.

                    

Задачи урока:

 активизировать межпредметные связи, используя комплексный подход к рассмотрению образования химической связи ;

·          развивать навыки аналитического мышления;

    •  формировать умение объяснять внешние признаки путем понимания особенностей внутреннего строения вещества ;

·         воспитывать  культуру научного труда ;

·         повышать  интерес к проблемам современной науки ,

 Оборудование урока:

 ·        Мультимедийный проектор, экран, системный блок с установле­нным Office XP ( не ниже  Windows 2000),колонки.

 ·        Презентация , выполненная в программе Mikrosoft Power Point XP;

 ·        Раздаточный материал:  карточки с   заданиями

 ·        Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

 ·        Электронные материалы к учебнику «Химия-9» Л.М.Кузнецовой                (по теме «Химическая связь»)

  

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 073 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 04.10.2020
  • 439
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 340
    • DOCX 56.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мамунц Светлана Самвеловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мамунц Светлана Самвеловна
    Мамунц Светлана Самвеловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5606
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 469 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 353 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов