Методическая
разработка урока для 9 класса по программе Л.М.Кузнецовой (учебник Кузнецова
Л.М. «Химия -9») с использованием ИКТ-технологий.
Учитель химии МОУ
«СОШ №9»
Волжского района г. Саратова Мамунц Светлана Самвеловна
Тема
урока: «Электроотрицательность
элементов и полярность связи».
Тип урока: урок
формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: комбинированный
Цели
урока:
- формировать систему комплексного
восприятия химических процессов, как части мирового движения материи;
•закрепить
понимание сущности химической связи и ковалентной связи, в частности;
•начать
формирование понятия электроотрицательности атомов элементов, полярных и
неполярных связей.
Задачи
урока:
активизировать
межпредметные связи, используя комплексный подход к рассмотрению образования
химической связи ;
·
развивать
навыки аналитического мышления;
• формировать
умение объяснять внешние признаки путем понимания особенностей внутреннего
строения вещества ;
·
воспитывать
культуру научного труда ;
·
повышать
интерес к проблемам современной науки ,
Оборудование
урока:
· Мультимедийный
проектор, экран, системный блок с установленным Office XP (
не ниже Windows 2000),колонки.
· Презентация
, выполненная в программе Mikrosoft Power Point XP;
· Раздаточный
материал: карточки с заданиями
·
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
· Электронные
материалы к учебнику «Химия-9» Л.М.Кузнецовой (по теме
«Химическая связь»)
Содержание урока
1.
Проверка домашнего задания. ( слйд 3 ) (Приложение
1)
2. Опрос
по теме: «Строение атома»(пока работают у доски)
Работа по пер. таблице (фронтальная работа
с классом):
Возвращаемся к проверке домашнего задания.
(слайд 4)
2.
Актуализация знаний
1. Вводное слово:
Тема нашего урока: Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связь.
(Тему урока учащиеся записывают в тетрадях) (слайд 5)
Давайте вспомним, как могут
взаимодействовать друг с другом атомы химических элементов? Какие силы
заставляют их притягиваться друг к другу? Как связаны атомы в молекуле? Что
является причиной связывания атомов? Какие частицы более устойчивы: молекулы
или разрозненные атомы?Посмотрим видеофрагмент опыта « Взаимодействие серы
и железа»
2. Видеофрагмент.
Взаимодействие серы и железа.(Приложение
2)
3. Беседа по
материалу видео.
4.Работа с электронными материалами по УМК
Кузнецовой. Эвристическая беседа по вопросам. (Приложение
3)
3.
Выводы : (по вопросам)( Слайды 5- 10)
• Что такое химическая связь?
•Какая
химическая связь называется ковалентной?
•Какие разновидности ковалентной связи
по способу взаимодействия электронных облаков вам известны?
•Дать определение σ-
и π –
связям. Привести примеры.
4.Физкультминутка.
Видеозаписи (образование связей в молекулах азота и
водорода). (Приложение 4)
5.Изучение
нового материала
1.Работа
с рисунками №9,10 в учебнике.
Учитель.
Прочность химической связи между атомами
зависит от межъядерного расстояния и электронной плотности.
Чем выше электронная плотность между
ядрами связываемых атомов и чем меньше длина связи,тем больше прочность
ковалентной связи.(записи в тетрадях). (Слайд 11)
Собеседование
по вопросам:
• Как
распределяется электронная плотность в молекулах водорода и хлора?
• Одинаково ли
воздействуют ядра атомов водорода и хлора на общие электронные облака?
•Каковы заряды
ядер атомов водорода и хлора?
• На каком атоме
электронная плотность концентрируется в большей степени, а на какой меньше?
Вывод:
общее электронное облако между ядрами атомов в молекуле хлороводорода распределяется
несимметрично, так как ядро атома хлора сильнее притягивает электронную
плотность, чем ядро атома водорода.
Учитель даёт четкое определение понятию «Электроотрицательность».
Свойство ядер атомов притягивать к
себе электроны называется электроотрицательностью.(Учащиеся записывают в
тетрадях) (слайд12)
2.Учитель.
Давайте посмотрим, как изменяется электроотрицательность элементов в периодах и
группах.
Серия вопросов учителя и
ответов учащихся
по периоду и группе в
периодической системе:
•От чего зависит притяжение
противоположных зарядов?
•Как меняется заряд ядра в
атомах элементов в периоде,например, во втором периоде ?
•Меняется ли число
электронных слоев в электронных оболочках этих атомов?
•Влияет ли сила притяжения
электронных слоев на размер электронной оболочки?
• Как меняется сила
притяжения валентных электронов к ядру ,то есть ЭО, у атомов элементов второго
периода? (слайды13)
Учитель.(Дает
краткую информацию о великом ученом) Американский ученый Льис Полинг предложил
шкалу,в которой ЭО фтора принята за 4,0; ЭО калия равна 0,8. (Слайд 14-15)
Работа с таблицей
Д.И.Менделеева
Выводы
делают учащиеся с помощью учителя .
•С увеличением заряда ядра атомов
элементов: в периодах размеры(радиусы)атомов уменьшаются, ЭО возрастает ,а в
группах размеры атомов увеличиваются, ЭО ослабевает
•Элементы-неметаллы обладают наибольшей
ЭО (Фтор- самый ЭО).
• Элементы- металлы обладают меньшей ЭО. (слайд16)
Учитель. По убыванию ЭО элементы
располагаются в ряд
F, O, N, Cl, Br, S, I, C, Р,
H, В, Si, Cu, Fe, Zn, Al, Mg, Li, Ca, Na ,K(Слайд 17)
3.Таким образом, в
молекуле HCl электронная пара смещается к более электроотрицательному
атому хлора. На атоме хлора создается избыточный отрицательный заряд, а
на атоме водорода – положительный. Заряды на атомах меньше единичного заряда
электрона, так как электронное облако лишь частично смещается к одному из
атомов. Этот заряд обозначается буквой δ (дельта).
В молекуле возникают два полюса: положительный и отрицательный.
Это можно изобразить так:
H+δ
—Cl-
δ
(Кто-то из учащихся изображает на
доске).
Учитель. Если на концах связи возникают
разноименно заряженные полюса, то такую связь называют полярной (термин
«полярный» возник от слова «полюс»). А если электронное облако распределяется
симметрично относительно двух ядер, то связь будет неполярной.
Определения полярной и неполярной
связи
Учитель.В каком случае связь бывает
неполярной?
4.
Далее совместно с классом обсуждаем схему классификации ковалентной связи,
механизмы образования ковалентной полярной и неполярной связей и разбираем
несколько примеров на доске и в тетрадях.(Слайды18-23)
После обсуждения учитель дает четкое определение
понятиям «Ковалентная полярная и ковалентная неполярная связи». Учащиеся
записывают в тетрадях. (Слайды 24 )
6.Физкультминутка.
Видеозаписи(образование связей в молекулах хлора и
воды).(Приложение 4)
7.Закрепление
темы урока:
•Самостоятельная работа
1. Мини-тест по теме: « Электроотрицательность»
1. В
ряду элементов F Cl Br I с увеличением порядкового номера химического
элемента электроотрицательность 1) увеличивается 2)уменьшается 3) не
изменяется 4) изменяется периодически
2.
В ряду элементов С N О F с увеличением порядкового номера химического
элемента электроотрицательность
1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) изменяется
периодически
3.
Как изменяется электроотрицательность (ЭО) в группе галогенов?
1) ЭО (F) > ЭО (Cl) > Э О Br) > ЭО (I) 2) ЭО (F) = ЭО (Cl) = ЭО (Br) = ЭО (I)
3) ЭО (I) > ЭО (Br) > ЭО (Cl) > ЭО (F) 4) ЭО (F) < ЭО (Сl) < ЭО (Br) < ЭО (I)
2. В каких веществах связь
полярная , а в каких- неполярная:
AlCl3,
PF3, S8, SiCl4, P4, H2S?
Укажите какие заряды возникают на атомах.
Карточки
с выполненными работами учащиеся сдают на проверку и затем обсуждаются
фронтально.
Следующее задание выполняется совместно с учителем.
•
В каких веществах полярность связи больше, в каких - меньше:
HF,
HCl, H2O, H2S, HI. Какие
заряды возникают на атомах?
Вывод по выполненным заданиям .
8.Выводы по уроку(фронтальная беседа)
•О каких новых понятиях мы с вами сегодня
узнали? (слайд25)
•Каковы
закономерности изменения ЭО в периодах и группах? Привести примеры..
•От
чего зависит полярность связи? ( Учащиеся в большинстве дают правильные
ответы).
(Количество
вопросов зависит от того, сколько времени остается до окончания урока)
9.Домашнее
задание. § 4,повт.§1,§3;задания 4, 7,8.
10.Рефлексия
Ответьте,
пожалуйста, на следующие вопросы:
- Было ли
интересно на уроке?
- Удалось ли
получить новые знания?
- Пригодятся ли
Вам эти знания?
Список
использованной литературы:
- Нифантьев
Э.Е. Химия .10 класс:учебник для общеобразовательных учреждений(базовый
уровень)/Э.Е.Нифантьев,П.А.Оржековский.-2-е изд.,стер.—М.:Мнемозина,2011.
- Ромашина
Т.Н. Органическая химия.11 (10)класс: методическое пособие для учителя (к
учебнику Э.Е.Нифантьева)/Т.Н.Ромашина.-М.:Мнемозина,2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.