Городское методическое объединение учителей технологии и трудового
обучения города Мценска
Заседание
2 от 13.09.13
Тема: «Готовимся
к работе по новым стандартам»
Присутствовали:
Н.И. Савина – МБОУ СОШ №4,
рук. ГМО,
Н.Л. Кузина - МБОУ СОШ №1,
О.В. Старых - МБОУ СОШ №2,
И.Ю. Меркулова - МБОУ СОШ №3,
С.И. Данилова – МБОУ лицей №5,
Л.В.Висицкая - МБОУ СОШ №7,
О.Ю. Дозорова - МБОУ СОШ №8,
Т.И.Рыжкова - МБОУ СОШ №9,
Н.А.Бочарникова - МБОУ гимназия
Форма проведения: семинар
Цель: освоение теоретической и методологической
основы в контексте реализации
требований федерального государственного образовательного стандарта.
Начать заседание хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи
«Если мы
будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Вдумайтесь в эти слова и ответьте
на вопрос: Какова же тема нашего заседания? О чем мы сегодня будем говорить?
(Выслушать мнение коллег)
Слайд с темой «Готовимся к работе по новым стандартам»
Исходя из требований времени, меняется
подход к современному уроку.
Урок
есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне
высокой общечеловеческой культуры.
Современный урок
есть протекание определенного момента жизни как продолжение её, как часть
истории личностной судьбы ребёнка.
Современный урок –
это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для
развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и
осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Предположите, какова цель нашего занятия? То
есть давайте выдвинем так называемую гипотезу. (Выслушать несколько предполагаемых ответов: осмысление требований
к современному уроку через призму времени, получение теоретических сведений о
новых требованиях в преподавании, ознакомление с новыми приемами и методами в
педагогической практике ….)
Цель: освоение теоретической и методологической
основы в контексте реализации
требований федерального государственного образовательного стандарта.
Уважаемые коллеги! Сформулируйте для себя цель,
которую вы хотите достигнуть в ходе нашей работы. (Заслушать несколько
человек).
Как подготовить современный урок – сейчас
это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.
Урок - главная составная часть
учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере
сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или
иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения
урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для
того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе
подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим
замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Предлагаю вам определить одно из важных
условий современного урока. У кого какие предположения?
(учителя предлагают варианты). Результативность, комфорт, творчество.
Главное, что должен обеспечить урок - это
создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского -
поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка, обеспечивающая
удобство, спокойствие, уют.
Я предлагаю вам поиграть.
Игра называется «Ассоциация». Каждая
группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова
должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».
(Работа в группах)
Результат работы групп. 1-2 минуты
К
|
Компетентность
|
Критичность
|
Креативность
|
Культура
|
О
|
Органичность, основательность
|
Отдача, оптимально
|
Открытие
Ответственность
|
Образованный, осознанный
|
М
|
моделирование
|
мотивация
|
методика
|
мастер
|
Ф
|
Фантазия
|
формирование
|
функциональный
|
фундамент
|
О
|
Отдых, осмысленный
|
Открытие, организованный
|
обучение
|
Опора, озарение
|
Р
|
Радость
|
развитие
|
Рост
|
Результат, рефлексия
|
Т
|
Тепло
|
Творчество
|
Талант
|
темп
|
Как же построить такой урок? Как
сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями,
значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке,
вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их
творческое сознание?
Вы скажете, что и раньше мы
говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А
изменилось очень многое.
В
настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего
педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Ответственность учителя всегда
была исключительной, но в условиях введения федерального государственного
образовательного стандарта общего образования ответственность существенно
возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное
методическое сопровождение образовательного процесса в школе.
В настоящее время все более
актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении
приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы,
делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного
ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия,
ключевые компетенции, метапредметное содержание, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным
подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение,
направленное на решение задач проектной формы организации обучения.
Системно - деятельностный
подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей. Какие
пути вы можете предложить для достижения цели сегодняшнего заседания?
(Выслушать мнения учителей)
Использование материалов
периодической печати в предметном журнале «Школа и производство».
Обмен информацией с дистанционных
курсов центра дистанционного образавания «ЭЙДОС» «Современный урок технологии с
учетом требований ФГОС».
Использование опыта коллег,
учителей начальной школы, которые работают по новым стандартам в течение трех
лет.
Современная
школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться;
учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой
деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых
знаний.
Повестка
дня
1. Компетенции в образовательном
стандарте и учебных программах по технологии.
С.И. Данилова – МБОУ лицей №5.
2.
Универсальные учебные действия и их характеристика.
Н.И. Савина – МБОУ СОШ №4.
3.
Метапредметное содержание уроков технологии.
О.В. Старых - МБОУ СОШ №2.
4. Деятельностный подход на уроках
технологии.
О.Ю. Дозорова - МБОУ СОШ №8,
Так как форма проведения
нашего заседания – семинар, то мы осуществим
обмен информацией и приобретем новые знания.
Подведение итогов работы
Так что же для нас современный урок? Предлагаем каждой группе
сформулировать свое видение современного урока в контексте реализации
требований ФГОС.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое,
совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом,
буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других,
наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для
третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя
заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока
миновали.
Время «готовых» уроков постепенно
отходит.
Новизна современного российского
образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо
урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок,
развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для
порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго
спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно:
он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди
ты не в белый свет,
А в поле за
околицей, —
Пока идешь
за кем-то вслед,
Дорога не
запомнится.
Зато, куда б
ты ни попал
И по какой
распутице,
Дорога та,
что сам искал,
Вовек не
позабудется.
(Н.Рыленков)
Каждый современный
урок учитель, реализующий системно - деятельностный подход в обучении,
заканчивает рефлексией.
И наше заседание мы
закончим рефлексией.
Рефлексия
На листе бумаги обведите свою ладошку,
каждый палец – это какая - то позиция, по
которой необходимо высказать свое мнение:
большой – для меня это важно и
интересно …
указательный - я получил конкретные
рекомендации…
средний - мне было трудно (не
понравилось)…
безымянный – моя оценка
психологической атмосферы…
мизинец - для меня было
недостаточно…
Предлагается
выступить коллегам с оценкой своей деятельности по реализации целей,
поставленных в начале работы.
Решение:
1.
Учителям
при проектировании учебных занятий учитывать требования федерального
государственного образовательного стандарта, теоретические и методологические
основы современного учебного занятия. (Постоянно).
2.
Спроектировать
и провести учебные занятия в соответствии с требованиями ФГОС. (В течение
текущего учебного года).
3.
Организовать
в рамках работы МО взаимопосещение уроков учителей с целью выявления уровня
сформированности у учителей технологии умения проектировать современное
учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного
образовательного стандарта. (В течение текущего учебного года).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.