Выбранный для просмотра документ природа.pdf
Скачать материал "Методическая разработка занятия по русскому языку "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени.У природы нет плохой погоды""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ придаточные времени.pptx
Скачать материал "Методическая разработка занятия по русскому языку "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени.У природы нет плохой погоды""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Сложноподчиненное предложение с придаточной частью времени
Министерство высшего и среднего специального образования
Республики Узбекистан
Творческая работа
«Сложноподчиненное предложение с придаточным времени»
Ташкент -2014
2 слайд
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени
Придаточные времени Присоединяются при
отвечают на вопросы: помощи союзов:
Когда?
Как долго?
С каких пор?
До каких пор?
После того как
Прежде чем
После того как
Лишь только
До тех пор
До того как и др.
3 слайд
Например:
Когда подул ветер, листья сразу осыпались; Метеорологи решили не делать поспешных выводов, пока не поступят данные о силе ветра;
Листья кажутся золотыми до тех пор, пока светит солнце;
После того как целый день шёл дождь, мне стало грустно;
Прежде чем идти в колледж, я слушаю прогноз погоды.
4 слайд
Отношения одновременности могут представлять собою:
а) полное совпадение длительных действий (состояний) во времени: Тепло и приятно ей было, когда черные Гришкины глаза ласкали ее тяжело и исступленно (М.Шолохов);
в) частичное совпадение действий (состояний): кратковременное действие (главная часть) протекает на фоне длительного (придаточная часть): Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу (А.Пушкин).
в) частичное совпадение действий (состояний): кратковременное действие (главная часть) протекает на фоне длительного (придаточная часть): Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу (А.Пушкин).
5 слайд
Отношения разновременности могут обозначать следующее:
а) действие (состояние) придаточной части предшествует действию (состоянию) главной части: После того, как часы пробили полночь, послышались торопливые шаги (А. Чехов);
б) действие (состояние) главной части предшествует действию (состоянию) придаточной части: Прежде чем они добрались до города, им навстречу уже бежали люди (В. Панова).
6 слайд
Предтекстовые задания
1. Ознакомьтесь с комментарием к словам
Мокрый – ho’l, nam, ivigan; ветер - shamol; конец – oxir, so’ng; ощущение – sezish, his qilish; догадаться – sezmoq, fahmlamoq; тишина - jimjitlik; мертвый – o’lgan; уснуть – uxlab qolmoq; измениться – o’zgarmoq; ветка – shox, butoq; хозяйничать – xo’jayinlik qilmoq; застенчивый – tortinchoq, uyatchan; качаться – silqinmoq, qimirlamoq; спихнуть – bosilmoq, jim bo’lmoq; оглохнуть – kar bolmoq;
7 слайд
2. Переведите на узбекский язык.
Сесть, капля, стая, стекло, снежинка, огонь, печь, улететь, окно.
3. Прочитайте слова. Обратите внимание на произношение г, к, х.
Несколько, холодный, показалось, как, под снегом, грустный, когда.
4. Прочитайте текст. Подберите к нему другой заголовок.
8 слайд
Прощание с летом
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. Был конец ноября – самое грустное время в деревне.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения . мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами до тех пор, пока не догадался о его причине. Просто за стенами дома наступила т необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртво». Умер дождь, умер ветер, умер беспокойный сад. Когда я открыл глаза, белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну. За стёклами всё было снежно и безмолвно. В небе стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к часам. С тех пор как я уснул, прошло всего два часа. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля. Поля, леса и сады заворожила стужа.
9 слайд
Через окно я увидел, как серая птица села на ветку клёна. Ветка качалась, с неё сыпался снег. После того как птица улетела, снег перестал сыпаться. Всё стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Утром мы ушли на лесные озера. День как будто спал. Пока мы осторожно дышали на снежинки, они превращались в чистые капли воды. Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели на рябинах. Мы сорвали несколько веток на память об осени. Зима начала хозяйничать над землей. Но мы знали, что под снегом ещё можно найти свежие лесные цветы. Знали, что с нами остались зимовать синицы. И зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
( По К. Паустовскому)
Через окно я увидел, как серая птица села на ветку клёна. Ветка качалась, с неё сыпался снег. После того как птица улетела, снег перестал сыпаться. Всё стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Утром мы ушли на лесные озера. День как будто спал. Пока мы осторожно дышали на снежинки, они превращались в чистые капли воды. Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели на рябинах. Мы сорвали несколько веток на память об осени. Зима начала хозяйничать над землей. Но мы знали, что под снегом ещё можно найти свежие лесные цветы. Знали, что с нами остались зимовать синицы. И зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
( По К. Паустовскому)
10 слайд
11 слайд
Послетекстовые задания.
1. Ответьте на вопросы.
1. Какое время года описывается в рассказе?
2.Что случилось ночью, пока герой рассказа спал?
3. Что он увидел?
4. Как изменилась земля за ночь?
5. Куда отправился герой рассказа?
6. Где он побывал и что увидел?
7. Какой ему показалась зима?
2. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
12 слайд
3. Составьте план текста.
4. Дополните диалог.
- …?
- От странного ощущения.
- …?
- Конец ноября.
- …?
- Белый и ровный свет.
- …?
За два часа.
5. Определите предложение, в котором заключается главная мысль текста.
6. Поставьте вопрос к каждому члену предложения.
После того как птица улетела, снег перестал сыпаться.
13 слайд
7. Дополните предложения. Подчеркните союзы.
Я лежал с закрытыми глазами до тех пор, пока… 2. Ровный свет наполнял комнату, когда… 3. Прошло два часа с тех пор, как… 4. Снежинки превращались в капли воды, пока…
8.Замените выделенные обстоятельства времени придаточными времени.
1. Мы бродили по лесам до сумерек.
2.Утром мы ушли на лесные озера.
9. Объясните, в прямом или переносном значении использованы выделенные слова.
Умер дождь. 2. Поля и сады заворожила стужа. 3. Зима начала хозяйничать.
10. Перескажите текст.
14 слайд
Упражнение №1. Перепишите. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным времени.
1. Когда мы прослушали сводку погоды на Новый год, то сильно обрадовались. 2. Очень важно знать, какая погода будет 8 марта. 3. Хорошо, что сегодня солнечный день. 4. Когда идёт снег, вокруг становится белым-бело. 5. С тех пор как я слушаю сводку погоды по радио, мне не страшно никакое ненастье.6. Я считаю, что у природы нет плохой погоды.
Упражнение №2. Прочитайте. Выделите временные союзы.
1. С тех пор как он окончил колледж, прошел год. 2. Сообщили, что в этом году зима будет холодной. 3. Лишь только наступила осень, начали идти дожди. 4. Сначала погода была прекрасная, но к концу недели испортилась. 5. Как сообщает бюро погоды, сегодня пройдут небольшие осадки. 6. После того как прекратился снег, друзья отправились играть в снежки. 7. Надо было подождать, пока дождь не кончится. 8. Когда я подошел к остановке, начался ливень.
15 слайд
Упражнение №3. Прочитайте шутки. Найдите предложения с придаточным времени.
Зонт.
- Я где-то забыл свой зонт, - сказал муж жене, когда пришёл домой.
- Ты, конечно, заметил это, когда пошёл дождь?
Нет, когда дождь кончился и я хотел закрыть зонт.
Прогноз погоды.
Одна дама спросила английского метеоролога:
- Можем ли мы быть уверены в вашем прогнозе погоды?
- Безусловно! – ответил он. – Единственное возможное отклонение – это то, что предсказанное не совпадает с указанной датой.
16 слайд
Упражнение №4. Прочитайте прогноз погоды. Поставьте вопросы к каждому предложению.
По сообщению Бухарского гидрометцентра, на период с 8 по 11 февраля по всей территории области ожидается переменная облачность. 8 – 9 февраля в отдельных районах возможны осадки, местами туман. Ветер западный с переходом на восточный, 7 – 12 метров в секунду. Температура воздуха будет колебаться: ночью – от 0 – 5 до 6 – 1 градусов мороза, днём – от 2 -3 до 2 – 7 градусов тепла.
Упражнение №5. Напишите сочинение на тему «У природы нет плохой погоды», употребляя сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени.
17 слайд
Тесты
1. Укажите союз, не употребляющийся в придаточных времени:
1) когда, пока
2) лишь
3) несмотря на то что
2. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных времени :
1) Как только
2) потому что, ввиду того что
3) если, раз, если - то
18 слайд
3. Отношения одновременности могут представлять собою:
Полное, повторное, частичное совпадение
Полное, неполное совпадение
Частичное и вторичное совпадение
4. Найдите среди данных предложений СПП с придаточным времени.
1) Я был там, где никто из нас не был.
2) Петя отправился в каюту, для того чтобы первым известить тетю о виденном зрелище.
3) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу.
19 слайд
5.Какую позицию занимает придаточная часть временных предложений по отношению к главной части?
препозицию, интерпозицию и постпозицию.
Только препозицию
Только постпозицию
6. Действие (состояние) придаточной части предшествует действию (состоянию) главной части и действие (состояние) главной части предшествует действию (состоянию) придаточной части это:
1) Отношение одновременности
2) Отношение разновременности
3) Отношение видо-временных форм
20 слайд
Список использованной литературы:
1.Кельдиев Т.Т., Рахматуллаева Г.М. Русский язык: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"+ электронная презентация по лексической теме "У природы нет плохой погоды". Разработка предназначена для академических лицеев и профессиональных колледжей с нерусским языком обучения и составлена в соответствии с действующими в Республике Узбекистан учебными программами и учебниками по русскому языку. Организация учебного материала занятия подчинена ведущему методическому принципу коммуникативности в обучении русскому языку.
6 664 379 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем КОН ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.