МКОУ
«Молодежненская СОШ»
Методическая разработка урока
в 9 классе
Тема: «Великая Отечественная
война.
70-летие освобождения Яшкуля»
Автор: Бембеев Евгений Витальевич,
учитель истории и обществознания
п.Молодежный, 2013
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Великая Отечественная война.
70-летие освобождения Яшкуля»
Цель урока: воспитывать патриотизм, любовь и уважение к
Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое народа России.
Задачи:
Личностные: формировать уважительное и
толерантное отношение к истории страны, потребности к целенаправленной
познавательной деятельности.
Метапредметные:
·
Развивать
мотивы и интересы познавательной деятельности;
·
Совершенствовать
умения организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе, находить общее решение.
Предметные:
·
Воспитывать
уважение к историческому наследию российского народа;
·
Развивать
и совершенствовать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого,
определять и аргументировать свое отношение к ней.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая,
диалог, беседа, парная, фронтальная.
Необходимое техническое
оборудование:
·
Мультимедийный
проектор, компьютер.
·
Раздаточный
материал.
Ход урока.
№
п/п
|
Этап урока
|
Цель этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Постановка
учебных задач.
|
Создание
проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
|
Здравствуйте,
ребята.
Мозговой
штурм: Какие
ассоциации вызывают у вас понятия «Война и мир». Записывает на доске
возникающие ассоциации.
Беседа:
Назовите
основные отличия мира от войны. Направляет мысль учеников, корректирует,
комментирует и дополняет их ответы.
|
Приветствуют
учителя. «Набрасывают» соответствующие ассоциации.
Называют
отличия в понятиях мир и война.
|
2
|
Совместное
исследование проблемы.
|
Поиск
решения учебной задачи.
|
Работа
с цитатой:
|
Знакомятся
с цитатой и формулируют, а затем оглашают ответы.
|
3
|
Моделирование.
|
Фиксация в
модели существенных отношений изучаемого объекта.
|
Словарная
работа. (Словарь Ожегова С.)
Война
-ы,
мн. войны, войн, войнам, [ жен. род ] 1. Вооруженная борьба между
государствами или народами, между классами внутри государства.
Мир
Спокойствие,
тишина.Цель урока: воспитывать патриотизм, любовь и уважение к
Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое народа России.
Задачи:
Личностные: формировать уважительное и
толерантное отношение к истории страны, потребности к целенаправленной
познавательной деятельности.
Метапредметные:
·
Развивать
мотивы и интересы познавательной деятельности;
·
Совершенствовать
умения организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Предметные:
·
Воспитывать
уважение к историческому наследию российского народа;
·
Развивать
и совершенствовать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого, определять и аргументировать свое отношение к ней.
Тип урока: комбинированный.
Формы
работы:
индивидуальная, групповая, диалог, беседа, парная, фронтальная. Соглашение
воюющих сторон о прекращении войны
Запись
определений война и мир в тетрадь.
|
Работают
со словарем. Подчеркивают ключевые слова и понятия.
Записывают
определения в тетрадь.
|
4
|
Конструирование
нового способа действия.
|
Построение
ориентированной основы нового способа действия.
|
22 июня
1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о
ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю. К этому времени пламя
второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939г. агрессией гитлеровцев
против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом
оказалась почти вся Европа.
Война длилась четыре страшных года,
1418 дней и ночей.
Вопрос: Что обозначает термин
Великая Отечественная война?
Вопрос:
В первые
дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В
чем причины неудач Красной Армии?
Задание: Хронология и периодизация Великой
Отечественной войны (3 этапа). (Приложение 1)
|
Ответ детей:
Великая Отечественная война
(1941—1945)
— война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии
и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии,
Словакии, Хорватии, Испании); решающая часть Второй мировой войны.
Ответ детей. Причины неудач Красной
Армии на начальном этапе войны:
а) не завершено перевооружение
Красной Армии
б) ошибки руководства страны и
лично Сталина в определении сроков начала войны;
в) репрессии в Красной Армии
накануне войны среди командного состава;
г) демонтаж старых и отсутствие
новых укреплений на границе;
д) военная доктрина,
предусматривающая военные действия на чужой территории;
е) превосходство по численности и
маневренности германских войск, накопленный ими в Европе опыт широких
наступательных операций.
Заполнение
таблицы у доски.
|
5
|
Переход к
этапу решения частных задач.
|
Первичный
контроль за правильностью выполнения способа действия.
|
Освобождение Яшкуля в ходе
Великой Отечественной войны.
В
ходе летнего наступления немецких войск группы армий «A» на астраханском
направлении,
28 августа 1942 года ударная группа вермахта (два немецких полка, два
дивизиона
артиллерии и 30 танков) перешла в наступление в районе Яшкуля, в результате
которого
29 августа советские войска с боями оставили Яшкуль.
20
ноября 1942 года советские войска перешли в наступление на Сталинградском
фронте. 23
декабря
1942 года советские части вышли к селению Яшкуль, которое противник превратил
в
укреплённый узел сопротивления, и охватили с флангов немецкие оборонительные
позиции.
В ходе боёв 26-28 декабря 1942 года Яшкуль был освобождён от немецких войск
частями
248-й стрелковой дивизии РККА.
Итог
учителя: В боях за Яшкуль отличилось немало воинов калмыков. Командир
отделения сержант С. Шандронов много лет спустя вспоминает: «До сих пор помню
Бадму Джимбиева, бросившегося на врага с гранатой с возгласом: «Пусть вода
яшкульских колодцев для вас,
бешеных
собак, станет ядом!». Петеэровец сержант Эрдни-Гаря Бадма-Халгаев бил по
танкам в упор... За каждый кусок земли мы бросались в атаку по нескольку
раз... Наше подразделение шаг за шагом двигалось вперед. Наконец, враг не
выдержал — в панике бежал из Яшкуля».
Задание:
Какие
города-герои вы знаете?
|
Рассказы
детей о героях ВОВ, участвовавших в освобождении Яшкуля
(+презентация)
Ленинград
(ныне Санкт-Петербург) с 1 мая 1945 г.
Сталинград
(ныне Волгоград) с 1 мая 1945 г.
Севастополь
с 1 мая 1945 г.
Одесса
с 1 мая 1945 г.
Киев
с 8 мая 1965 г.
Москва
с 8 мая 1965г.
Брестская
крепость (Крепость-герой) с 8 мая 1965 г.
Новороссийск
с 14 сентября 1973 г.
Керчь
с 14 сентября 1973 г
Минск
с 26 июня 1974 г.
Тула
с 7 декабря 1976 г.
Мурманск
с 6 мая 1985 г.
Смоленск
с 6 мая 1985 г.
|
6
|
Применение
общего способа действия для решения частных задач.
|
Коррекция
отработки способа.
|
Работа с
лентой времени.
·
В каком
году началась ВОВ?
·
Сколько
лет она длилась?
·
В каком
году освободили Яшкуль?
·
Когда и
кто с советской и германской стороны подписали акт о безоговорочной капитуляции
гитлеровской Германии?
·
Какие
Дни воинской славы, установленные федеральным законом, связаны со
знаменательными событиями Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг) ?
|
Отвечают
на вопросы.
27 января – День снятия блокады
города Ленинграда (1944 год);
2 февраля – День разгрома
советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943
год);
23 февраля – День защитника
Отечества;
9 мая – День Победы советского
народа в Великой Отечественной войне (1945 год);
23 августа – День разгрома
советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
5 декабря – День начала
контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под
Москвой (1941 год).
|
7
|
Контроль
на этапе окончания учебной темы.
|
Контроль.
|
Рефлексия:
Работа в
парах: предлагаю вам еще раз поработать в парах.
Мы сочиним
синквейн — стих из 5 строк,
в котором
не должно быть рифмы.
1-строка —
термин мир (1 группа), термин война (2 группа);
2-строка —
2 прил., раскрывающих качества;
3-строка —
3 глагола;
4-я строка
— краткое предложение, показывающее ваше отношение к понятию;
5-я строка
— одно слово, подводящее итог.
Заслушиваем
группы.
Подведение
итога урока: закончите фразу: «Сегодня на уроке я ...»
Д/з:
написать эссе на тему «Война и мир», применив полученные на уроке знания.
Письменная работа должна иметь следующую структуру:
·
ваша
позиция;
·
ее
обоснование (аргументы);
·
примеры,
иллюстрирующие вашу точку зрения;
·
выводы.
|
Работают в
парах, оглашают результат.
Рассказывают
о впечатлениях от урока.
Записывают
Д/з
|
Список литературы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://festival.1september.ru/articles/614846/
О
подвиге воинов 28 Армии // Кичиков М. Л. Во имя победы над фашизмом: Очерки
истории
Калмыцкой
АССР в годы Великой Отечественной войны. – Элиста: Калм. кн. Изд-во. – 1970 г.,
– С. 106 – 111.
Приложение 1
Задание: Хронология и периодизация
Великой Отечественной войны
(3 этапа).
Первый – начальный
|
Второй – коренной перелом
|
Третий – завершающий, победный
|
22июня 1941 г. –
ноябрь 1942г.
Сорван план молниеносной войны.
|
19 ноября1942г начало коренного
перелома в войне
декабрь 1943г.- завершение
коренного перелома
|
1944г. – 9 мая 1945г.
Акт о безоговорочной капитуляции
Германии. День Победы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.