Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Скачать материал

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

 

Цель: создать условия для формирования навыка правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но и в простых предложениях с однородными членами и союзами и, а, но

 

Задачи:                                                                                                                                                                                                  

·        наблюдать и делать выводы о роли союзов и, а, но в сложном предложении;

·        развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений;

·        конструировать предложения, обозначать схемами;

·        воспитывать интерес и любовь к родному языку;

 

Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.

 

Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цель урока;                                                                                                     составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.

 

Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения;                                                                      слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

 

Личностные:  дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;                                          стремиться к совершенствованию собственной речи;

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

УУД

I.            Оргмомент.

Мотивация к деятельности

Давайте начнем наш урок

с пожелания добра друг другу.

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах.

Коммуникативные УУ

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности (Языковая разминка)

- Прочитайте предложение.

-Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением?

Вспыхнула алмазным блеском молния и раздался гром.  Слайд 2

 - Я вам предлагаю записать данное предложение и выполнить синтаксический разбор.

Откройте тетради, запишите число, вид работы.

- Повторите ещё раз инструкцию, что вы должны сделать?

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 

III  Выявление причины затруднения и постановка темы и цели деятельности

 

 

 

- Кто пройдёт к доске и составит схему предложения?

- Кто желает озвучить?

- Просмотрев ваши тетради, я увидела, что вы по-разному записали это предложение. Почему?

- Почему по - разному составили схему этого предложения?

Значит, какова тема урока?

Посмотрите на схему, согласны?    Слайд 3

А только ли о сложных предложениях пойдёт речь? Посмотрите на 2-ю схему.   Слайд 4

 

Так, кто сформулирует тему урока более точно?

Тема:   Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но    Слайд 4

Постановка целей

Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- На какой главный вопрос, мы должны дать ответ в ходе урока?

(Какие сходства и отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и в простом с однородными членами?)      Слайд 5

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

·                    Чтобы ответить на главный вопрос урока проведём наблюдение

·                    1.Наблюдение с.68

·                    Прочитайте предложения, взятые из рассказов М.Пришвина в 1 колонке и сравните их с предложения 2-й колонки.

·                    1 группа работает с 1-й строкой, 2 со второй,….

·                    - Какие это предложения? (сложные).

·                    - При  помощью чего соединены части сложного предложения?

·                    ( При помощи интонации и союзов и, а, но, или только при помощи интонации)

·                    - Какова роль союзов в предложении? (соединяют части  предложения или однородные члены)

·                    - Что вы заметили? 1 группа? (в сложном предложении перед союзом а ставится запятая)        2 группа? 3 группа?

·                    - Какой вывод о постановке запятой в сложном предложении можно сделать?

·                    А сейчас полученные знания мы должны зафиксировать, получить какой-то продукт

1. Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему – подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом  предложении с однородными членами и в сложном, т.е. соотнесите вид предложения с нужными союзами (по группам)   Слайд 6

·                     

Защита мини - проекта  (схемы).  

Вывод: Слайд 10

- Пригодятся вам эти схемы-подсказки? Где?

- Где ставятся запятые мы с вами выяснили. А вот как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении, над этим мы сейчас и поработаем.

2.        Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах.   Слайд 11, 12,13

1.Нахожу и подчёркиваю………  главные члены предложения (основу предложения)
2. Считаю…………………        сколько основ в предложении
3. Если основ две или больше, то
……   предложение сложное
4.Нахожу  границы……………частей сложного предложения и нумерую части
5. Выделяю…………………союзы, если они есть
6.Ставлю…………………запятую перед союзом

7. Проверяю…….. написанное

 

Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 Владеть навыками аудирования

V. Этап закрепления и формирования метапредметных результатов (УУД)

 

Мы с вами составили схемы-подсказки, алгоритм, а  теперь цель нашей работы? (Потренироваться)
Задания для групп: Слайд 14

Определите, к какому типу относятся предложения.

В соответствии с этим поставьте недостающие знаки препинания.   

1 группа: Слайд 15

Утром пошёл сильный дождь, но к обеду перестал.

Совы днём спят, а ночью вылетают на охоту.

2 группа: Слайд 16

Часовой дошёл до угла и повернул обратно.

В лесу мы нашли и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы.

3 группа:  Слайд 17

Утром шёл сильный дождь, но к обеду погода разгулялась.

Вот солнышко пригрело землю, и ласточка простилась с Дюймовочкой.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схемы в предложения, предложения в схемы).

Личностные результаты    

Стремиться к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД  Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Мы с вами потренировались, а дальше что? Какова цель нашей дальнейшей работы?

(проверить знания, полученные на уроке)

- Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас и проверим.

Графический диктант

– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+»,

с неверными   «–».

1) Между однородными членами всегда ставится запятая. ( - )

2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. ( + )

3) Это схема простого предложения с однородными членами:

[  ___  ═    ] , [  _____  ═   ].  ( - )

4) Перед союзом и всегда ставится запятая. ( - )

5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но  всегда ставится запятая. ( + )

Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше?

Самопроверка                     

Внимание на слайд.   Слайд 18

– Проверьте по эталону:  -  +  -  -  +

– Кто допустил ошибки? В чём причина?

- Кто справился без ошибок?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

 

Познавательные УУД

 Задавать вопросы.

 

 

Коммуникативные УУД        

Владеть монологической речью.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

VII. Домашнее задание.                     

 

с.69 – правило, с.70, №73; Слайд 18

(задание по уровням, уровни, расписаны на карточке) 

(Прочитайте внимательно задание, выберите посильное для себя)

 Задание первого уровня

·         Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания.

Задание второго уровня

·         Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Составить схемы предложений.

Задание третьего уровня

·         Найти и записать предложения по данным схемам. Подчеркнуть грамматические основы.

1. [ ______   ______  ] и [  ______   _____  ].

2. [  ______    _______               и            ] .

3.  [  ____  _____ ] , [ ____  ____ ] , [___  ___ ].

VIII. Итог урока.

 

- Вспомните, какую цель перед собой мы ставили в начале урока?    Слайд 19

- Достигли мы их или нет?

- На каком этапе вам было легко?

- В чем затруднялись? Над чем ещё нужно работать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- У кого есть вопросы?

 - Спасибо за сотрудничество! Слайд 20

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока – введение нового знания;

На данном уроке используется технология деятельностного подхода, проблемного обучения, здоровьесберегающая, дифференцированный подход.

На уроке развиваются общеучебные умения ребенка: целеполагания, способность анализировать, обобщать, сравнивать, рефлексировать собственную деятельность и деятельность класса, работать в группе.

С предыдущими уроками связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к постановке знаков препинания между частями сложного

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 126 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 373
    • DOCX 73.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ильина Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ильина Татьяна Петровна
    Ильина Татьяна Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28909
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 388 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 221 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек