Проработка содержания темы
Практическая работа
Преподаватель:
- В народе говорят так: «Когда лес зазеленится,
когда вода разольется, когда птицы прилетают, тогда и весну встречают».
Девушки надевают свои лучшие наряды, идут хороводы
водить, весну зазывать.
- Какой основной рисунок хоровода?
- Как вы думаете почему?
(Круг олицетворяет солнце).
- Встречая весну, люди поклонялись солнцу –
источнику света, тепла, олицетворяющему радость, плодородие, богатство,
сытость, удачу.
(на доске схема № 1)
- Встанем в круг так, чтобы видеть друг друга.
Возьмемся за руки, теперь мы чувствуем тепло друг друга. Это же общей
праздник!
Методика исполнения рис. № 1 Круг
Танцующие
поворачиваются лицом к центру круга и, взявшись за руки, образуют замкнутый
круг.
(студенты
встали в круг)
- В какую сторону мы пойдем?
(по часовой стрелке, по солнцу).
- Хоровод всегда водят по солнцу.
Не зря в народе
говорят: «Надо продвинуть солнце по календарному кругу, помочь приблизить
Весну-Красну».
- Каким шагом
мы будем двигаться по кругу?
Попытаемся
возродить шаг русской девушки. Раньше девушки старались сшить сарафан вровень
с землей.
- Как вы
думаете для чего? (…)
- Чтобы
выработать у них грациозную, изящную походку.
- Если девушка сутулилась,
что происходило?
(подол по земле
пачкался).
- Попытаемся
исполнить шаг русской девушки.
В народе
говорят:
Красна девица
идет,
Словно павушка
плывет.
- Давайте
исполним этот шаг.
(студенты
исполняют шаг).
- в хореографии
это движение носит название «шаг на низких полупальцах»
(на доске
название шага)
- Если мы
постоянно будем водить хоровод по кругу, не будет ли нам скучно?
Давайте украсим
наш хоровод другими рисунками, ведь у нас праздник.
Какие рисунки
хоровода, кроме круга, вы знаете? (…)
- Разошелся
большой хоровод на малые, разбившись на 2 круга.
Методика
исполнения рис. № 2 Два
круга
Круги
находятся на небольшом расстоянии
друг от друга. Каждый круг делает поворот в свою сторону.
- Сейчас,
взявшись за руки, мы чувствуем тепло и добро, идущее от соседа.
- Встаньте так,
чтобы почувствовать тепло, идущее из самого центра.
(студенты
выполняют рисунок «солнечные лучики»).
Методика исполнения
рис. № 3 Лучики
Исходя
из двух кругов, которые располагаются
Рядом,
образуются «лучики». Танцующие
разворачиваются
боком к центру, закрепляя
свои
руки в одной точке, продолжая двигаться в
заданном
направлении.
(на доске схема
№ 4)
- Солнце посылает тепло и свет
людям. Зима гибнет под его жгучими лучами, и бегут по земле ручейки. Этот
рисунок вам знаком. Достаточно вспомнить детство и игру под названием ручеек.
Методика
исполнения рис. № 4 Ручеек
Рисунок
строится на основе двух колон,
которые
стоят рядом и подают друг другу руки, поднимая их вверх (одна девушка
поднимает правую, другая – левую руки). Каждая пара поочередно проходит
вперед под руками остальных пар, в это время все танцующие продвигаются назад
шагом на низких полупальцах. Начинает последняя пара.
-
Разделил ручеек улицу на два берега. Разошелся хоровод по разным сторонам.
Методика
исполнения рис. № 5 Улица
Два
ряда, две параллельные линии, стоящие на
небольшом
расстоянии лицом друг к другу,
образуют
рисунок «улица». Эти две линии
сходятся и
расходятся одновременно. Танцующие держатся за руки и идут шагом на низких
полупальцах.
- Часто в танце люди повторяют
увиденные в природе движения. Вот и следующий рисунок «змейка» взят из жизни.
Методика исполнения рис.
№ 6
Змейка
Этот
рисунок хоровода может начинаться из
линии.
Ведущий хоровода начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам
змеи. Все танцующие не разрывая рук, следуют за ведущим.
- Мы с вами уже знаем основные
рисунки хоровода. Теперь соединим их в танцевальную композицию. (Перечисляю
все рисунки по схеме).
- Не пора ли нам весну
встречать, хоровод водить?
(Студенты исполняют хоровод под
песенное сопровождение «Ах, улица-улица широкая»).
Встречая весну, девушки не только
водили хороводы, но и пели песни - заклички. Послушайте, как в народных
традиции звучит закличка.
(звучит фонограмма – пение птиц,
Ирина поет заклички и раздает птичек)
- О приближении весны возвещают
нам птицы – жаворонки.
«Сорок сороков птиц летят, весну несут». В каждом
доме птичек лепили из теста, мастерили из бумаги и глины. Подбрасывая вверх
фигурки птиц, девушки и дети пели песни, - зазывали весну.
ОПИСАНИЕ МЕТОДА
Этап занятия: Проработка
содержания темы.
Время проведения: до 20-ти минут.
Название
метода: «Освоение рисунков
хоровода», выполнение группой практической работы.
Происхождение
метода: Прием, заимствованный из технологии преподавания хореографии, адаптирован
к задачам занятия.
Цели
и задачи: Выучить и исполнить
основные рисунки хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка).
Необходимые
материалы: опорный конспект.
Предварительная
подготовка:-
Технология
проведения: До занятия студенты знакомятся
с теоретическими материалами темы по опорному конспекту. Преподаватель
предлагает студентам выполнить основные рисунки хоровода, (круг, два круга,
лучики, ручеек, улица, змейка), воплощая теорию в практику, опираясь на
методику сравнения рисунков танца с образами природы (Как ручеек бежит? Как змейка
ползет?). Для реализации задач занятия преподаватель вводит методику
проблемных вопросов, предлагая студентам найти на них ответы
Преподаватель:
- В
какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу?
Ответ
студентов:
- Мы
пойдем по часовой стрелке.
Преподаватель:
Как
вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с
землей?
Ответ
студентов:
Сарафаны
шили в пол для того, чтобы осанка у девушки была грациозная, а походка
изящная, легкая. Не зря в народе говорят:
Красна
девица идет,
Словно
павушка плывет
Девушке
в таком сарафане нельзя было сутулиться, а то подол по земле пачкался.
Преподаватель:
Если
мы будем водить хоровод по кругу, не будет ли нам скучно?
Ответ
студентов:
Конечно,
будет скучно. Поэтому надо разнообразить его другими рисунками.
Варианты проведения метода: -
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.