Инфоурок Физика Другие методич. материалыМетодическая разработка урока по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников"

методическая разработка урока по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников"

Скачать материал

ТЕМА УРОКА:"Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников" 

Цель  урока: закрепить знание закона Ома, познакомить учащихся с видами соединений    проводников и закономерностями, существующими в   цепи с последовательным и параллельным соединениями     проводников.

 Задачи:

- обучающие: формирование умений составлять электрические цепи,    проводить простейшие измерения. Раскрыть назначение последовательного и параллельного соединений, закрепить полученные знания путем решения практических задач

 -развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты 

экспериментов, обобщать, делать самостоятельные выводы, логически мыслить, строить план эксперимента, развивать мышление, устную речь учащихся.

-воспитательные: формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, в целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.

 Тип урока:комбинированный (беседа+рассказ+учебный практикум)

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Формы работы учащихся: выполнение теста, практических заданий, устные ответы на вопросы.

Методы работы: частично-поисковый,

Оборудование урока: ПК, интерактивная доска, плакат «последовательное и параллельное соединения проводников»,  карточки с тестами, источник тока, ключи, лампочка, реостат, резисторы, амперметр, вольтметр,

План урока:

1.                  Вводная часть. Сообщение учителя.

2.                  Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

3.                  Последовательное и параллельное соединение проводников. Демонстрация, беседа, презентация,   объяснение нового материала,  работа с таблицей.

4.                  Закрепление изученного материала.  Работа с презентацией. Решение задач.

5.                  Подведение итогов, домашнее задание. Сообщение учителя.

 

Ход урока

1.      Организационный момент. Здравствуйте, ребята.

Итак, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление, познакомились с приборами для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили закон Ома для участка цепи, а также научились собирать простейшую электрическую цепь.

Вопрос: Назовите составные части электрической цепи.

Ответ:Простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, ключа и лампочки (потребителя).

 В этой цепи мы использовали лишь один потребитель электрической энергии – электрическую лампочку. Но на практике такие электрические цепи встречаются редко. В основном электрические цепи состоят из большого числа потребителей электрической энергии, причём по-разному соединённых между собой. Мы с вами уже встречались с разными способами соединения проводников в электрической цепи, но сегодня на уроке мы изучим эти соединенияболее подробно.

2.      Актуализация знаний.Проверка домашнего задания - решить задачи: по карточкам (на  отдельной парте, 2 человека); проверка сложных домашних задач у доски - 2 человека.

Карточка 1

Необходимо изготовить реостат, рассчитанный на 6 Ом,  из никелинового провода диаметром 0,8 мм. Какой длины проводник надо взять? Каким будет падение напряжения на полностью включенном реостате при силе тока 1,5 А? ( удельное сопротивление никелина 4,2*10 -7 Ом *м )

Карточка 2

Найти сопротивление стального проводника сечением 5мм2 , если к нему приложено напряжение 64В. Средняя скорость упорядоченного движения электронов в проводнике равна 2*10-4 м/с, а их концентрация 4*1028 м-3.

Карточка 3

Медный проводник свит из 17 отдельных жил с площадью поперечного сечения 1,5 мм2 каждая. Определить силу тока, протекающего по проводнику длиной 100 м, если падение напряжения на нем 4 В. (удельное сопротивление меди 1,68*10 -8 Ом *м )

 

Тест на интерактивной доске. Для оценивания учащиеся заполняют лист оценивания) Нужно выбрать верное утверждение.

1.Электрический ток это … *СЛАЙД)

А. упорядоченное движение заряженных частиц.

Б. движение заряженных частиц.

В. движение электронов и протонов.

Г. беспорядочное движение заряженных частиц

Д. упорядоченное движение положительных ионов

 

2.Источник тока…

А. создаёт заряженные частицы в проводнике.

Б. создаёт и поддерживает электрическое поле в проводнике.

В. создаёт электрический ток.

Г. заряжает частицы в проводнике

Д. создает беспорядочное движение зарядов в проводнике

3.Какое из устройств не является источником тока?

А. Аккумулятор. Б. Вентилятор. В. Генератор. Г. Трансформатор. Д. Стабилизатор

4.Внутри источника тока …

А. происходит создание зарядов.

Б. происходит разделение положительных и отрицательных зарядов.

В. образуется электрический ток.

Г. создаётся упорядоченное движение электронов

Д. электростатическая защита

5.В каком из источников тока химическая энергия превращается в электрическую?

А. Гальванический элементБ. ФотоэлементВ. Термоэлемент

Г. Солнечная батарея             Д. Термопара

6.В каком из перечисленных веществ электрический ток протекать не может?

А. Медь          Б. Резина        В. Свинец.      Г. Алюминий     Д. Растворы солей

7. Как записывается закон Ома?

А. I=U*RБ. R=U*IB. I=U/RГ. U=I/ R                Д. R =UI

Правильные ответы: 1 а  2 б 3б 4 б  5 а 6 б 7в

Повторим элементы электрической цепи.

Устный опрос студентов по вопросам:

·                                 Какие вещества являются проводниками? Приведите пример.

·                                 Что такое электрический ток? Постоянный электрический ток?

·                                 Какие действия оказывает электрический ток при прохождении через проводник?

·                                 Какая величина является количественной характеристикой электрического тока?

·                                 Какую задачу выполняет источник тока?

·                                 Какова причина электрического сопротивления проводника?

·                                 От каких характеристик проводника зависит его электрическое сопротивление?

·                                 Железный проводник без изоляции длиной 1 м сложили втрое и скрутили. Изменилось ли при этом сопротивление? Как?

·                                 Как зависит сила тока от напряжения на концах участка? Прочитать закон Ома для участка цепи.

·                                 Найдите ошибку в схемах. Объясните.

 

После опроса собрать работы по карточкам, проверить домашнюю работу у доски.

 

Изучение нового материала.Учитель: Сегодня ребята мы с вами очередной раз окунёмся в мир электрических цепей.Запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь. Какие задачи мы поставим перед собой?Мы должныраскрыть назначение последовательного и параллельного соединений, закрепить полученные знания путем решения практических задач. (СЛАЙД : «ЗНАТЬ», « УМЕТЬ»)

 знать: Законы тока  в цепях с последовательным и параллельным соединениями проводников.

 уметь: Определять вид соединений потребителей энергии. Решать задачи на расчет электрических цепей постоянного тока.

Дадим определение электрической схемы.Определение: Соединения электрических приборов в электрическую цепь называются схемами.

Использование интерактивной лекции.

Рассмотрим схему последовательного соединения проводников.

Проводники в электрических цепях могут соединяться последовательно и параллельно.Рассмотрим схему последовательного соединения проводников.

При последовательном соединении проводников сила тока во всех проводниках одинакова(получить равенство по повторению определения силы тока: заряд, проходящий через сечение проводника):

I1 = I2 = I.

1-9-1

 

По закону Ома, напряжения U1 и U2 на проводниках равны :

U1 = IR1,   U2 = IR2.

Общее напряжение U на обоих проводниках равно сумме напряжений U1 и U2:

U = U1 + U2 = I(R1 + R2) = IR,

где R – электрическое сопротивление всей цепи. Отсюда следует:

R = R1 + R2.

Вывод:При последовательном соединении полное сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных проводников.

 Проверим эти выводы с помощью эксперимента: демонстрация последовательного соединения резисторов.

Этот результат справедлив для любого числа последовательно соединенных проводников.

При параллельном соединении напряжения U1 и U2 на обоих проводниках одинаковы:

U1 = U2 = U.

Сумма токов I1 + I2, протекающих по обоим проводникам, равна току в неразветвленной цепи:

I = I1 + I2.

1-9-2

Записывая на основании закона Ома

63230164561406-1

где R – электрическое сопротивление всей цепи, получим

63230164561426-2

Вывод:При параллельном соединении проводников величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям параллельно включенных проводников.

Демонстрация параллельного соединения резисторов.

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное: защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное:  при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Этот результат справедлив для любого числа параллельно включенных проводников.

3.      Закрепление изученного материала: Решение задачи на смешанное соединение резисторов с обсуждением. (на доске)

 

Как всегда, при выполнении практических заданий, попрошу вас заслушать правила по технике безопасности к лабораторным по электричеству, а также я вам заготовила памятки по технике безопасности, которые вы вложите себе в тетрадь и будете им следовать на протяжении всех лабораторных работ по электричеству.

Памятка по технике безопасности при работе с электрическим током.

  1. Не используйте при сборке электрических цепей провода с повреждённой  изоляцией с видимыми повреждениями.
  2. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.
  3. При сборке электрических цепей избегайте пересечения проводов.
  4. Источники тока подключайте в последнюю очередь.
  5. Все исправления в цепях проводите при отключенном источнике тока.
  6. Не прикасайтесь к вращающимся частям электрических машин.
  7. Не определяйте наличие тока в цепи на ощупь.
  8. Не прикасайтесь к проводам, свисающим со столбов, стен, торчащим из земли – они могут находиться под током.

Электрический ток явление полезное, нужное и опасное. С самого первого занятия нужно применять правила ТБ, как будто вы работаете с опасным для жизни током, даже если вы знаете что он безопасный.

Сборка любой электрической цепи  начинается с изображения схемы.

Задание 1.

Начертите схему цепи, состоящей из источника, 2-х электрических лампочек, соединенных последовательно, ключа.

Учитель: Соберем эту цепь, используя оборудование. (Собирает на экране, используя    )

Ученик собирает цепь.

Учитель: Обратите внимание, что цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Учитель: вспомним, как в цепь должен подключаться вольтметр и как амперметр. Нарисуйте схему.

Ученик: амперметр подсоединяется последовательно, а вольтметр параллельно тому участку цепи, где нужно измерить напряжение и силу тока.

Учитель:  подсоедините в цепь амперметр и вольтметр. Запишите в тетради значения силы тока и напряжения.

Задание 2.

Начертите схему цепи, состоящей из источника, 2-х электрических лампочек, соединенных параллельно, ключа.

Учитель: А теперь соберем эту цепь, используя оборудование.

Ученик собирает цепь.

Учитель:  подсоедините в цепь амперметр и вольтметр. Запишите в тетради значения силы тока и напряжения.

Ученик собирает цепь.

Учитель: сделайте вывод по полученным значениям силы тока и напряжения в обоих заданиях и запишите его в тетрадь.

4.      Подведение итогов урока: 

5.       Объявить оценки за урок.

Домашнее задание: параграф   9.4, повторить  9.3 стр.233-235 Физика. Авт. Б.Кронгарт, В.Кем, Н.Койшибаев,  выучить формулы для силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников.

Найдите в вашей квартире примеры параллельного и последовательного соединения проводников. Начертите их схемы в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ТЕМА УРОКА:"Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников" 

Цель  урока: закрепить знание закона Ома, познакомить учащихся с видами соединений    проводников и закономерностями, существующими в   цепи с последовательным и параллельным соединениями     проводников.

 Задачи:

- обучающие: формирование умений составлять электрические цепи,    проводить простейшие измерения. Раскрыть назначение последовательного и параллельного соединений, закрепить полученные знания путем решения практических задач

 -развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты 

экспериментов, обобщать, делать самостоятельные выводы, логически мыслить, строить план эксперимента, развивать мышление, устную речь учащихся.

-воспитательные: формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, в целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 898 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 596
    • DOCX 96 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Альчимбаева Каламкас Тлеубергеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 23594
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции